Ebay и Data insight провели исследование объема розничного экспорта российских материальных товаров в 2016 году.
Согласно данным исследования, в 2016 году общий объем отечественного экспорта (материальных товаров) через интернет составил 430 млн. долл., средний чек — 55 долл., а количество отправок — 7,9 млн. штук. Оценки для исследования были сделаны аналитиками Data insight на основе данных, собранных в ходе серий экспертных интервью с участниками кросс-бордерных отправлений: логистическими компаниями и крупнейшими интернет-магазинами. Общие оценки по экспорту материальных товаров включают в себя два формата отправок. Это непосредственные заказы из-за рубежа в российских интернет-магазинах и заказы в представительствах у локальных партнеров отечественных интернет-магазинов. В 2016 году средний рост выручки от экспорта по рынку составил 22%, а в 2017 году прогноз роста ожидается не менее 14%.
«На рынке экспортных отправок наблюдается замедление темпов роста, что объясняется эффектом низкой базы: рынок находится на стадии становления и начал набирать основные обороты лишь в последние два года», — отметил Илья Кретов, генеральный директор в России и на развивающихся рынках Европы eBay.
Если сравнивать трансграничные отправки онлайн-магазинов и заказы, сделанные непосредственно у российских продавцов, то в первом случае больше общий объем рынка (219 млн. долл. против 211 млн. долл.) и преобладает количество отправок (4,9 млн. против 3 млн.). Правда, по величине среднего чека преимущество у прямых закупок (69 долл. против 45 долл.). Оценивание ситуации по распределению количества отправок в страны зарубежья (включая СНГ) товаров, заказанных непосредственно у российских онлайн-продавцов, показывает, что 68% приходится на страны Европы и дальнего зарубежья (25% США, 8% Германия, 7% Великобритания, 5% Израиль, 4% Китай, 3% Франция, 3% Канада), а 32% на страны СНГ (42% Беларусь, 38% Казахстан, 20% Украина). В числе регионов отправки розничного онлайн-экспорта по заказам в магазинах и на маркетплейсах лидируют Центральный ФО (соответственно 46% и 46%), Северо-Западный ФО (18% и 20%) и Приволжский ФО (12% и 11%).
«По данным исследования более половины заказов, сделанных из-за рубежа, приходится на продавцов за пределами столичного региона, — отмечает Илья Кретов. — Учитывая значительную внутрироссийскую централизацию рынка интернет-торговли, можно утверждать, что розничный экспорт — перспективный канал для региональных игроков».
Показательно, что 40% экспортных товаров приходится на fashion категорию. Зарубежных покупателей, прежде всего, привлекает возможность заказа из России недорогих и качественных текстильных изделий. Далее идут товары для дома (27%), электроника (9%), книги и игры (8%), коллекционные вещи (7%), автозапчасти (3%) и косметика (2%). Если говорить про ebay, то самыми популярными категориями товаров здесь в 2016 году были: одежда (27%), коллекционные товары (26%), электроника (22%), лайфстайл (7%), запчасти и аксессуары (6%) и товары для дома и сада (4%).
Однако, пока в нашей стране не используются в полной мере возможности для роста экспорта. В итоге получается, что в странах Западной Европы доля среднего и малого бизнеса экспортирующего товары составляет 8%, в Восточной Европе уже 2%, а в России по данным Минэкономразвития это всего 0,3%. По опросам участников рынка сдерживающими факторами для развития экспорта в России является: низкая конкурентоспособность, стоимость и качество логистики, сложности таможенного оформления, апатия предпринимателей, отсутствие свободного капитала, слухи о налоговых инновациях.
Напомним, ранее сообщалось о том, что российский eBay будет отвечать за развитие бизнеса американской компании в 120 странах, среди которых есть страны Европы, Африки и Ближнего Востока.
Роман Хохлов, Retail.ru