Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 2105
Поделиться
"Доктор Столетов" вылечит рынок
На российском аптечном рынке была совершена первая за последние полтора года сделка по слияниям и поглощениям. Компания «Эркафарм», развивающая сеть «Доктор Столетов», приобрела таганрогскую сеть аптек «Вита Бай+». По мнению аналитиков, крупные аптечные сети, которым в кризис удалось оптимизировать бизнес, в этом году начнут поглощать региональных игроков.
Сделка по покупке компанией «Эркафарм» аптечной сети «Вита Бай+» была закрыта в конце 2009 года. По словам гендиректора компании «Доктор Столетов» Светланы Кошелевой, приобретенная сеть — лидер Таганрога как по количеству аптечных учреждений, так и по товарообороту. Ее доля на местном рынке составляет 27%. До сделки в Таганроге работали пять аптек «Доктор Столетов» (всего сеть насчитывает 427 точек), теперь к ним присоединятся еще девять аптек «Вита Бай+».
«Мы не считаем нужным менять ни кадровую, ни ценовую политику купленных аптек. Преобразования коснутся автоматизации сети», — уточнила г-жа Кошелева. Финансовые детали сделки не раскрываются.
По мнению аналитиков, южные регионы сейчас перспективны для развития аптечного бизнеса. «Пока там низкий платежеспособный спрос, но постепенно он будет расти», — считает директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Инвестиционную активность на юге также подстегивает и готовящаяся Олимпиада в Сочи.
О планах по расширению заявили и другие крупные аптечные сети. В сети «Ригла» рассказали, что планируют в 2010 году открывать новые аптеки в тех регионах, которые показали наибольшую эффективность. «Ригла» открыта для предложений о покупке готовых аптек, если те будут соответствовать требованиям к эффективности и цене, заявили в компании. «Фармакор» также готов рассматривать адекватные предложения о покупке аптечного бизнеса в различных регионах России. «Мы сами ищем интересные варианты», — заявили в пресс-службе «Фармакора». Кроме того, в 2010 году сеть планирует открыть 40—50 новых аптек по всей стране.
Однако крупнейшая в России аптечная сеть «36,6» пока намерена продолжать оптимизацию бизнеса и не планирует расширяться. «Компания будет фокусироваться на повышение эффективности и прибыльности существующих торговых точек», — пояснила директор по корпоративным коммуникациям «36,6» Ирина Лаврова.
До кризиса «36,6» была лидером на рынке M&A. В 2007 году компания приобрела шесть аптечных сетей в четырех городах на юге России, в том числе в Сочи. В середине 2008 года «Фармакор» приобрел восемь аптек в Петрозаводске и семь в Белгороде. Рост оборота аптечного рынка в те годы, по оценке экспертов, составлял 45—50%. Но кризис заставил аптечные сети притормозить развитие и задуматься об оптимизации. Ставки по рублевым кредитам выросли к 2009 году до 25—30% годовых. «До кризиса аптеки расширялись в основном за счет длинных дешевых денег», — объясняет г-н Мелик-Гусейнов.
Кроме того, подорожали медикаменты, что привело к снижению рентабельности сетей. По данным Росздравнадзора, только с января по май 2009 года оптовые цены на лекарства выросли в среднем по стране на 12%. В этой ситуации небольшим сетям стало выгоднее влиться в бизнес более крупных игроков. «Некоторые аптечные сети поняли, что их стоимость не возрастет, и решили продать свой бизнес», — говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Адекватные предложения со стороны региональных аптечных сетей приведут к росту количества сделок M&A, уверены эксперты.
RBC daily
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?