Декоративное изображение
529

Поделиться

До 30 000 рублей в месяц и возвраты после доставки: как устроен импульсивный шопинг в России

Импульсивные покупки стали повседневной практикой для миллионов россиян. Онлайн-магазины, маркетплейсы и постоянные акции сформировали привычку покупать по настроению, из-за скидки или просто «на всякий случай». Согласно исследованию СДЭК, международного логистического оператора экспресс-доставки, бумеры подвержены спонтанному шопингу в такой же степени, что миллениалы и зумеры, однако тратятся на онлайн-заказы меньше. В это же время россияне 29–44 лет чаще других решают отказаться от ненужного товара.

fizkes/Shutterstock/Fotodom

fizkes/Shutterstock/Fotodom

Каждый третий россиянин признается, что делает импульсивные покупки 1–2 раза в неделю, еще треть — 2–3 раза в месяц. Лишь каждый пятый отметил, что покупает что-то спонтанно реже 1 раза в месяц. При этом привычки заметно различаются в зависимости от возраста. Среди зумеров наибольшая доля (37%) приходится на тех, кто делает такие покупки как минимум дважды в течение месяца. Миллениалы чаще вовлечены в спонтанный шопинг: 39% занимаются им как минимум 1 раз в неделю, а 17% — даже несколько раз за 7 дней. Бумеры, вопреки стереотипам, не отстают — 38% из них также совершают импульсивные покупки еженедельно, а 13% делают это более 2 раз в неделю.

Причины импульсивного поведения различны, но наиболее распространенный мотив — желание воспользоваться выгодным предложением: 27% респондентов не могут пройти мимо скидки или акции. Для 21% поводом становится симпатия к конкретному товару — они покупают то, что просто понравилось. Столько же опрошенных совершают незапланированные покупки, чтобы порадовать близких. А каждому десятому шопинг помогает справиться с усталостью, стрессом и скукой — покупка становится формой эмоциональной разгрузки. Наибольшей популярностью в рамках спонтанного шопинга пользуются такие категории как одежда и обувь (20%), электроника и гаджеты (13%), косметика и уходовые средства (13%), а также товары для дома и интерьера (12%).

Тем не менее даже при импульсивном подходе покупатели не теряют рациональности. 58% респондентов откладывают товар, если осознают, что он им не нужен в данный момент. Еще 22% делают это из-за нехватки средств. А 9% заявляют, что отказались от покупки из-за нежелания поддерживать культуру чрезмерного потребления. Интересно, что даже после доставки товара многие готовы отказаться от необдуманной покупки: так поступают 45% миллениалов, 43% бумеров и 40% зумеров.

Различия между поколениями заметны и в объеме расходов. Среди зумеров 27% тратят на маркетплейсах и в интернет-магазинах 6 000–15 000 рублей в месяц, каждый пятый — до 3 000 рублей, и примерно столько же — в диапазоне 3 000–6 000 рублей. Еще 17% выходят за рамки 15 000 рублей, а 13% — регулярно превышают отметку в 30 000 рублей.

Миллениалы также активно тратят в онлайне: треть укладывается в диапазон 6 000–15 000 рублей, каждый пятый — в категории 3 000–6 000, и еще столько же — в 15 000–30 000 рублей. Более 30 000 рублей ежемесячно расходует 14% представителей поколения. Бумеры тратятся скромнее: 35% укладываются в диапазон 6 000–15 000 рублей, каждый четвертый — в 15 000–30 000 рублей, и каждый пятый — в 3 000–6 000 рублей.

От рубля до 13 тысяч рублей: какие пакеты ищут в «Поиске Яндекса»

Роль «1С» в ИТ-экосистеме российского ритейла

Интервью
Декоративное изображение

Владислав Курбатов, «Пятёрочка»: «Делаем так, чтобы сходить в магазин у дома было быстрее, чем ждать курьера»

Про вызовы, с которыми столкнулся ритейлер, окупаемость доставки, экспансию и франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами