По итогам первого квартала 2019 года 30 крупнейших российских аптечных сетей открыли 325 новых точек — в два раза меньше, чем кварталом ранее, пишет «Ъ» со ссылкой на рейтинг аптечных сетей DSM Group.
По итогам первого квартала 2019 года аптечные сети открыли вдвое меньше новых точек, чем в предыдущие три месяца. Сократился и совокупный оборот 30 крупнейших участников рынка — с 209,8 млрд руб. в четвертом квартале 2018 года до 203,3 млрд руб. за первые три месяца этого года. Первое место в рейтинге DSM Group занимает Ассоциация независимых аптек (нарастила оборот на 8% год к году). Второе место рейтинга — у «Риглы» (+19%). На третьем месте — «Эркафарм» (+17%).
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк объясняет сокращение динамики открытия новых точек ужесточением требований со стороны дистрибуторов, а также снижением покупательской способности населения. Аптечные сети вынуждены предоставлять поставщикам банковские гарантии, а отсрочка оплаты товара сократилась в два раза. Открывать новые объекты сейчас могут себе позволить только крупные сети, которые стремятся к увеличению доли рынка, что позволит им получить больший объем маркетинговых бонусов от производителей.
Новая политика поставщиков аптечных сетей негативно сказывается и на них самих. Так, по итогам 2018 года продажи фармдистрибутора «Протек» упали на 7,1%, до 224,7 млрд руб., год к году впервые за десять лет. А по итогам первого квартала 2019 года «Протек» уступил лидерство на рынке фармкомпании «Пульс».
Ранее аптеки обязали участвовать в маркировке лекарств.
Кроме того, Госдума предложила передать фармацевтам онлайн-доставку лекарств.