24 октября 2011, 00:01 3660 просмотров

В «Доме книги» народу, как в Ашане

Директор «Капитала» избавился от Донцовой и хочет стать главным «книжным» города

В начале октября книжный магазин «Капиталъ» объявил о расторжении договора о поставках книг с сетью «Топ-Книга». Дирекция магазина взяла курс на элитарность и качество, а собрание сочинений Дарьи Донцовой и прочую «вагонную беллетристику», долгое время лежавшую на полках мертвым грузом, вернула поставщику. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретилась с директором крупнейшего книжного магазина города Ильдаром Яркимбаевым и узнала, что сейчас читают новосибирцы и как «Капиталъ» собирается выживать в эпоху электронных книг и покупок по интернету.

Как изменится жизнь в «Капитале» после расторжения договора с «Топ-Книгой»? Снизятся ли цены? Изменится ли ассортимент?

Ассортиментная политика практически не поменяется, мы уже давно самостоятельно занимаемся ассортиментом. На сегодня мы расторгли договор с «Топ-Книгой» и вернули им книги. Мне кажется, иногда магазинам нужно это делать. Ежегодно в России выходит, по-моему, один миллион книг. Мы занимаем третье место в мире по наименованиям. И по тиражам входим чуть ли не в пятерку. Издаем мы много, но продается далеко не все. Чтобы выйти из этой ситуации, кто-то устраивает распродажи. Мы пошли по другому пути – освободили полки. Зато сейчас у нас заработает каждая полка. На них появятся книжки, которые действительно востребованы, а раньше на нижних полках книжки стояли по два года.

Что касается цен, то ничего не поменяется. Часто покупатели жалуются на то, что у нас высокие цены. Но, на самом деле, мы идем по рынку, у нас нет ни завышенных, ни заниженных цен. Это мнение экспертов в том числе.

Какие-то книги дороже в «Капитале», какие-то, наоборот, дешевле, чем у наших конкурентов. Просто неправильно при таком огромном книжным ассортименте делать сравнение только по новинкам, по лидерам продаж. У каждого магазина свой подход – кто-то делает акцент на новинки со скидкой, кто-то уценяет некоторые стеллажи. А если брать в среднем, то цены везде примерно одинаковые. Это как в продуктовых сетях. В одном месте дешевле молоко, но дороже мясо, в другом – мясо дешевое, но дорогой хлеб.

Когда вы открывались, было заявлено, что работать вы будете не только с «Топ-Книгой», но и с издательствами. Удалось ли реализовать эти планы?

Магазину три года, и, по большому счету, два из них мы работаем с издателями напрямую. Если в начале «Топ-Книга» была практически единственным поставщиком, то в последнее время в нашем обороте она занимала лишь около 20 %. Поставки с ними мы закрыли еще в феврале этого года. Просто был какой-то остаток, который стоял на полках. В основном старые книжки – 2008-го, 2007-го годов.

Много детективов, фантастики, любовных романов, кинороманов – того, что сегодня плохо продается. Были даже книги, которые не продавались со дня открытия магазина. Поэтому мы очистили полки для нового ассортимента.

Сегодня мы работаем со всеми крупными издательствами: «АСТ», «Эксмо», «Азбука», «ОЛМА», «Амфора» – я говорю про универсальные издательства. Работаем с оптовыми клиентами, у которых достаточно большой пул издателей. И изначально мы занимались тем, что находили интересные издательства, которых нет в Новосибирске. Например, в кулинарии это BBPG, в художественной литературе – «НЛО», AdMarginem, «Текст», «Вита Нова».

Нам интересно продавать не только популярную литературу, которая во всех магазинах выложена в зонах продвижения. У нас в этих зонах выставлены совсем другие книжки.

Потому что наш покупатель не ходит в сетевые магазины. Я бы даже сказал, что он не ходит в продуктовые сети и, может быть, даже в одежные. Он ищет что-то большее, в какой-то узкой нише. Поэтому у нас очень сильна специальная литература, деловая, юридическая. Сейчас будем развивать литературу на иностранных языках.

Какие книги появятся в магазине взамен Донцовой? Что вообще читают новосибирцы?

Новосибирцы читают хорошую литературу. Хорошо берут авторов – лауреатов премий: Кочергин, Прилепин, Пелевин. Современные русские авторы очень популярны. Из зарубежных авторов – Бегбедер, Йейтс, Шлинк… Фантастику читают. В наших лидерах продаж можно увидеть тех же авторов, что и в «Озоне»: Рубанов, Мураками и т.д. Но могут появляться авторы абсолютно незнаковые и непопулярные. Например, Кочергин «Крещеный крестами». Этой книжки не было нигде в Новосибирске, ее выпустило мелкое издательство в Санкт-Петербурге, а у нас она попала в лидеры продаж. Скоро появится переписка Довлатова, и думаю, она тоже попадет в лидеры.

Сейчас мы завершаем перепланировку, после чего в магазине станет просторнее и будет проще ориентироваться. Станет больше лицевой выкладки. Мы сделаем акценты на какую-то литературу: подарочные издания, собрания сочинений. Это коснется каждого отдела.

Будет больше интересных, необычных книжек, которые найдешь не в каждом магазине. Книжные магазины постоянно обвиняют в том, что ничего нельзя найти, все расставлено хаотично. И я прекрасно понимаю эти жалобы, тем более когда речь идет о таком большом магазине, как наш. Перепланировка, которая произошла с уходом «Топ-Книги», позволила нам сделать шире проходы, чтобы покупателям было удобнее, свободнее.

Как вы будете дальше конкурировать с магазинами «Аристотеля» – «Плинием Старшим» и сетью Book Look?

Действительно, мы конкурируем. С другой стороны, мы – два крупных магазина в самом центре города, и за три года мы как-то ужились между собой, отчасти даже делим потоки покупателей. Молодежь чаще ходит в «Плиний», к нам идут люди постарше. Никогда не было лобовой атаки, мы не пытались представить друг друга в дурном свете. Наоборот, часто бывает так, что когда у нас нет какой-то книги, продавец-консультант отправляет покупателя в «Плиний Старший». И самое приятное, что «Плиний» делает то же самое. Мы друг друга дополняем, один магазин подстегивает другой.

Какие у вас планы на развитие «Капитала»? Магазин уже окупился?

Есть желание сделать такой универсальный, семейный магазин. Мы к этому всегда стремились. Есть детская игровая площадка – в детском отделе, там уже играют дети, скатываются с горки, все в порядке. (Смеется.) Есть литературная гостиная, мы постоянно приглашаем авторов, проводим встречи.

Есть много сопутствующих товаров: канцелярия, периодика, игрушки, открытки, настольные игры, постеры… продаем кока-колу и чай зеленый… с лимоном. Есть медиа-отдел с дисками, аудиокнигами, фильмами и музыкой, есть отдел для художников, сувенирный отдел – это все помимо книг.

Мы еще в стадии окупаемости. Магазин очень большой, поэтому выход на проектный оборот был достаточно долгим. Подобные проекты окупаются в течение 7–10 лет. Это нормальная практика. Причем обычно это касается сетевых магазинов, а у нас – одиночный.

Насколько вообще жизнеспособен такой бизнес, ведь очень много интернет-магазинов, где любые книжки можно заказать за гораздо меньшие деньги, сидя дома?

«Капиталъ» – яркое свидетельство того, что открытие книжного магазина – это жизнеспособный бизнес. Мы открылись в самый кризис, в сентябре 2008-го, когда было падение продаж, а на книжках это очень сильно сказывается, потому что в первую очередь люди покупают продукты и одежду. Четыре года назад на книжный рынок Новосибирска состоял из огромной сети магазинов «Топ-Книги», их было, наверное, около 40. У покупателя не было выбора. При этом Новосибирск и сейчас, и тогда был очень высококонкурентным. То есть у нас очень хорошее количество магазинов на количество жителей. Много крупных магазинов. Для сравнения: в Москве пять крупных магазинов на 10 миллионов, а у нас – пять на 1,5 миллиона.

Открытие нашего магазина, открытие сети «Аристотель», затем сети «Читай-город» – эти события вдохнули новую жизнь в книжный рынок Новосибирска.

Может быть, он стал еще более конкурентным, но у покупателя появился выбор. И еще – в Новосибирске нет большого исторического крупного книжного магазина. Такой магазин есть в каждом городе, знаете, он обычно находится в самом центре и чаще всего называется «Дом книги». Очень хочется занять именно эту нишу. И в некотором роде мы ее занимаем. «Капиталъ» – это абсолютно новосибирский проект, абсолютно новосибирский магазин, мы торгуем в том числе книжками, которые издаются в Новосибирске. Мы не собираемся делать свою сеть, у нас задача стать именно таким «Домом книги» в перспективе.

Как должны развиваться и трансформироваться книжные магазины, чтобы выжить?

Многие сейчас говорят, что магазин должен становится универсальным, с огромной долей сопутствующего товара, а доля книг должна уменьшаться. Это один из вариантов выхода из положения. Хотя у нас, например, доля сопутствующего товара два года росла, а доля книг – падала, но сейчас положение выровнялось. Второй путь – магазин становится досуговым центром, где можно и почитать, и встретиться, и послушать лекции в неформальной обстановке. В «Капитале» все это как раз есть. Третий вариант – продажа книг в электронном виде. Мы продаем сами электронные книги, но отмечаем, что в книжных магазинах е-буки не берут. Их покупают в интернет-магазинах, в магазинах электроники. У нас – очень редко.

Но вообще, я думаю, от книжных магазинов мы никогда не уйдем, они всегда будут. Во-первых, они трансформируются в те три пункта, которые я назвал. А во-вторых, есть подарочные книги, которые, наоборот, выросли в период кризиса, да и детская литература не уйдет никуда. Хотя сейчас придумали мягкие детские электронные книжки, но в этом сегменте есть книжки-картонки, раскраски, книжки-игрушки, это такие вещи, которые детьми востребованы. Зато, например, покет-буки – по ним спад. Те, кто часто путешествует, сейчас пользуются е-буком, куда можно закачать сразу несколько книжек.

Растет деловая литература, юридическая. Юристы предпочитают держать закон в руках. Поэтому, мне кажется, книжные магазины никуда не уйдут, может быть, их станет меньше, но они будут жить.

Наоборот, с приходом электронных книг количество прочтений даже увеличилось – это подталкивает людей покупать печатные книги – в подарок, например, или просто потому, что книга понравилась. Крупные книготорговцы говорят, что в России не хватает книжных магазинов. Если в Европе 1 книжный магазин на 30 тыс. человек, то в России – на 150 тыс. Сети продолжают открывать магазины, мне кажется, они знают, что делают.

Сети победят одиночные магазины?

Кто победит – мне нравится этот вопрос, я сам часто думаю об этом! Раньше, когда я работал в сетях, мне казалось, что сети победят независимую розницу. Но на самом деле больше 50 % продаж в России – это независимая розница. Сети – это 30 %. У независимых магазинов много плюсов – подбор ассортимента, работа с покупателями. В Москве в таких магазинах, как «Библио-Глобус», «Дом книги», народу, как в «Ашане». В сетевых магазинах – меньше. Еще – сети работают с крупными издателями, мы – с мелкими. Через независимые магазины идет распространение авторской книги, мелких независимых издателей. Это одна из наших функций, которую мы стараемся выполнять.

Справка: Книжный магазин «Капиталъ» открылся в сентябре 2008 года на ул. Максима Горького. Магазин занимает три этажа в здании, общая площадь его помещений – около 1500 кв. м. Ассортимент книг – более 90 тыс. наименований.

Виктория Барабошина, НГС Новости

Статья относится к тематикам: Категорийный менеджмент, Магазиностроение
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

В «Доме книги» народу, как в Ашанекнижный магазин, книжный ритейл, ребрендинг