Баннер ФЗ-54
14 сентября 2011, 00:33 1949 просмотров

Налоги на бизнес решено повысить

В 2012 году бизнес доплатит сверх планов еще 200 млрд руб. НДС и налога на прибыль

Проект бюджета на 2012–2014 годы, который 20 сентября должно одобрить правительство, предусматривает не только сокращение дефицита бюджета. За два месяца лоббистам удалось выбить из Минфина дополнительных расходов на 425 млрд руб., половина которых уже распределена. Вице-премьер Алексей Кудрин вчера открыто заявил, что послевыборный рост расходов должен оплачиваться уже ростом налогов. Тем временем уже на 2012 год налоговое бремя вырастет без изменения налоговых ставок. Минфин заложил в бюджет рост собираемости НДС и налога на прибыль, а также «изменение структуры» налоговой базы — это позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) собрать с бизнеса еще 200 млрд руб.

В распоряжении «Ъ» оказались рабочие документы по бюджету, обсуждавшиеся накануне, 12 сентября, правительственной комиссией по бюджетным проектировкам. Из них становится очевидным, за счет чего Белому дому удалось столь значительно сократить плановый дефицит бюджета и нарастить расходы, одновременно снизив цену нефти, при которой бюджет РФ в 2012 году будет бездефицитным.

Напомним, базовые параметры бюджета правительство утвердило 7 июля 2011 года. До начала сентября Минфин и ведомства обсуждали возможность роста госрасходов. Как уже писал «Ъ», в итоге Белый дом повысил план по росту ВВП в 2012 году с 3,5% до 3,7% ВВП, прогнозные цены на нефть в 2012 году — с $93 до $100. В итоге в сравнении с проектом 7 июля ВВП и доходы федерального бюджета выросли на сходную величину — около 1,15 трлн руб. Нефтегазовые доходы выросли на 633 млрд руб., прочие — на 529 млрд руб. Львиная доля этих изменений позволила сократить планы по дефициту с 2,7% до 1,5% ВВП, остаток — около 450 млрд руб.— два месяца и делили ведомства.

Рост доходов, не относящихся к изменению макроэкономических показателей, согласно документам Минфина, составит в 2012 году 298 млрд руб.

Из них 204,2 млрд руб. являются фактическим повышением налоговой нагрузки на бизнес — они указаны в документе как «изменение структуры налоговой базы НДС и налога на прибыль» и «повышение уровня собираемости НДС, НДПИ и налога на прибыль». В сравнении с 2012 годом в действующем законе о бюджете на 2011–2013 годы налоговое бремя увеличивается де-факто на полтриллиона рублей — к сборам налогов в бюджет-2012 в старой версии «трехлетки» прибавляется на 412 млрд руб. налогов за счет «изменения структуры» и на 78 млрд руб.— за счет «роста собираемости».

В отличие от всех остальных изменений бюджета, остающихся в основном виртуальными, внесение в прогноз дополнительных доходов от сборов налогов — реальная новая нагрузка на бизнес, вполне сравнимая, например, с ценой вопроса при «снижении» ставки социальных сборов с 34% до 30%. Для ФНС это будет означать рост планов по сборам на те же 200 млрд руб.— как показывает практика выполнения планового задания ФНС, из бизнеса эта сумма будет выбита практически в любой ситуации. При этом вчера в Минфине не смогли прокомментировать «Ъ», что имеется в виду под «изменением структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль». Значимых изменений в налоговом законодательстве, касающихся этих налогов, в 2011 году не принималось и нет на рассмотрении в Госдуме. Очевидно, речь будет идти в первую очередь об усилении борьбы и с законным, и с незаконным возвратом НДС (неофициальные оценки объемов «искусственного» возврата НДС из бюджета составляют традиционно десятки миллиардов рублей в год), во вторую — борьбу с занижением налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, в 2012 году дополнительные налоговые доходы может дать введение системы параллельного контроля банковских и экспортно-импортных операций, о котором «Ъ» неоднократно писал.

Ненефтяные дополнительные доходы, половину которых должен оплатить бизнес, уже в значительной части поделены ведомствами в предвыборном порядке. Как следует из документов Минфина, накануне бюджетных совещаний в правительстве в начале сентября считались распределенными 425 млрд руб. из лимита — 451 млрд руб. Крупнейшими успехами лоббистов можно считать дополнительные 30 млрд руб. в расходы 2012 года на формирование материнского капитала, еще 25 млрд руб.— на субсидии пригородных перевозок РЖД, 18 млрд руб.— на жилье ветеранам, 9,6 млрд руб.— на мероприятия, «связанные с проведением праздничных дат в субъектах РФ». 12 млрд руб. дополнительно получит «российско-французский проект туристического кластера» на Северном Кавказе, 9,2 млрд руб.— государственные субсидии СМИ, 12,2 млрд руб. расходов удалось выбить в своих целях правительству Чечни. Наконец, дополнительные 37,8 млрд руб. поглощала «закрытая часть» бюджета — военные и ФСБ. Впрочем, как сообщили «Ъ» участники заседания бюджетной комиссии, в реальности показанные Минфином дополнительные доходы не были полностью распределены на заседании самой комиссии: новые запросы бюджетополучателей, по словам источника «Ъ», были удовлетворены только на сумму чуть более 200 млрд руб. Окончательный итог распределения Белым домом будет подведен только сегодня, когда в правительстве закончат работу над протоколом по итогам заседания бюджетной комиссии.

В итоге утром 13 сентября, комментируя на саммите Reuters бюджетную конструкцию, Алексей Кудрин признал: «Игра в предвыборные решения, которые существенно изменяют баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал. Даже я в такой степени это не прогнозировал». Напомнив также о принятом 31 декабря 2010 года скандальном решении президента Дмитрия Медведева об одобрении госпрограммы вооружений до 2020 года стоимостью более 20 трлн руб., не подкрепленных источниками финансирования, министр финансов пояснил: «В России одно из самых низких налоговое бремя, сегодня оно одно из самых низких — примерно на уровне США». И сообщил: «Это сегодня серьезное преимущество российской финансовой системы. Придется от него постепенно отходить, если у нас такие обязательства останутся».

Оппонентом Алексея Кудрина уже вечером стал помощник президента Аркадий Дворкович, в привычной для него манере прокомментировавший в Twitter идею повышения налогов с 2013 года: «Ни за что». Возможно, господин Дворкович имел в виду то, что у Минфина и ФНС и в 2012 году сохранятся возможности дополнительно наращивать сборы налогов, не изменяя их ставок. Исходя же из слов Алексея Кудрина, 200 млрд руб. нового налогового бремени — уже последнее, что можно выжать из экономики при действующих ставках.

Дмитрий Бутрин, Петр Нетреба

Ъ

Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
1190
Концепции настоящего и будущего
3764
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
2174
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1257
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3340
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7106

В 2012 году бизнес доплатит сверх планов еще 200 млрд руб. НДС и налога на прибыль

Проект бюджета на 2012–2014 годы, который 20 сентября должно одобрить правительство, предусматривает не только сокращение дефицита бюджета. За два месяца лоббистам удалось выбить из Минфина дополнительных расходов на 425 млрд руб., половина которых уже распределена. Вице-премьер Алексей Кудрин вчера открыто заявил, что послевыборный рост расходов должен оплачиваться уже ростом налогов. Тем временем уже на 2012 год налоговое бремя вырастет без изменения налоговых ставок. Минфин заложил в бюджет рост собираемости НДС и налога на прибыль, а также «изменение структуры» налоговой базы — это позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) собрать с бизнеса еще 200 млрд руб.

В распоряжении «Ъ» оказались рабочие документы по бюджету, обсуждавшиеся накануне, 12 сентября, правительственной комиссией по бюджетным проектировкам. Из них становится очевидным, за счет чего Белому дому удалось столь значительно сократить плановый дефицит бюджета и нарастить расходы, одновременно снизив цену нефти, при которой бюджет РФ в 2012 году будет бездефицитным.

Напомним, базовые параметры бюджета правительство утвердило 7 июля 2011 года. До начала сентября Минфин и ведомства обсуждали возможность роста госрасходов. Как уже писал «Ъ», в итоге Белый дом повысил план по росту ВВП в 2012 году с 3,5% до 3,7% ВВП, прогнозные цены на нефть в 2012 году — с $93 до $100. В итоге в сравнении с проектом 7 июля ВВП и доходы федерального бюджета выросли на сходную величину — около 1,15 трлн руб. Нефтегазовые доходы выросли на 633 млрд руб., прочие — на 529 млрд руб. Львиная доля этих изменений позволила сократить планы по дефициту с 2,7% до 1,5% ВВП, остаток — около 450 млрд руб.— два месяца и делили ведомства.

Рост доходов, не относящихся к изменению макроэкономических показателей, согласно документам Минфина, составит в 2012 году 298 млрд руб.

Из них 204,2 млрд руб. являются фактическим повышением налоговой нагрузки на бизнес — они указаны в документе как «изменение структуры налоговой базы НДС и налога на прибыль» и «повышение уровня собираемости НДС, НДПИ и налога на прибыль». В сравнении с 2012 годом в действующем законе о бюджете на 2011–2013 годы налоговое бремя увеличивается де-факто на полтриллиона рублей — к сборам налогов в бюджет-2012 в старой версии «трехлетки» прибавляется на 412 млрд руб. налогов за счет «изменения структуры» и на 78 млрд руб.— за счет «роста собираемости».

В отличие от всех остальных изменений бюджета, остающихся в основном виртуальными, внесение в прогноз дополнительных доходов от сборов налогов — реальная новая нагрузка на бизнес, вполне сравнимая, например, с ценой вопроса при «снижении» ставки социальных сборов с 34% до 30%. Для ФНС это будет означать рост планов по сборам на те же 200 млрд руб.— как показывает практика выполнения планового задания ФНС, из бизнеса эта сумма будет выбита практически в любой ситуации. При этом вчера в Минфине не смогли прокомментировать «Ъ», что имеется в виду под «изменением структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль». Значимых изменений в налоговом законодательстве, касающихся этих налогов, в 2011 году не принималось и нет на рассмотрении в Госдуме. Очевидно, речь будет идти в первую очередь об усилении борьбы и с законным, и с незаконным возвратом НДС (неофициальные оценки объемов «искусственного» возврата НДС из бюджета составляют традиционно десятки миллиардов рублей в год), во вторую — борьбу с занижением налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, в 2012 году дополнительные налоговые доходы может дать введение системы параллельного контроля банковских и экспортно-импортных операций, о котором «Ъ» неоднократно писал.

Ненефтяные дополнительные доходы, половину которых должен оплатить бизнес, уже в значительной части поделены ведомствами в предвыборном порядке. Как следует из документов Минфина, накануне бюджетных совещаний в правительстве в начале сентября считались распределенными 425 млрд руб. из лимита — 451 млрд руб. Крупнейшими успехами лоббистов можно считать дополнительные 30 млрд руб. в расходы 2012 года на формирование материнского капитала, еще 25 млрд руб.— на субсидии пригородных перевозок РЖД, 18 млрд руб.— на жилье ветеранам, 9,6 млрд руб.— на мероприятия, «связанные с проведением праздничных дат в субъектах РФ». 12 млрд руб. дополнительно получит «российско-французский проект туристического кластера» на Северном Кавказе, 9,2 млрд руб.— государственные субсидии СМИ, 12,2 млрд руб. расходов удалось выбить в своих целях правительству Чечни. Наконец, дополнительные 37,8 млрд руб. поглощала «закрытая часть» бюджета — военные и ФСБ. Впрочем, как сообщили «Ъ» участники заседания бюджетной комиссии, в реальности показанные Минфином дополнительные доходы не были полностью распределены на заседании самой комиссии: новые запросы бюджетополучателей, по словам источника «Ъ», были удовлетворены только на сумму чуть более 200 млрд руб. Окончательный итог распределения Белым домом будет подведен только сегодня, когда в правительстве закончат работу над протоколом по итогам заседания бюджетной комиссии.

В итоге утром 13 сентября, комментируя на саммите Reuters бюджетную конструкцию, Алексей Кудрин признал: «Игра в предвыборные решения, которые существенно изменяют баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал. Даже я в такой степени это не прогнозировал». Напомнив также о принятом 31 декабря 2010 года скандальном решении президента Дмитрия Медведева об одобрении госпрограммы вооружений до 2020 года стоимостью более 20 трлн руб., не подкрепленных источниками финансирования, министр финансов пояснил: «В России одно из самых низких налоговое бремя, сегодня оно одно из самых низких — примерно на уровне США». И сообщил: «Это сегодня серьезное преимущество российской финансовой системы. Придется от него постепенно отходить, если у нас такие обязательства останутся».

Оппонентом Алексея Кудрина уже вечером стал помощник президента Аркадий Дворкович, в привычной для него манере прокомментировавший в Twitter идею повышения налогов с 2013 года: «Ни за что». Возможно, господин Дворкович имел в виду то, что у Минфина и ФНС и в 2012 году сохранятся возможности дополнительно наращивать сборы налогов, не изменяя их ставок. Исходя же из слов Алексея Кудрина, 200 млрд руб. нового налогового бремени — уже последнее, что можно выжать из экономики при действующих ставках.

Дмитрий Бутрин, Петр Нетреба

Ъ

Налоги на бизнес решено повыситьналоги, бизнес, повышение акцизов, рост налогов, Правительство России, бюджет
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Налоги на бизнес решено повысить
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/57679/2017-10-23