Баннер ФЗ-54
16 февраля 2009, 00:00 2620 просмотров

ФАС добивается права прямого ценового регулирования

Рынки не поддаются сравнению

Комитет по экономполитике Госдумы поддержал предложенные ФАС поправки к закону «О защите конкуренции», которые в случае принятия расширят для антимонопольной службы право требовать прямого ценового регулирования на отдельных рынках, игнорируя баланс спроса и предложения и ограничивая возможную рентабельность. Атака ФАС на действующие нормы обеспокоила даже правительство — службе и Минэкономики еще в январе 2009 года поручено ограничить возможность широкого толкования новой нормы. Однако Госдума пока обсуждает поправки в практически неизмененной форме.

В пятницу комитет Госдумы по экономической политике рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении поправки к закону «О защите конкуренции». Законопроект представляет собой наименее дискуссионную часть «второго антимонопольного пакета» поправок к закону о конкуренции, разработанную Федеральной антимонопольной службой (ФАС) (см. “Ъ” от 8 декабря 2008 года). Согласованные с ведомствами предложения ФАС прошли обсуждение на заседании правительства 22 декабря 2008 года. Тогда ФАС совместно с Минэкономразвития было поручено доработать проект, 19 января 2009 года он внесен в Госдуму.

Поправки, обсуждаемые в Госдуме, уточняют полномочия правительства по определению порядка недискриминационного доступа к товарам и услугам госмонополий, вводят запрет на государственные и муниципальные преференции, повышают пороговые значения активов (с 3 млрд до 7 млрд руб.) и оборота (с 6 млрд до 10 млрд руб.) компаний, сделки по которым требуют согласования с ФАС. Но наиболее спорной нормой законопроекта ФАС стало новое определение «монопольно высокой» и «монопольно низкой» цены товара — одного из ключевых понятий закона о конкуренции.

В соответствии с действующим законом для признания цены товара монопольно высокой ФАС необходимо доказать, что его цена выше, чем цена на «сопоставимом» конкурентном рынке, и выше, чем «разумная» прибыль и «разумные» издержки производства. Таким образом, при определении цены учитывались и факторы издержек, и факторы баланса спроса и предложения. В законопроекте ФАС предлагается иная формулировка: «Цена товара может быть признана монопольно высокой, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли при отсутствии на территории РФ сопоставимого товарного рынка».

ФАС настаивает на формулировке, убеждая, что закон в действующей формулировке слишком легко обходить. «Два года применяя закон “О защите конкуренции”, мы убедились, что использовать критерий сопоставимого рынка не всегда удается. Любая наша попытка сопоставить цену на одном рынке с ценой на другом разбивалась об аргументы адвокатов: рынки несопоставимы по тем или иным критериям. Поэтому сделана оговорка: если сопоставимого рынка найти не удается, используется принцип разумных затрат и разумной прибыли»,— пояснил “Ъ” заместитель главы ФАС Андрей Цыганов.

Эксперты считают, что оговорка ФАС позволяет вводить ценовое регулирование на широком спектре рынков и ограничивать прибыль от удачной рыночной конъюнктуры. «Появляется возможность не учитывать факторы спроса и предложения — чтобы цена не была признана монопольно высокой или монопольно низкой, она должна соответствовать обычным издержкам и прибыли. Фактически этим мы получаем возможность ценового регулирования»,— говорит старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. Он констатирует, что порядок определения размеров «разумной» прибыли в законе не прописан. По его мнению, порядок ее расчета будет аналогичен порядку, принятому для госмонополий (этими расчетами занимается Федеральная служба по тарифам).

Поручение правительства к ФАС и Минэкономики требовало ограничить расширительное толкование именно этой нормы. В ФАС “Ъ” пояснили, что для определения уровня «разумной прибыли» предполагается использовать практикуемый в ЕС «принцип разумного инвестора». Соответствующие поправки к проекту будут подготовлены ФАС к второму чтению закона в Госдуме, сообщил господин Цыганов. В Минэкономики же “Ъ” сообщили, что «в части критериев монопольно высокой цены» проект до сих пор нуждается в доработке. А по мнению господина Новикова, чиновники ФАС «изобретают велосипед»: более детальная и проработанная методика содержится в разработанных Минфином поправках к Налоговому кодексу по трансфертному ценообразованию. Кроме двух критериев, используемых ФАС, Минфин предлагает еще четыре: среди них анализ цены последующей реализации товара, цены реализации продукта переработки, вычисление сопоставимой рентабельности. Отметим, впрочем, что эти критерии для работы ФАС более трудоемки. При этом ФАС пока не заявила о готовности сравнивать российские рынки с сопоставимыми иностранными для определения монопольно высокой цены, что решило бы значительную часть проблем.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не определена, но в ФАС рассчитывают, что Госдума примет закон в целом до завершения весенней сессии.

Александр Гудков, КоммерсантЪ

Статья относится к тематикам: Законодательство в торговле, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
200
Как начать производить товары под собственной торг...
213
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
2751
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
419
О нестандартных решениях международной компании
1531
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
8148
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
4078
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2320

Рынки не поддаются сравнению

Комитет по экономполитике Госдумы поддержал предложенные ФАС поправки к закону «О защите конкуренции», которые в случае принятия расширят для антимонопольной службы право требовать прямого ценового регулирования на отдельных рынках, игнорируя баланс спроса и предложения и ограничивая возможную рентабельность. Атака ФАС на действующие нормы обеспокоила даже правительство — службе и Минэкономики еще в январе 2009 года поручено ограничить возможность широкого толкования новой нормы. Однако Госдума пока обсуждает поправки в практически неизмененной форме.

В пятницу комитет Госдумы по экономической политике рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении поправки к закону «О защите конкуренции». Законопроект представляет собой наименее дискуссионную часть «второго антимонопольного пакета» поправок к закону о конкуренции, разработанную Федеральной антимонопольной службой (ФАС) (см. “Ъ” от 8 декабря 2008 года). Согласованные с ведомствами предложения ФАС прошли обсуждение на заседании правительства 22 декабря 2008 года. Тогда ФАС совместно с Минэкономразвития было поручено доработать проект, 19 января 2009 года он внесен в Госдуму.

Поправки, обсуждаемые в Госдуме, уточняют полномочия правительства по определению порядка недискриминационного доступа к товарам и услугам госмонополий, вводят запрет на государственные и муниципальные преференции, повышают пороговые значения активов (с 3 млрд до 7 млрд руб.) и оборота (с 6 млрд до 10 млрд руб.) компаний, сделки по которым требуют согласования с ФАС. Но наиболее спорной нормой законопроекта ФАС стало новое определение «монопольно высокой» и «монопольно низкой» цены товара — одного из ключевых понятий закона о конкуренции.

В соответствии с действующим законом для признания цены товара монопольно высокой ФАС необходимо доказать, что его цена выше, чем цена на «сопоставимом» конкурентном рынке, и выше, чем «разумная» прибыль и «разумные» издержки производства. Таким образом, при определении цены учитывались и факторы издержек, и факторы баланса спроса и предложения. В законопроекте ФАС предлагается иная формулировка: «Цена товара может быть признана монопольно высокой, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли при отсутствии на территории РФ сопоставимого товарного рынка».

ФАС настаивает на формулировке, убеждая, что закон в действующей формулировке слишком легко обходить. «Два года применяя закон “О защите конкуренции”, мы убедились, что использовать критерий сопоставимого рынка не всегда удается. Любая наша попытка сопоставить цену на одном рынке с ценой на другом разбивалась об аргументы адвокатов: рынки несопоставимы по тем или иным критериям. Поэтому сделана оговорка: если сопоставимого рынка найти не удается, используется принцип разумных затрат и разумной прибыли»,— пояснил “Ъ” заместитель главы ФАС Андрей Цыганов.

Эксперты считают, что оговорка ФАС позволяет вводить ценовое регулирование на широком спектре рынков и ограничивать прибыль от удачной рыночной конъюнктуры. «Появляется возможность не учитывать факторы спроса и предложения — чтобы цена не была признана монопольно высокой или монопольно низкой, она должна соответствовать обычным издержкам и прибыли. Фактически этим мы получаем возможность ценового регулирования»,— говорит старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. Он констатирует, что порядок определения размеров «разумной» прибыли в законе не прописан. По его мнению, порядок ее расчета будет аналогичен порядку, принятому для госмонополий (этими расчетами занимается Федеральная служба по тарифам).

Поручение правительства к ФАС и Минэкономики требовало ограничить расширительное толкование именно этой нормы. В ФАС “Ъ” пояснили, что для определения уровня «разумной прибыли» предполагается использовать практикуемый в ЕС «принцип разумного инвестора». Соответствующие поправки к проекту будут подготовлены ФАС к второму чтению закона в Госдуме, сообщил господин Цыганов. В Минэкономики же “Ъ” сообщили, что «в части критериев монопольно высокой цены» проект до сих пор нуждается в доработке. А по мнению господина Новикова, чиновники ФАС «изобретают велосипед»: более детальная и проработанная методика содержится в разработанных Минфином поправках к Налоговому кодексу по трансфертному ценообразованию. Кроме двух критериев, используемых ФАС, Минфин предлагает еще четыре: среди них анализ цены последующей реализации товара, цены реализации продукта переработки, вычисление сопоставимой рентабельности. Отметим, впрочем, что эти критерии для работы ФАС более трудоемки. При этом ФАС пока не заявила о готовности сравнивать российские рынки с сопоставимыми иностранными для определения монопольно высокой цены, что решило бы значительную часть проблем.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не определена, но в ФАС рассчитывают, что Госдума примет закон в целом до завершения весенней сессии.

Александр Гудков, КоммерсантЪ

ФАС добивается права прямого ценового регулированияправительство, цена, товар, производители, сговор, кризис, ФАС
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
ФАС добивается права прямого ценового регулирования
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/35872/2018-07-20