Баннер ФЗ-54
4 декабря 2008, 00:00 5876 просмотров

Более 80% российских компаний сокращают людей или зарплаты

Заштатное расписание

Ассоциация менеджеров и ИД «Коммерсантъ» представляют итоги традиционного опроса российских предпринимателей в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. В ноябре мы решили выяснить, как складывается ситуация на российском рынке труда. Выяснилось, что в России практически нет компаний, не запустивших либо не планирующих запустить в ближайшее время программы сокращения численности сотрудников или размера заработной платы.

Опрос был проведен в период с 10 по 21 ноября. В опросе приняли участие 115 топ-менеджеров и собственников российских компаний.

Мировой финансовый кризис привел к изменению кадровой политики многих российских компаний — сокращению уровня заработной платы и численности сотрудников. Поскольку нынешний кризис начался именно с финансового рынка, не удивительно, что в списке компаний, ужесточающих работу с кадрами, в первую очередь стоят компании финансового сектора — банки и инвестиционные компании. Однако проблемы начались уже и у специалистов многих отраслей реального сектора экономики — рекламной и строительной индустрии, логистики и продажи товаров, автомобилестроения и других.

Происходящие изменения уже нашли отражение в официальной статистике. Так, по данным Росстата, в октябре общее число безработных в России выросло до 4,6 млн человек, что на 1,7% превышает аналогичный показатель сентября 2008 года.

В итоге складывается ситуация, довольно нетипичная для нашей страны, которая на предшествующие кризисы в относительно небольшой степени реагировала с помощью количественной гибкости рынка труда. При этом работодатели, усилившие свои переговорные позиции, рассматривают ситуацию не столь пессимистично, поскольку ожидают повышения производительности труда путем найма более высококвалифицированных работников. Последним же в силу сокращения объема производства товаров и услуг и, соответственно, количества рабочих мест, видимо, придется осваивать новые для себя виды деятельности, адаптируясь к изменившимся условиям.

Волна сокращений численности сотрудников и уровня заработных плат, накрывшая Россию текущей осенью, наблюдалась на фоне общего экономического кризиса, спровоцированного, в свою очередь, проблемами на мировом финансовом рынке. По мнению опрошенных нами топ-менеджеров и владельцев российских компаний, кадровые перестройки либо стали прямым следствием общего кризиса (такого мнения придерживаются 50% опрошенных), либо превратились в реализацию давно назревших решений по оптимизации и повышению эффективности бизнеса (50%). Заметим, что ни один респондент не выразил своего несогласия о взаимосвязи сокращений с мировым финансовым кризисом.

Правда, в 40% компаний, представители которых приняли участие в опросе, пока речь не идет ни о сокращении штата, ни о сокращении заработной платы. 29% респондентов отметили наличие подобных программ в отношении сотрудников своих компаний, 13% — в отношении уровня заработной платы, еще в 10% компаний оба процесса уже идут одновременно.

Вместе с тем об отсутствии планов по сокращению зарплат либо штата в ближайшем будущем заявили лишь 15% респондентов. При этом, если ориентироваться на данные нашего исследования, программа сокращения штатов уже стартовала нынешней осенью в 45% российских компаний. После Нового года подобные программы стартуют еще в 30%. Постепенное сокращение еще до «осеннего сезона» начали 8% компаний.

Говоря о количественных параметрах сокращений (как произошедших, так и готовящихся), надо отметить, что в большинстве компаний, принявших участие в опросе, сокращение штата не превышает 30% от общей численности сотрудников и 30% от общего уровня заработной платы. Причем в 30% случаев речь идет о сокращении менее 5% штата, еще в 30% — от 5 до 10%, в 23% — не более 20%, в 13% — не более 30% всех сотрудников.

Снижение уровня заработной платы оказалось более существенным: 20% компаний планируют сократить средний уровень заработной платы от 20 до 30%, 17% — от 10 до 20%, 8% — от 5 до 10% и 13% — до 5% текущего уровня зарплаты. Отметим, что об увольнении половины и более штата компаний, равно как и аналогичного сокращения уровня заработной платы, речи пока не идет.

Не менее важный вопрос, кого коснулись увольнения в первую очередь. Результаты проведенного опроса позволяют говорить о том, что с точки зрения профессиональной ориентации ярко выраженных «лидеров» на рынке труда нет. В 52% компаний увольнения затронули «всех понемногу», в 9% случаев речь идет в основном о специалистах в области маркетинга, в 6% — о специалистах по подбору кадров или ИТ-служб.

А вот должностной уровень сотрудника при решении вопроса об увольнении играет более существенную роль. Так, в опрошенных нами компаниях не был сокращен ни один топ-менеджер. Вместе с тем 25% респондентов отметили, что в первую очередь сокращения коснулись менеджеров среднего звена, такой же результат был показан в номинации «менеджеры низшего звена». Вдвое меньше респондентов (12%) заявили, что сокращения коснулись в первую очередь вспомогательного персонала — секретарей и ассистентов. Впрочем, 27% опрошенных заметили, что уровень компетенции не имел определяющего значения при сокращении штата.

Сергей Литовченко, Александр Дынин, Ассоциация менеджеров; Петр Рушайло, “Ъ”

Статья относится к тематикам: Кризис. Точка бифуркации, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
514
Как начать производить товары под собственной торг...
443
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
3055
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
528
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
6543
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2416

Заштатное расписание

Ассоциация менеджеров и ИД «Коммерсантъ» представляют итоги традиционного опроса российских предпринимателей в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. В ноябре мы решили выяснить, как складывается ситуация на российском рынке труда. Выяснилось, что в России практически нет компаний, не запустивших либо не планирующих запустить в ближайшее время программы сокращения численности сотрудников или размера заработной платы.

Опрос был проведен в период с 10 по 21 ноября. В опросе приняли участие 115 топ-менеджеров и собственников российских компаний.

Мировой финансовый кризис привел к изменению кадровой политики многих российских компаний — сокращению уровня заработной платы и численности сотрудников. Поскольку нынешний кризис начался именно с финансового рынка, не удивительно, что в списке компаний, ужесточающих работу с кадрами, в первую очередь стоят компании финансового сектора — банки и инвестиционные компании. Однако проблемы начались уже и у специалистов многих отраслей реального сектора экономики — рекламной и строительной индустрии, логистики и продажи товаров, автомобилестроения и других.

Происходящие изменения уже нашли отражение в официальной статистике. Так, по данным Росстата, в октябре общее число безработных в России выросло до 4,6 млн человек, что на 1,7% превышает аналогичный показатель сентября 2008 года.

В итоге складывается ситуация, довольно нетипичная для нашей страны, которая на предшествующие кризисы в относительно небольшой степени реагировала с помощью количественной гибкости рынка труда. При этом работодатели, усилившие свои переговорные позиции, рассматривают ситуацию не столь пессимистично, поскольку ожидают повышения производительности труда путем найма более высококвалифицированных работников. Последним же в силу сокращения объема производства товаров и услуг и, соответственно, количества рабочих мест, видимо, придется осваивать новые для себя виды деятельности, адаптируясь к изменившимся условиям.

Волна сокращений численности сотрудников и уровня заработных плат, накрывшая Россию текущей осенью, наблюдалась на фоне общего экономического кризиса, спровоцированного, в свою очередь, проблемами на мировом финансовом рынке. По мнению опрошенных нами топ-менеджеров и владельцев российских компаний, кадровые перестройки либо стали прямым следствием общего кризиса (такого мнения придерживаются 50% опрошенных), либо превратились в реализацию давно назревших решений по оптимизации и повышению эффективности бизнеса (50%). Заметим, что ни один респондент не выразил своего несогласия о взаимосвязи сокращений с мировым финансовым кризисом.

Правда, в 40% компаний, представители которых приняли участие в опросе, пока речь не идет ни о сокращении штата, ни о сокращении заработной платы. 29% респондентов отметили наличие подобных программ в отношении сотрудников своих компаний, 13% — в отношении уровня заработной платы, еще в 10% компаний оба процесса уже идут одновременно.

Вместе с тем об отсутствии планов по сокращению зарплат либо штата в ближайшем будущем заявили лишь 15% респондентов. При этом, если ориентироваться на данные нашего исследования, программа сокращения штатов уже стартовала нынешней осенью в 45% российских компаний. После Нового года подобные программы стартуют еще в 30%. Постепенное сокращение еще до «осеннего сезона» начали 8% компаний.

Говоря о количественных параметрах сокращений (как произошедших, так и готовящихся), надо отметить, что в большинстве компаний, принявших участие в опросе, сокращение штата не превышает 30% от общей численности сотрудников и 30% от общего уровня заработной платы. Причем в 30% случаев речь идет о сокращении менее 5% штата, еще в 30% — от 5 до 10%, в 23% — не более 20%, в 13% — не более 30% всех сотрудников.

Снижение уровня заработной платы оказалось более существенным: 20% компаний планируют сократить средний уровень заработной платы от 20 до 30%, 17% — от 10 до 20%, 8% — от 5 до 10% и 13% — до 5% текущего уровня зарплаты. Отметим, что об увольнении половины и более штата компаний, равно как и аналогичного сокращения уровня заработной платы, речи пока не идет.

Не менее важный вопрос, кого коснулись увольнения в первую очередь. Результаты проведенного опроса позволяют говорить о том, что с точки зрения профессиональной ориентации ярко выраженных «лидеров» на рынке труда нет. В 52% компаний увольнения затронули «всех понемногу», в 9% случаев речь идет в основном о специалистах в области маркетинга, в 6% — о специалистах по подбору кадров или ИТ-служб.

А вот должностной уровень сотрудника при решении вопроса об увольнении играет более существенную роль. Так, в опрошенных нами компаниях не был сокращен ни один топ-менеджер. Вместе с тем 25% респондентов отметили, что в первую очередь сокращения коснулись менеджеров среднего звена, такой же результат был показан в номинации «менеджеры низшего звена». Вдвое меньше респондентов (12%) заявили, что сокращения коснулись в первую очередь вспомогательного персонала — секретарей и ассистентов. Впрочем, 27% опрошенных заметили, что уровень компетенции не имел определяющего значения при сокращении штата.

Сергей Литовченко, Александр Дынин, Ассоциация менеджеров; Петр Рушайло, “Ъ”

Более 80% российских компаний сокращают людей или зарплатысокращения, зарплаты, люди, предприятия, кризис
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Более 80% российских компаний сокращают людей или зарплаты
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/34094/2018-07-23