3 июля 2008, 00:00 3081 просмотр

Carrefour может купить украинский "Караван" за $224-300 млн

Вторая по величине в мире сеть продуктовых гипермаркетов Carrefour занялась поиском партнеров для выхода в Украину. Она ведет переговоры о покупке контрольного пакета акций сети гипермаркетов "Караван", стоимость 100% которой ее собственники оценили в $224-300 млн. Выход в Украину с помощью местного партнера – правильный путь, считают эксперты. Таким образом на этот рынок уже вышел конкурент Carrefour – Auchan, весной прошлого года купивший 20% украинской сети "Фуршет".

Крупнейшая в Европе и вторая в мире после Wal-Mart французская сеть Carrefour ведет переговоры с украинским "Караваном" о покупке доли в сети, рассказали сразу два топ-менеджера в отраслевых компаниях (один из них вел переговоры с "Караваном" о покупке сети в пользу западного оператора). Один из собеседников уточнил, что речь идет о покупке 50%+1 акции компании: "Также покупатель может получить право на выкуп оставшейся доли через два-три года после сделки". Собеседники утверждают, что Carrefour является основным претендентом на "Караван". Но сделка может не завершиться в этом году, отметил источник, близкий к ее организаторам. В пресс-службе Carrefour от комментариев отказались.

Участники рынка сообщили, что впервые менеджеры Carrefour приехали в Украину более года назад – сеть проводила исследование рынка. А один из столичных инвестбанкиров уточнил, что ритейлер интересовался также покупкой сети "Фуршет", 20% которой в марте прошлого года приобрела французская Auchan: "Они увидели, что по итогам первых двух месяцев работы гипермаркета 'Ашан' в Украине сеть показывает фантастические результаты, продажи идут очень хорошо. Кроме того, готовятся к открытию и другие объекты. Сейчас Carrefour разговаривает со многими сетями". "Директор Carrefour по экспансии приезжал в Украину около года назад и тогда заявил, что украинский рынок интересует компанию, но выход в Украину возможен после выхода в Россию",– рассказал директор "Украинской торговой гильдии" Виталий Бойко. Отметим, что Carrefour уже открыла офис в Москве и готовит к открытию первый гипермаркет в торговом центре "Фили", расположенном в западной части Москвы. Также ритейлер строит магазин в Краснодаре, а в 2009 году намерен открыть еще пять гипермаркетов, заявлял в марте гендиректор компании Хосе Луис Дуран. До сих пор о продаже сети гипермаркетов "Караван" не было известно. В презентации "Каравана" для потенциальных инвесторов за ноябрь 2007 года говорится, что сеть ищет иностранную сеть гипермаркетов в качестве стратегического партнера. Консультантами сети назначены французский банк BNP Paribas и украинский SARS Capital.

Учредитель SARS Capital Андрей Сирко от комментариев отказался. Получить комментарий BNP Paribas и председателя правления Karavan Real Estate (входит в группу компаний "Караван") Дениса Случинского не удалось, его мобильный телефон весь день не отвечал.

Первый гипермаркет группы "Караван" был открыт в 2003 году в Киеве. Сейчас ей принадлежит четыре магазина в Киеве, Харькове и Черновцах общей торговой площадью 28,6 тыс. кв. м. По 40% "Каравана" принадлежит предпринимателям Андрею Гордиенко и Сергею Хрипкову, еще 20% были проданы в прошлом году за $155 млн структурам банка Citigroup. По предварительным данным, выручка в 2007 году составила порядка $187 млн, EBITDA – $7,6 млн, чистая прибыль/кв. м – $6,3 тыс.

Как рассказали участники тендера по продаже "Каравана", свою сеть господа Гордиенко и Хрипков оценили с коэффициентом P/S (отношение цены к выручке) 1,2-1,6 в $224-300 млн. Коэффициент P/S за 2008 год для центров формата "Каравана" составляет в среднем 0,8-1,5 на развивающихся рынках, поэтому предполагаемая стоимость "Каравана" является приемлемой, отмечает аналитик Dragon Capital Тамара Левченко. Помимо четырех действующих магазинов к открытию готовятся гипермаркеты в Кривом Роге и Житомире. До конца 2011 года сеть планирует открыть еще 19 гипермаркетов торговой площадью 166,17 тыс. кв. м (у компании уже есть земельные участки), говорится в презентации "Каравана".

Carrefour – четвертый крупный иностранный ритейлер, который может выйти в Украину с помощью местного партнера. Так, СП с группой EastOne Виктора Пинчука создал российский "Мосмарт", а крупнейший сербский ритейлер Delta Maxi Group для развития в Украине создала СП с российской инвесткомпанией Finstar Олега Бойко (см. материал на стр. 7). Путем создания СП с местным ритейлером впервые в своей практике вышла на новый рынок и французская Auchan. "В Украине большие проблемы с оформлением собственности на землю. Опыт той же сети Billa, которая за пять лет не сильно смогла развиться, показывает, что лучше покупать местную сеть",– говорит Тамара Левченко.

Carrefour была основана во Франции в 1959 году семьями Фурнье и Дефори. Объединяет более 14,5 тыс. магазинов в 30 странах мира: гипермаркеты Carrefour (62% всей сети), супермаркеты Champion и Norte, небольшие магазины Shopi и Marche Plus, дискаунтеры Dia, Ed и магазины cash-and-carry Promocash. Акционеры – Halley Family Group (13,03%), Blue Capital S.a.r.l. (9,09%), еще 29,13% принадлежит институциональным инвесторам. Консолидированная выручка в 2007 году – 82,14 млрд евро, чистая прибыль – 2,47 млрд евро. Капитализация на NYSE Euronext вчера – 23,83 млрд евро.

Ъ

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Carrefour может купить украинский "Караван" за $224-300 млнcarrefour, украина, караван