4 февраля 2008, 08:49 2626 просмотров

Рост арендных ставок заставляет владельцев книжных сетей искать новые форматы

Низкорентабельный книжный розничный бизнес с трудом выдерживает арендные ставки, растущие в три-четыре раза быстрее цен на книги. Чтобы сохранить рентабельность, сети увеличивают долю некнижного ассортимента или открывают специализированные книжные магазины.

По данным книжных сетей, емкость их рынка составляет более 2 млрд долл., рост —10—15% в год. Около 80% книжной розницы контролируется локальными несетевыми игроками. По оценке участников рынка, около 10% книжной розницы контролирует компания «Топ-Книга» (владеет более 500 магазинами под брендами «Литера», «Лас-Книгас», «Kнигомир» и др.), 3% рынка занимает принадлежащая издательст­ву АСТ книжная сеть «Буква» (более 200 магазинов), около 2,5% — принадлежащие издательству «Эксмо» сети «Новый книжный» и «Буквоед».

За последний год, по словам гендиректора и совладельца сети «Буквоед» Дениса Котова, арендные ставки выросли на 20—30% и составляют в Москве и Петербурге 40—70 долл. за кв. м в месяц. При этом рост цен на книги за тот же период составил лишь 18—20%. Чтобы магазин оставался рентабельным, отмечают участники рынка, затраты на аренду не должны превышать 15—20% от выручки. «Цена за 1 кв. м в Москве сейчас выше, чем в некоторых европейских столицах, а книг продается не больше. Есть два способа повысить рентабельность книжных сетей: сократить площадь книжных магазинов либо увеличить ассортимент в пользу сопутствующих видов бизнеса. Сейчас, открывая новые магазины, мы расширяем и услуги, и ассортимент», — говорит гендиректор «Букбери» Светлана Фриденберг.

С ней соглашается Денис Котов из «Буквоеда»: «Диспропорция между затратами на аренду и стоимостью книг вынуждает нас повышать средний чек за счет сопутствующих товаров и новых видов бизнеса: мультимедийной продукции, концертной деятельности, кафе и др. Мы будем вводить и дополнительные услуги для потребителя: подборка библиотеки, заказ книг, которых нет в сети». Дополнительные услуги требуют большей площади, поэтому магазины сети меньше 1 тыс. кв. м будут расширяться, а в этом году «Буквоед» планирует инвестировать около 2 млн долл. в пять магазинов площадью более 1,5 тыс. кв. м.

О необходимости увеличения площадей говорят и в принадлежащей издательству АСТ сети «Буква». Там доля некнижных товаров, по словам управляющего директора сети Льва Ганкина, сейчас составляет около 20%. «Мы понимаем, что необходимо двигаться в сторону увеличения форматов и наращивать долю некнижной продукции в сторону канцтоваров, товаров для детей, мультимедиа», — говорит г-н Ганкин.

Сближение форматов по торговле книжной и мультимедийной продукцией началось два-три года назад. Сейчас CD и DVD продают вместе с книгами «Буква», «Буквоед», «Топ-Книга», «Букбери», «Республика» и др. Как отмечает PR-директор «Топ-Книги» Вячеслав Ухов, рост некнижной продукции в предложении книжных ритейлеров — общая мировая тенденция: «Например, на продажу книг у крупнейшей в мире сети Fnac приходится только 18% оборота». В среднем продажи мультимедиа могут занимать от 5 до 15% оборота сети.

Гендиректор и мажоритарный владелец сети «Топ-Книга» Георгий Лямин говорит, что его компании решить проб­лему роста арендных ставок помогает наличие нескольких форматов магазинов: «Книгомир» площадью около 300 кв. м, «Пиши-читай» и «Городская сорока» — не более 100 кв. м, а также «Литера» и «Лас-Книгас» — от 1 тыс. кв. м. «Мы подбираем формат под каждый город и район, исходя из конкурентной среды и спроса. Но очевидно, что в больших городах популярностью пользуются крупноформатные магазины», — рассуждает г-н Лямин.

Кроме того, книжные сети начали практиковать открытие нишевых магазинов. Издательство АСТ на месте бывшего магазина «Прогресс» на Зубовском бульваре открывает магазин, в котором более половины ассортимента составят книги на иностранных языках. Такой же магазин компания планирует открыть в Петербурге, а также отвести под этот формат 50—100 кв. м в крупных московских и региональных магазинах «Буквы». А сеть «Буквоед» в конце прошлого года открыла на Невском проспекте магазин подарочной книги площадью 350 кв. м, в котором продаются книги премиум-сегмента. «Цена книги в таком магазине колеблется от 5 тыс. до 700 тыс. руб. и больше. Там же можно заказать переплет практически из любой бумаги и оформить книгу каким угодно материалом, вплоть до драгоценных камней», — рассказывает г-н Котов. По его словам, срок окупаемости такого магазина составит не более 1,5 года.

RBC daily

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Рост арендных ставок заставляет владельцев книжных сетей искать новые форматы