21 января 2008, 10:57 724 просмотра

Регионы обсуждают продление ценовых мораториев на продовольствие неохотно

31 января заканчивается срок добровольного соглашения о "замораживании" цен на ряд продуктов питания крупными федеральными агропроизводителями и ритейлерами, на тот же срок подписано и большинство аналогичных соглашений в регионах. Пока правительство занимается анализом итогов "федерального" соглашения, появились первые договоренности и пролонгации ценовых ограничений в регионах. В Казани на прошлой неделе рост торговых наценок на социально значимые продовольственные товары ограничен до конца 2008 года. Но большинство регионов констатирует неэффективность акций такого рода и без команды центра не намерены их продлевать.

В преддверии окончания "федерального" моратория на повышение продовольственных цен (согласно ему, более 20 компаний заморозили цены по состоянию на 16 октября 2007 года до 31 января 2008 года на ряд "социальных" продуктов питания) появляется первая информация о новых региональных ограничениях цен после 31 января. По инициативе мэрии Казани десять крупнейших торговых сетей города, на которые приходится 19% розничного оборота продуктов питания в городе, согласились до конца 2008 года удерживать торговые надбавки на социально значимые товары в пределах 15%.

В отличие от осени 2007 года, речь не идет о замораживании цен, а об ограничении предельных торговых надбавок. В соответствии с документом предельная наценка на оговоренные в нем виды молочных продуктов установлена в размере 12%, на хлебобулочные продукты и крупы -- 15%. Кроме того, как сообщили в мэрии, пролонгированы 493 аналогичных соглашения с мелкими торговыми предприятиями и управляющими компаниями продовольственных рынков. Таким образом, соглашение распространяется на 822 объекта торговли. Судя по всему, это самое масштабное ограничение ценообразования на территории России. В Казани действует 2494 предприятия торговли, из них 1060 -- продовольственные магазины.

Мэр Казани Ильсур Метшин пояснил: "Это больше моральные обязательства, несоблюдение которых не предусматривает карательных мер со стороны власти". "Мы не можем диктовать, это больше джентльменское соглашение власти с бизнесом",-- сказал он. Господин Метшин подчеркнул, что в прошлом году соглашения "в подавляющем большинстве выполнялись". Он отметил, что рынок ритейла в Казани от введенных мер не стал менее привлекательным. "По тому огромному количеству желающих пополнить ряды ритейлеров в Казани я это никак не заметил",-- констатирует он.

По словам заместителя главы Татарстанского УФАС Олега Булгакова, в соглашении мэрии и минпромторга Татарии с торговыми сетями нет противоречащих законодательству пунктов и предусмотрено обеспечение конкуренции. Господин Булгаков напомнил, что 10 ноября правительство РФ издало постановление, в котором, в частности, говорится, что для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых товаров органы госвласти субъектов РФ вправе заключать соглашения с производителями товаров или торговыми организациями сроком не позднее чем до 31 января 2008 года.

Представители торговых сетей согласны с господином Булгаковым. В среднем казанском супермаркете ассортимент составляет не менее 1000 наименований, а социально значимые продукты занимают не более 2% ассортимента. Заместитель управляющего сбытовой сетью "Пятерочка" в Татарии Николай Козин рассказал, что от общего товарооборота продукты, на которые введен мораторий на увеличение наценки, занимают 5-6%. "У нас разница между входной ценой и продажной никогда не превышала 12%. Мы все-таки хотели бы, чтобы покупатели к нам ходили",-- рассказал господин Козин. Владелица и директор ООО "Бахетле" Муслима Латыпова заявила "Ъ", что ее магазины в Татарии "изначально являются социально ориентированными" и наценка на основные продукты в них составляет 10-12%. Она сообщила, что с ноября сеть реализует программу "Потребительская корзинка", и заверила, что цены на товары, из которых она состоит, самые низкие по сравнению с другими магазинами в Татарии.

Владельцы и менеджмент сетей в Москве относятся к казанскому соглашению сдержанно-негативно. Лев Хасис, CEO компании X5 Retail Group (в Татарии работают несколько торговых точек ее сети "Перекресток") заявил: "Действующие соглашения сыграли важную роль в стабилизации ситуации на рынке, и мы считаем их продление сейчас нецелесообразным. В настоящее время их дальнейшее существование может спровоцировать эффекты, обратные целям, ради которых они изначально подписывались". Сергей Галицкий, совладелец сети "Магнит" (несколько магазинов в Татарии), высказывается более резко: "Мы не будем работать себе в убыток, даже если примем инициативу правительства Татарии. Мы либо повысим цены на другие товары, либо выведем из ассортимента магазинов товары, попадающие под соглашение. А пойти на поводу у местных властей мы, скорее всего, будем вынуждены, потому что иначе нам просто не дадут дальше развиваться в регионе".

Идея продления моратория на региональном уровне, как показал опрос, обсуждалась в январе 2008 года в значительной части регионов, но в большинстве случаев без энтузиазма. Лишь в Новосибирской и Волгоградской областях местные ценовые моратории официально продлены. В Новосибирске новое соглашение действует до марта 2008 года, сообщила начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг администрации Новосибирской области Лариса Яркова -- договор подписан с девятью сетями. В Волгограде соглашение продлено до 1 апреля, "оно касается не просто "социально значимых" товаров, а всех продуктов, входящих в потребительскую корзину региона", рассказал вице-губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко. В основном же власти регионов ссылаются на сложности переговоров с федеральными сетями и неэффективность акций такого рода в целом.

Изменить ситуацию может лишь продление "федерального" соглашения. Его эффективность сейчас анализирует межведомственная рабочая группа под руководством МЭРТ. Выводы комиссии могут быть представлены на этой неделе.

Ъ

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Регионы обсуждают продление ценовых мораториев на продовольствие неохотно