18 декабря 2007, 00:01 1263 просмотра

Правительство предлагает продавать алкоголь в специализированных магазинах

Правительство России готовит доклад, в котором предлагается продавать алкоголь только в специализированных магазинах или в специальных секциях супермаркетов, имеющих собственную кассу. Как пишет "Российская газета", в настоящее время документ согласовывается с минфином, минэкономразвития, Федеральной налоговой службой, МВД, Роспотребнадзором, Федеральной таможенной службой - то есть со всеми многочисленными ведомствами, регулирующими алкогольную отрасль. В случае успешного прохождения этой непростой процедуры доклад будет направлен президенту.

Логика разработчиков, похоже, такова: если торговать алкоголем будут в строго определенных местах, государству станет легче контролировать прохождение продукции через розницу. Затем эти цифры можно сопоставить с данными системы ЕГАИС, учитывающей объем заводского производства и соответственно отследить "серый" оборот.

За последние месяцы инициативы по борьбе с нелегальными продажами алкоголя сыплются на рынок как из рога изобилия. Причины для этого имеются более чем веские. Как сообщила недавно Счетная палата, за последние три года объемы легальной реализации водки и ликероводочных изделий не превышали 137 миллионов декалитров (дал) в год. При этом в 2006 году в рознице реализовано около 212,2 миллиона дал этой продукции (данные Росстата). То есть около 50 процентов рынка приходится на нелегальную продукцию. Бюджет страны теряет по этой причине от 45 до 55 миллиардов ежегодно.

Ведомство Сергея Степашина даже предложило ввести монополию на оборот этилового спирта. Правительство, правда, эту инициативу не поддержало, однако вопрос так и не снят окончательно с повестки дня.

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин меры, предложенные правительством, считает разумными. По его мнению, "число точек, торгующих алкоголем, должно быть ограничено. Это не та продукция, которая должна продаваться на каждом шагу. Стоило бы еще ограничить продажу пива и табака. Они наносят не меньший ущерб здоровью нации, чем алкоголь".

Сегодня продавать продукцию "с градусами" может любой магазин, имеющий лицензию и уставный капитал не менее миллиона рублей. Алкоголем в розницу в России торгуют от 160 до 180 тысяч магазинов - своего рода государство в государстве. Эксперты опасаются: в случае реализации предложений правительства это создаст немалые проблемы и представителям этой гигантской системы, и потребителям.

- Мера обречена на провал, - уверен руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ("ЦИФРРА") Вадим Дробиз. - Выделить "спецотдел" в крупном магазине не проблема. Но на половине территории России выделить отделы, создать магазины невозможно. В некоторых областях в 60 процентах населенных пунктов нет объектов легальной реализации алкоголя. Еще полгода назад на территории Татарии им торговали... почтовые отделения.

- Не секрет: малый торговый бизнес живет во многом за счет продажи алкоголя и сигарет, где эта продукция занимает до 40 процентов оборота. Но в небольшом магазинчике еще один отдел - это еще один продавец, это дополнительная площадь, это новая касса, это, наконец, рост цен, - соглашается предприниматель Роман Жигульский. - Правительство хочет нанести удар по торговле или по нелегальной водке?

Между тем, если на местах сократятся продажи, это может привести к дефициту алкоголя, путь и не слишком серьезному, но дефицит - это неизбежный выход на сцену той же "паленки". Достаточно вспомнить, как полтора года назад правительство под девизом "Все нелегальное продают частники" пыталось убрать с алкогольного рынка индивидуальных частных предпринимателей и предпринимателей без образования юридического лица. Количество торговых точек по всей России сократилось на 40 процентов. Результат, как уже говорилось, не порадовал. Легальный рынок продолжает падать, "серый" никуда не делся.

- Неверен сам подход. В небогатой стране проблема нелегального дешевого алкоголя административными методами решена быть не может. Если нелегальный и суррогатный рынки составляют в сумме около 75 миллионов дал, а покупают эту продукцию не менее 30 процентов потребителей, это можно изменить только экономическим путем. Пора это понять теоретикам в министерствах, - говорит Дробиз.

- Подобные проблемы решаются только в комплексе, а не с помощью даже самых замечательных административных мер, - подтверждает Дмитрий Янин. - Рынку надо дать время, четко объяснить правила игры, последовательность действий. Тогда малый бизнес уйдет из торговли алкоголем без истерик и демонстраций.

/яо

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Правительство предлагает продавать алкоголь в специализированных магазинах