23 июля 2007, 09:43 766 просмотров

Рост цен на базовые сельхозтовары привел к массовому повышению цен на продовольственном рынке

Рост цен на базовые сельхозтовары -- зерно и масличные, которые за последние две недели подорожали на 15%, привел к массовому повышению цен на продовольственном рынке. На этой неделе об увеличении отпускных цен на 10-15% объявили производители муки, макарон, майонезов, кондитерских изделий плодоовощной и рыбной консервации. Чтобы компенсировать увеличение себестоимости, единовременное повышение должно было составить не менее 20-25%, утверждают производители.

"Из-за роста цен на основные ингредиенты для производства майонеза -- растительное и горчичное масла мы были вынуждены поднять отпускные цены на свою продукцию на 10-15%, в зависимости от позиции",-- говорит гендиректор ЗАО "Эссе Продакшн АГ" (ТМ "Махеевъ") Леонид Барышев. "Вынужденно повысили на 15% цены на майонезы и на 20% -- на промышленные жиры (используются при производстве кондитерских и хлебобулочных изделий.-- Ъ)",-- констатирует гендиректор крупного производителя растительных масел компании "Солнечные продукты" Сергей Иванов. Об аналогичном увеличении говорят производители муки, хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, плодоовощной и рыбной консервации. "Повышение цен на фасованную продукцию в среднем по рынку составило те же 15%, а на развесные макароны из мягких сортов пшеницы до 60%, с 8 руб. за килограмм до 13 руб.",-- отмечает Андрей Гуров, гендиректор компании "Инфолинк", крупного дистрибутора и производителя макарон.

Основной причиной подорожания стал беспрецедентный рост цен на зерно и масличные: подсолнечник, горчицу. Эта сельхозпродукция и продукты ее переработки являются основным сырьем либо используются в производстве основной массы продовольственных товаров. Как уже сообщал Ъ (см. Ъ от 9 июля), в июле цены на зерно выросли более чем на 10%, что связано с более низким, чем в прошлом году, прогнозом урожая в России (76 млн тонн против 78 млн тонн в 2006 году), а также ростом цен на мировом рынке. Подорожание зерна уже привело и к резкому удорожанию муки. За две последние недели июня цена муки высшего сорта повысилась на 2255 руб. и достигла 9700 руб. за тонну. Мука первого сорта подорожала на 2055 руб. до 9040 руб. за тонну. Год назад в конце июня цены снижались, составив, соответственно, 6215 и 5605 руб.

Еще более сложная сложилась ситуация с семенами подсолнечника и горчицы. "Производители масложировой продукции уже исчерпали складские запасы семечки, а сырье нового урожая появится на рынке только в сентябре-октябре",-- говорит директор по сырью компании "Эфко" (ТМ "Слобода") Валерий Сергачев. "Патовая ситуация в этом году ожидается на рынке горчицы. В России урожай этой культуры прогнозируется на уровне 12 тыс. тонн, при ежегодных потребностях промышленности не менее 45 тыс. тонн",-- говорит начальник отдела маркетинга холдинга "ПомидорПром" Светлана Брусенцова. По ее словам, дефицит горчичного масла производители консервов -- основные потребители этой продукции не смогут компенсировать даже за счет импортных поставок: в Канаде (крупнейший мировой производитель горчицы) также ожидается плохой урожай этой культуры. "Уже сейчас цены на горчичное масло достигли исторического максимума и составили 27 руб. за литр",-- отмечает госпожа Бусенцова.

Неутешительные прогнозы в отношении урожая заставляют большинство производителей говорить о новом подорожании. "Сейчас мы смогли увеличить цены на майонезы на 15%. Чтобы компенсировать увеличение себестоимости производства, эта цифра должна была составлять не менее 25%,-- подсчитывает Сергей Иванов из 'Солнечных продуктов'.-- На мучнистую кондитерку цены выросли на 10-15%, а для сохранения текущей рентабельности должны были вырасти на 20%". "Прибыль производителей майонеза, в связи с текущей ситуацией, упала вдвое",-- соглашаются в "Эссе Продакшн".

Торговые сети остаются практически единственным сдерживающим фактором, препятствующим дальнейшему повышению цен, отмечают производители. "Цены на сырье растут вместе с нашими затратами, а сети сегодня согласились лишь на трехпроцентное увеличение цены товара с нашей стороны",-- говорит Игорь Климашевский, коммерческий директор компании "Унисервис", производящей кондитерские изделия и рыбную консервацию. Другие производители подтверждают, что торговые сети настаивают на соблюдении заключенных контрактов на поставки товара в необходимых им объемах и по ранее зафиксированным ценам. "Рассматривать рост цен и изменение конъюнктуры рынка как форс-мажорные обстоятельства и идти на уступки готовы немногие",-- отмечает Леонид Барышев. По его словам, в результате многим производителям приходится работать с сетями в убыток: поставлять бутилированное масло по 8 руб. за литр, хотя затраты на сырье составляют 8,5 руб.

В пресс-службах компаний Х5 Retail Group и Auchan вчера отказались комментировать ситуацию. "5-7% -- максимальный рост, на который могут пойти торговые сети, поскольку речь идет о повышении цен на одни из самых востребованных потребителями товаров",-- говорит коммерческий директор крупного дистрибутора кондитерских изделий московского региона "Ай-Си-Эс" Алексей Ражба. Многие производители соглашаются работать с сетями на невыгодных условиях, так как доля сетевиков в общероссийском масштабе невелика, отмечает гендиректор агентства "Точка роста" Роман Шалимов. По данным Федеральной антимонопольной службы, на рынке торговли продуктами питания она не превышает в среднем сегодня 6%. В городах-миллионниках доля сетей гораздо выше: 40-60%.

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Рост цен на базовые сельхозтовары привел к массовому повышению цен на продовольственном рынке