Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Устойчивое развитие помогает больше зарабатывать
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo) — глобальный руководитель по вопросам устойчивости в Brambles. Физик по образованию, имеет степень магистра в области экологической инженерии и управления, кандидат наук в области физики. В прошлом работал в компаниях ETel Communications, Deloitte.
В компании Brambles специалист несет международную ответственность за определение и реализацию стратегии устойчивого развития компании.
— Давайте для начала определимся с терминами — что подразумевается под устойчивом развитием компании? И почему для бизнеса это важно?
— Программа устойчивого развития — это стратегия компании, в которой гармонично сочетаются бизнес, социальное и экологическое направление ее деятельности. Ситуация в мировой экономике привела к тому, что сотрудники, клиенты, инвесторы стремятся работать с «устойчивыми» компаниями, поскольку они стабильны, надежны как работодатель, бизнес-партнер, объект инвестирования. Стоит ли говорить, что серьезное финансирование получают только те организации, которые имеют стратегию и четкие долгосрочные цели. К примеру, BlackRock (одна из крупнейших инвестиционных компаний мира) определила, что будет инвестировать только в устойчивые компании, поскольку в перспективе именно они «выживут» на рынке и будут приносить прибыль.
— Если устойчивое развитие так выгодно для всех, почему его не внедряют повсеместно в России?
— Я думаю, что мир быстро меняется, развивается. Если вы сравните то, что было на рынке 10–20 лет назад с тем, что происходит сегодня, то увидите огромную разницу. К примеру, в США инициатива вести бизнес, который согласуется экологическими вопросами исходит от всех: от правительства, крупного бизнеса, мелких предпринимателей. Западная Европа в плане внедрения концепции устойчивого развития более «зрелая», чем, к примеру, Восточная. Поэтому те международные компании, которые приходят на российский рынок, так или иначе привносят эту концепцию в информационное пространство. Я считаю, что российские компании постепенно, пусть маленькими шагами, но все же идут к пониманию важности таких аспектов, как экология, социальное и корпоративное развитие. Они понимают, что за устойчивостью будущее и движение в этом направлении не только перспективно, но и выгодно.
— Как в таком случае найти баланс между экономическим и экологическим развитием организации?
— На мой взгляд, не нужно искать компромисс, потому что конфликта между бизнесом и устойчивым развитием нет. Иными словами, мы не зарабатываем меньше денег, потому что мы устойчивы, как раз наоборот — устойчивость помогает зарабатывать больше. При этом, сама по себе программа не должна стоить дорого. Конечно, отдельные проекты часто требуют финансовых вложений, но если брать концепцию в целом, она должна быть выгодна для компании, именно тогда она работает не как якорь, который «тянет вниз», а парус, который помогает двигаться вперед. Чтобы это доказать приведу пример: снизить выбросы CO2 можно путем обновления автопарка более экологичными, дорогими машинами, а можно путем оптимизации процессов логистики, к примеру, сокращения порожних рейсов, как мы это делаем в CHEP (ЧЕП). Каждый раз, когда мне задают такой вопрос, я объясняю, что здесь важно правильно интегрировать программу устойчивого развития в бизнес организации, найти свой уникальный путь, подойти к процессу творчески. В конечном счете, если вы устойчивы, то вы более эффективны, а значит вы экономите деньги.
— Как создать выгодную для компании программу устойчивого развития? На что обратить внимание?
— Прежде всего нужно отталкиваться от вашей сферы деятельности, ниши. Я часто вижу, как компании пытаются развиваться в тех направлениях, где они некомпетентны, например, создают благотворительные фонды. Мы в CHEP (ЧЕП), к примеру, предоставляем свои паллеты в пользование благотворительным организациям. Чувствуете разницу? Кроме этого, нужно составить бизнес-план (многие почему-то им пренебрегают), куда включить в том числе финансовую сторону вопроса, поскольку устойчивое развитие — это полноценная часть бизнеса компании. Я рекомендую мыслить именно в таком ключе, тогда устойчивость будет сокращать ваши расходы, а не увеличивать их.
— Расскажите о программе устойчивого развития CHEP (ЧЕП): как она зарождалась и какого уровня достигла сегодня?
— Мы всегда понимали, что CHEP (ЧЕП) — компания устойчивого развития. Мы создали программу в 2010 году, когда заметили, что мир движется в этом направлении. Сегодня устойчивость — часть культуры нашей компании, часть ее ДНК. Нашу работу высоко оценивают такие авторитетные компании как, к примеру, Morgan Stanley (крупный американский банковский холдинг, относящийся к числу финансовых конгломератов). Я бы сказал, что развитие в этом направлении — увлекательное путешествие, мы многого достигли, но хотим большего.
— Есть ли у вас интересные действующие проекты в компании?
— У нас много проектов, связанных с развитием транспортной коллаборации между участниками рынка. Такие проекты помогают нам снижать объемы выбросов CO2 в атмосферу за счет снижения порожних рейсов. Есть также проекты, связанные с диджитализацией цепочек поставок. Уже в некоторых странах Европы мы тестируем новые технологии по отслеживанию паллет, которые способствуют сокращению порчи продукции на поддонах, оптимизации запасов, повышении качества продукции на полках магазинов. В России мы участвует в экологических и социальных программах. К примеру, в 2017–2018 гг. компания участвовала в проекте «Наш лес. Посади свое дерево», в волонтерских программах Главного ботанического сада, благотворительных акциях по сбору продуктов питания в пользу многодетных семей и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации — «Корзина доброты» и «Народный обед».
— Как работа в должности директора по устойчивому развитию отразилась на вашей жизни? Какие инициативы по сокращению отходов/выбросов CO2 предпринимаете вы и ваша семья?
— Программой устойчивого развития в Brambles я занимаюсь уже 13 лет, и с тех пор мы все больше обращаем внимание на экологию и осознанное потребление ресурсов. Моя семья живет в центре Мадрида, поэтому мы решили отказаться от автомобиля в пользу велосипедов. Не так давно я узнал, что 1/3 всех продуктов, которая попадает в наш холодильник выбрасывается — люди не успевают съесть вес что купили. Сегодня мы стараемся подходить более осознанно к выбору товаров в магазине: на мой взгляд неправильно выбрасывать продовольствие, когда в бедных странах его не хватает. 5 июня — всемирный день защиты окружающей среды, в этот день в CHEP (ЧЕП) мы отмечаем день устойчивого развития. Девиз нашей компании: если вы не можете использовать вещь повторно, откажитесь от ее. Моя семья следует тому же завету: мы не купим товар, если знаем, что не сможем сдать его на вторичную переработку, мы отказались от одноразовых товаров, например, от пластиковой посуды.
Интервью
Анастасия Холопова, retailab: «Приятный плюс к продажам могут принести даже небольшие изменения»
Можно ли «освежить магазин недорого», про тренды в магазиностроении и почему стоит привлечь экспертов при редизайне?