— Кстати, учитывая печальную судьбу «Зебры», не боитесь ли повторить её путь?
Нет, не боимся. «Зебра» не была сетевым супермаркетом, потому и имела большие издержки. А мы — сетевой формат, у нас на этом объекте издержки будут однозначно меньше: не только из-за сети, но и по причине отсутствия высокооплачиваемого бизнес-персонала как класса. Там сейчас только «полевой» персонал — продавцы и консультанты. К тому же мы получили довольно выгодную аренду, очень долго договаривались и сбивали цену с владельцами этого здания. «Патэрсон» там может стать альтернативой «Универсаму» с его высокими ценами, где даже я алкоголь стараюсь не покупать.
— Как вообще сегодня обстоит ситуация с арендой коммерческих площадей в Новосибирске?
В среднем мы платим от 350 до 1300 рублей за квадратный метр. Вообще процесс ставок аренды подвижный, живой, все время ведутся переговоры. Доходит до того, что в больших торговых центрах, построенных в не очень удачном месте или в не очень удачное время, мы платим только за коммунальные платежи. Нам отдают помещения, чтобы мы создавали хоть какой-то поток посетителей. И, несмотря на не очень удачное расположение, в таких местах можно сделать очень низкий ценник.
Если говорить в целом о коммерческой недвижимости, у меня есть ощущение, что нынешний ценовой рубеж — ещё не дно. Уже сейчас ситуация такова, что интереснее входить в длинную аренду, лет на пять, нежели покупать площади или класть средства на депозит.
— С началом действия нового закона о запрете работу игорного бизнеса, освободилось множество помещений игровых залов или казино. Вам они интересны?
Интересны, но не все — не подвалы, а залы площадью 300–500 квадратных метров. Вообще, игорный бизнес и такие компании, как «Евросеть», сильно разогревали рынок. Теперь люди, которые владеют этими площадями, не могут отвыкнуть от высоких ставок аренды, которые позволяли себе платить эти компании. И мы пока подождем.
— Вы ждете, а как обстоит дело с ожиданием у ваших поставщиков? Отсрочки выросли?
Разговоры вокруг отсрочек — шаманские танцы. Говорю вам, сейчас те же отсрочки и просрочки что и в прошлом году, по крайней мере у нас. Проблема вызвана пресловутым дефицитом ликвидности и ограниченным доступом к кредитным ресурсам. Если раньше поставщик мог спокойно дать отсрочку на 30 дней, допустим, используя овердрафт, и это никак не отразилось бы на производстве, то сейчас у него ресурсов хватает только на 14 дней. Вот и возникают разговоры о просрочке. Вообще сроки просрочки в договорах всегда разные и колеблются от недели на хлеб до 90 дней на алкоголь.
— А как с кредитами у самого холдинга «НТС»? По какой ставке кредитуетесь?
Кредитовались бы, но дорого. Есть предложения только по ставке 25%. Надо быть самоубийцей, чтобы брать что-то по такой ставке. Приемлемая ставка — 12%. Можно отдавать один процент маржинального дохода. У ритейлеров рентабельность по чистой прибыли колебалась до кризиса от 1,5 до 5%. Один или два процента «маржи» отдавать банку ещё можно, но больше — уже нет.
А вообще если бы был свежий кэш, сейчас самое время развиваться. Недвижимость подешевела в разы, можно «забивать деньгами» предприятия, которые будут делать хорошую, качественную, недорогую продукцию. Сейчас — аналог 1998 года, который бы позволил перезапустить промышленность, если бы нас кредитовали.
— Сегодня в Новосибирске появляется много небольших сетей продуктового ритейла, конкурирующих в том числе и с вами. Это тоже привет из 90-х?
Многие бизнесмены проходили 90-е годы, знают реакцию потребителей на отсутствие денег в кармане и стараются «окучивать» этот спрос. Я сам отлично помню 1998 год, кода люди стали резко покупать кильку в томатном соусе и перестали покупать итальянские макароны. Хотя наша макаронная промышленность тогда находилась на грани умирания.
Сейчас логистические цепочки рушатся. У дистрибутора почти ничего нет, только оборот, банк «рубит» таким кредиты в первую очередь. А ещё задержка с платежами от магазинов, и они чувствуют себя не очень хорошо. И что происходит? Ребята с деньгами едут в Москву и крупным оптом берут раскрученные товары — например кофе. А потом у себя ставят ценник немного ниже и продают розничным магазинам.
— Сеть «Холидей Классик» договаривается о продаже с X5 Retail Group. Угрожает ли это каким-то образом франшизе, по которой вы развиваете магазины «Пятерочка»?
Даже если они объединятся, «Х5» не имеет право работать под брендом «Пятерочка», у нас договор франшизы до 2015 года. Будет работать «Холидей» или «Перекресток». А вообще, мало шансов, что тони объединятся. Объявить о слиянии они должны были в июле, но не объявили. Значит у них с переговорами — какие-то проблемы. Скорее всего, «Х5» хочет купить дешевле.
— А вот вам вопрос не как эксперту ритейла, а как потребителю. Какие товары, по-вашему, наиболее полезны — российские или зарубежные?
Однозначно российские. Наши ГОСТы остались ещё с советских времен и одни из самых жестких в мире. Да, вся колбаса вредна, но наша — менее вредна, чем иностранная. Вместо колбасы возьмите сало или кусок мяса. Пожарить кусок мяса с перцем и солью — 15 минут, но зато будешь уверен, что все натуральное.
Антон Нагорняк
biz.newsib.ru