Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Семен Слуцкий, заместитель генерального директора сети гипермаркетов «Мосмарт»
© Никита Варенов, Retail.Ru, 29.09.2004
Амбициозный проект «Мосмарт» наконец стал по-настоящему сетевым, — на Дмитровском шоссе столицы открылся второй гипермаркет под вывеской этого оператора. Уже в ближайшее время московских «Мосмартов» станет три, — готовится к открытию магазин в торговом комплексе «Вэй-Парк». А в самой сети тем временем оценивают перспективы региональной экспансии с привлечением к строительству местных девелоперов. О планах развития одного из флагманов отечественного рынка гипермаркетов рассказывает заместитель генерального директора сети Семен Слуцкий.
- Будет ли новый объект «Мосмарт» на Дмитровском шоссе качественно отличаться от комплекса на Ярославском шоссе?
- Однозначно будет. Мы учли все недочеты, допущенные в нашем первом объекте на Ярославском шоссе, и сделали соответствующие выводы. Отличаться он будет прежде всего размерами — площадь т/ц на Дмитровском шоссе — 26 000 м2, общая площадь гипермаркета – 14 000 м2. Напомню, на Ярославском шоссе весь т/ц занимает 16 500 м2 . Благодаря большей площади у нас появилась возможность увеличить представленность товаров в некоторых отделах. Гипермаркет на Дмитровском шоссе является флагманом сети – именно он станет типовым объектом, который будет тиражироваться в дальнейшем.
Приоритетным направлением для нас является свежая продукция. Мы существенно расширили отделы свежей рыбы, овощей и фруктов. Изменилась и секция non-food – увеличился отдел товаров для дома, парфюмерии, появился отдел декоративной косметики. Более просторная сезонная зона позволит нам лучше представлять сезонные коллекции.
Одной из новинок «Дмитровки» является «горячий стол» – это готовые горячие блюда, которые можно продегустировать. Тут же можно и перекусить. Кроме того, на Дмитровском шоссе увеличена производственная мощность пекарни.
В недалеком будущем рядом с т/ц будет открыт еще один магазин работающий в сегменте DIY (do-it-yourself).
- А что будет в «Вэй-парке»? В связи с тем, что объект не полностью принадлежит «Гиперцентру», произойдут ли какие-то изменения в торговой галерее?
- «Вэй-парк» – большой комплекс, занимающий 70 000 м2 вместе с парковками. Общая площадь торговых помещений составляет 55 000 м2. Компания «Гиперцентр», которая является девелопером всех наших проектов, владеет около 28% этого объекта. «Мосмарт» выступает якорным оператором – общая площадь гипермаркета составляет 14 000 м2 . Есть и торговая галерея, но она невелика – около 500 м2.
При подборе арендаторов акцент был сделан на сервис: в галерее будут работать отделение банка (плюс дополнительный офис банка, который занимается потребительским кредитованием наших клиентов), химчистка, а также компания, занимающаяся мелким ремонтом одежды, обуви, изготовлением ключей. Конечно, от таких арендаторов не стоит ожидать высокой арендной платы, но мы идем на этот шаг, чтобы реализовать на практике политику единого предложения – one stop shopping , т.е. предложение полного спектра услуг.
- Какими критериями руководствуется компания «Гиперцентр» при подборе арендаторов?
- «Мосмарт» является основным генератором привлечения потребителей. Наши потребители должны получать в т/ц товары по цене, соответствующей их ожиданиям. Поэтому у нас вы не увидите, например, бутики, способные платить высокую арендную плату, но предлагающие дорогие товары.
- Каковы планы развития вашей сети?
- Четкая последовательность действий пока есть только по Москве и Нижнему Новгороду. Осенью мы начинаем строительство объекта на Боровском шоссе. Его проектирование уже практически закончено, остается добавить последние штрихи. Это будет торгово-офисный комплекс с крупнейшим гипермаркетом общей площадью 18 000 м2 в качестве якорного оператора. Туда же переедет наш центральный офис – он займет несколько этажей. В т/к будет достаточно большая галерея, многозальный кинотеатр и др. Рядом предполагается привлечь оператора формата DIY. Я подчеркиваю, что мы не собираемся сами открывать такие магазины – это не наш бизнес. Компания «Гиперцентр» ведет переговоры с предполагаемыми партнерами, и скоро мы увидим там кого-то из крупных операторов.
Другая реальность – это объект на шоссе Энтузиастов, расположенный на пересечении с МКАД. Сейчас там также заканчиваются проектные работы, выносятся гаражи, которые находятся на части участка. Осенью мы будем готовы приступить к строительству.
В Нижнем Новгороде примерно такая же ситуация – осенью мы выходим на строительную площадку. Но здесь задача немного сложнее – приходится перемещать станцию железной дороги. Впрочем, эта проблема находится уже в стадии разрешения. Эти три объекта мы планируем открыть в следующем году. В Москве есть еще один объект, который мы надеемся запустить в эксплуатацию в следующем году, но ситуация вокруг него еще полностью не прояснилась.
В настоящий момент мы ведем делевелоперские разработки в ряде городов, в том числе в Санкт-Петербурге, Самаре, Казани, Ростове-на-Дону и других, но конкретных дат ввода в эксплуатацию этих объектов мы пока назвать не можем.
Поскольку девелопмент региональных проектов – процесс достаточно капитало- и трудоемкий, включающий в себя поиск участков, получение разрешительной документации, проектирование и строительство, мы изменили тактику выхода в регионы. Проект «Мосмарт» («Росмарт» — в регионах) состоялся, и мы хотим тиражировать его с помощью региональных девелоперов или инвесторов, которые были бы в состоянии справиться с проектом и построить его «под нас». Мы готовы управлять в таких т/ц гипермаркетами – якорными арендаторами, можем управлять и торговыми галереями. Надеемся, что такая концепция позволит нам продвигаться быстрее.
- Многие ранее анонсировавшиеся планы «Мосмарта» либо не состоялись, либо существенно задерживались в своей реализации. Конкуренты сходятся во мнении, что причина в недостатке средств.
- Это не так. Все наши планы носили четкий характер и были реализованы, хотя и не без задержек. Мы развиваемся очень интенсивно – в 2003 г. у нас был только один гипермаркет, сегодня их два, в октябре прибавится третий. Что касается средств, то они у нас есть и были с самого начала. Качественно и недорого построить объект – очень не простая задача. Девелопмент начинается с поиска участка. Могу сказать, что в Москве эта проблема наиболее актуальна. Сегодня много говорят о выходе на рынок новых операторов, но мне не совсем понятно, где они будут строиться. Я сам занимался девелопментом, ездил, смотрел участки – в Москве их практически нет. Можно взять участки, с которых нужно будет выводить промышленные предприятия, тянуть многокилометровые коммуникации и т.д. Это стоит сумасшедших денег, и что можно предложить потребителям после таких инвестиций, не вполне понятно. Окупаемость таких проектов займет десятилетия. Поэтому дело, конечно, не в финансах. Проблему составляет возможность найти участок, договориться и приобрести на него права.
- За счет каких средств происходит развитие сети?
- Мы развиваемся за счет собственных средств и средств кредиторов. Основным нашим кредитором является «Сбербанк». Четкого соотношения собственных и заемных средств я назвать не смогу – оно постоянно меняется.
- Рассматриваете ли вы возможность использования рыночных финансовых инструментов?
- Мы не отрицаем такую возможность – вопрос заключается в степени готовности к этому компании. Пока у нас есть возможность развиваться самостоятельно, поэтому мы немного подождем и с облигационными займами, и с первичным размещением акций.
- Некоторе время назад появились сообщения о намерении швейцарской инвестиционной компании MCT Asset Management войти в число совладельцев «Мосмарт». Какова сегодня структура собственности компании?
- Структура собственности ЗАО «Мосмарт» не изменилась.
- Бизнес «Мосмарта» изначально позиционировался как сетевой. Теперь, когда управляемых вами объектов стало почти три, как осуществляются основные процессы управления?
- Централизованное управление происходит на уровне головного офиса, гипермаркетам переданы функции, не подлежащие централизации. Такая система управления была выстроена изначально, поэтому нам не пришлось ничего менять.
- Кто будет осуществлять логистику в «Мосмарте»?
- Пока мы только формулируем свою стратегию относительно логистики. Мы не планируем создавать собственный РЦ, предполагая отдать этот сервис в руки сторонних компаний, выбор которых мы сейчас ведем. Логистика – это отдельный бизнес, и в нем есть свои профессионалы.
- Каковы, на ваш взгляд, стратегические перспективы «Мосмарта» и российского рынка гипермаркетов?
- В ближайшие пять лет есть все возможности для динамичного развития. Мы проводили исследования, которые оценивали очень простые параметры: численность населения, доходы на душу населения, количество автомобилей. Также мы смотрели на опыт наших соседей в Восточной Европе – Румынии, Болгарии, Чехии, Польши и т.д. Рынок просто грандиозен. Через четыре-пять лет мы только достигнем этапа его зрелости, когда начнет ощущаться серьезная конкуренция. Все заявленные на сегодня проекты формата «гипермаркет» — это существенно меньше того, что может переварить наш рынок в ближайшие пять лет.
Важно отметить, что вполне оформившимся трендом стало медленное сокращение нецивилизованных форм торговли – базаров и открытых рынков. Немало в этом направлении делает и московское правительство. Альтернативой закрытию рынка является его переустройство, что решает вопросы, связанные с качеством продукции, ее хранением. Кроме того, переустройство позволяет фискальным органам лучше контролировать налоговую ситуацию. Но расходы на все эти мероприятия лишают рынки конкурентного преимущества перед цивилизованными форматами торговли, а именно – низких цен. К тому же, рынок даже в улучшенном варианте не может предложить должный уровень сервиса для потребителя. Поэтому будущее, конечно, за гипермаркетами, сочетающими широту предложения, низкие цены, качество товаров и удобство потребления.
Интервью
О новых трендах в обслуживании, снижении издержек и актуальности сервиса, персонале и маркетинге.