FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
26 декабря 2018, 10:10 13985 просмотров

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

Дальний Восток составляет треть территории России, но несмотря на это путь развития региона в силу его отдаленности, обособленности и сложной логистической инфраструктуры отличается от европейской части страны. Лев Волков, генеральный директор крупнейшей региональной розничной сети «Самбери», рассказал журналисту Retail.ru о своем непростом пути развития в отрасли, особенностях работы в регионе, приучении персонала к улыбке, скептическом отношении к программе лояльности и преимуществах перед федеральными сетями.

«Самбери» — крупнейшая розничная сеть на Дальнем Востоке, управляющая 27 гипермаркетами, расположенными в десяти городах Дальнего Востока: Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане, Находке, Фокино, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Белогорске. Первый магазин сети был открыт в Хабаровске в 2005 году в формате дискаунтер.

Лев Волков, генеральный директор крупнейшей региональной розничной сети «Самбери»— Как давно вы работаете в ритейле? С чего началась ваша карьера?

— В рознице я работаю с начала 1990-х годов, в продуктовой рознице начинал свою карьеру в компании Mars и даже занимался прямыми продажами на рынке b2b. А в «осмысленном» ритейле я с 2003 года.

Как я попал в отрасль — интересная история: в 2001 году правительство США благородно пыталось развивать «отстающие туземные территории» и в том числе сделало программу помощи российским предпринимателям. Ее суть — стажировка и работа в Америке в течение нескольких месяцев. Этот грант пришел и сюда, на Дальний Восток, и я решил в нем поучаствовать.

Задание было непростое, как сейчас помню – представить свой план долгосрочного и краткосрочного стратегического планирования (в то время мы и слов-то таких не знали), а также быть действующим предпринимателем и управлять своим делом.

Я пришел к своему будущему и нынешнему партнеру Юрию Егорову (мы встретились, когда он был дилером, а я сотрудником Mars) и говорю ему: «Слушай, давай что-нибудь придумаем!».

А Юрий уже тогда был весьма успешным бизнесменом. Кроме того, в 1990-е годы ему удалось как-то по-хитрому попасть в Австралию — это когда больше половины россиян заграницу видели только по телевизору. Он год проучился тогда в местном университете и получил диплом, поэтому в части профессии он видел мир больше остальных.

Именно Юрий — первый, кто мне тогда рассказал про большой склад-магазин, предложил сделать такой ангар, где выложить товар на паллетах и продавать. Скажу честно, моя внутренняя реакция тогда была просто смешной — я подумал: кому это у нас нужно? Тем не менее разработал концепцию, выиграл этот грант и в мае 2001 года уехал работать и учиться в Сан-Франциско на пару месяцев.

А когда я вернулся из Америки, мы с партнером решили объединиться и воплотить эту концепцию в жизнь - создали совместное оптовое предприятие по принципу Cash&Carry. Затем в апреле 2003 года мы открыли наш первый магазин в Хабаровске на ул. Шкотова. Помню, сарай такой был — лужи, грязи, поле непаханое.

Интересно, что этот объект успешно работает и сегодня, рассказывая одновременно историю развития компании, потому что такой конфигурации зала вы не встретите нигде, он рос и развивался вместе с нами.

Тогда, после первого открытия, я понял, что ритейл — это непростая отрасль и, если хочешь быть успешным, в ней нужно себя развивать. Поэтому я подал свое резюме в «Ашан». Они меня взяли и отправили во Францию, где я больше года проработал в их магазине на севере страны, недалеко от штаб-квартиры компании. После этого вернулся в Москву и еще 2 года отработал в «Ашан» в Химках.

— Расскажите про сеть «Самбери»: как создавалась, чего удалось достичь?

— Все началось в мае 2007 года, когда я уволился из «Ашан» и вернулся на Дальний Восток. Здесь в Хабаровске мы открыли первый гипермаркет «Самбери» в формате дискаунтер.

Сегодня у нас открыто 27 объектов в регионе. Фактически мы создали уже 33 проекта, но какие-то маркеты пока не открыты по разным причинам: к примеру, в конце декабря откроем объект № 25 на ул. Калинина во Владивостоке, хотя магазин № 26 уже работает.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

Торговые площади магазинов сети от 1 тыс. до 7 тыс. кв. м, где 1 тыс. — это формат супермаркета-экспресс, 3–4 тыс. кв. м — средний формат, свыше 4 тыс. — гипермаркет. Причем формат супермаркета-экспресс был экспериментальным: мы открыли его 2 года назад и долго отстраивали процессы, потому что принцип управления супермаркетом отличается от управления гипермаркетом — персонала в разы меньше, и каждый сотрудник становится «универсальным солдатом». Сейчас нам нравится наш результат. В гипермаркете мы обслуживаем в среднем 10 тыс. покупателей в день, в супермаркете — около 2,5 тыс. человек в день.

Сегодня мы самое крупное частное предприятие Дальнего Востока, в нашей сети работает более 6 тыс. сотрудников. Оборот без НДС у нас тоже самый крупный — порядка 50 млрд руб. с учетом нашей сети минимаркетов «Раз два», где 51 магазин. Также в ноябре в Хабаровске мы открыли пятый магазин формата хард-дискаунтер «Близкий», у нас большие планы по развитию этой сети.

— Как себя позиционирует «Самбери»?

— История с позиционированием у нас непростая, поскольку Дальний Восток — достаточно большая территория с малочисленным населением. Наши попытки форматироваться приводят к тому, что мы начинаем уступать конкурентам в чем-то конкретном, покупатель начинает, как мы говорим, «делить корзину». Поэтому мы делаем такое предложение, которое удовлетворит всех — начиная от людей с небольшим кошельком и заканчивая притязательными.

К примеру, во Владивостоке у нас есть среднего размера магазин, но когда мы начали резать ассортимент с целью повышения эффективности, оказалось, что он нужен рыбакам — там они делают покупки перед длительным выходом в море или регатами. Сейчас приходится пересматривать свои решения и делать матрицу конкретно для этого объекта. Поэтому пока мы ищем баланс между стандартизацией и гибкостью.

— Какие сервисные моменты, помимо цен и ассортимента, вы предлагаете, чтобы покупатель приходил именно к вам?

— Дальний Восток нужно знать, ведь этот регион отстает от европейской части России минимум лет на пять. Например, были времена, когда для этих краев даже «спасибо» и «приходите еще» на кассе было дикостью, хотя в центральной части страны это уже был стандарт обслуживания.

Я в свое время принес сюда нормы, которые были приняты в «Ашане», — здороваться, улыбаться, благодарить за покупку и т. д. Внедрялись эти вещи трудно, персонал приходилось заставлять, люди буквально комплексовали, удивительно, но факт — просто не заставить. Но доброе слово и рубль помогли преодолеть и это. Поэтому когда мы приняли такой стандарт в наших магазинах в Хабаровске, все конкуренты в городе через какое-то время тоже стали говорить на кассах «спасибо», даже на заправках.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

Сегодня это норма, и никто и не помнит, как все начиналось. Такие простые вещи нравятся людям, их подхватывают, да и жизнь в стране становится лучше, нет той озлобленности.

Также мы много работаем над атмосферой покупок вместе с Максимом Недякиным, известным практикующим специалистом в области клиентского сервиса. В свое время в наших магазинах мы запустили долгосрочную программу «Искренний Сервис», и нам есть чем похвастаться: даже охранников наемных организаций мы вовлекли в эту программу (они, кстати, идут на это с удовольствием, но это отдельная непростая история).

Мы ведем большую системную работу по поддержанию чистоты полов и полок, не допускаем попадания в продажу некачественной и просроченной продукции, хотя даже это несколько лет назад было для нас сложным, не хватало трудовой дисциплины. Поэтому говорить о каких-то сервисах, которых нет в европейской части России, не приходится. Скорее мы делаем все, чтобы выйти на тот уровень, который стандартен для федеральных сетей, и немножко выше.

— На какие федеральные сети равняетесь?

— В 2007 году мы начинали как копия «Ашана». Я люблю эту компанию и разделяю ее взгляды. Нам близка их стратегия отношения к покупателю, когда любое вмешательство в его личную атмосферу – неприемлемо, будь то запах (помню, во Франции если от гриля идет запах в зал, то это скандал) или звук (раньше в магазинах использовать эфир, например для музыки, было запрещено, потому что это могло раздражать какую-то категорию покупателей). Хотя все меняется со временем и не всегда в лучшую сторону.

В последний раз меня удивил «Ашан» в Авиапарке, он сделал все то, что у нас здесь было в голове, в проектах, прям как списали: мы еще проектируем, а они уже торгуют. Также изучаем опыт гипермаркета «Глобус»: мы с ними поддерживаем отношения и иногда копируем какие-то их решения.

— Не боитесь ли прихода федеральных сетей в регион?

— Мы понимаем сложности региона и реально оцениваем свои возможности. Федеральные сети не спешат на Дальний Восток, потому что здесь очень низкая плотность населения, низкий уровень развития местных производителей и поставщиков и много проблем, основная из которых — логистика: товар идет по железной дороге 20 дней, и в течение этого периода ты должен планировать свое транспортное плечо, хранить большие товарные запасы. А если учесть, что категория фреш 20 дней «не ходит», то нужно искать местные производства или закупать продукцию из соседнего Китая.

Качество китайских овощей не стабильное, часто низкое, а процент отходов высокий, причем товар никто специально не портит, он таким уже приходит. Выдержать федеральным сетям свои стандарты качества на таком удалении от центра принятия решения — не простая задача.

Со специалистами здесь тоже сложно — розничных университетов нет, а у своего конкурента не переманишь, его здесь тоже нет. Соответственно, специалистов нужно выращивать, а это — время и большие риски. В общем, Дальний Восток — это территория для больших инвестиций, возврат которых — очень непростой и долгий процесс. Поэтому федеральные сети сюда не торопятся, есть пока еще более надежные территории для инвестиций.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

— Есть ли у вас карты лояльности?

— Карта лояльности нужна, чтобы повышать лояльность, в первую очередь это инструмент конкурентной борьбы. Но стоит этот инструмент недешево и главное — если начнешь, то назад дороги нет, поэтому пока мы не спешим в него инвестировать на наших основных территориях. Тем не менее мы тестируем карты и уже запустили их в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре. Но пока их внедрение я приостановил, потому что мне не очень нравятся результаты. А за основу я взял «Копилку», работаем с ней.

— Получается ли развивать производителей?

— Естественно, мы их развиваем, они растут вместе с нами. При этом большинство производителей очень, как бы это сказать, медленные. Многие не хотят ничего делать, поскольку самый быстроразвивающийся слой, который появился после перестройки в 1990-е годы, — предприниматели.

Этим людям сейчас уже около 60 лет, они не хотят ничего менять, им жалко денег или не хватает веры в успех, а переоборудование и инновации требуют инвестиций. Я считаю, что сейчас то время, когда должны прийти молодые и рьяные с новой культурой, образованием, пониманием, и только они смогут что-то изменить в отрасли.

У нас уже есть неплохие решения с японцами в части сельхозпродукции (отличная продукция, кстати), ребята стараются.

— Какой самый популярный магазин в сети?

— Самый популярный «Самбери» в ТЦ «Южный Парк» в Хабаровске. Площадь магазина — 9 тыс. кв. м, 6 тыс. из которой — торговая, остальное занимают подсобные помещения и зона собственного производства (кондитерские изделия, кулинария, салаты, мясные полуфабрикаты).

В 2015 году вместо ушедшего арендатора мы сделали бутик настоящих артизанских хлебов, нам удается учить наших ребят в престижных хлебопекарских школах Европы.

Оборудование — это наша гордость, пару недель назад мы запустили ферментатор, и хлеб стал еще вкуснее. Сейчас хочу римскую пиццу сделать. Именно римскую. Несколько месяцев назад по аналогии с хлебным бутиком мы сделали мясной дворик. Витрины для мясной продукции заказали в Италии, они позволяют поддерживать температуру с минимальным обдувом, потому что обдув быстро заветривает мясо.

Также добавили элемент шоу при поставке мясных туш в магазин: тут есть рейлинг, который позволяет перемещать мясо с минимальным простоем из автомобиля в холодильную камеру, а через окно люди видят, как работает мясник.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

В магазине прямо в зале есть ресторанчик «Стейк-хаус», небольшая кофейня. Так как магазин находится в жилой зоне, то не является классическим гипермаркетом, скорее супермаркетом, что подтверждает высокая частота покупок – 3,5 раза в неделю, при среднем чеке выше среднего. Ассортимент — 25-30 тыс. SKU, ядро — около 20 тыс. товаров, остальное — сезонные предложения, которые меняются в среднем раз в неделю.

— Как обстоят дела с интернет-магазином? С какими сложностями вы столкнулись?

— Что касается интернет-магазина — пока тяжело идем. Проект мы запустили, но всегда ищем какие-то новые решения, в ближайшее время хотим запустить отдельный сайт. Самая большая проблема – доставка, потому что логистика в нашем регионе — непростой и дорогой вопрос. Сейчас мы пытаемся найти решение а-ля Яндекс.Доставка, но у нас даже Яндекс.Такси работает пока нестабильно. Нужно задействовать собственный автотранспорт, работать, как говорится, «на своих», поэтому мы пока осторожничаем и присматриваемся.

— Поделитесь планами по дальнейшему развитию.

— Мы сейчас находимся в стадии развития нашего проекта «Самбери», но хотим перейти на следующую ступень — создать новый формат, сделать что-то вдохновляющее. Наш вызов на 2019 год — это проект «Броско Молл », в котором будут такие решения, которых я еще нигде не встречал в одном месте, мы многое готовим именно для этого объекта.

Это будет магазин формата диджитал, в котором мы хотим создать атмосферу продовольственного рынка, сделать акцент на собственное производство и готовые решения для домохозяек. Также нам интересны новые идеи и решения в части цифровизации, диджитализации — недавно закупили новые панели для сети, которые будут делиться на два вида: атмосферные соответствующие сезону и промо, информация, новинки, ноу-хау.

Кроме этого, мы открываем фабрику-кухню, централизуем многое из собственного производства, будем делать мягкие сыры прямо в зале магазина. Поскольку мы много импортируем из Китая и не можем отказаться от хранения товаров, то строим новый, второй по счету РЦ во Владивостоке, чтобы разгрузить РЦ в Хабаровске. У нас большие планы по развитию, мы стараемся подходить ко всему творчески и работать с душой.

Яна Морозова, Retail.ru

Волков Лев

Генеральный директор сети «Самбери»

Далее
724
Статья относится к тематикам: FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
1772
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
690
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
2785
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
2451
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2540
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2994

Дальний Восток составляет треть территории России, но несмотря на это путь развития региона в силу его отдаленности, обособленности и сложной логистической инфраструктуры отличается от европейской части страны. Лев Волков, генеральный директор крупнейшей региональной розничной сети «Самбери», рассказал журналисту Retail.ru о своем непростом пути развития в отрасли, особенностях работы в регионе, приучении персонала к улыбке, скептическом отношении к программе лояльности и преимуществах перед федеральными сетями.

«Самбери» — крупнейшая розничная сеть на Дальнем Востоке, управляющая 27 гипермаркетами, расположенными в десяти городах Дальнего Востока: Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане, Находке, Фокино, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Белогорске. Первый магазин сети был открыт в Хабаровске в 2005 году в формате дискаунтер.

Лев Волков, генеральный директор крупнейшей региональной розничной сети «Самбери»— Как давно вы работаете в ритейле? С чего началась ваша карьера?

— В рознице я работаю с начала 1990-х годов, в продуктовой рознице начинал свою карьеру в компании Mars и даже занимался прямыми продажами на рынке b2b. А в «осмысленном» ритейле я с 2003 года.

Как я попал в отрасль — интересная история: в 2001 году правительство США благородно пыталось развивать «отстающие туземные территории» и в том числе сделало программу помощи российским предпринимателям. Ее суть — стажировка и работа в Америке в течение нескольких месяцев. Этот грант пришел и сюда, на Дальний Восток, и я решил в нем поучаствовать.

Задание было непростое, как сейчас помню – представить свой план долгосрочного и краткосрочного стратегического планирования (в то время мы и слов-то таких не знали), а также быть действующим предпринимателем и управлять своим делом.

Я пришел к своему будущему и нынешнему партнеру Юрию Егорову (мы встретились, когда он был дилером, а я сотрудником Mars) и говорю ему: «Слушай, давай что-нибудь придумаем!».

А Юрий уже тогда был весьма успешным бизнесменом. Кроме того, в 1990-е годы ему удалось как-то по-хитрому попасть в Австралию — это когда больше половины россиян заграницу видели только по телевизору. Он год проучился тогда в местном университете и получил диплом, поэтому в части профессии он видел мир больше остальных.

Именно Юрий — первый, кто мне тогда рассказал про большой склад-магазин, предложил сделать такой ангар, где выложить товар на паллетах и продавать. Скажу честно, моя внутренняя реакция тогда была просто смешной — я подумал: кому это у нас нужно? Тем не менее разработал концепцию, выиграл этот грант и в мае 2001 года уехал работать и учиться в Сан-Франциско на пару месяцев.

А когда я вернулся из Америки, мы с партнером решили объединиться и воплотить эту концепцию в жизнь - создали совместное оптовое предприятие по принципу Cash&Carry. Затем в апреле 2003 года мы открыли наш первый магазин в Хабаровске на ул. Шкотова. Помню, сарай такой был — лужи, грязи, поле непаханое.

Интересно, что этот объект успешно работает и сегодня, рассказывая одновременно историю развития компании, потому что такой конфигурации зала вы не встретите нигде, он рос и развивался вместе с нами.

Тогда, после первого открытия, я понял, что ритейл — это непростая отрасль и, если хочешь быть успешным, в ней нужно себя развивать. Поэтому я подал свое резюме в «Ашан». Они меня взяли и отправили во Францию, где я больше года проработал в их магазине на севере страны, недалеко от штаб-квартиры компании. После этого вернулся в Москву и еще 2 года отработал в «Ашан» в Химках.

— Расскажите про сеть «Самбери»: как создавалась, чего удалось достичь?

— Все началось в мае 2007 года, когда я уволился из «Ашан» и вернулся на Дальний Восток. Здесь в Хабаровске мы открыли первый гипермаркет «Самбери» в формате дискаунтер.

Сегодня у нас открыто 27 объектов в регионе. Фактически мы создали уже 33 проекта, но какие-то маркеты пока не открыты по разным причинам: к примеру, в конце декабря откроем объект № 25 на ул. Калинина во Владивостоке, хотя магазин № 26 уже работает.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

Торговые площади магазинов сети от 1 тыс. до 7 тыс. кв. м, где 1 тыс. — это формат супермаркета-экспресс, 3–4 тыс. кв. м — средний формат, свыше 4 тыс. — гипермаркет. Причем формат супермаркета-экспресс был экспериментальным: мы открыли его 2 года назад и долго отстраивали процессы, потому что принцип управления супермаркетом отличается от управления гипермаркетом — персонала в разы меньше, и каждый сотрудник становится «универсальным солдатом». Сейчас нам нравится наш результат. В гипермаркете мы обслуживаем в среднем 10 тыс. покупателей в день, в супермаркете — около 2,5 тыс. человек в день.

Сегодня мы самое крупное частное предприятие Дальнего Востока, в нашей сети работает более 6 тыс. сотрудников. Оборот без НДС у нас тоже самый крупный — порядка 50 млрд руб. с учетом нашей сети минимаркетов «Раз два», где 51 магазин. Также в ноябре в Хабаровске мы открыли пятый магазин формата хард-дискаунтер «Близкий», у нас большие планы по развитию этой сети.

— Как себя позиционирует «Самбери»?

— История с позиционированием у нас непростая, поскольку Дальний Восток — достаточно большая территория с малочисленным населением. Наши попытки форматироваться приводят к тому, что мы начинаем уступать конкурентам в чем-то конкретном, покупатель начинает, как мы говорим, «делить корзину». Поэтому мы делаем такое предложение, которое удовлетворит всех — начиная от людей с небольшим кошельком и заканчивая притязательными.

К примеру, во Владивостоке у нас есть среднего размера магазин, но когда мы начали резать ассортимент с целью повышения эффективности, оказалось, что он нужен рыбакам — там они делают покупки перед длительным выходом в море или регатами. Сейчас приходится пересматривать свои решения и делать матрицу конкретно для этого объекта. Поэтому пока мы ищем баланс между стандартизацией и гибкостью.

— Какие сервисные моменты, помимо цен и ассортимента, вы предлагаете, чтобы покупатель приходил именно к вам?

— Дальний Восток нужно знать, ведь этот регион отстает от европейской части России минимум лет на пять. Например, были времена, когда для этих краев даже «спасибо» и «приходите еще» на кассе было дикостью, хотя в центральной части страны это уже был стандарт обслуживания.

Я в свое время принес сюда нормы, которые были приняты в «Ашане», — здороваться, улыбаться, благодарить за покупку и т. д. Внедрялись эти вещи трудно, персонал приходилось заставлять, люди буквально комплексовали, удивительно, но факт — просто не заставить. Но доброе слово и рубль помогли преодолеть и это. Поэтому когда мы приняли такой стандарт в наших магазинах в Хабаровске, все конкуренты в городе через какое-то время тоже стали говорить на кассах «спасибо», даже на заправках.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

Сегодня это норма, и никто и не помнит, как все начиналось. Такие простые вещи нравятся людям, их подхватывают, да и жизнь в стране становится лучше, нет той озлобленности.

Также мы много работаем над атмосферой покупок вместе с Максимом Недякиным, известным практикующим специалистом в области клиентского сервиса. В свое время в наших магазинах мы запустили долгосрочную программу «Искренний Сервис», и нам есть чем похвастаться: даже охранников наемных организаций мы вовлекли в эту программу (они, кстати, идут на это с удовольствием, но это отдельная непростая история).

Мы ведем большую системную работу по поддержанию чистоты полов и полок, не допускаем попадания в продажу некачественной и просроченной продукции, хотя даже это несколько лет назад было для нас сложным, не хватало трудовой дисциплины. Поэтому говорить о каких-то сервисах, которых нет в европейской части России, не приходится. Скорее мы делаем все, чтобы выйти на тот уровень, который стандартен для федеральных сетей, и немножко выше.

— На какие федеральные сети равняетесь?

— В 2007 году мы начинали как копия «Ашана». Я люблю эту компанию и разделяю ее взгляды. Нам близка их стратегия отношения к покупателю, когда любое вмешательство в его личную атмосферу – неприемлемо, будь то запах (помню, во Франции если от гриля идет запах в зал, то это скандал) или звук (раньше в магазинах использовать эфир, например для музыки, было запрещено, потому что это могло раздражать какую-то категорию покупателей). Хотя все меняется со временем и не всегда в лучшую сторону.

В последний раз меня удивил «Ашан» в Авиапарке, он сделал все то, что у нас здесь было в голове, в проектах, прям как списали: мы еще проектируем, а они уже торгуют. Также изучаем опыт гипермаркета «Глобус»: мы с ними поддерживаем отношения и иногда копируем какие-то их решения.

— Не боитесь ли прихода федеральных сетей в регион?

— Мы понимаем сложности региона и реально оцениваем свои возможности. Федеральные сети не спешат на Дальний Восток, потому что здесь очень низкая плотность населения, низкий уровень развития местных производителей и поставщиков и много проблем, основная из которых — логистика: товар идет по железной дороге 20 дней, и в течение этого периода ты должен планировать свое транспортное плечо, хранить большие товарные запасы. А если учесть, что категория фреш 20 дней «не ходит», то нужно искать местные производства или закупать продукцию из соседнего Китая.

Качество китайских овощей не стабильное, часто низкое, а процент отходов высокий, причем товар никто специально не портит, он таким уже приходит. Выдержать федеральным сетям свои стандарты качества на таком удалении от центра принятия решения — не простая задача.

Со специалистами здесь тоже сложно — розничных университетов нет, а у своего конкурента не переманишь, его здесь тоже нет. Соответственно, специалистов нужно выращивать, а это — время и большие риски. В общем, Дальний Восток — это территория для больших инвестиций, возврат которых — очень непростой и долгий процесс. Поэтому федеральные сети сюда не торопятся, есть пока еще более надежные территории для инвестиций.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

— Есть ли у вас карты лояльности?

— Карта лояльности нужна, чтобы повышать лояльность, в первую очередь это инструмент конкурентной борьбы. Но стоит этот инструмент недешево и главное — если начнешь, то назад дороги нет, поэтому пока мы не спешим в него инвестировать на наших основных территориях. Тем не менее мы тестируем карты и уже запустили их в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре. Но пока их внедрение я приостановил, потому что мне не очень нравятся результаты. А за основу я взял «Копилку», работаем с ней.

— Получается ли развивать производителей?

— Естественно, мы их развиваем, они растут вместе с нами. При этом большинство производителей очень, как бы это сказать, медленные. Многие не хотят ничего делать, поскольку самый быстроразвивающийся слой, который появился после перестройки в 1990-е годы, — предприниматели.

Этим людям сейчас уже около 60 лет, они не хотят ничего менять, им жалко денег или не хватает веры в успех, а переоборудование и инновации требуют инвестиций. Я считаю, что сейчас то время, когда должны прийти молодые и рьяные с новой культурой, образованием, пониманием, и только они смогут что-то изменить в отрасли.

У нас уже есть неплохие решения с японцами в части сельхозпродукции (отличная продукция, кстати), ребята стараются.

— Какой самый популярный магазин в сети?

— Самый популярный «Самбери» в ТЦ «Южный Парк» в Хабаровске. Площадь магазина — 9 тыс. кв. м, 6 тыс. из которой — торговая, остальное занимают подсобные помещения и зона собственного производства (кондитерские изделия, кулинария, салаты, мясные полуфабрикаты).

В 2015 году вместо ушедшего арендатора мы сделали бутик настоящих артизанских хлебов, нам удается учить наших ребят в престижных хлебопекарских школах Европы.

Оборудование — это наша гордость, пару недель назад мы запустили ферментатор, и хлеб стал еще вкуснее. Сейчас хочу римскую пиццу сделать. Именно римскую. Несколько месяцев назад по аналогии с хлебным бутиком мы сделали мясной дворик. Витрины для мясной продукции заказали в Италии, они позволяют поддерживать температуру с минимальным обдувом, потому что обдув быстро заветривает мясо.

Также добавили элемент шоу при поставке мясных туш в магазин: тут есть рейлинг, который позволяет перемещать мясо с минимальным простоем из автомобиля в холодильную камеру, а через окно люди видят, как работает мясник.

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»

В магазине прямо в зале есть ресторанчик «Стейк-хаус», небольшая кофейня. Так как магазин находится в жилой зоне, то не является классическим гипермаркетом, скорее супермаркетом, что подтверждает высокая частота покупок – 3,5 раза в неделю, при среднем чеке выше среднего. Ассортимент — 25-30 тыс. SKU, ядро — около 20 тыс. товаров, остальное — сезонные предложения, которые меняются в среднем раз в неделю.

— Как обстоят дела с интернет-магазином? С какими сложностями вы столкнулись?

— Что касается интернет-магазина — пока тяжело идем. Проект мы запустили, но всегда ищем какие-то новые решения, в ближайшее время хотим запустить отдельный сайт. Самая большая проблема – доставка, потому что логистика в нашем регионе — непростой и дорогой вопрос. Сейчас мы пытаемся найти решение а-ля Яндекс.Доставка, но у нас даже Яндекс.Такси работает пока нестабильно. Нужно задействовать собственный автотранспорт, работать, как говорится, «на своих», поэтому мы пока осторожничаем и присматриваемся.

— Поделитесь планами по дальнейшему развитию.

— Мы сейчас находимся в стадии развития нашего проекта «Самбери», но хотим перейти на следующую ступень — создать новый формат, сделать что-то вдохновляющее. Наш вызов на 2019 год — это проект «Броско Молл », в котором будут такие решения, которых я еще нигде не встречал в одном месте, мы многое готовим именно для этого объекта.

Это будет магазин формата диджитал, в котором мы хотим создать атмосферу продовольственного рынка, сделать акцент на собственное производство и готовые решения для домохозяек. Также нам интересны новые идеи и решения в части цифровизации, диджитализации — недавно закупили новые панели для сети, которые будут делиться на два вида: атмосферные соответствующие сезону и промо, информация, новинки, ноу-хау.

Кроме этого, мы открываем фабрику-кухню, централизуем многое из собственного производства, будем делать мягкие сыры прямо в зале магазина. Поскольку мы много импортируем из Китая и не можем отказаться от хранения товаров, то строим новый, второй по счету РЦ во Владивостоке, чтобы разгрузить РЦ в Хабаровске. У нас большие планы по развитию, мы стараемся подходить ко всему творчески и работать с душой.

Яна Морозова, Retail.ru

«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»самбери, федеральные сети, дальний восток
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
«Самбери»: «Федеральные сети на Дальний Восток не торопятся: слишком много проблем»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/samberi-federalnye-seti-na-dalniy-vostok-ne-toropyatsya-slishkom-mnogo-problem/2019-12-11

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052