Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Не работаю и не отдыхаю, а просто живу
Виктор Наумович Башкин Родился в 1953 году в Воронеже. С отличием окончил ВГУ. Служил в СА, работал в специальном конструкторском бюро, общественных организациях. В 1992 году организовал ЗАО «Торговый дом «Финист». В настоящее время — это «мягкий» холдинг, в который входят ООО «Парфюм-Финист» и ещё 8 компаний по оказанию деловых услуг. В 2005 году вошел в список 1000 самых профессиональных менеджеров России по версии ИД «Коммерсант».
Зачастую суть понятия «топ-менеджер» связывают с непрерывным, упорным трудом. И труда этого периодически наваливается столько, что пришлось выдумывать всяческие тайм-менеджменты и писать книги вроде «Как избежать стресса». В свете сказанного цитата, вынесенная в заголовок нашего интервью, способна многих заинтриговать. Исходя из нее, мы и попытаемся выяснить не только как работает Виктор Башкин, но и как живет вообще.
- Виктор Наумович, с чего начинается лидерство?
- С детства. Мне посчастливилось сохранить всех друзей, с которыми вырос в одном дворе. Сегодня половина общения с ними — это воспоминания. Тогда борьба за лидерство и успех начинались в детском коллективе. Мы жили в жесткой конкурентной среде, все хотели быть первыми, но отличиться было очень трудно. Не припомню, чтобы хоть в чем-то я задавал тон. Всегда были те, кто лучше играл в футбол или хоккей, остроумнее решал задачи, ловчее воровал яблоки и т. д. У нашего поколения была очень развита состязательность. И желание отличиться было очень большое, но когда кто-то пытался достичь успеха в обход канонов, то получал немедленную реакцию «общества» — подзатыльник, кличку, слова обидные. Так что кроме желания отличиться, та жизнь привила ещё и базовые стандарты поведения среди людей. Воспроизвести ту среду сегодня невозможно, а что получится из героев сражений один на один с компьютером — посмотрим.
- И в результате…
-… Я рано занял руководящую должность. Так получилось, что в 28 лет у меня в подчинении было сорок программистов. Но даже сегодня не могу сказать, что чувствую себя состоявшимся руководителем. Очень подзадоривает профессиональное общение, когда обнаруживаешь у коллег завидный динамизм, умение мудро прогнозировать, уверенно внедрять новые технологии. До сих пор в любом деле, за которое берусь, вижу более успешных людей, причем, не обязательно в коммерческом смысле. Это всегда добавляет адреналин. У меня в памяти уже целая галерея недостижимых образов: один в 86-м году добровольно поехал в Чернобыль, другой с высоким достоинством вышел из беды. И думаешь: а мне-то слабó?
- Расскажите о Вашем первом бизнесе.
- Первые деньги сверх государственной зарплаты мы заработали в конце 1989 года. Как раз тогда было разрешено создавать малые предприятия, чем и воспользовались для внедрения программных продуктов. Спрос был сумасшедший. Первые, кто разбогател, были не торговцы, а те, кто предлагал инженерные услуги, проектировщики и т. д. В следующем году, через неделю после выхода соответствующего закона, мы зарегистрировали первое в Коминтерновском районе Как потом выяснилось, по нашему уставу были созданы десятки фирм. Потом в ЗАО. смутное время после ГКЧП произошёл вираж. В магазинах ничего нельзя было купить, и в один прекрасный день губернатор Воронежской области с экрана обратился со словами: «Предприниматели города Воронежа, прошу вас, завозите быстрее любые товары в наш город, а то народ взбунтуется!» Тут до нас дошло, что одним научно-техническим продуктом сыт не будешь, и необходимо заняться чем-то более приземлённым. Определили некриминальные товарные ниши, отсекли все, что казалось тогда недоступным для советских людей: импортные и дорогие вещи. Таким образом, остались товары повседневного спроса типа «соль, спички, мыло». Продовольственную область мы также отсекли, потому что там жесткие правила, связанные со сроками хранения и т. д. У нас же ничего не было — ни оборудования, ни складов. Мы снимали полкомнаты с параллельным телефоном и были счастливы, что у нас есть «офис». В силу полученного образования и имевшегося опыта мы стали решать коммерческие задачи как информационные. Создали автоматизированную систему, включили в неё заводы-производители на территории СССР, определили обездоленные регионы. Собрали всевозможную статистику и начали делать завозить товары не только в родную область, но и, скажем, на Урал, например, из Уссурийска. Так, что «торгашами» мы стали не просто так, а по призыву власти. В 92-м году создали торговый дом «Финист», которому на днях исполнилось 15 лет. Благодарю всех, кто хоть один день проработал с нами вместе!
- На что Вы обращаете внимание прежде всего, когда берете на работу нового сотрудника?
- Спрошу в ответ: о чем думает молодой специалист, устраивающийся на работу? Что для него важно?
- Рост, развитие, деньги.
- Вот и мы поставили на первое место рост, реализацию здоровых амбиций, желаний, мечтаний. В начале 90-х на рынке труда было много бесхозной молодёжи, хороших, умных, толковых ребят и девчат. Мы призывали: «Приходите к нам, проходите обучение, а дальше по мере Вашего роста будем обсуждать дальнейшее развитие без ограничения. И так как в одной фирме не может быть пять директоров, девять главных бухгалтеров и т. п., — как только вы упретесь в преграду для карьеры, мы немедленно рассмотрим вопрос о вашем развитии вне нашей компании. Либо выделим часть бизнеса в отдельное предприятие и отдадим его вам в управление, либо создадим под вас новое направление, либо какую-то иную комбинацию выстроим».
Для прошедших испытания мы создавали общество, в котором наша доля была доминирующей, а доля молодого коллеги очень маленькой, но сразу определяли порядок, по которому эта фирма переходила в его собственность после генерирования определенного объема прибыли. Так удалось выстроить некое подобие бизнес-инкубатора, который дал жизнь 23 фирмам, но часть из них с треском провалилась. Сейчас молодые люди более прагматичны, и мало кто готов ждать 3-5 лет, а тогда много интересных персоналий отозвалось. Человек двадцать из них стали в итоге руководителями бизнеса, ещё больше — крупными функциональными специалистами у нас, а также у наших иностранных и столичных партнёров.
- Как Вам удается управлять одновременно несколькими предприятиями, уследить за всем?
- Если убрать сочетание «за всем», тогда и будет ясно. Ведь в каждой компании есть свой первый руководитель, обладающий всей полнотой власти. Мы действуем, как учредители: утверждаем на год бюджеты, планы мероприятий, подводим итоги, раздаём слонов и пряники. В холдинге работают только ведущие специалисты: аудитор, юрист, программист, контролер и другие. Их концентрация в одном месте позволяет компаниям развиваться экономичнее.
- Какую роль Вы отводите опыту в успешном управлении бизнесом?
- Значение опыта я недавно пересмотрел. Поначалу думал: скорость обновления знаний колоссальная, среда меняется мгновенно, опыт уже не так важен. Лучше быть незамутненным и смотреть на все сквозь новенькие очки. Но это и так, и не так. Например, опыт построения отношений с людьми — это бесценный багаж, и для его накопления нужны годы, и только годы. То же самое — при форс-мажорных ситуациях. Вот когда мы затеваем новое дело, тогда 25-летний человек может предложить что-нибудь более эффективное, потому что нынешнее время ему понятнее, а прежний груз знаний может быть даже и вреден.
- Каких принципов в управлении Вы придерживаетесь? Как решаете конфликтные ситуации?
- Бизнес — это всего лишь часть жизни. Надо действовать исходя из глобальных личных целей. Одно дело «намолотить бабок и свалить». Совсем другое — создать предприятие, которое можно с гордостью передать своим детям. Отсюда и разные способы разрешения конфликтов. Если оптимизировать краткосрочное финансовое благополучие компании, то выберешь одни методы, если озаботиться гудвилом — другие. Есть такое понятие, как теория конфликтов, и довольно серьезная литература на эту тему. И если менеджеру необходимо достаточно быстро «въехать» в тему, то надо обратиться к этой самой теории. Однажды на семинаре мы целый день учились увольнять сотрудников. Но, как известно, «мертва теория, мой друг!», — и поэтому каждый раз приходится вновь страдать и придумывать, как выпутаться, сохранив достоинство обеих сторон. В любом случае надо дать шанс виновному что-то исправить со временем, которое не только лечит, но и порою меняет оценки. Из любого конфликта надо выходить пусть со шрамами, но окрепшим, а не больным.
- Когда вы в последний раз отдыхали?
- У меня нет различия между работой и отдыхом. На работе я всегда нахожу возможность отвлечься. С людьми, которые заходят ко мне по делу, мы обязательно поговорим «за жизнь». Вот с вами беседуем — это работа или отдых?
- Это не работа, но полезно и для работы.
- Работа — очень важная часть жизни. Мне трудно представить счастливым человека без активной деятельности. Но с другой стороны, понимаю, что характер работы с годами должен меняться. Нельзя в 50 лет выполнять такую же работу, что и в 30. Раньше больше был погружен в оперативные вопросы, сегодня могу поразмышлять. Каждый день обязательно часок болтаюсь в «паутине», часто захожу на сайты, которые на 100% не имеют никакого отношения к моей работе. Но я не могу без этого. Мне интересно, например, что думают в мире о России. Что-то зацепило и понесло. С другой стороны, куда бы я ни уехал и чем бы там ни занимался — под пальмой, например, загорал — мысли мои в разных местах. И очень часто самый продуктивный период — во время отдыха. Этому есть банальное физиологическое объяснение: на свежем воздухе мозги лучше работают. Слава Биллу, где бы мы ни находились, его изобретение поможет быстро включиться в работу. Поэтому я не работаю и не отдыхаю, а просто живу. Место и время при этом имеют условное значение.
- Есть ли у Вас какое-то увлечение, хобби?
- Конечно, дома всегда должно ждать любимое занятие, а то мужчину с работы не выгонишь. Хлопотать с радостью по хозяйству мне не дано. В последнее время больше интересует все то, что помогает отвечать на вечные вопросы. Всем понятно, что каждый из нас — звено в некой длинной родственной цепи, которую необходимо продлить в будущее. Да так, чтобы нечто привнести хорошее. Чтобы лучше почувствовать связь времён, нужно знать про другие звенья. Про будущее мы может только предполагать, а вот исторические факты извлечь можно. Сегодня меня манит домой генеалогия, хотя все мои предки были очень простые люди. Я уже лет на двести погрузился в эту тему и знаю около десятка ветвей довольно хорошо: чем занимались, какие были проблемы, какие испытания прошли, как они из них вышли, чьи сильные характеры кому передались. Опишу всё то, что посчастливится найти, и передам детям, дальше пусть они отвечают. А ещё люблю лесные прогулки с собакой, настольный теннис, баню, книги, да и выпить с давними друзьями. Сочувствую тем, кому приходится каждый день думать о куске хлеба, им в этом смысле труднее.
- Кстати, о книгах.
- Книги я читаю в основном по бизнесу, но с удовольствием слушаю художественные произведения. Аудио-книги — приобретение сказочное! Тебя не просто информируют, а допускают к сокровенному мастера мира искусств. Так, года за три я прослушал многие забытые классические произведения. Вкусы с годами меняются: раньше очень любил Достоевского и не читал Толстого, считая его детским писателем. Последние годы не могу читать Достоевского, но Толстым наслаждаюсь. Новинки знаю плохо, но вчера, например, слушал Василия Аксенова «Москва Ква-Ква». При этом каждый раз происходит одно и то же: закрыл бестселлер и тянешься к чему-то надёжно отлежавшемуся. Хочу внедрить для себя такое правило: не читать книг, пока не прошло, по крайней мере, лет десять с момента их издания. Ведь столько сейчас мусора — читаешь, восхищаешься, а потом стыдишься, что ажиотажу поддался.
- Есть ли выражение, которое могло бы выразить ваше жизненное кредо?
- У меня в ходу много аксиом «от прежде живших и поумней нас бывших». Есть, к примеру, такая идея: человек, увидевший детей своих детей, должен начать думать о душе. Для меня в том числе это означает, что пора передавать то, что тебе было бескорыстно дано другими. Транслируй дальше, а то не успеешь отдать долги.
Беседовал Александр Кутищев
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?