Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
26 сентября 2007, 18:30 17516 просмотров

Мы попали в сети…

Развитие продовольственных сетей в Республике Башкортостан

журнал «Новости торговли», Уфа

Местные держат марку

В настоящее время в Республике Башкортостан работает более ста сетевых структур, из них около 70 процентов – продовольственные, и продолжается их активное развитие. Особенностью региона является то, что местные сети сосуществуют и довольно успешно конкурируют с федеральными и зарубежными.

Во-первых, это сеть супермаркетов «Матрица» компании «Универсал-Трейдинг», начавшая освоение рынка РБ в 2001 году. Именно благодаря «Матрице» жители республики получили представление о современных форматах торговли, когда все покупки, включая ряд товаров непродовольственной группы, можно сделать в одном месте, в комфортных условиях. Компания много делает для формирования лояльности покупателя: это высокий уровень обслуживания, ассортимент до 20 тысяч наименований, дисконтные карты, собственные цеха по производству салатов, полуфабрикатов, выпечки, скидки на отдельные группы товаров, промо-акции различных брэндов. Сейчас в сети 25 супермаркетов в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Октябрьском, Туймазах и три гипермаркета в Уфе, Москве и Октябрьском, а в планах на текущий год открытие 18 магазинов в Самаре, Казани, Оренбурге, Перми, Челябинске и других городах. Кстати, хорошо знакомые жителям республики сеть по продаже алкогольных напитков «Мастер вин» и сеть магазинов эконом-класса «Оптимаркет» также являются частью холдинга «Матрица».

Доля компании на розничном рынке республики оценивается в 15-20 процентов, на оптовом — в 65 процентов. «Матрица» демонстрирует хорошие темпы роста выручки (порядка 50 процентов в прошлом году) и одну из самых высоких операционных рентабельностей среди региональных ритейлеров (по информации ГК «Регион»). С 2001 года 26 эконом-магазинов «Полушка» в Уфе, 40 – по республике и 56 – за её пределами (в Перми, Самаре, Челябинске, Оренбурге, Ульяновске и других городах) открыла компания «Форвард». Сеть делает ставку на экстенсивное развитие. Только в 2006 году было открыто 55 магазинов, а к середине 2007 года их общее количество достигнет 106. Козырь компании — низкие цены на товары отечественного производителя. Большое количество магазинов помогает достигнуть крупных объёмов закупок, которые позволяют удерживать цены на минимальном уровне.

Федеральный брэнд «Пятёрочка», франшизу которого приобрела уфимская компания «Салют-Торг», появился в Башкортостане в 2003 году. Сейчас это порядка 80 универсамов по всей республике и два супермаркета в Уфе (в Зелёной Роще и Черниковке), работающих под девизом: «Гарантия качества. Низкие цены». Компания известна своей демократичностью, серьёзным отношением к подготовке персонала, а также социальной ответственностью. Например, в настоящее время участвует в акции «Счастье – это я!», направленной на то, чтобы ребята из детских домов обрели семьи.

Следует упомянуть также таких местных операторов, работающих в формате «у дома», как «Ярмарка» (ООО «Натуральные продукты», 25 магазинов по республике) и компания «Фурор» (шесть магазинов в Уфе). Магазины последней имеют разные названия: «Аксаковский», «Нижегородский», «Троицкий» и различные ассортиментные линейки в зависимости от расположения. Прилавочная система торговли отличает их от других сетевых объектов столицы.

В городах республики, помимо федеральных и региональных, развиваются локальные сети.

На западе республики это «Апельсин» группы компаний «Дуэт», открывшей пять магазинов в Октябрьском и один в Туймазах. Сеть хорошо известна в регионе, и её руководители уже не раз получали предложения развивать свой бизнес в других городах республики и за её пределами, но пока они предпочитают осваивать местный рынок. Причины популярности сети — в хорошем знании местной специфики, во внимании к социальным аспектам, в уважении к своим землякам, независимо от уровня их доходов.

На юге Башкортостана это «Семёрочка», занимающая 40 процентов ритейла в Стерлитамаке и работающая также в Салавате и Ишимбае. Начав свою деятельность в сегменте эконом-класса города Стерлитамака, в этом году сеть стремительно вышла на рынок Уфы под брэндом «Тэмле» и теперь позиционируется как первая розничная сеть с национальным колоритом. Также в Стерлитамаке действуют локальные сети «7 копеек» и «Ансат».

В Нефтекамске в сетевом формате работают магазины «Садко», в Белебее – «Айсберг».

Причины активного развития именно местных сетей в Башкортостане мы видим в наличии у населения средств, которые оно вкладывает в бизнес, в хорошем потенциале республиканских производителей, а также в сохранении прежних торговых структур типа «Горпродторг», которые трансформировались в сети.

Не секрет, что для властей и контролирующих органов гораздо удобнее работать с местными сетями. Руководство федеральных и зарубежных компаний находится за тысячи километров, там же трудится и целый штат юристов. Поэтому любое решение принимается после длительных согласований, а привлечь такую структуру к ответственности в случае каких-либо нарушений иногда бывает довольно сложно.

Местные сети лучше знают специфику покупателя, его потребности, но им не хватает лоска. Естественно, что владельцы и консультанты федеральных и иностранных сетей вооружены богатым опытом многолетних маркетинговых исследований. По большому счёту, психология покупателя в Чикаго мало чем отличается от психологии покупателя в Уфе или Салавате. Просто тот путь, который торговля Европы и Америки прошла за десятилетия, мы проходим немного более быстрыми темпами.

«Федералы» и «иностранцы»

Крупнейшей федеральной сетью, представленной в Башкортостане, является «Магнит» (ЗАО «Тандер»). Два республиканских филиала компании объединяют более 40 магазинов эконом-класса. Кроме того, с 2003 года в Уфе появилось два универсама «Патэрсон».

Башкортостан является инвестиционно привлекательным регионом, поэтому всё больший интерес к ней проявляют торговые структуры соседних областей. Сегмент магазинов эконом-класса пополнился екатеринбургской «Монеткой», а челябинская «Незабудка» открыла в республике четыре магазина, а также гипермаркет «Дар-сити» в Уфе. Пермская компания «НормаН-Виват» заявила о своих планах открыть супермаркет в Уфе в одном из строящихся торговых центров.

Первой зарубежной сетью, вышедшей на республиканский рынок, стала немецкая «МЭТРО Кэш энд Кэрри» (2005 год). Буквально по соседству ведётся строительство ещё двух мега-объектов: торгово-развлекательного комплекса «О!МЕГА» в Чесноковке и магазина ИКЕА в комплексе с семейным торговым центром МЕГА. Идея загородного молла прекрасно работает в Москве и Санкт-Петербурге, но будут ли эти объекты востребованы в условиях республики, зависит от того, насколько уровень платежеспособности населения будет поспевать за ростом торговых площадей. Ведь основные посетители подобных объектов – люди с высокими и средними доходами, имеющие личный автотранспорт. Какие продовольственные операторы расположатся в этих объектах, пока неизвестно.

В 2006 году турецкая компания «Раменка» открыла супермаркет «Рамстор» в Центре торговли и развлечений «Мир», а через год – ещё один в торгово-деловом центре «Александровский пассаж».

Ожидается приход крупных сетевых операторов, таких как «Перекрёсток» («Центральный рынок»), «Седьмой континент», выражают желание присутствовать на уфимском рынке «Лента», «Ашан» (Auchan) и «Карфур»(Carrefour). При этом в последнее время эксперты отмечают, что продуктовые операторы теряют свою значимость для торговых центров — в западной практике управления недвижимостью продуктовый магазин вообще не считается обязательным для торгового центра. 80 процентов посетителей приходят туда не за продуктами, хотя 60 процентов обязательно заходят в супер/гипермаркет.

Место красит ритейлера

Сетям пока довольно успешно удаётся делить рынок, так как каждая из них занимает свою нишу и, если использовать каламбур, знает своё место. «Рамстор» расположился в двух самых престижных и дорогих с точки зрения аренды торговых центрах столицы республики: в «Александровском пассаже» (в деловом и историческом центре города) и ЦТиР «Мир» (ближе к центру географическому). Супермаркеты «Матрица» находятся на красных линиях, а эконом-магазины – внутри жилых районов и на окраинах. Магазины «у дома», как им и положено, в шаговой доступности, а для гипермаркетов важны хорошие подъездные пути и просторная, удобная парковка, поэтому они размещаются в стороне от жилья.

Для большинства сетевых структур интерес представляют крупные города, а также города с высоким уровнем доходов населения. Однако сети магазинов эконом-класса не обходят вниманием и небольшие населённые пункты, особенно расположенные по соседству с мегаполисами. Например, «Полушка» открыла свои магазины в Благовещенске, Иглино, Красноусольском, Давлеканово, Чишмах, «Пятёрочка» — в Бирске, Кушнаренково, Красной Башкирии.

Практически не охвачен продовольственными сетевыми структурами такой крупный город как Белорецк (около 70 тысяч жителей). Единственная сеть, которая в нём представлена – это «Магнит». Причины этого, вероятно, следует искать в низкой покупательной способности населения, политике городских властей, а также в удалённости города от больших транспортных магистралей.

В любом сетевом объекте, будь это гипермаркет или магазин «у дома», широко представлены товары местных производителей, таких как «Алексеевский», «Рощинский», «Башспирт», «Уфимский мясоконсервный комбинат», «Уфамолагропром», Туймазинский мясокомбинат «Сава» и другие, ведь, согласно опросам, порядка 80 процентов населения предпочитает именно «местные» продукты. А вот что касается небольших компаний и индивидуальных предпринимателей республики, то они нередко сталкиваются с трудностями, пытаясь наладить сотрудничество с сетями. С ростом конкуренции продуктовые операторы будут больше заинтересованы в расширении ассортимента, и тогда, возможно, будут найдены пути решения этих проблем.

Перспективы

Учитывая, что в ближайшее время будет снесён ряд рынков и продолжится снос киосков, ситуация для развития сетевого ритейла в республике складывается благоприятная. Но это не значит, что успехом будет пользоваться любой объект. Основная клиентура уходящих в прошлое «базарчиков» – люди с достатком ниже среднего, чаще пожилые. Их привлекают низкие цены, прилавочная система торговли, товары местных производителей. С другой стороны, доходы населения растут, появляется покупатель более требовательный и искушённый, желающий получить за свои деньги качественный товар и высокий уровень обслуживания.

Всё больше жителей республики перенимают западную привычку закупать товары на неделю-месяц. Одни для этой цели предпочитают отправиться на рынок, другие – в «МЭТРО Кэш энд Кэрри», третьи – в торгово-развлекательный центр, где покупки можно совместить с отдыхом и посещением кафе или ресторана.

Однако, как ни планируй, всегда есть ряд товаров, которые приходится приобретать ежедневно, да и от внезапного прихода гостей или других неожиданностей никто не застрахован. Не очень удобно за пакетом молока или пачкой сигарет бежать в супермаркет. Киоски и павильоны, несмотря на все их недостатки, неплохо справлялись с этой задачей, поэтому их снос нередко вызывает отрицательную реакцию не только у владельцев, но и у населения.

Следовательно, формат «у дома» в ближайшее время ожидает настоящий расцвет. Причём востребованы будут не только магазины самообслуживания, но и привычная прилавочная система. Продавцы в таких магазинах обычно знают своих покупателей в лицо, между ними устанавливаются почти родственные отношения, невозможные во всяких «гипер» и «супер». Только здесь можно совершить небольшую покупку за пять минут. В супермаркете за это время вы, скорее всего, только доберётесь до нужного отдела. А набрав по дороге к кассе полную тележку по принципу «всё равно пригодится» и отстояв очередь, рискуете обнаружить, что именно хлеб, за которым вы, собственно, и заходили, в этой тележке отсутствует.

После аскетизма советского периода не удивительно, что наш покупатель согласен переплачивать за комфорт, богатство ассортимента, кондиционеры и праздничную атмосферу шопинга. Однако, в Европе уже долгие годы успехом пользуются магазины, работающие в формате «жёсткого» дискаунта типа Aldi, и очевидно, что в России данный вид ритейла найдёт своего покупателя. Нашим бизнесменам следует обратить внимание на этот формат, так как он позволяет охватить не только малообеспеченные слои населения, но и солидный процент более богатых граждан, умеющих ценить каждую копейку и не желающих выбрасывать деньги на ветер. При этом надо учитывать, что, для того чтобы зарабатывать на этом поле, надо обладать поистине немецкой пунктуальностью, ответственностью и честностью.

Всё большее распространение в сетевых магазинах приобретает группа непродовольственных товаров ( non-food ), в некоторых она достигает 40 процентов. Это ещё одно перспективное направление для развития нашего ритейла. В республике пока не представлен формат торговли типа «Утконос», когда покупатель по каталогу заказывает доставку товаров в магазине у дома. При достаточно большом объёме заказа это выгоднее, чем посещение загородного молла или рынка на автомобиле, а уж об экономии времени и сил и говорить нечего.

Подводя итоги, можно отметить, что развитие продовольственных сетей в Республике Башкортостан идёт быстрыми темпами. При этом даже рынок Уфы и крупных городов далёк от насыщения. Востребованными в ближайшие годы будут магазины «у дома», эконом-класса, гипермаркеты. В связи со строительством жилых кварталов и микрорайонов, коттеджных посёлков, крупных промышленных, культурных, спортивных объектов, вводом в эксплуатацию новых транспортных магистралей, будут появляться и новые перспективные для ритейла территории.

Альфия Тедикова Журнал «Новости торговли», Уфа, № 4-5 

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Мы попали в сети…

Развитие продовольственных сетей в Республике Башкортостан

журнал «Новости торговли», Уфа

Местные держат марку

В настоящее время в Республике Башкортостан работает более ста сетевых структур, из них около 70 процентов – продовольственные, и продолжается их активное развитие. Особенностью региона является то, что местные сети сосуществуют и довольно успешно конкурируют с федеральными и зарубежными.

Во-первых, это сеть супермаркетов «Матрица» компании «Универсал-Трейдинг», начавшая освоение рынка РБ в 2001 году. Именно благодаря «Матрице» жители республики получили представление о современных форматах торговли, когда все покупки, включая ряд товаров непродовольственной группы, можно сделать в одном месте, в комфортных условиях. Компания много делает для формирования лояльности покупателя: это высокий уровень обслуживания, ассортимент до 20 тысяч наименований, дисконтные карты, собственные цеха по производству салатов, полуфабрикатов, выпечки, скидки на отдельные группы товаров, промо-акции различных брэндов. Сейчас в сети 25 супермаркетов в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Октябрьском, Туймазах и три гипермаркета в Уфе, Москве и Октябрьском, а в планах на текущий год открытие 18 магазинов в Самаре, Казани, Оренбурге, Перми, Челябинске и других городах. Кстати, хорошо знакомые жителям республики сеть по продаже алкогольных напитков «Мастер вин» и сеть магазинов эконом-класса «Оптимаркет» также являются частью холдинга «Матрица».

Доля компании на розничном рынке республики оценивается в 15-20 процентов, на оптовом — в 65 процентов. «Матрица» демонстрирует хорошие темпы роста выручки (порядка 50 процентов в прошлом году) и одну из самых высоких операционных рентабельностей среди региональных ритейлеров (по информации ГК «Регион»). С 2001 года 26 эконом-магазинов «Полушка» в Уфе, 40 – по республике и 56 – за её пределами (в Перми, Самаре, Челябинске, Оренбурге, Ульяновске и других городах) открыла компания «Форвард». Сеть делает ставку на экстенсивное развитие. Только в 2006 году было открыто 55 магазинов, а к середине 2007 года их общее количество достигнет 106. Козырь компании — низкие цены на товары отечественного производителя. Большое количество магазинов помогает достигнуть крупных объёмов закупок, которые позволяют удерживать цены на минимальном уровне.

Федеральный брэнд «Пятёрочка», франшизу которого приобрела уфимская компания «Салют-Торг», появился в Башкортостане в 2003 году. Сейчас это порядка 80 универсамов по всей республике и два супермаркета в Уфе (в Зелёной Роще и Черниковке), работающих под девизом: «Гарантия качества. Низкие цены». Компания известна своей демократичностью, серьёзным отношением к подготовке персонала, а также социальной ответственностью. Например, в настоящее время участвует в акции «Счастье – это я!», направленной на то, чтобы ребята из детских домов обрели семьи.

Следует упомянуть также таких местных операторов, работающих в формате «у дома», как «Ярмарка» (ООО «Натуральные продукты», 25 магазинов по республике) и компания «Фурор» (шесть магазинов в Уфе). Магазины последней имеют разные названия: «Аксаковский», «Нижегородский», «Троицкий» и различные ассортиментные линейки в зависимости от расположения. Прилавочная система торговли отличает их от других сетевых объектов столицы.

В городах республики, помимо федеральных и региональных, развиваются локальные сети.

На западе республики это «Апельсин» группы компаний «Дуэт», открывшей пять магазинов в Октябрьском и один в Туймазах. Сеть хорошо известна в регионе, и её руководители уже не раз получали предложения развивать свой бизнес в других городах республики и за её пределами, но пока они предпочитают осваивать местный рынок. Причины популярности сети — в хорошем знании местной специфики, во внимании к социальным аспектам, в уважении к своим землякам, независимо от уровня их доходов.

На юге Башкортостана это «Семёрочка», занимающая 40 процентов ритейла в Стерлитамаке и работающая также в Салавате и Ишимбае. Начав свою деятельность в сегменте эконом-класса города Стерлитамака, в этом году сеть стремительно вышла на рынок Уфы под брэндом «Тэмле» и теперь позиционируется как первая розничная сеть с национальным колоритом. Также в Стерлитамаке действуют локальные сети «7 копеек» и «Ансат».

В Нефтекамске в сетевом формате работают магазины «Садко», в Белебее – «Айсберг».

Причины активного развития именно местных сетей в Башкортостане мы видим в наличии у населения средств, которые оно вкладывает в бизнес, в хорошем потенциале республиканских производителей, а также в сохранении прежних торговых структур типа «Горпродторг», которые трансформировались в сети.

Не секрет, что для властей и контролирующих органов гораздо удобнее работать с местными сетями. Руководство федеральных и зарубежных компаний находится за тысячи километров, там же трудится и целый штат юристов. Поэтому любое решение принимается после длительных согласований, а привлечь такую структуру к ответственности в случае каких-либо нарушений иногда бывает довольно сложно.

Местные сети лучше знают специфику покупателя, его потребности, но им не хватает лоска. Естественно, что владельцы и консультанты федеральных и иностранных сетей вооружены богатым опытом многолетних маркетинговых исследований. По большому счёту, психология покупателя в Чикаго мало чем отличается от психологии покупателя в Уфе или Салавате. Просто тот путь, который торговля Европы и Америки прошла за десятилетия, мы проходим немного более быстрыми темпами.

«Федералы» и «иностранцы»

Крупнейшей федеральной сетью, представленной в Башкортостане, является «Магнит» (ЗАО «Тандер»). Два республиканских филиала компании объединяют более 40 магазинов эконом-класса. Кроме того, с 2003 года в Уфе появилось два универсама «Патэрсон».

Башкортостан является инвестиционно привлекательным регионом, поэтому всё больший интерес к ней проявляют торговые структуры соседних областей. Сегмент магазинов эконом-класса пополнился екатеринбургской «Монеткой», а челябинская «Незабудка» открыла в республике четыре магазина, а также гипермаркет «Дар-сити» в Уфе. Пермская компания «НормаН-Виват» заявила о своих планах открыть супермаркет в Уфе в одном из строящихся торговых центров.

Первой зарубежной сетью, вышедшей на республиканский рынок, стала немецкая «МЭТРО Кэш энд Кэрри» (2005 год). Буквально по соседству ведётся строительство ещё двух мега-объектов: торгово-развлекательного комплекса «О!МЕГА» в Чесноковке и магазина ИКЕА в комплексе с семейным торговым центром МЕГА. Идея загородного молла прекрасно работает в Москве и Санкт-Петербурге, но будут ли эти объекты востребованы в условиях республики, зависит от того, насколько уровень платежеспособности населения будет поспевать за ростом торговых площадей. Ведь основные посетители подобных объектов – люди с высокими и средними доходами, имеющие личный автотранспорт. Какие продовольственные операторы расположатся в этих объектах, пока неизвестно.

В 2006 году турецкая компания «Раменка» открыла супермаркет «Рамстор» в Центре торговли и развлечений «Мир», а через год – ещё один в торгово-деловом центре «Александровский пассаж».

Ожидается приход крупных сетевых операторов, таких как «Перекрёсток» («Центральный рынок»), «Седьмой континент», выражают желание присутствовать на уфимском рынке «Лента», «Ашан» (Auchan) и «Карфур»(Carrefour). При этом в последнее время эксперты отмечают, что продуктовые операторы теряют свою значимость для торговых центров — в западной практике управления недвижимостью продуктовый магазин вообще не считается обязательным для торгового центра. 80 процентов посетителей приходят туда не за продуктами, хотя 60 процентов обязательно заходят в супер/гипермаркет.

Место красит ритейлера

Сетям пока довольно успешно удаётся делить рынок, так как каждая из них занимает свою нишу и, если использовать каламбур, знает своё место. «Рамстор» расположился в двух самых престижных и дорогих с точки зрения аренды торговых центрах столицы республики: в «Александровском пассаже» (в деловом и историческом центре города) и ЦТиР «Мир» (ближе к центру географическому). Супермаркеты «Матрица» находятся на красных линиях, а эконом-магазины – внутри жилых районов и на окраинах. Магазины «у дома», как им и положено, в шаговой доступности, а для гипермаркетов важны хорошие подъездные пути и просторная, удобная парковка, поэтому они размещаются в стороне от жилья.

Для большинства сетевых структур интерес представляют крупные города, а также города с высоким уровнем доходов населения. Однако сети магазинов эконом-класса не обходят вниманием и небольшие населённые пункты, особенно расположенные по соседству с мегаполисами. Например, «Полушка» открыла свои магазины в Благовещенске, Иглино, Красноусольском, Давлеканово, Чишмах, «Пятёрочка» — в Бирске, Кушнаренково, Красной Башкирии.

Практически не охвачен продовольственными сетевыми структурами такой крупный город как Белорецк (около 70 тысяч жителей). Единственная сеть, которая в нём представлена – это «Магнит». Причины этого, вероятно, следует искать в низкой покупательной способности населения, политике городских властей, а также в удалённости города от больших транспортных магистралей.

В любом сетевом объекте, будь это гипермаркет или магазин «у дома», широко представлены товары местных производителей, таких как «Алексеевский», «Рощинский», «Башспирт», «Уфимский мясоконсервный комбинат», «Уфамолагропром», Туймазинский мясокомбинат «Сава» и другие, ведь, согласно опросам, порядка 80 процентов населения предпочитает именно «местные» продукты. А вот что касается небольших компаний и индивидуальных предпринимателей республики, то они нередко сталкиваются с трудностями, пытаясь наладить сотрудничество с сетями. С ростом конкуренции продуктовые операторы будут больше заинтересованы в расширении ассортимента, и тогда, возможно, будут найдены пути решения этих проблем.

Перспективы

Учитывая, что в ближайшее время будет снесён ряд рынков и продолжится снос киосков, ситуация для развития сетевого ритейла в республике складывается благоприятная. Но это не значит, что успехом будет пользоваться любой объект. Основная клиентура уходящих в прошлое «базарчиков» – люди с достатком ниже среднего, чаще пожилые. Их привлекают низкие цены, прилавочная система торговли, товары местных производителей. С другой стороны, доходы населения растут, появляется покупатель более требовательный и искушённый, желающий получить за свои деньги качественный товар и высокий уровень обслуживания.

Всё больше жителей республики перенимают западную привычку закупать товары на неделю-месяц. Одни для этой цели предпочитают отправиться на рынок, другие – в «МЭТРО Кэш энд Кэрри», третьи – в торгово-развлекательный центр, где покупки можно совместить с отдыхом и посещением кафе или ресторана.

Однако, как ни планируй, всегда есть ряд товаров, которые приходится приобретать ежедневно, да и от внезапного прихода гостей или других неожиданностей никто не застрахован. Не очень удобно за пакетом молока или пачкой сигарет бежать в супермаркет. Киоски и павильоны, несмотря на все их недостатки, неплохо справлялись с этой задачей, поэтому их снос нередко вызывает отрицательную реакцию не только у владельцев, но и у населения.

Следовательно, формат «у дома» в ближайшее время ожидает настоящий расцвет. Причём востребованы будут не только магазины самообслуживания, но и привычная прилавочная система. Продавцы в таких магазинах обычно знают своих покупателей в лицо, между ними устанавливаются почти родственные отношения, невозможные во всяких «гипер» и «супер». Только здесь можно совершить небольшую покупку за пять минут. В супермаркете за это время вы, скорее всего, только доберётесь до нужного отдела. А набрав по дороге к кассе полную тележку по принципу «всё равно пригодится» и отстояв очередь, рискуете обнаружить, что именно хлеб, за которым вы, собственно, и заходили, в этой тележке отсутствует.

После аскетизма советского периода не удивительно, что наш покупатель согласен переплачивать за комфорт, богатство ассортимента, кондиционеры и праздничную атмосферу шопинга. Однако, в Европе уже долгие годы успехом пользуются магазины, работающие в формате «жёсткого» дискаунта типа Aldi, и очевидно, что в России данный вид ритейла найдёт своего покупателя. Нашим бизнесменам следует обратить внимание на этот формат, так как он позволяет охватить не только малообеспеченные слои населения, но и солидный процент более богатых граждан, умеющих ценить каждую копейку и не желающих выбрасывать деньги на ветер. При этом надо учитывать, что, для того чтобы зарабатывать на этом поле, надо обладать поистине немецкой пунктуальностью, ответственностью и честностью.

Всё большее распространение в сетевых магазинах приобретает группа непродовольственных товаров ( non-food ), в некоторых она достигает 40 процентов. Это ещё одно перспективное направление для развития нашего ритейла. В республике пока не представлен формат торговли типа «Утконос», когда покупатель по каталогу заказывает доставку товаров в магазине у дома. При достаточно большом объёме заказа это выгоднее, чем посещение загородного молла или рынка на автомобиле, а уж об экономии времени и сил и говорить нечего.

Подводя итоги, можно отметить, что развитие продовольственных сетей в Республике Башкортостан идёт быстрыми темпами. При этом даже рынок Уфы и крупных городов далёк от насыщения. Востребованными в ближайшие годы будут магазины «у дома», эконом-класса, гипермаркеты. В связи со строительством жилых кварталов и микрорайонов, коттеджных посёлков, крупных промышленных, культурных, спортивных объектов, вводом в эксплуатацию новых транспортных магистралей, будут появляться и новые перспективные для ритейла территории.

Альфия Тедикова Журнал «Новости торговли», Уфа, № 4-5 

сеть, магазин, республика, год, компания, уфа, рынок, местный, город, центр, процент, товар, сетевой, башкортостан, покупательМы попали в сети…
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/my-popali-v-seti/2020-03-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052