Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как открыть торговый центр, не имея опыта?
Сергей Полевиков запустил свой первый торговый центр – «Монпансье» в Санкт-Петербурге. Он оценивает себя как девелопер-любитель, но не собирается останавливаться на одном проекте.
Почему вы пришли именно в этот бизнес?
В 2007 году в рамках диверсификации бизнеса мы начали присматриваться к активам, которые не требовали столь внимательного отношения к операционным процессам, как наш основной бизнес по производству мостовых конструкций. В менеджменте есть такой показатель – количество времени, потраченного на управление. Так вот, на управление ТЦ не нужно тратить много времени. В этом плане торговые активы оказались наиболее интересны.
В какую сумму вам обошелся проект торгового центра «Монпансье»?
3,5 млрд рублей. Это планируемые траты, сумму мы просчитали изначально.
Использовались ли кредитные средства?
Ни один серьезный проект невозможно реализовать без привлечения кредитов. Мы взяли 1 млрд. рублей на 10 лет у Западно-Сибирского банка Сбербанка России.
В какие сроки вы планируете окупить проект?
В 2007 году сроки окупаемости «Монпансье» оценивались в 4-4,5 года. Сейчас мы рассчитываем на 7-8 лет с учетом достаточно серьезной волатильности рынка. Еще в начале года никто не мог предположить, что на рынке будет не комфортная обстановка для инвесторов, нестабильность с кредитными ставками, курсом доллара. Надеюсь, что все это скоро пройдет, а торговый центр останется.
Собираетесь ли вы корректировать арендные ставки в связи со сложной экономической ситуацией?
Арендная плата состоит из двух частей – базовой ставки и процентной части с оборота. У нас большинство ставок зафиксировано в долларах. Пересматривать их мы пока не планируем. Возможно, если к нам обратятся партнеры, особенно «столпы», на которых держится ТЦ – Prisma, «Мираж Синема», «Макдональдс», «Дети», «Детский мир» – то в процессе переговоров мы рассмотрим возможность уменьшения ставок. Сейчас мы говорим о фиксации некоего коридора колебаний доллара.
В Приморском районе открыто много торговых центров, чем вы рассчитываете привлекать посетителей?
У людей есть потребность ходить в торговые центры не просто за покупками, а для того, чтобы провести время и получить удовольствие. В разработке концепции участвовала компания JLL, которая, следуя мировой тенденции, посоветовала нам включить в комплекс развлекательную составляющую. Жители крупных городов устали тратить время на дорогу, пробки и хотят проводить досуг недалеко от дома, поэтому помимо магазинов здесь есть кинотеатр, рестораны, скоро откроется фитнес-центр. «Монпансье» во многом ориентирован на семью, где есть дети, у нас работает детский развлекательный центр, игровые комнаты, по выходным с детьми играют аниматоры, вскоре откроется контактный зоопарк. По-моему, получилось неплохо, хотя я могу быть предвзятым, так как говорю о своем детище.
Задействовали ли вы свое производство при строительстве ТЦ?
Часть материалов, в частности гипсокартон и штукатурные смеси мы поставляли со своего завода.
Собираетесь ли тиражировать опыт?
Пока опыт понравился, посмотрим, какие он будет приносить доходы. Наиболее вероятные места для строительства аналогичных проектов – Ставрополь и Петербург. Но будем рассматривать и другие города-миллионники.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Интервью
План по открытиям – более 45 ресторанов в ближайшее время.