Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Эйфория от резкого роста должна быть контролируемой
Основатель и генеральный директор проекта Всеволод Страх рассказал о сегодняшнем и завтрашнем дне своего бизнеса.
Что представляет из себя команда «Сотмаркета»?
У нас трудятся около 700 человек, из них только 10 % сотрудников в Москве, остальные в регионах. Наша ИТ команда состоит из 55 человек. Кроме штатных сотрудников, мы привлекаем фрилансеров: программистов, дизайнеров, контент-менеджеров. Например, контентом для сайта удаленно на аутсорсинге занимаются около 90 человек. Такой подход позволяет получать работу в срок и при этом не заниматься ежечасным контролем сотрудников. Например, чтобы описать весь ассортимент, в день производим 2 000 – 2 500 новых карточек. Своих топ-менеджеров мы стараемся выращивать сами, хотя это процесс долгий. Со стороны в компанию были приглашены только два управленца.
Сравнивали ли вы эффективность затрат, которые вложили в свою ИТ команду и предположительные траты на готовые ИТ решения?
Гораздо легче один раз самим написать ПО и самим же его корректировать по мере необходимости, чем работать с контрагентами под процент. Мы сравнивали стоимость своих разработок и готовые сторонние решения. Суммы, предлагаемые подрядчиками, нас не устроили, тем более что со временем стоимость отдельных заданий увеличивается в разы. Поэтому у нас все программное обеспечение сделано внутри компании и под наши задачи. Внешняя система у нас только одна – 1С бухгалтерия, куда выгружаются учетные документы, а вся работа идет в СRM.
Расскажите про какие-нибудь интересные технические решения проекта.
Например, телефония: когда клиент находится на сайте, в определенный момент мы ему показываем телефонный номер отдела той тематики, которой он интересовался. Если он заказывает обратный звонок, мы можем определить, где он «ходил». В целом колл-центр у нас работает автоматически: система видит, что есть свободные посетители, анализирует, что нужно клиентам, сама дозванивается, сама открывает заказ. Благодаря этому мы добились простоя между звонками 15 секунд
За время работы интернет-магазина наверняка были приняты какие-то не верные решения, что бы вы сейчас сделали по-другому?
Самая болезненная точка была в 2012 году. Нас тогда в некоторой степени пошатнуло: весь год шел рост, мы открывали новые и новые точки, но бизнес был не оцифрован, не было четких показателей. Такой рост не нужен, рост должен четко контролироваться. Сейчас я уже открывал бы уже немножко по-другому: эйфория от дикого роста должна быть разумной, нужно уметь сдерживать порыв и желание просто расти.
На чем держится лояльность ваших покупателей и вообще лояльны ли они?
Для нас показатель лояльности – это 33% повторяющихся заказов ежедневно. На самом деле этот процент, наверное, был бы больше. Но проблема в том, что мы работаем с чужого склада, что приводит к значительному числу накладок. К сожалению, при всей нашей и автоматизации, и обновлении прайсов по несколько раз в день, даже имея желание сделать все правильно, невозможно обеспечить 100 % исполнимость.
Но мы работаем с лояльностью наших клиентов: даем бонусы, дарим подарки на дни рождения. Когда ошибаемся, то стараемся исправить ошибку. Думаю, что людям все же нравится качество сервиса.
Пару лет назад вы говорили о том, что хотели бы открыть свой логистический блок для третьих лиц. Какой статус сейчас у этого проекта?
На самом деле эта идея не угасла до сих пор, мы обязательно доведем её до конца. Сложность в том, что одно дело логистика по Москве, другое – логистика по всей России. В начале нашей деятельности мы очень много теряли на логистических расходах. В связи с этим, во-первых, мы стали работать над тем, чтобы перевести склад на новую систему приемки, отгрузки, упаковки товара и перехода в низко габаритные характеристики, которые при отправке клиентам почтой обходятся дешевле с точки зрения почтовых коэффициентов. Во-вторых, у нас есть порядка 700 пунктов выдачи, но не все они наши собственные, поэтому сейчас нам важно научиться четко работать с дебиторами, агентами и подрядчиками. Прежде всего, мы хотим сделать так, чтобы хорошо работать на себя, а уже потом выдать это на рынок. Многое уже сделано: все агенты работают в единой системе, у нас по всей России электронная цифровая подпись, мы научились тарифицировать, разработали свою биллинговую систему.
У нас 80% товара выдается в пунктах выдачи. По опыту могу сказать, что адресная доставка, кроме Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, мало где нужна.
Как оценивается состояние бизнеса с точки зрения предстоящего объединения?
Мы заявляли в конце 2013 года, что у нас проходят переговоры и предстоит объединение нескольких компаний («Ютинет», «Сотмаркет» и «Е96»). Это объединение не предполагает, что из всех проектов будет сделан один, просто мы хотим соединить силу трех компаний. Для клиентов ничего не измениться, все перемены – наша внутренняя кухня. Несколько месяцев этого года ушло на описание бизнес-процессов всех компаний, так как при этом объединении мы должны сделать так, чтоб наши бизнес функции и наши операционные процессы не пострадали, а были оптимизированы. Думаю, что в конструктивном ключе, мы проведем это объединение в течение этого года.
Интервью подготовлено в рамках конференции Online Retail Russia 2014.
Ирина Баскакова, Retail.ru
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.