Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
19 июня 2006, 15:10 12616 просмотров

Челябинская торговая сеть «Незабудка» стремится получить федеральный статус

© «Эксперт-Урал», 19.06.2006

Торговая сеть «Незабудка»

Основана в апреле 2002 года. Насчитывает более 50 магазинов, работающих по принципу самообслуживания в форматах дискаунтер, универсам, супермаркет и гипермаркет. Площади магазинов варьируются от 200 кв. метров в дискаунтерах до 900 кв. метров в супермаркетах. Среднемесячный оборот — 170 млн рублей. Выручка в 2005 году составила 70 млн долларов. Компания занимает, по разным оценкам, от 13% до 20% розничного рынка Челябинска.

В начале июня появилась новость: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрел порядка 20% торговой сети «Незабудка» (Челябинск). Сумма сделки не разглашается. До этого ЕБРР только один раз вкладывал деньги в продуктовую розницу: в 2001 году он стал миноритарным акционером сети «Пятерочка».

«Незабудка» — первая российская региональная торговая сеть, на которую обратили внимание иностранные инвесторы: Международный фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners приобрел этой весной долю в уставном капитале челябинской компании. Подробности сделки менеджмент «Незабудки» до сих пор держит в секрете. По некоторым данным, инвестфонд купил блокирующий пакет (25% плюс 1 акция) за 23 млн долларов.

Деньги инвесторов «Незабудке» пригодятся: сеть начала экспансию за пределы Челябинской области. О планах компании рассказывают ее совладельцы — председатель совета директоров Алексей Заварницын и генеральный директор Виталий Никулин.

— Почему именно ваша торговая сеть так интересна иностранным инвестфондам?

Алексей Заварницын: Вероятно, они увидели, что мы можем эффективно развиваться. Не забывайте, что многие национальные игроки, московские и петербургские («Пятерочка», «Перекресток», «Дикси», «Копейка»), уже прошли через это: их акции инвестфонды приобретали. Но до сих пор столичная практика не охватывала регионы. На этой волне мы стали первыми.

— На какие цели пойдут средства?

А. З.: На развитие сети и выход в другие регионы.

Виталий Никулин: В Челябинске и области нам стало тесно. В регионе нарастает конкуренция. Но гораздо важнее, что многие наши магазины уже начали конкурировать между собой. Поэтому, имея определенный потенциал — финансовые ресурсы и менеджмент, мы приняли решение о развитии компании в других регионах России. Будем тиражировать наш стандартный формат — универсам. Также хотим открывать магазины более крупного формата и «магазины у дома».

— Более крупный формат — это гипермаркет?

В. Н.: Да. У нас есть один гипермаркет в Челябинске, и мы будем прирастать новыми. И здесь, и в других городах. Но повторюсь: основной формат, который мы будем продвигать, — универсамы.

— Где и сколько гипермаркетов вы планируете открыть?

А. З.: В этом году начнут работу два — в Челябинске и Уфе. Но наши интересы распространяются далеко за пределы Уфы. Мы хотим быть компанией не региональной, а федеральной. Ритейл в России бурно растет. И пока у региональных сетей есть шанс дорасти до федеральных, его нельзя упускать.

В. Н.: Сеть с распространением менее чем 10% территории — не федеральная. Но и 50% мы не охватим. Ритейл — такая отрасль, где все нужно делать очень быстро. Промедление недопустимо. Уже через полгода у нас как минимум в два раза вырастет количество магазинов. То, что мы раньше делали за три года, будет сделано за несколько месяцев.

— Почему вы решили открыться в Уфе? Там достаточно развиты местные сети, есть федералы и иностранцы. За счет чего вы будете с ними конкурировать?

А. З.: Ничего особенного, как обычно: будем привлекать покупателя достаточным ассортиментом по минимальным ценам. Таких цен мы достигаем за счет объемов: «Незабудка» — крупнейшая челябинская розничная сеть, и может диктовать условия поставщикам. В Уфе и Оренбурге мы также планируем приобрести небольшие местные сети.

— Дальнейшие планы экспансии уже есть?

А. З.: Начнем с соседних Южному Уралу и Башкирии субъектов Уральского региона. Всего будет более десяти областей.

— В какие по величине города вы намерены входить?

А. З.: Если мы начинаем работать в каком-то регионе, то охватываем и местную столицу, и область. Собирается пул городов с населением от 50 тыс. человек.

— Не боитесь столкнуться с конкуренцией и противодействием местных сетей при работе на чужих для вас территориях?

В. Н.: «Незабудка» за все время работы показала себя как компания лояльная и миролюбивая. При заходе в города Челябинской области мы натыкались на препоны со стороны местных операторов. Иногда эти сети пытались играть вне правового поля. В этом случае «Незабудка» превращается в некоего ежика, который прокатывается трактором по таким конкурентам. И восстанавливает пределы правового поля.

— Ежик — трактором?..

— Подключаем все ресурсы для защиты своих интересов.

— Вы говорите, что «Незабудка» миролюбива. Но в 2004 году вы инициировали создание в Челябинске ассоциации для противодействия приходящим в город екатеринбургским, федеральным и иностранным игрокам.

В. Н.: Не для противодействия, а для планирования прихода игроков в те точки региона, где они на самом деле нужны. Крупные игроки, тем более западные, в любом случае будут на нашем рынке. Мы предложили уйти от бездумного размещения их в одном месте, от чего проиграли бы и они сами.

— Сколько участников рынка входит в это объединение?

В. Н.: Практически все местные сети.

А также крупные челябинские товаропроизводители, которым важно обеспечить дистрибуцию собственного товара.

— Что вышло из идеи?

В. Н.: Структура действует…

А. З.: На самом деле процесс затормозился в связи со сменой власти. Но у нас сегодня нет массового засилья чужаков.

— В Челябинске до сих пор нет Metro. Вы этому не способствовали?

А. З.: Metro здесь будет. Они долго не могли договориться о выделении земельного участка.

— Это вопрос технического характера?

В. Н.: Не думаю, что прежняя городская администрация тормозила приход немецкой сети.

Продажа — это смерть

Закрепить статус федеральной сети в 2006 году «Незабудка» собирается с помощью выхода на московский рынок. На эти цели компания выделит 29 млн долларов. До конца этого года в планах открытие семи магазинов в столице, к концу 2007го предполагается увеличить их число до 24.

— Большинство московских торговых сетей идут в регионы. Вы решили идти в Москву. Вам не хватает места для развития в соседних регионах?

В. Н.: В Москве очень плотно располагаются дискаунтеры и гипермаркеты, а сегмент «магазин у дома» (универсам) не заполнен. Его мы и решили занять. Плюс ко всему — доходы населения в Москве несопоставимы с региональными. А значит, и бизнес более прибылен.

Решение о выходе в регионы и на федеральный уровень компанией принято более года назад. Начались переговоры с различными сетями о их приобретении, а также с одной из московских сетей о выкупе этой компании со всеми ее торговыми объектами. Сеть по меркам Москвы небольшая, семь магазинов. Переговоры на начальном этапе были успешны. Но в силу того, что аппетиты собственников сети росли несоразмерно увеличению рынка и каждый раз при ответе на наши предложения они поднимали цену, мы вышли за некую грань разумного, в итоге оставили покупку на потом.

— Какую сумму хотели москвичи за продажу сети?

В. Н.: Между нами подписано соглашение о нераспространении информации. Мы считаем себя порядочными, поэтому не разглашаем суммы.

— Какими теперь будут ваши действия?

А. З.: В Москву лучше заходить, открывая одновременно много магазинов. В этом случае деньги будут потрачены эффективно, только на единовременных затратах на рекламу можно сэкономить. Желательно заходить с помощью покупки существующей сети с имеющейся инфраструктурой. Открывать по одному объекту смысла нет. На столичном рынке мы хотим занять не менее 3 — 5%. Поэтому продолжаем вести переговоры о продаже с той же самой московской сетью.

— Что вы предложите московскому рынку?

В. Н.: У нас сейчас работают магазины нескольких форматов: супермаркет, гипермаркет, дискаунтер. Наша стратегия направлена на то, чтобы в разных форматах были единые цены. Покупатель приобретает в супермаркетах «Незабудки» товары по ценам дискаунтера.

— Есть ли конечная цель вашего развития? Например, удачно продаться?

В. Н.: У компании есть две основные программы. Первая, подробная, на пять лет. Вторая, прогнозная, на 10 лет и более. Никакой конечной цели в ней не прописано. Бизнес — это капитализация. А капитализация — это непрерывное накопление капитала.

— Продаваться ни при каких условиях не будете?

А. З.: Продажа бизнеса — это остановка. Конец. Останавливаться нельзя. Поэтому мы будем развиваться дальше.

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Челябинская торговая сеть «Незабудка» стремится получить федеральный статус

© «Эксперт-Урал», 19.06.2006

Торговая сеть «Незабудка»

Основана в апреле 2002 года. Насчитывает более 50 магазинов, работающих по принципу самообслуживания в форматах дискаунтер, универсам, супермаркет и гипермаркет. Площади магазинов варьируются от 200 кв. метров в дискаунтерах до 900 кв. метров в супермаркетах. Среднемесячный оборот — 170 млн рублей. Выручка в 2005 году составила 70 млн долларов. Компания занимает, по разным оценкам, от 13% до 20% розничного рынка Челябинска.

В начале июня появилась новость: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрел порядка 20% торговой сети «Незабудка» (Челябинск). Сумма сделки не разглашается. До этого ЕБРР только один раз вкладывал деньги в продуктовую розницу: в 2001 году он стал миноритарным акционером сети «Пятерочка».

«Незабудка» — первая российская региональная торговая сеть, на которую обратили внимание иностранные инвесторы: Международный фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners приобрел этой весной долю в уставном капитале челябинской компании. Подробности сделки менеджмент «Незабудки» до сих пор держит в секрете. По некоторым данным, инвестфонд купил блокирующий пакет (25% плюс 1 акция) за 23 млн долларов.

Деньги инвесторов «Незабудке» пригодятся: сеть начала экспансию за пределы Челябинской области. О планах компании рассказывают ее совладельцы — председатель совета директоров Алексей Заварницын и генеральный директор Виталий Никулин.

— Почему именно ваша торговая сеть так интересна иностранным инвестфондам?

Алексей Заварницын: Вероятно, они увидели, что мы можем эффективно развиваться. Не забывайте, что многие национальные игроки, московские и петербургские («Пятерочка», «Перекресток», «Дикси», «Копейка»), уже прошли через это: их акции инвестфонды приобретали. Но до сих пор столичная практика не охватывала регионы. На этой волне мы стали первыми.

— На какие цели пойдут средства?

А. З.: На развитие сети и выход в другие регионы.

Виталий Никулин: В Челябинске и области нам стало тесно. В регионе нарастает конкуренция. Но гораздо важнее, что многие наши магазины уже начали конкурировать между собой. Поэтому, имея определенный потенциал — финансовые ресурсы и менеджмент, мы приняли решение о развитии компании в других регионах России. Будем тиражировать наш стандартный формат — универсам. Также хотим открывать магазины более крупного формата и «магазины у дома».

— Более крупный формат — это гипермаркет?

В. Н.: Да. У нас есть один гипермаркет в Челябинске, и мы будем прирастать новыми. И здесь, и в других городах. Но повторюсь: основной формат, который мы будем продвигать, — универсамы.

— Где и сколько гипермаркетов вы планируете открыть?

А. З.: В этом году начнут работу два — в Челябинске и Уфе. Но наши интересы распространяются далеко за пределы Уфы. Мы хотим быть компанией не региональной, а федеральной. Ритейл в России бурно растет. И пока у региональных сетей есть шанс дорасти до федеральных, его нельзя упускать.

В. Н.: Сеть с распространением менее чем 10% территории — не федеральная. Но и 50% мы не охватим. Ритейл — такая отрасль, где все нужно делать очень быстро. Промедление недопустимо. Уже через полгода у нас как минимум в два раза вырастет количество магазинов. То, что мы раньше делали за три года, будет сделано за несколько месяцев.

— Почему вы решили открыться в Уфе? Там достаточно развиты местные сети, есть федералы и иностранцы. За счет чего вы будете с ними конкурировать?

А. З.: Ничего особенного, как обычно: будем привлекать покупателя достаточным ассортиментом по минимальным ценам. Таких цен мы достигаем за счет объемов: «Незабудка» — крупнейшая челябинская розничная сеть, и может диктовать условия поставщикам. В Уфе и Оренбурге мы также планируем приобрести небольшие местные сети.

— Дальнейшие планы экспансии уже есть?

А. З.: Начнем с соседних Южному Уралу и Башкирии субъектов Уральского региона. Всего будет более десяти областей.

— В какие по величине города вы намерены входить?

А. З.: Если мы начинаем работать в каком-то регионе, то охватываем и местную столицу, и область. Собирается пул городов с населением от 50 тыс. человек.

— Не боитесь столкнуться с конкуренцией и противодействием местных сетей при работе на чужих для вас территориях?

В. Н.: «Незабудка» за все время работы показала себя как компания лояльная и миролюбивая. При заходе в города Челябинской области мы натыкались на препоны со стороны местных операторов. Иногда эти сети пытались играть вне правового поля. В этом случае «Незабудка» превращается в некоего ежика, который прокатывается трактором по таким конкурентам. И восстанавливает пределы правового поля.

— Ежик — трактором?..

— Подключаем все ресурсы для защиты своих интересов.

— Вы говорите, что «Незабудка» миролюбива. Но в 2004 году вы инициировали создание в Челябинске ассоциации для противодействия приходящим в город екатеринбургским, федеральным и иностранным игрокам.

В. Н.: Не для противодействия, а для планирования прихода игроков в те точки региона, где они на самом деле нужны. Крупные игроки, тем более западные, в любом случае будут на нашем рынке. Мы предложили уйти от бездумного размещения их в одном месте, от чего проиграли бы и они сами.

— Сколько участников рынка входит в это объединение?

В. Н.: Практически все местные сети.

А также крупные челябинские товаропроизводители, которым важно обеспечить дистрибуцию собственного товара.

— Что вышло из идеи?

В. Н.: Структура действует…

А. З.: На самом деле процесс затормозился в связи со сменой власти. Но у нас сегодня нет массового засилья чужаков.

— В Челябинске до сих пор нет Metro. Вы этому не способствовали?

А. З.: Metro здесь будет. Они долго не могли договориться о выделении земельного участка.

— Это вопрос технического характера?

В. Н.: Не думаю, что прежняя городская администрация тормозила приход немецкой сети.

Продажа — это смерть

Закрепить статус федеральной сети в 2006 году «Незабудка» собирается с помощью выхода на московский рынок. На эти цели компания выделит 29 млн долларов. До конца этого года в планах открытие семи магазинов в столице, к концу 2007го предполагается увеличить их число до 24.

— Большинство московских торговых сетей идут в регионы. Вы решили идти в Москву. Вам не хватает места для развития в соседних регионах?

В. Н.: В Москве очень плотно располагаются дискаунтеры и гипермаркеты, а сегмент «магазин у дома» (универсам) не заполнен. Его мы и решили занять. Плюс ко всему — доходы населения в Москве несопоставимы с региональными. А значит, и бизнес более прибылен.

Решение о выходе в регионы и на федеральный уровень компанией принято более года назад. Начались переговоры с различными сетями о их приобретении, а также с одной из московских сетей о выкупе этой компании со всеми ее торговыми объектами. Сеть по меркам Москвы небольшая, семь магазинов. Переговоры на начальном этапе были успешны. Но в силу того, что аппетиты собственников сети росли несоразмерно увеличению рынка и каждый раз при ответе на наши предложения они поднимали цену, мы вышли за некую грань разумного, в итоге оставили покупку на потом.

— Какую сумму хотели москвичи за продажу сети?

В. Н.: Между нами подписано соглашение о нераспространении информации. Мы считаем себя порядочными, поэтому не разглашаем суммы.

— Какими теперь будут ваши действия?

А. З.: В Москву лучше заходить, открывая одновременно много магазинов. В этом случае деньги будут потрачены эффективно, только на единовременных затратах на рекламу можно сэкономить. Желательно заходить с помощью покупки существующей сети с имеющейся инфраструктурой. Открывать по одному объекту смысла нет. На столичном рынке мы хотим занять не менее 3 — 5%. Поэтому продолжаем вести переговоры о продаже с той же самой московской сетью.

— Что вы предложите московскому рынку?

В. Н.: У нас сейчас работают магазины нескольких форматов: супермаркет, гипермаркет, дискаунтер. Наша стратегия направлена на то, чтобы в разных форматах были единые цены. Покупатель приобретает в супермаркетах «Незабудки» товары по ценам дискаунтера.

— Есть ли конечная цель вашего развития? Например, удачно продаться?

В. Н.: У компании есть две основные программы. Первая, подробная, на пять лет. Вторая, прогнозная, на 10 лет и более. Никакой конечной цели в ней не прописано. Бизнес — это капитализация. А капитализация — это непрерывное накопление капитала.

— Продаваться ни при каких условиях не будете?

А. З.: Продажа бизнеса — это остановка. Конец. Останавливаться нельзя. Поэтому мы будем развиваться дальше.

сеть, незабудка, год, магазин, регион, компания, челябинск, формат, рынок, московский, федеральный, торговый, местный, областьЧелябинская торговая сеть «Незабудка» стремится получить федеральный статус
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/chelyabinskaya-torgovaya-set-nezabudka-stremitsya-poluchit-federalnyy-status/2020-03-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052