Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Бизнес принял вызов
Для бизнеса уходящий год был непростым с точки зрения и состояния мировой экономики, и наших внутренних макропоказателей, поскольку по росту ВВП цифры ожидаются очень скромные.
Что касается первых результатов нашего присутствия в ВТО, то особых преференций наша страна пока не ощутила. Но и катаклизмов не произошло. Хотя есть проблемы. Так, на 21% увеличился импорт молочных продуктов, и только действия правительства как-то сгладили последствия для наших производителей молока. На 6% выросли объемы ввоза живых свиней, в связи с чем из преференциального списка были убраны развивающиеся страны. То есть ситуацию стабилизировали. Но бизнес, который в этой отрасли работает, ждет от государства следующих шагов, чтобы вслед за стабильностью последовало развитие. Серьезные проблемы могут возникнуть у нашей легкой промышленности.
На базе Центра международной торговли мы создали аналитическо-консалтинговый центр «Россия в ВТО». Привлекли туда видных ученых-экономистов, кто глубоко знает эту тему. Они анализируют ситуацию, нарабатывают рекомендации для участников внешнеэкономической деятельности. Центр проводит обучение по нормам и правилам ВТО как с выездом на места – обучающие семинары уже состоялись в 17 регионах, так и дистанционно. Что порадовало: кроме бизнеса интерес к этой теме проявили представители администраций регионов, главы муниципальных образований. Но, к сожалению, несмотря на то что мы в ВТО 18 лет вступали, специалистов по этой тематике у нас немного, особенно в отраслевом разрезе. Конечно, крупные корпорации к присутствию в ВТО лучше подготовились, у них есть финансовые возможности, чтобы привлечь людей, которые в этом разбираются. Субъектам малого и среднего предпринимательства гораздо труднее вписаться в ВТО. К тому же в отношении российского экспорта действуют около 70 ограничений различного характера (нетарифные меры регулирования, квоты, антидемпинговые меры, технические барьеры и т.д.), причем их немало и со стороны наших главных торговых партнеров – Евросоюза (16 мер) и Белоруссии (12).
— Какие еще проблемы характерны для нашего бизнеса и что может ожидать его в 2014 году?
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ: В числе проблем я бы назвал качество малого бизнеса. По количеству, конечно, тоже есть претензии, поскольку в этом году около 500 тыс. индивидуальных предпринимателей не пожелали продолжать свое дело. Львиная доля малых предприятий работают в сфере торговли и посреднических услуг. Инновационных предприятий у нас всего 3-4%.
И естественно, что нам нужна прямо противоположная статистика, чтобы создавать высокопроизводительные рабочие места, диверсифицировать экономику.
Еще один традиционный вызов: дорогие короткие деньги. Также и крупный, и малый бизнес сегодня ставят на первое место вопрос кадров, причем всех мастей: от слесаря до топ-менеджера. Ну и, конечно, коррупция. В последнее время уровень коррупции удалось снизить, но до окончательной победы еще далеко. И сейчас мы призываем бизнес всех уровней подписаться под Антикоррупционной хартией и тем самым отказаться от применения нелегальных схем в достижении своих интересов. Ведь коррупция присутствует не только в отношениях власти и бизнеса, как у нас принято считать, но и бизнеса с бизнесом. Взять, например, те же откаты при закупках материалов.
В следующем году таким вызовом станет утилизационный сбор для отечественного автопрома, введенный по настоянию ВТО, чтобы создать одинаковые условия для конкуренции с зарубежными предприятиями. Это весьма ощутимая сумма: для «газелей» сбор составит около 120 тыс. руб., для автомобилей большей грузоподъемности – 200 тыс. руб. Государство, конечно, будет поддерживать производителей автотехники стандартов Евро-4 и Евро-5, чтобы как-то компенсировать увеличение стоимости машин – это как раз правилами ВТО не запрещено. Но надо понимать: всем государство помочь не в состоянии.
— А в чем наш бизнес недорабатывает? Достаточно ли у него амбиций? Такое впечатление, что мы не хотим быть первыми, нам достаточно окопаться во втором десятке…
Катырин: Отчасти это так. И многие из тех предпринимателей, которые могли бы поставлять товар на внешние рынки, слабо туда стремятся, потому что достаточно зарабатывают на своем поле. Но я бы не относил это ко всему бизнесу. Все-таки условия существования нашего и зарубежного бизнеса сильно отличаются. Но в России, впрочем, как и везде, бизнес стремится туда, где легче. Почему у нас большинство субъектов МСБ – это сфера торговли и посредничества? Потому что там оборачиваемость средств быстрее, легче заработать, большой вал наличных, а проконтролировать процесс гораздо труднее.
У крупных компаний другая болезнь – желание покупать зарубежные активы превалирует над желанием вкладывать средства в России. При том, что в этом же направлении можно двигаться и у нас. Но это сложнее.
— Насколько законодательная и исполнительная власть прислушивается к мнению бизнеса в нормотворческой работе?
Катырин: В этом году мы неплохо поработали с законодателями. Экспертную оценку ТПП РФ получили около сотни законопроектов. И наши отзывы большей частью были учтены. Эксперты ТПП много работали над поправками в Гражданский кодекс, законом о Федеральной контрактной системе, начиная с дискуссии, нужен ли этот закон вообще. Трудились и над законом, и над подзаконными актами. Первое января уже не за горами, но пока, к сожалению, готов не весь комплект документов, которые позволят закону о ФКС работать в полную силу. Предстоит принять еще 6 постановлений правительства.
— Как, по вашему мнению, действие закона о Федеральной контрактной системе повлияет на деловую активность малого и среднего бизнеса?
Катырин: Объем госзакупок сегодня около 7 трлн руб. При разработке закона о ФКС палата стремилась отстоять позицию, чтобы не менее 20% госзаказа досталось МСБ. В итоге осталось 15%. Тоже неплохо. Но дело в том, что грамотно отследить, чтобы МСБ досталось именно 15, а не 5%, практически невозможно. Надеюсь, что в ближайшее время наши специалисты вместе с представителями ФАС выработают механизмы контроля этого показателя.
Вторая проблема – это размещение госзаказа вообще. Россия не подписывала никаких обязательств в этом отношении. Поэтому у нас есть возможность оказывать преференции своим производителям. Такая практика существует во всем мире, мы тут Америку не открыли. Вопрос в другом: кого считать российским производителем? Тех, кто здесь отверткой собирает целое из деталей, произведенных за рубежом, или тех, кто целиком локализует производство в РФ? Надеюсь, что в следующем году у нас в стране придут к ясности по этому вопросу. Тем более что мы работаем на Едином экономическом пространстве с Белоруссией и Казахстаном. Но при этом доступа к госзаказам в этих странах напрямую не имеем – только через местные предприятия. Для крупного бизнеса, способного приобрести казахстанское предприятие или хотя бы его часть, это, конечно, не преграда, но вот МСБ в этом плане явно проигрывает.
— Какова роль бизнес-объединений (система ТПП, «ОПОРА России», «Деловая Россия», РСПП) в решении проблем наших предпринимателей?
Катырин: Она растет с каждым годом. Власть в последнее время создала массу площадок для коммуникации с бизнесом. Представители всех бизнес-объединений принимали активное участие в разработке «дорожных карт» Агентства стратегических инициатив.
Мне кажется, что власть нас слушает и слышит. Сужу об этом по тому, как обсуждался четвертый антимонопольный пакет. На последнем совещании, которое проводил первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, дали высказаться всем представителям «большой четверки». Думаю, роль объединений предпринимателей и дальше будет возрастать. В Послании Федеральному Собранию президент говорил о необходимости реформирования третейских судов и поручил ТПП и РСПП разработать законопроект о реформировании третейского разбирательства в РФ. Предстоит большая совместная работа, поскольку третейская система нарабатывалась десятилетиями и все лучшее в ней необходимо сохранить.
Ирина Фурсова, «Российская Бизнес-газета» №928 (50)
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.