Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Без оглядки на кризис
Среди продуктовых сетей наиболее благоприятное время сейчас для дискаунтеров, однако даже лидеры рынка сворачивают новые проекты, приостанавливают инвестиции и закрывают магазины. Вышедшая на рынок уже после крупнейших игроков сеть «СемьЯ», управляемая «Интерторгом», напротив, только ускорила расширение. О планах компании, принципах ее работы и своем видении рынка рассказал управляющий сети Олег Рыбаков. Нет никакого плана – Каковы ваши планы по открытию новых магазинов до конца года? – До конца года сеть вырастет примерно до 105 точек. Стратегического плана как такого не было, наша задача – открывать не менее двух магазинов в месяц. Иногда удавалось превышать этот показатель, например в Петрозаводске мы открыли сразу восемь точек, став одним из крупнейших игроков на рынке этого города. Какого-то четкого и единого принципа отбора городов у нас нет. Рассматриваем различные предложения по аренде, ищем их сами и, если условия оказываются интересными, открываем магазины. Насколько удачен выбор, можно оценить, как правило, уже на первом этапе работы. В том же Петрозаводске мы арендовали несколько помещений действующих продуктовых магазинов, в первые два месяца после нашего прихода их оборот увеличился на 10−15%. – Есть ли особенности работы в регионах? – Нет. Мы продаем то же самое, что в Петербурге, только молоко и хлеб покупаем у местных поставщиков. В этом нет ничего особенного – «Магнит» по всей стране возит продукты, произведенные в Краснодаре, и это не мешает ему быть одной из самых динамично развивающихся торговых сетей. Транснациональные компании продают одни и те же продукты по всему миру, а не то что в масштабе страны. Я уверен, что пройдет немного времени, и ассортимент в магазинах Москвы и Петербурга не будет отличаться от Уфы, Новосибирска и других городов. Отличаться будут только свежие продукты, которые нельзя далеко возить из-за сроков годности. – Вы считали долю рынка сети в Санкт-Петербурге? – Ее считали аналитические агентства, но трудно сказать, насколько можно доверять этим данным. Тем более что они в любом случае никак не скажутся на наших дальнейших планах. Сами мы подсчетами своего места на рынке не занимались – это нужно, если ты хочешь продать компанию. У нас такой задачи нет. – Будете расширять свое присутствие в Москве? – С магазинами в Москве были сложности – высокие арендные ставки и зарплаты делали проект невыгодным. Полгода назад мы оптимизировали работу московских магазинов, перераспределили обязанности персонала. Сейчас в Москве шесть магазинов сети, они рентабельны, проект уже стал интересен для дальнейшего развития. Однако пока конкретных планов нет. Следовали за тенденциями – Почему компания приняла решение не снижать темпы развития? – В нашем понимании оптимизировать бизнес нужно было до кризиса, а не с его наступлением. Поэтому мы не изменили практически ничего: не сокращали персонал, заработную плату, инвестиционную программу. С апреля прошлого года у компании нет никакой долговой нагрузки, поэтому кредитные ставки на нас также никак не сказались. Мы использовали кредитный ресурс в меру и никогда не кредитовали оборотные средства. Но, например, брали кредит для покупки нового офиса в Петербурге (приобрели 1,5 тыс. кв. м в одном из бизнес-центров). Сейчас мы его уже отдали. Падение продаж мы ощутили. Например, не секрет, что из Петербурга уехали гастарбайтеры, которые также были потребителями сети. Но это вызвало незначительную коррекцию оборота – в пределах 3,5−5%. Кроме того, мы сократили число дорогостоящих товаров, но не отказались от них. То есть если раньше в магазинах сети было десять наименований дорогой водки, то сейчас их семь. Тут мы просто следовали за тенденциями. – В кризисной ситуации снизились арендные ставки, появилась возможность привлечь специалистов, лишившихся работы в других компаниях… – По сути, кризис не вывел на рынок большое количество специалистов. По большому счету, они остались на своих рабочих местах. Те, кто лишился работы, в общем-то, и нам не нужны. Что касается арендных ставок, то тут все индивидуально – сократились ставки там, где они были «заряжены», однако есть места, где они не изменились вообще. Для нас важно, что упали арендные ставки на многие помещения в центре Петербурга – на 20, иногда на 50%. К тому же уехали залы игровых автоматов. В итоге мы открыли несколько новых магазинов. – Много говорят о том, что с кризисом покупатели начнут возвращаться на рынки. Как вы относитесь к такой перспективе? – Люди не будут возвращаться на рынки по той простой причине, что там продукты стоят дороже. Меня всегда удивляло в новом законе о торговле: почему те, кто его продвигал, не делали мониторинг цен в сетях, на рынке и в небольших продуктовых магазинах? Все рынки – это полное отсутствие контроля качества товара и цен. При этом они торгуют теми же продуктами, что и сети, совершая закупки у тех же поставщиков. Только иногда, например, протирают помидоры и огурцы тряпочкой, за что покупатель переплачивает. Либо берут скоропортящийся товар с заканчивающимся сроком годности, когда он действительно дешевле. Но это бизнес одного дня! Например, сети не в состоянии торговать созревшими помидорами, срок годности которых кончается завтра: овощи просто не выдержат отгрузку. То же самое и с бананами. Нам нужны продукты, которые могут пролежать на прилавке дня два-три. Занимаемся своим делом – Компания основана в 2003 году, но серьезный рывок она сделала в 2008−м, фактически удвоившись… – До прошлого года мы сделали осознанный перерыв в расширении, чтобы наладить рабочий процесс, который до этого имел серьезные недочеты. «Удвоение» звучит красиво, но во многом этот эффект достигнут за счет низкого старта: в 2007 году наш оборот составил около 3,7 млрд рублей, в 2008−м – около 8 млрд. В 2009 году мы прибавим примерно столько же – по нашим расчетам, годовой оборот сети составит около 11 млрд рублей. То есть удвоения уже не будет, мы продолжим расширение теми же темпами. – Вам интересны новые форматы или сегменты рынка? – Нет, мы планируем развивать сети «СемьЯ» и «ИдеЯ». Что касается новых категорий товаров, то было бы интересно добавить в ассортимент безрецептурные лекарственные препараты, если ими разрешат торговать в продуктовых магазинах, как, например, в США. Это может значительно увеличить товарооборот. – Какой магазин вашей сети самый прибыльный? – Точный адрес не скажу, но этот магазин располагается в центре Петербурга. Вообще, товарооборот центральных магазинов традиционно выше: там ниже конкуренция. Правда, часто бывают проблемы с логистикой. – В прошлом году вы начали производство полуфабрикатов. Намереваетесь расширять это направление? – Помимо производства полуфабрикатов мы хотим заняться разделкой мяса. Сегодня значительная часть этого рынка находится в тени и сильных игроков, ориентированных на сети и имеющих разделочные и фасовочные линии, нет. Нет монстров – таких как Coca-Cola на рынке газированных напитков, «Синявинская» на рынке яйца и куриного мяса и т.д. Фактически существует лишь один современный завод – «Эконорд» во Всеволожске, принадлежащий компании «Митлэнд». Что-то делали «Парнас» и Кронштадтский мясоперерабатывающий комбинат, все остальное – то, что осталось с советских времен. К тому же свежее мясо – скоропортящийся товар, тут необходимы местные поставщики: ночью забили, утром расфасовали и сразу привезли в магазин. Любой сбой в этой цепочке – и сразу встает вопрос срока годности. – У кого будете покупать мясо? У фермеров? – У них тоже, конечно. Сегодня часто говорят, что надо покупать продукцию у фермеров… Но они не производят конечный продукт и занимаются только выращиванием скота, то есть все остальное должен делать кто-то другой. И сейчас мы ищем помещения, где можно поставить производственные линии. – Планируете выпускать продукцию и для других сетей? – Пока только для себя. Каждый должен заниматься своим делом, так что мы не собираемся уходить в производство. Это решение вызвано скорее необходимостью. Кроме того, мы понимаем, что необходимо осваивать и собственную фасовку овощей.
Эксперт Маргарита Арановская
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?