Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
109

Поделиться

Александр Савранский, «Европа»: Мы готовы доверить искусственному интеллекту контроль за покупателями и продавцами

Торговая сеть «Европа» состоит из более чем 50 торговых предприятий и объектов в городах Черноземья. В компании сделали ставку на внедрение современных технологий торговли. О том, как инновации помогают добиться конкурентных преимуществ, Retail.ru на форуме Russian Retail Show побеседовал с ИТ-директором компании «Европа» Александром Савранским.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Какие современные технологии, внедренные в вашей сети, можно особо выделить?

Так как мы работаем в ритейле, нам жизненно необходимо не отставать, а лучше идти впереди наших основных конкурентов. Поэтому технологии для нас очень важны. Именно их развитие позволяет нам оставаться конкурентоспособными. Один из самых интересных проектов, который мы реализовали совместно с компанией «Сервис Плюс», – внедрение технологии распознавания товаров на весах, так называемое «умное зрение» с использованием нейросети. Это высокотехнологичное решение мне представляется действительно прорывом.

Начать мы решили с категории «фрукты и овощи». Они, с одной стороны, заметно отличаются друг от друга, что позволяет обкатать технологию, а с другой – очень востребованы покупателем, а их поиск в меню весов занимает много времени. Технология очень хорошо себя показала, и следующим этапом стало использование ее для продажи кондитерских товаров, конфет. Сейчас эта технология внедрена уже во всех магазинах сети. Даже в самых маленьких есть как минимум двое весов с функцией распознавания товаров.

Эффект от использования этой технологии уже успели оценить?

Конечно. Обратная связь от покупателей очень положительная. Значительно повысились скорость обслуживания, удобство, точность распознавания очень хорошая. Покупатели часто ошибаются при покупке весового товара, причем без злого умысла – посмотрели код на ценнике, пока дошли до весов, забыли. Теперь это практически исключено, что, конечно, делает покупку намного комфортнее. Кроме того, благодаря тому, что в весах внедрена дополнительная функция контроля и взаимодействия с кассовыми узлами, значительно уменьшилась пересортица, что в свою очередь снижает операционные расходы наших магазинов.

Расскажите, как менялась организация самообслуживания в сети?

Изначально, когда мы только начинали внедрять технологии самообслуживания, у нас были установлены неплохие, но достаточно дорогие кассы американской компании.  Решение нашим покупателям понравилось, но люди далеко не сразу разобрались, как им пользоваться. В то время при расчетах использовалось значительное количество наличных денег. Соответственно, нагрузка на оборудование (на купюроприемники) была достаточно высокой, часто случались поломки. С развитием безналичных платежей эта проблема стала терять актуальность.

В наших магазинах значительно выросло количество данных устройств. Сегодня более половины наших касс – кассы самообслуживания. Люди к ними уже привыкли. Если раньше мы ставили трех человек в зону самообслуживания в качестве помощников, то потом их количество сократилось до двух, а сегодня достаточно и одного. Тренд к развитию самообслуживания будет сохраняться. Я думаю, в ближайшие 2-3 года в связи с дефицитом линейного персонала и еще большим развитием безналичных платежей доля касс самообслуживания вырастет до 80% в большинстве магазинов.

А как будет дальше развиваться технология самообслуживания?

Я полагаю, развитие здесь будет идти в сторону видеонаблюдения, видеоаналитики, которая будет подсказывать и контролировать правильность выполнения тех или иных действий покупателями и сотрудниками магазинов. Вне всякого сомнения, в развитии самообслуживания будет задействован инструментарий искусственного интеллекта.

Фото: «Европа»

Фото: «Европа»

Вы готовы доверять искусственному интеллекту?

Конечно. Мы готовы доверить искусственному интеллекту контроль за покупателями и продавцами. Реализация таких проектов –  одна из первоочередных задач в компании.

Как еще вы планируете использовать возможности искусственного интеллекта?

В настоящее время мы выбираем поставщика услуг, который поможет нам с помощью искусственного интеллекта создать помощника по бизнес-процессам компании. Скорее всего это будет чат-бот. Возможно, в сети Telegram. Если у наших сотрудников будут возникать вопросы или затруднения в различных бизнес-процессах, такой виртуальный помощник сможет дать им оперативный ответ. У нас уже есть серьезные наработки в этом направлении. Кроме того, мы изучаем возможности искусственного интеллекта в процессах подбора персонала, работе со входящей документацией в бухгалтерии и др.

Скорость разработки и внедрения инноваций увеличивается?

Разработка многих решений, действительно, заметно ускоряется. В том числе благодаря использованию искусственного интеллекта. Его применение повышает скорость кодинга, позволяет избежать некоторых ошибок, предоставляет более широкую базу для принятия решений.

Как вы боретесь с дефицитом ИТ-специалистов?

К сожалению, в последние годы действительно значительно снизилось количество, скажем так, доступных айтишников высокого уровня. Как боремся? Ну, естественно, в первую очередь это финансовая составляющая – зарплата, а также удобство работы, то есть коллектив. Стараемся обеспечить необходимый уровень компенсации и доброжелательную и уютную атмосферу в коллективе.

Какие еще технологии вам кажутся перспективными, какие было бы интересно внедрить в сети?

Все технологии интересны по-своему. Но я бы, наверное, все-таки выделил видеоаналитику с использованием искусственного интеллекта. Такие разработки можно использовать в широком спектре бизнес-процессов. Это прием товаров, их контроль и отпуск, работа на кассах, с очередями, процессы пополнения полок, контроль движения покупателя по торговому залу и др. Все это позволяет сделать магазины еще более эффективными.

Посмотрите видеозапись интервью с Александром Савранским в Медиацентре Retail.ru

Материал создан на Russian Retail Show 2025 в рамках #МедиацентрRetail, который работал при поддержке наших партнеров: фирмы «1С»Open Group и Сервис Плюс.

Благодарим за сотрудничество!

Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Александр Савранский, «Европа»: Мы готовы доверить искусственному интеллекту контроль за покупателями и продавцами

О перспективах использования ИИ в ритейле, внедренных и планируемых технологиях.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами