Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
25 февраля 2014, 00:00 2985 просмотров

Ударим по рукам у экспоната

Минпромторг завершает разработку Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, и в ближайшее время она будет внесена на рассмотрение в правительство РФ. В документе обозначены пути решения накопившихся проблем, которые свидетельствуют о том, что выставочно-конгрессную деятельность, имеющую существенное влияние на развитие экономики, можно отнести к числу институтов, которые у нас в стране еще недостаточно развиты.

Как подчеркнула председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на недавно прошедших парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию правовых основ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, сейчас перед Россией стоит важнейшая задача перехода от сырьевой экономики к инновационной модели развития. А оно возможно только в случае, если товары и услуги будут конкурентоспособны, обеспечены стабильным спросом. Этот спрос, особенно в условиях ВТО, надо последовательно формировать. И здесь одним из наиболее эффективных инструментов является как раз выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность (ВЯД). И мы глубоко убеждены, что ВЯД может и должна стать одним из важнейших механизмов экономической политики нашего государства.

– Насколько прибыльна эта деятельность в мире вообще и в России в частности?

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ: Считаю, выставочную сферу необходимо не только рассматривать с точки зрения доходности выставочных кампаний, а прежде всего оценивать, насколько полно на каждый затраченный экспонентом рубль предоставляются услуги, способные приблизить продвигаемую продукцию к ее потребителю.

А вообще о востребованности выставочных услуг говорит тот факт, что сегодня на мировом рынке действует более 1200 крупных выставочных центров с закрытой павильонной площадью в 33 млн кв. м. Немаловажно, что ежегодно, даже во время кризиса, прирост выставочных площадей составлял не менее 2-3%. Проводимые выставки, а это более 30 тысяч мероприятий в год по всему миру (1700–только в России), способствуют развитию производств практически во всех отраслях мировой экономики.

Интерес к выставочным мероприятиям в разных странах проявляют около 260 млн посетителей. На выставках закладывается основа для будущего торгового сотрудничества как государств, так и отдельных компаний. Так, ежегодный объем контрактов, заключенных на Кантонской ярмарке в КНР, достигает 70 млрд долларов, что соответствует 5% объема годового экспорта этой страны. Сумма сделок на машиностроительной выставке «EMO» в Ганновере оценивается в 5 млрд евро. На прошедшем в подмосковном Жуковском минувшим летом МАКСе подписано контрактов на 20 млрд долл.

У нас в стране в последнее время благодаря совместным усилиям государства и бизнеса происходило поступательное развитие индустрии выставок и конгрессов. Растет и количество выставочных комплексов. Так, если в 1999 году во всей России их было всего 10, то в 2007-м уже 27, а в прошлом насчитывалось 49. Объем продаж выставочного рынка в 2013 году увеличился примерно на 7%, так же как и в предшествующем. И это несмотря на общее снижение темпов развития экономики (в 2013 году рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012-м). То есть большая востребованность выставочных услуг не позволяет «просесть» отраслевому рынку даже в условиях торможения экономики.

– А какие проблемы характерны для российской выставочной отрасли?

Катырин:Проблемы, к сожалению, носят системный характер. Отсутствие необходимой координации, недостаточная поддержка выставочных мероприятий и слабое материально-техническое обеспечение отрасли во многом объясняются несовершенством нормативно-правовой базы. В нашей огромной стране общая площадь выставочных центров (778,7 тыс. кв. м) сегодня сопоставима с одной лишь Ганноверской ярмаркой. Основой системы правового регулирования отрасли наряду с разработанной минпромторгом концепцией должен стать федеральный закон о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Принятие этого документа позволило бы четко определить порядок взаимоотношений всех участников выставочного процесса, решать многие накопившиеся проблемы.

– Что участники рынка ВЯД хотели бы увидеть в этом законе?

Катырин: Мы провели анкетирование среди руководителей выставочных комплексов, кураторов сферы ВЯД в системе ТПП РФ, крупнейших экспонентов из числа объединений предпринимателей. По результатам опроса выяснилось, что, прежде всего, в законодательной рекомендации нуждается определение основных форм участия государства в поддержке ВЯД. Так думают свыше двух третей экспертного сообщества (67,4%). Также свыше 60% респондентов уверены, что необходимо узаконить единую государственную политику в этой сфере. 52,2% экспертов считают, что в законе обязательно должна быть прописана роль и место федеральных и региональных органов власти в области выставочной и конгрессной деятельности.

Каждый второй респондент ратует за законодательное оформление механизмов выделения бюджетных средств на цели ВЯД. Столько же опрошенных считают важным утвердить перечень мер стимулирования развития материально-технической базы и инфраструктуры выставочных комплексов, формы софинансирования инвестиционных проектов, прописанных в федеральных и региональных целевых программах, а также применение механизмов государственно-частного партнерства. Также в законе следует определить общие правила проведения мероприятий, установить четкие требования к местам проведения, правовому статусу участников и т.д.

Для развития выставочной отрасли, с нашей точки зрения, требуется усиление влияния всех государственных структур. Существующее регулирование по линии разных ведомств порой бессистемно и не отражает в полном объеме приоритеты развития российской экономики. Требует пересмотра и система государственной поддержки. Пока она в целевом порядке распространяется на организацию выставок за рубежом (в нынешнем году на эти цели запланирован 1 млрд руб.). В то время как вся система поддержки должна быть продумана, четко структурирована как на федеральном уровне, так и на местах. Регламент ВТО это позволяет. И этим надо пользоваться в интересах развития экономики регионов.

– Но у нас пока 73% выставочных комплексов расположены не в регионах, а в Москве и Санкт-Петербурге…

Катырин: Да, на остальные 81 субъект Федерации приходится менее трети всех выставочных площадей (265,6 тыс. кв. м.). Так, в Северо-Кавказском и Дальневосточном округах всего по 2 выставочных комплекса, в Южном–3, Уральском–5. Но, как следует из проведенного территориальными ТПП опроса, 48 глав регионов крайне заинтересованы в развитии выставочной инфраструктуры. Известно, что за рубежом многие муниципалитеты являются совладельцами выставочных комплексов, понимая, что выставочная деятельность приносит в казну региональных бюджетов дополнительный доход. Любая выставка имеет кумулятивный эффект. Даже если само мероприятие не прибыльно, во время его проведения заполняются места в гостиницах, столики в ресторанах, задействуется дополнительный транспорт, выпускаются буклеты, сувенирная продукция, организуется досуг участников и посетителей. А это дополнительная занятость и доходы для бизнеса, в том числе малого, повышение налоговых отчислений в региональные бюджеты. У нас, к сожалению, никто не подсчитывал такую сопутствующую выручку. Но есть замечательные зарубежные примеры. Так, суммарный доход от проведения мероприятий на выставочной площадке Messe Frankfurt в Германии ежегодно приносит в казну города около 3 млрд евро. Поэтому, считаем, вполне уместно поставить вопрос о принятии целевой программы строительства выставочных центров в регионах.

Сейчас оборот выставочного рынка России, доля которой в мировых крытых выставочных площадях всего 2%, составляет 780 млн долл.–это седьмое место в мире. Уверен, что активизировав в регионах создание выставочных площадок, мы сможем значительно нарастить этот показатель. По крайней мере в нынешнем году оборот российского рынка ВЯД должен составить 830, а в следующем–890 млн долл.

– Сейчас у любого современного человека названия городов Ганновер, Франкфурт, Шанхай ассоциируются с проводимыми там всемирно известными выставками. А, к примеру, Нижний Новгород давно таких ассоциаций не вызывает, тем более у иностранцев. А ведь сто с лишним лет назад бренд «Нижегородская ярмарка» гремел на весь мир! Возможно ли вернуть «Ярмарке» былой престиж?

Катырин: Здесь все зависит от желания руководства этого выставочного комплекса и администрации региона и, конечно, возможностей местного бюджета. К сожалению, помещение «Ярмарки» по нынешним меркам невелико, а возможности расширения ограничены городской застройкой. Впрочем, если возвести под тем же брендом современный выставочно-конгрессный комплекс за городской чертой, там можно будет проводить масштабные выставочные мероприятия международного уровня. Так что не исключено, что мы еще услышим про «Нижегородскую ярмарку».

Ирина Фурсова, «Российская Бизнес-газета» №936 (7)

Поделиться публикацией:
Никита Дергилёв, «Техносерв Cloud», о «черных пятн...
310
Компания сетевого маркетинга тестирует формат для ...
439
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4674
Комплексное решение «1С:ERP» на 650 рабочих мест
308
Сергей Сергеев, ИТ-директор компании «М.Видео», ра...
711

Как подчеркнула председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на недавно прошедших парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию правовых основ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, сейчас перед Россией стоит важнейшая задача перехода от сырьевой экономики к инновационной модели развития. А оно возможно только в случае, если товары и услуги будут конкурентоспособны, обеспечены стабильным спросом. Этот спрос, особенно в условиях ВТО, надо последовательно формировать. И здесь одним из наиболее эффективных инструментов является как раз выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность (ВЯД). И мы глубоко убеждены, что ВЯД может и должна стать одним из важнейших механизмов экономической политики нашего государства.

– Насколько прибыльна эта деятельность в мире вообще и в России в частности?

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ: Считаю, выставочную сферу необходимо не только рассматривать с точки зрения доходности выставочных кампаний, а прежде всего оценивать, насколько полно на каждый затраченный экспонентом рубль предоставляются услуги, способные приблизить продвигаемую продукцию к ее потребителю.

А вообще о востребованности выставочных услуг говорит тот факт, что сегодня на мировом рынке действует более 1200 крупных выставочных центров с закрытой павильонной площадью в 33 млн кв. м. Немаловажно, что ежегодно, даже во время кризиса, прирост выставочных площадей составлял не менее 2-3%. Проводимые выставки, а это более 30 тысяч мероприятий в год по всему миру (1700–только в России), способствуют развитию производств практически во всех отраслях мировой экономики.

Интерес к выставочным мероприятиям в разных странах проявляют около 260 млн посетителей. На выставках закладывается основа для будущего торгового сотрудничества как государств, так и отдельных компаний. Так, ежегодный объем контрактов, заключенных на Кантонской ярмарке в КНР, достигает 70 млрд долларов, что соответствует 5% объема годового экспорта этой страны. Сумма сделок на машиностроительной выставке «EMO» в Ганновере оценивается в 5 млрд евро. На прошедшем в подмосковном Жуковском минувшим летом МАКСе подписано контрактов на 20 млрд долл.

У нас в стране в последнее время благодаря совместным усилиям государства и бизнеса происходило поступательное развитие индустрии выставок и конгрессов. Растет и количество выставочных комплексов. Так, если в 1999 году во всей России их было всего 10, то в 2007-м уже 27, а в прошлом насчитывалось 49. Объем продаж выставочного рынка в 2013 году увеличился примерно на 7%, так же как и в предшествующем. И это несмотря на общее снижение темпов развития экономики (в 2013 году рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012-м). То есть большая востребованность выставочных услуг не позволяет «просесть» отраслевому рынку даже в условиях торможения экономики.

– А какие проблемы характерны для российской выставочной отрасли?

Катырин:Проблемы, к сожалению, носят системный характер. Отсутствие необходимой координации, недостаточная поддержка выставочных мероприятий и слабое материально-техническое обеспечение отрасли во многом объясняются несовершенством нормативно-правовой базы. В нашей огромной стране общая площадь выставочных центров (778,7 тыс. кв. м) сегодня сопоставима с одной лишь Ганноверской ярмаркой. Основой системы правового регулирования отрасли наряду с разработанной минпромторгом концепцией должен стать федеральный закон о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Принятие этого документа позволило бы четко определить порядок взаимоотношений всех участников выставочного процесса, решать многие накопившиеся проблемы.

– Что участники рынка ВЯД хотели бы увидеть в этом законе?

Катырин: Мы провели анкетирование среди руководителей выставочных комплексов, кураторов сферы ВЯД в системе ТПП РФ, крупнейших экспонентов из числа объединений предпринимателей. По результатам опроса выяснилось, что, прежде всего, в законодательной рекомендации нуждается определение основных форм участия государства в поддержке ВЯД. Так думают свыше двух третей экспертного сообщества (67,4%). Также свыше 60% респондентов уверены, что необходимо узаконить единую государственную политику в этой сфере. 52,2% экспертов считают, что в законе обязательно должна быть прописана роль и место федеральных и региональных органов власти в области выставочной и конгрессной деятельности.

Каждый второй респондент ратует за законодательное оформление механизмов выделения бюджетных средств на цели ВЯД. Столько же опрошенных считают важным утвердить перечень мер стимулирования развития материально-технической базы и инфраструктуры выставочных комплексов, формы софинансирования инвестиционных проектов, прописанных в федеральных и региональных целевых программах, а также применение механизмов государственно-частного партнерства. Также в законе следует определить общие правила проведения мероприятий, установить четкие требования к местам проведения, правовому статусу участников и т.д.

Для развития выставочной отрасли, с нашей точки зрения, требуется усиление влияния всех государственных структур. Существующее регулирование по линии разных ведомств порой бессистемно и не отражает в полном объеме приоритеты развития российской экономики. Требует пересмотра и система государственной поддержки. Пока она в целевом порядке распространяется на организацию выставок за рубежом (в нынешнем году на эти цели запланирован 1 млрд руб.). В то время как вся система поддержки должна быть продумана, четко структурирована как на федеральном уровне, так и на местах. Регламент ВТО это позволяет. И этим надо пользоваться в интересах развития экономики регионов.

– Но у нас пока 73% выставочных комплексов расположены не в регионах, а в Москве и Санкт-Петербурге…

Катырин: Да, на остальные 81 субъект Федерации приходится менее трети всех выставочных площадей (265,6 тыс. кв. м.). Так, в Северо-Кавказском и Дальневосточном округах всего по 2 выставочных комплекса, в Южном–3, Уральском–5. Но, как следует из проведенного территориальными ТПП опроса, 48 глав регионов крайне заинтересованы в развитии выставочной инфраструктуры. Известно, что за рубежом многие муниципалитеты являются совладельцами выставочных комплексов, понимая, что выставочная деятельность приносит в казну региональных бюджетов дополнительный доход. Любая выставка имеет кумулятивный эффект. Даже если само мероприятие не прибыльно, во время его проведения заполняются места в гостиницах, столики в ресторанах, задействуется дополнительный транспорт, выпускаются буклеты, сувенирная продукция, организуется досуг участников и посетителей. А это дополнительная занятость и доходы для бизнеса, в том числе малого, повышение налоговых отчислений в региональные бюджеты. У нас, к сожалению, никто не подсчитывал такую сопутствующую выручку. Но есть замечательные зарубежные примеры. Так, суммарный доход от проведения мероприятий на выставочной площадке Messe Frankfurt в Германии ежегодно приносит в казну города около 3 млрд евро. Поэтому, считаем, вполне уместно поставить вопрос о принятии целевой программы строительства выставочных центров в регионах.

Сейчас оборот выставочного рынка России, доля которой в мировых крытых выставочных площадях всего 2%, составляет 780 млн долл.–это седьмое место в мире. Уверен, что активизировав в регионах создание выставочных площадок, мы сможем значительно нарастить этот показатель. По крайней мере в нынешнем году оборот российского рынка ВЯД должен составить 830, а в следующем–890 млн долл.

– Сейчас у любого современного человека названия городов Ганновер, Франкфурт, Шанхай ассоциируются с проводимыми там всемирно известными выставками. А, к примеру, Нижний Новгород давно таких ассоциаций не вызывает, тем более у иностранцев. А ведь сто с лишним лет назад бренд «Нижегородская ярмарка» гремел на весь мир! Возможно ли вернуть «Ярмарке» былой престиж?

Катырин: Здесь все зависит от желания руководства этого выставочного комплекса и администрации региона и, конечно, возможностей местного бюджета. К сожалению, помещение «Ярмарки» по нынешним меркам невелико, а возможности расширения ограничены городской застройкой. Впрочем, если возвести под тем же брендом современный выставочно-конгрессный комплекс за городской чертой, там можно будет проводить масштабные выставочные мероприятия международного уровня. Так что не исключено, что мы еще услышим про «Нижегородскую ярмарку».

Ирина Фурсова, «Российская Бизнес-газета» №936 (7)

Ударим по рукам у экспонатаПредпринимательство, Торгово-промышленная палата России
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Ударим по рукам у экспоната
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/78716/2017-11-25