Декоративное изображение
413

Поделиться

От схемы на «бумаге» до ИИ: опыт комплексной автоматизации завода со стадии строительства

Деревообрабатывающий завод «Грин-Вилка» привлек интегратора для моделирования системы управления производством еще на стадии строительства. Внедрение «1С:УНФ» позволило оптимально настроить все бизнес-процессы ко вводу завода в эксплуатацию, быстро выйти на проектную мощность и планировать дальнейшее развитие IT-системы с применением технологий на базе искусственного интеллекта.

Источник: RossHelen/Shutterstock/Fotodom

Источник: RossHelen/Shutterstock/Fotodom

Деревообрабатывающий завод «Грин-Вилка» – предприятие по производству биоразлагаемых деревянных столовых приборов, расположенное в Кировской области. Завод выпускает ложки, вилки, ножи и палочки для эскимо. Предприятие проектировалось и строилось с нуля с учетом последних требований к современному производству, поэтому вопрос внедрения цифрового учета остро стоял с самого начала.

Автоматизация на старте – залог успеха

Компания «Грин-Вилка» обратилась к интегратору «РусБизнесСофт» еще на стадии строительства завода, в ней тогда работали 4−7 человек. Основными программными продуктами для учета были «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и управление персоналом». Поэтому руководству была необходима система управленческого учета, которая обеспечит решение задач планирования, контроля и анализа производства, а также позволит синхронизировать первичные документы с «1С:Бухгалтерия».

«Мы придерживаемся максимальной автоматизации производства в целях упрощения человеческого труда и получения продукции высокого качества. Поэтому нам была необходима система управленческого учета, которая позволит фиксировать все факты хозяйственной жизни, начиная от закупки леса и заканчивая отгрузкой клиенту. При этом система учета должна быть динамичной и прозрачной, поскольку мы постоянно совершенствуем технологию производства и разрабатываем новые виды продукции», – прокомментировал Андрей Сметанин, генеральный директор завода.

Источник: «Грин-Вилка»

Источник: «Грин-Вилка»

При выборе основного программного продукта специалисты «РусБизнесСофт» опирались на ключевые задачи, которые необходимо было решить в процессе внедрения:

  1. Нужна оптимальная организация системы управленческого учета с возможностью доработок в дальнейшем.

  2. Необходимо выстроить стандартную цепочку документов так, чтобы не упустить ни одного важного шага в бизнес-процессах, требующих фиксации и последующего анализа, и при этом не «засорить» систему ненужными документами.

  3. Нужен программный продукт формата «одного окна», когда для всех задач бизнеса используется одна программа, которая закрывает потребности управленческого учета от закупки леса до оценки финансового результата.

  4. Все документы должны быть простыми, понятными, доступными для всех пользователей, заполняться единожды и передаваться в «1С:Бухгалтерию» для последующей подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

  5. Необходима настройка системы планирования и мониторинга загрузки производственного оборудования, а также планирования закупок и производства заготовок.

По итогам анализа задач была выбрана IT-система «1С:Управление нашей фирмой» («1С:УНФ»), поскольку при минимальных доработках она оказалась способна закрыть все текущие потребности бизнеса и масштабироваться в будущем.

Закупка и хранение леса: контроль и расчет

Принципиальным моментом для производства «Грин-Вилка» является качество поставляемого сырья – березовых бревен. Поскольку на момент внедрения IT-системы поставщиков было несколько, появилась необходимость контроля качества закупаемой древесины.

Совместными усилиями решили данную задачу так: склад сырья и упаковки разделили на ячейки и каждому поставщику древесины выделили свою ячейку. Каждой поставке древесины присваивается отдельная серия, которая содержит информацию о ее дате.

Кроме того, при работе с круглым лесом важно правильно оценить его объем. Для решения этой задачи интегратор доработал документы «Приходная накладная» и «Перемещение». Теперь при оприходовании и передаче на производство березовых бревен включается опция «Кубатурник», благодаря которой при выборе габаритов бревна (длины и диаметра) из справочника программа автоматически подставляет объем леса по ГОСТу.

Выглядит это так:

Приходная накладная с включенной опцией «Кубатурник»
Источник: ООО «Грин-Вилка»

Поскольку учет древесного сырья осуществляется в разрезе серий, габаритов бревен, объема, а также ячеек, исполнитель разработал аналитический отчет, который отражает следующую информацию:

  • какое количество бревен, а также какой объем леса находится на складе в текущий момент;

  • «возраст» и производитель каждой поставки бревен;

  • движение и остатки древесного сырья в количественном, стоимостном и объемном выражении.

Пример «отчета по кубатурнику»  
Источник: ООО «Грин-Вилка»

Производство: точное соблюдение технологии

После передачи березовых бревен на производственную линию запускается создание экологичных одноразовых столовых приборов. Несмотря на непрерывность производственного процесса, условно можно выделить несколько этапов:

  1. Распил и «проварка» древесины.

  2. Выработка шпона.

  3. Производство заготовок.

  4. Производство готовых изделий.

  5. Упаковка.

На заводе используется высокотехнологичное оборудование, автоматизирован строгий контроль качества на всех этапах. «Слабым звеном» в этой цепи оказался этап распила и проварки древесины, поскольку контроль за временем и температурой проварки был возложен на технолога. Но при кратном увеличении объемов выпуска это могло грозить ошибками, связанными с человеческим фактором, негативно отразиться на качестве шпона и, как итог, привести к выбраковке заготовок.

Для того чтобы уменьшить влияние человеческого фактора на этапе распила и проварки, интегратор организовал автоматическое оповещение технолога о необходимости изменения температуры воды в ванне (а делать это нужно несколько раз), окончании процесса вымачивания и необходимости передачи проваренных чураков в цех по производству шпона.

Поскольку сырьем для каждого последующего этапа производства выступает результат предыдущего, был настроен процесс многопередельного производства. Чтобы эффективность каждого этапа можно было отследить, исполнитель описал спецификации, указав в них нормативные составы полуфабрикатов и изделий (по рассчитанным предварительно коэффициентам пересчета единиц измерения).

Пример спецификации индивидуального набора
Источник: ООО «Грин-Вилка»

CRM и продажи: обеспеченность спроса

Для оптимизации процессов взаимодействия с клиентами необходимо было настроить систему таким образом, чтобы работа менеджеров была прозрачной и понятной для руководства, а продукция в любой момент времени была готова к отгрузке.

Настраивая процессы продаж и взаимодействия с клиентами, исполнитель решил:

  • использовать функционал интеграции с почтовым сервисом и сформировать шаблоны наиболее часто используемых документов;

  • фиксировать все события по взаимодействию с потенциальными и действующими клиентами;

  • соблюдать подчиненность документов (создавать следующий документ на основании предыдущего, чтобы цепочка была максимально понятной);

  • использовать функционал планирования оплаты в рамках заказов покупателей.

Результат не заставил себя ждать: теперь руководитель компании в любой момент может проконтролировать взаимодействие с клиентами и при необходимости оперативно скорректировать работу менеджера, не теряя выручки.

Для поддержания баланса между ликвидностью запасов и обеспечением спроса были определены минимальные и максимальные показатели остатков по каждому виду продукции. Здесь важно подробнее остановиться на том, что на предприятии считается готовой продукцией, какие есть SKU (Stock Keeping Unit – уникальный идентификатор товара).

Во-первых, заготовки, являясь полуфабрикатом, могут быть проданы клиентам (решили продавать их по весу). Во-вторых, готовые изделия (например, палочки для мороженого) также могут продаваться по весу.

В-третьих, из готовых изделий формируются наборы в индивидуальных упаковках (например ложка, вилка, нож, салфетка) и наборы из нескольких единиц одинаковых изделий в брендированных коробках. В-четвертых, как правило, индивидуальные наборы и брендированные коробки с одинаковыми изделиями также упаковываются в большие коробки из картона и уже в таком виде отгружаются клиенту.

Разобравшись с особенностями SKU, исполнитель настроил возможность продажи заготовок и готовых изделий по весу, а также разные номенклатурные позиции для наборов и коробок таких наборов со спецификациями.

Пример номенклатуры готовых изделий  
Источник: ООО «Грин-Вилка»

В итоге обеспеченность спроса обусловлена настройкой расчета потребностей в запасах на основе показателей минимальных остатков SKU, заказов покупателей, заказов на производство и спецификаций для каждого полуфабриката, изделия, набора.

Пример расчета потребности в запасах
Источник: ООО «Грин-Вилка»  

Управленческий учет: баланс, достаточность, прозрачность

Для понятного управленческого учета интегратор настроил план счетов, который соответствует логике бизнеса – счета затрат и расходов максимально подробно описывают реальную себестоимость выпуска, но при этом аналитика не избыточна.

План счетов управленческого учета: прямые и косвенные затраты
Источник: ООО «Грин-Вилка»

Итогом настройки аналитики плана счетов и их корректного выбора в карточках номенклатуры, документах и т.д. стала понятная и прозрачная управленческая отчетность, которая дает возможность быстро проанализировать все этапы деятельности предприятия.

Особенности внедрения: схема автоматизации от руки

На момент обращения к интегратору на заводе только начали строиться производственные линии, на предприятии работало меньше 10% специалистов от штатного персонала.

Вот так выглядела предполагаемая схема учета процессов, которую прислала компания «Грин-Вилка»:

Источник: ООО «Грин-Вилка»

Первоначальная схема учета процессов

На ее основе интегратор начал моделирование процессов в системе. А уже спустя два месяца, когда на заводе начались пусконаладочные работы, IT-система была готова к использованию, а основная часть пользователей обучена.

День запуска завода стал началом опытной эксплуатации IT-системы. В первые 1,5 месяца работы предприятия, когда происходил постепенный выход на проектную мощность, стало понятно, что часть технических и IT-решений, которые на бумаге выглядели хорошо, в действительности работают не так, как надо. Поэтому в тот период «1С:УНФ» активно донастраивалась и дорабатывалась.

Планы на будущее: ИИ на производстве

На сегодняшний день IT-система внедрена и успешно функционирует, однако намечены дальнейшие планы по ее развитию – в частности, внедрение машинного зрения на основе ИИ в цехе по производству шпона.

Из-за особенностей технологического процесса при выходе полотна шпона человеку крайне сложно определить объем качественного полуфабриката, ведь нужно держать в голове и учитывать множество показателей, это крайне тормозит производственный процесс и создает «бутылочное горлышко» на производстве.

Машинное зрение позволит точно и быстро определять объем выпуска качественного полуфабриката и передавать эти данные в документ «Производство» в «1С:Управление нашей фирмой».

Посмотрите видеоролик о проекте:

v8.1c.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами