Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
От схемы на «бумаге» до ИИ: опыт комплексной автоматизации завода со стадии строительства
Деревообрабатывающий завод «Грин-Вилка» привлек интегратора для моделирования системы управления производством еще на стадии строительства. Внедрение «1С:УНФ» позволило оптимально настроить все бизнес-процессы ко вводу завода в эксплуатацию, быстро выйти на проектную мощность и планировать дальнейшее развитие IT-системы с применением технологий на базе искусственного интеллекта.
Источник: RossHelen/Shutterstock/Fotodom
Деревообрабатывающий завод «Грин-Вилка» – предприятие по производству биоразлагаемых деревянных столовых приборов, расположенное в Кировской области. Завод выпускает ложки, вилки, ножи и палочки для эскимо. Предприятие проектировалось и строилось с нуля с учетом последних требований к современному производству, поэтому вопрос внедрения цифрового учета остро стоял с самого начала.
Автоматизация на старте – залог успеха
Компания «Грин-Вилка» обратилась к интегратору «РусБизнесСофт» еще на стадии строительства завода, в ней тогда работали 4−7 человек. Основными программными продуктами для учета были «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и управление персоналом». Поэтому руководству была необходима система управленческого учета, которая обеспечит решение задач планирования, контроля и анализа производства, а также позволит синхронизировать первичные документы с «1С:Бухгалтерия».
«Мы придерживаемся максимальной автоматизации производства в целях упрощения человеческого труда и получения продукции высокого качества. Поэтому нам была необходима система управленческого учета, которая позволит фиксировать все факты хозяйственной жизни, начиная от закупки леса и заканчивая отгрузкой клиенту. При этом система учета должна быть динамичной и прозрачной, поскольку мы постоянно совершенствуем технологию производства и разрабатываем новые виды продукции», – прокомментировал Андрей Сметанин, генеральный директор завода.
Источник: «Грин-Вилка»
Источник: «Грин-Вилка»
При выборе основного программного продукта специалисты «РусБизнесСофт» опирались на ключевые задачи, которые необходимо было решить в процессе внедрения:
-
Нужна оптимальная организация системы управленческого учета с возможностью доработок в дальнейшем.
-
Необходимо выстроить стандартную цепочку документов так, чтобы не упустить ни одного важного шага в бизнес-процессах, требующих фиксации и последующего анализа, и при этом не «засорить» систему ненужными документами.
-
Нужен программный продукт формата «одного окна», когда для всех задач бизнеса используется одна программа, которая закрывает потребности управленческого учета от закупки леса до оценки финансового результата.
-
Все документы должны быть простыми, понятными, доступными для всех пользователей, заполняться единожды и передаваться в «1С:Бухгалтерию» для последующей подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.
-
Необходима настройка системы планирования и мониторинга загрузки производственного оборудования, а также планирования закупок и производства заготовок.
По итогам анализа задач была выбрана IT-система «1С:Управление нашей фирмой» («1С:УНФ»), поскольку при минимальных доработках она оказалась способна закрыть все текущие потребности бизнеса и масштабироваться в будущем.
Закупка и хранение леса: контроль и расчет
Принципиальным моментом для производства «Грин-Вилка» является качество поставляемого сырья – березовых бревен. Поскольку на момент внедрения IT-системы поставщиков было несколько, появилась необходимость контроля качества закупаемой древесины.
Совместными усилиями решили данную задачу так: склад сырья и упаковки разделили на ячейки и каждому поставщику древесины выделили свою ячейку. Каждой поставке древесины присваивается отдельная серия, которая содержит информацию о ее дате.
Кроме того, при работе с круглым лесом важно правильно оценить его объем. Для решения этой задачи интегратор доработал документы «Приходная накладная» и «Перемещение». Теперь при оприходовании и передаче на производство березовых бревен включается опция «Кубатурник», благодаря которой при выборе габаритов бревна (длины и диаметра) из справочника программа автоматически подставляет объем леса по ГОСТу.
Выглядит это так:
Приходная накладная с включенной опцией «Кубатурник»
Источник: ООО «Грин-Вилка»
Поскольку учет древесного сырья осуществляется в разрезе серий, габаритов бревен, объема, а также ячеек, исполнитель разработал аналитический отчет, который отражает следующую информацию:
-
какое количество бревен, а также какой объем леса находится на складе в текущий момент;
-
«возраст» и производитель каждой поставки бревен;
-
движение и остатки древесного сырья в количественном, стоимостном и объемном выражении.
Пример «отчета по кубатурнику»
Источник: ООО «Грин-Вилка»
Производство: точное соблюдение технологии
После передачи березовых бревен на производственную линию запускается создание экологичных одноразовых столовых приборов. Несмотря на непрерывность производственного процесса, условно можно выделить несколько этапов:
-
Распил и «проварка» древесины.
-
Выработка шпона.
-
Производство заготовок.
-
Производство готовых изделий.
-
Упаковка.
На заводе используется высокотехнологичное оборудование, автоматизирован строгий контроль качества на всех этапах. «Слабым звеном» в этой цепи оказался этап распила и проварки древесины, поскольку контроль за временем и температурой проварки был возложен на технолога. Но при кратном увеличении объемов выпуска это могло грозить ошибками, связанными с человеческим фактором, негативно отразиться на качестве шпона и, как итог, привести к выбраковке заготовок.
Для того чтобы уменьшить влияние человеческого фактора на этапе распила и проварки, интегратор организовал автоматическое оповещение технолога о необходимости изменения температуры воды в ванне (а делать это нужно несколько раз), окончании процесса вымачивания и необходимости передачи проваренных чураков в цех по производству шпона.
Поскольку сырьем для каждого последующего этапа производства выступает результат предыдущего, был настроен процесс многопередельного производства. Чтобы эффективность каждого этапа можно было отследить, исполнитель описал спецификации, указав в них нормативные составы полуфабрикатов и изделий (по рассчитанным предварительно коэффициентам пересчета единиц измерения).
Пример спецификации индивидуального набора
Источник: ООО «Грин-Вилка»
CRM и продажи: обеспеченность спроса
Для оптимизации процессов взаимодействия с клиентами необходимо было настроить систему таким образом, чтобы работа менеджеров была прозрачной и понятной для руководства, а продукция в любой момент времени была готова к отгрузке.
Настраивая процессы продаж и взаимодействия с клиентами, исполнитель решил:
-
использовать функционал интеграции с почтовым сервисом и сформировать шаблоны наиболее часто используемых документов;
-
фиксировать все события по взаимодействию с потенциальными и действующими клиентами;
-
соблюдать подчиненность документов (создавать следующий документ на основании предыдущего, чтобы цепочка была максимально понятной);
-
использовать функционал планирования оплаты в рамках заказов покупателей.
Результат не заставил себя ждать: теперь руководитель компании в любой момент может проконтролировать взаимодействие с клиентами и при необходимости оперативно скорректировать работу менеджера, не теряя выручки.
Для поддержания баланса между ликвидностью запасов и обеспечением спроса были определены минимальные и максимальные показатели остатков по каждому виду продукции. Здесь важно подробнее остановиться на том, что на предприятии считается готовой продукцией, какие есть SKU (Stock Keeping Unit – уникальный идентификатор товара).
Во-первых, заготовки, являясь полуфабрикатом, могут быть проданы клиентам (решили продавать их по весу). Во-вторых, готовые изделия (например, палочки для мороженого) также могут продаваться по весу.
В-третьих, из готовых изделий формируются наборы в индивидуальных упаковках (например ложка, вилка, нож, салфетка) и наборы из нескольких единиц одинаковых изделий в брендированных коробках. В-четвертых, как правило, индивидуальные наборы и брендированные коробки с одинаковыми изделиями также упаковываются в большие коробки из картона и уже в таком виде отгружаются клиенту.
Разобравшись с особенностями SKU, исполнитель настроил возможность продажи заготовок и готовых изделий по весу, а также разные номенклатурные позиции для наборов и коробок таких наборов со спецификациями.
Пример номенклатуры готовых изделий
Источник: ООО «Грин-Вилка»
В итоге обеспеченность спроса обусловлена настройкой расчета потребностей в запасах на основе показателей минимальных остатков SKU, заказов покупателей, заказов на производство и спецификаций для каждого полуфабриката, изделия, набора.
Пример расчета потребности в запасах
Источник: ООО «Грин-Вилка»
Управленческий учет: баланс, достаточность, прозрачность
Для понятного управленческого учета интегратор настроил план счетов, который соответствует логике бизнеса – счета затрат и расходов максимально подробно описывают реальную себестоимость выпуска, но при этом аналитика не избыточна.
План счетов управленческого учета: прямые и косвенные затраты
Источник: ООО «Грин-Вилка»
Итогом настройки аналитики плана счетов и их корректного выбора в карточках номенклатуры, документах и т.д. стала понятная и прозрачная управленческая отчетность, которая дает возможность быстро проанализировать все этапы деятельности предприятия.
Особенности внедрения: схема автоматизации от руки
На момент обращения к интегратору на заводе только начали строиться производственные линии, на предприятии работало меньше 10% специалистов от штатного персонала.
Вот так выглядела предполагаемая схема учета процессов, которую прислала компания «Грин-Вилка»:
Источник: ООО «Грин-Вилка»
Первоначальная схема учета процессов
На ее основе интегратор начал моделирование процессов в системе. А уже спустя два месяца, когда на заводе начались пусконаладочные работы, IT-система была готова к использованию, а основная часть пользователей обучена.
День запуска завода стал началом опытной эксплуатации IT-системы. В первые 1,5 месяца работы предприятия, когда происходил постепенный выход на проектную мощность, стало понятно, что часть технических и IT-решений, которые на бумаге выглядели хорошо, в действительности работают не так, как надо. Поэтому в тот период «1С:УНФ» активно донастраивалась и дорабатывалась.
Планы на будущее: ИИ на производстве
На сегодняшний день IT-система внедрена и успешно функционирует, однако намечены дальнейшие планы по ее развитию – в частности, внедрение машинного зрения на основе ИИ в цехе по производству шпона.
Из-за особенностей технологического процесса при выходе полотна шпона человеку крайне сложно определить объем качественного полуфабриката, ведь нужно держать в голове и учитывать множество показателей, это крайне тормозит производственный процесс и создает «бутылочное горлышко» на производстве.
Машинное зрение позволит точно и быстро определять объем выпуска качественного полуфабриката и передавать эти данные в документ «Производство» в «1С:Управление нашей фирмой».
Посмотрите видеоролик о проекте:
v8.1c.ru

Магазины на территории Пулково достигли выручки до 1 млн руб. с квадратного метра в месяц.