Retail
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Зарубежный опыт торговли
Категорийный менеджмент
Открытия и закрытия магазинов
16 июля 2015, 02:15 10567 просмотров

Опыт Белоруссии

Как вендинговый бизнес автоматизировал доставку данных в налоговую

Вендинговый бизнес берут под контроль

Сегодня в России активно обсуждается возможность перехода на онлайн-контроль кассовых операций в магазинах. В связи с этим Retail.ru рассказывает читателям о достаточно интересном опыте внедрения автоматизированной системы контроля за выручкой в вендинговом бизнесе в Республике Беларусь.

Три года назад, в 2012 году, Министерство по налогам и сборам (МНС) в Беларуси внедрило систему контроля выручки вендинговых автоматов. Проще говоря, как только покупатель опускает купюру в автомат, оплачивая товар или услугу, информация о поступивших деньгах поступает в налоговую службу.

Что касается покупателей, то они не почувствовали изменений, а вот владельцы вендинговых аппаратов по понятным причинам были против подобных новшеств – у многих декларируемый доход в разы отличался от реального. Несмотря на то, что у предпринимателей был выбор: либо работать с кассой (что делает бессмысленным сам принцип вендингового бизнеса – торговать без кассира), либо установить в автомат модуль СКНО (средство контроля налоговых органов), с помощью которого автомат подключается к системе контроля налоговой и передаёт данные о выручке, предприниматели выбрали второй вариант, как более выгодный.

Впрочем, белорусские предприниматели быстро поняли, что система контроля имеет не только минусы, но и может принести реальную пользу. Но об этом чуть позже.

Принцип действия

IT-решение, которое разработала белорусская компания Novacom, по заказу МНС, позволяет собирать данные о выручке автоматов с точностью до купюры в режиме реального времени. Основу системы составляет специальное устройство, которое устанавливается в торговый автомат и передает данные в центр обработки.

Устройство подключается к информационной шине данных купюроприемника, распознает сигналы о приёме денег и передает данные о принятых купюрах с помощью GSM-модуля в центр обработки данных МНС.

Если сравнивать с системой, которую собираются внедрить в магазинах в России, то они во многом похожи. Различие лишь в том, что система в магазине передает данные с кассы – с чековой ленты, в вендинге же основу составляет информация о принятых наличных деньгах.

Польза для бизнеса

В рамках системы есть разные уровни доступа пользователей. Данные по торговому автомату могут получать не только контролирующие органы, но и владельцы торговых автоматов, у которых появилась возможность в любое время удалённо контролировать выручку по отдельным автоматам и сети в целом.

Практически полностью исчезло воровство среди обслуживающего персонала торговых автоматов. Со слов самих предпринимателей, многие из них после первых недель работы с новой системой были сильно удивлены, увидев, что выручка, по данным системы, была значительно выше, чем реальное количество денег в аппарате. После того, как по требованию некоторых владельцев на аппарат на какое-то время были поставлены пломбы и персонал не имел доступа к наличности, количество денег по данным из системы и находящихся в автомате совпали.

Отслеживая в режиме онлайн работоспособность автомата, предприниматели могут оперативно реагировать на поломки и замечать простой оборудования.

Собственник бизнеса может загружать данные в аналитическую систему для анализа ряда параметров, таких как анализ товаропотока с учетом времени суток, сезонности, места расположения торгового автомата, прогнозирования расхода и пополнения ингредиентов и т.д. Таким образом, оператор может своевременно планировать логистику по обслуживанию оборудования, вести контроль остатков товара, планировать закупки продуктов и т.п.

Вопрос безопасности

В результате тестирования системы контроля кассовых операций в российских магазинах, была обнаружена недоработка в безопасности передачи данных. Что касается безопасности передачи информации в вендинговом бизнесе – то объемы самого вендингового бизнеса менее масштабны в сравнении с количеством магазинов и касс в них. И проблема, соответственно, также менее глобальна.

Тимур Богданович, руководитель проекта СКТА в Novacom, рассказал: «В системе нет такого количества промежуточных звеньев. Передача данных ведется в выделенной защищенной сети оператора мобильной связи. Далее по каналам GSM информация попадает на ресурсы владельца системы. На входе также имеется группа безопасности, которые осуществляет проверку уже входящих данных. Доступ к системе осуществляется только при проведении идентификации и аутентификации пользователя с использованием его сертификата открытого и личного ключа и с учётом разграничения прав.

В случае сбоя связи данные накапливаются во внутренней памяти СКНО. Это отдельный модуль с запасом ресурса от месяца и более. В наше время столь длительных перебоев связи уже фактически не бывает, даже в форс-мажоры или сложные погодные условия. При восстановлении канала устройство начинает немедленную передачу данных».

Минусы – в цене

Затраты на оборудование, абонентскую плату или на сервис, с ним связанный, является самым распространенным «минусом» почти всех инноваций. Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов в Беларуси, выделил два основных минуса системы контроля, и оба они касаются затрат на внедрение и обслуживание:

«Первый – для подключения к системе нужно внести залог за передающий блок. Залоговая стоимость – в эквиваленте $80. Если предприниматель решит вернуть блок, скажем, через год работы, он получит ту же сумму, которую вносил в момент подключения. В Беларуси высокая инфляция, поэтому на момент возврата это будут деньги существенно меньшие, чем на момент подключения.

Второй минус – стоимость абонентского обслуживания каждого блока. Она составляет эквивалент $16,5 в месяц, что дорого. Это сразу ставит под вопрос рентабельность аппаратов в местах с низкой проходимостью – абонентская плата просто съест всю маржу. Приходится искать другие места установки. Для нашей компании, у которой достаточно много аппаратов, это обычное дело. А для индивидуальных предпринимателей с 2-3 машинами это может стать проблемой».

За первые шесть месяцев работы системы было подключено более 2300 торговых автоматов, сейчас – работают более 3000. Что касается автоматов, расположенных в Минске, то здесь лидируют автоматы по продаже кофе, снеков и бутилированной питьевой воды. К системе подключены и другие виды автоматов, например фотоавтоматы, в которых можно сделать срочный снимок на документы, ручные мойки типа «Керхер» на автозаправочных станциях.

Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов Беларуси поделился мнением, что бы он хотел изменить в автоматизированной системе контроля налоговых органов: Я бы изменил в системе и в подходе к ее эксплуатации две вещи. Первая – следует добавить интеграцию СКНО с телеметрией в программном обеспечении самих вендинговых аппаратов. Некоторые вендинг -операторы уже оплачивают за софт для телеметрии. Телеметрия, пусть и в урезанном виде, есть и в составе СКНО. Через терминал видно, включен ли аппарат, находится ли он на обслуживании (работает в тестовом режиме), и сколько денег в него поступило. Хорошо бы в самой СКНО либо в результате интеграции с телеметрией производителей аппаратов видеть еще ряд параметров – сообщения об ошибках в конкретном узле аппарата (застряла купюра, не выдаются палочки для размешивания напитков, неправильно работает дозатор, неправильно работает заварной блок и т.д.), количество ингредиентов в аппарате, количество проданных порций каждого напитка за отчетный период. Вторая вещь для изменений – это цена. Сегодня она действительно очень высокая даже для такой компании, как наша, которая оперирует достаточно большим количеством аппаратов. СКНО собирает данные о движении денег и товаров. В этом вся выгода и польза государства от ее внедрения. Прозрачность стоит гораздо дороже, чем вся собранная с предпринимателей абонентская плата.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

 

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
485
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
391
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
1297
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
2153
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2303
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2813

Вендинговый бизнес берут под контроль

Сегодня в России активно обсуждается возможность перехода на онлайн-контроль кассовых операций в магазинах. В связи с этим Retail.ru рассказывает читателям о достаточно интересном опыте внедрения автоматизированной системы контроля за выручкой в вендинговом бизнесе в Республике Беларусь.

Три года назад, в 2012 году, Министерство по налогам и сборам (МНС) в Беларуси внедрило систему контроля выручки вендинговых автоматов. Проще говоря, как только покупатель опускает купюру в автомат, оплачивая товар или услугу, информация о поступивших деньгах поступает в налоговую службу.

Что касается покупателей, то они не почувствовали изменений, а вот владельцы вендинговых аппаратов по понятным причинам были против подобных новшеств – у многих декларируемый доход в разы отличался от реального. Несмотря на то, что у предпринимателей был выбор: либо работать с кассой (что делает бессмысленным сам принцип вендингового бизнеса – торговать без кассира), либо установить в автомат модуль СКНО (средство контроля налоговых органов), с помощью которого автомат подключается к системе контроля налоговой и передаёт данные о выручке, предприниматели выбрали второй вариант, как более выгодный.

Впрочем, белорусские предприниматели быстро поняли, что система контроля имеет не только минусы, но и может принести реальную пользу. Но об этом чуть позже.

Принцип действия

IT-решение, которое разработала белорусская компания Novacom, по заказу МНС, позволяет собирать данные о выручке автоматов с точностью до купюры в режиме реального времени. Основу системы составляет специальное устройство, которое устанавливается в торговый автомат и передает данные в центр обработки.

Устройство подключается к информационной шине данных купюроприемника, распознает сигналы о приёме денег и передает данные о принятых купюрах с помощью GSM-модуля в центр обработки данных МНС.

Если сравнивать с системой, которую собираются внедрить в магазинах в России, то они во многом похожи. Различие лишь в том, что система в магазине передает данные с кассы – с чековой ленты, в вендинге же основу составляет информация о принятых наличных деньгах.

Польза для бизнеса

В рамках системы есть разные уровни доступа пользователей. Данные по торговому автомату могут получать не только контролирующие органы, но и владельцы торговых автоматов, у которых появилась возможность в любое время удалённо контролировать выручку по отдельным автоматам и сети в целом.

Практически полностью исчезло воровство среди обслуживающего персонала торговых автоматов. Со слов самих предпринимателей, многие из них после первых недель работы с новой системой были сильно удивлены, увидев, что выручка, по данным системы, была значительно выше, чем реальное количество денег в аппарате. После того, как по требованию некоторых владельцев на аппарат на какое-то время были поставлены пломбы и персонал не имел доступа к наличности, количество денег по данным из системы и находящихся в автомате совпали.

Отслеживая в режиме онлайн работоспособность автомата, предприниматели могут оперативно реагировать на поломки и замечать простой оборудования.

Собственник бизнеса может загружать данные в аналитическую систему для анализа ряда параметров, таких как анализ товаропотока с учетом времени суток, сезонности, места расположения торгового автомата, прогнозирования расхода и пополнения ингредиентов и т.д. Таким образом, оператор может своевременно планировать логистику по обслуживанию оборудования, вести контроль остатков товара, планировать закупки продуктов и т.п.

Вопрос безопасности

В результате тестирования системы контроля кассовых операций в российских магазинах, была обнаружена недоработка в безопасности передачи данных. Что касается безопасности передачи информации в вендинговом бизнесе – то объемы самого вендингового бизнеса менее масштабны в сравнении с количеством магазинов и касс в них. И проблема, соответственно, также менее глобальна.

Тимур Богданович, руководитель проекта СКТА в Novacom, рассказал: «В системе нет такого количества промежуточных звеньев. Передача данных ведется в выделенной защищенной сети оператора мобильной связи. Далее по каналам GSM информация попадает на ресурсы владельца системы. На входе также имеется группа безопасности, которые осуществляет проверку уже входящих данных. Доступ к системе осуществляется только при проведении идентификации и аутентификации пользователя с использованием его сертификата открытого и личного ключа и с учётом разграничения прав.

В случае сбоя связи данные накапливаются во внутренней памяти СКНО. Это отдельный модуль с запасом ресурса от месяца и более. В наше время столь длительных перебоев связи уже фактически не бывает, даже в форс-мажоры или сложные погодные условия. При восстановлении канала устройство начинает немедленную передачу данных».

Минусы – в цене

Затраты на оборудование, абонентскую плату или на сервис, с ним связанный, является самым распространенным «минусом» почти всех инноваций. Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов в Беларуси, выделил два основных минуса системы контроля, и оба они касаются затрат на внедрение и обслуживание:

«Первый – для подключения к системе нужно внести залог за передающий блок. Залоговая стоимость – в эквиваленте $80. Если предприниматель решит вернуть блок, скажем, через год работы, он получит ту же сумму, которую вносил в момент подключения. В Беларуси высокая инфляция, поэтому на момент возврата это будут деньги существенно меньшие, чем на момент подключения.

Второй минус – стоимость абонентского обслуживания каждого блока. Она составляет эквивалент $16,5 в месяц, что дорого. Это сразу ставит под вопрос рентабельность аппаратов в местах с низкой проходимостью – абонентская плата просто съест всю маржу. Приходится искать другие места установки. Для нашей компании, у которой достаточно много аппаратов, это обычное дело. А для индивидуальных предпринимателей с 2-3 машинами это может стать проблемой».

За первые шесть месяцев работы системы было подключено более 2300 торговых автоматов, сейчас – работают более 3000. Что касается автоматов, расположенных в Минске, то здесь лидируют автоматы по продаже кофе, снеков и бутилированной питьевой воды. К системе подключены и другие виды автоматов, например фотоавтоматы, в которых можно сделать срочный снимок на документы, ручные мойки типа «Керхер» на автозаправочных станциях.

Тигран Симонян, управляющий ООО «БЛР-Трейд», одного из крупнейших вендинговых операторов Беларуси поделился мнением, что бы он хотел изменить в автоматизированной системе контроля налоговых органов: Я бы изменил в системе и в подходе к ее эксплуатации две вещи. Первая – следует добавить интеграцию СКНО с телеметрией в программном обеспечении самих вендинговых аппаратов. Некоторые вендинг -операторы уже оплачивают за софт для телеметрии. Телеметрия, пусть и в урезанном виде, есть и в составе СКНО. Через терминал видно, включен ли аппарат, находится ли он на обслуживании (работает в тестовом режиме), и сколько денег в него поступило. Хорошо бы в самой СКНО либо в результате интеграции с телеметрией производителей аппаратов видеть еще ряд параметров – сообщения об ошибках в конкретном узле аппарата (застряла купюра, не выдаются палочки для размешивания напитков, неправильно работает дозатор, неправильно работает заварной блок и т.д.), количество ингредиентов в аппарате, количество проданных порций каждого напитка за отчетный период. Вторая вещь для изменений – это цена. Сегодня она действительно очень высокая даже для такой компании, как наша, которая оперирует достаточно большим количеством аппаратов. СКНО собирает данные о движении денег и товаров. В этом вся выгода и польза государства от ее внедрения. Прозрачность стоит гораздо дороже, чем вся собранная с предпринимателей абонентская плата.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

 

Опыт Белоруссиибеларусь, вендинг, автоматизация торговли
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Опыт Белоруссии
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/cases/opyt-belorussii/2019-12-07

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052