E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Общеотраслевое
Техника, электроника. Сотовый ритейл
21 декабря 2016, 18:11 11225 просмотров

Зачем «Магниту» почтоматы?

Крупнейшая розничная сеть России может стать местом расположения крупнейшей федеральной сети почтоматов. Каковы планы партнера «Магнита» в этом амбициозном проекте и что сможет получить торговая сеть от этого бизнеса – разбирался Retail.ru.

15 декабря представители компании Pulse Express объявили о запуске новой федеральной сети почтоматов. Эксклюзивным партнером нового логистического проекта на рынке интернет-торговли стала торговая сеть «Магнит». В отличие от существующих российских и международных почтоматных сетей Pulse Express в полне осознанно делает ставку на жесткую привязку своих автоматов для выдачи и приема посылок к самой большой в стране сетке «магазинов у дома», видя в этом свое главное конкурентное преимущество.

почтомат_ввод кода (2).jpg

Проблема «последней мили» и емкость рынка почтоматов в России

Как сообщил журналистам в ходе пресс-конференции, посвященной запуску нового логистического проекта, генеральный директор Pulse Express Алексей Жуков, сегодня в России у интернет-магазинов существует проблема доступности сервисов доставки для своих пользователей. По его данным, эффективность курьерской доставки из интернет-магазинов (измеряемая в количестве доставленных заказов в сутки) в России в несколько раз ниже, чем в странах Западной Европы.

По его словам, такое положение дел объяснимо несколькими факторами, в том числе и относительно небольшой, в сравнении с европейскими странами, плотностью населения (что непосредственно влияет на объем заказов и стоимость доставки), и большими временем, затрачиваемым на личный контакт с получателем (включая оплату, примерку и пр.). Кроме того, российский потребитель, очевидно, испытывает потребность в более гибком для него способе доставки, при котором он мог бы забирать отправление в удобное ему время, не затрачивая при этом большого количества времени – часто и курьерская доставка, и сети ПВЗ не обеспечивают такого уровня комфортности.

Таким образом, на рынке B2C способ доставки интернет-заказов с помощью закладки отправления в почтоматы является весьма перспективным и востребованным: по мнению руководства Pulse Express емкость этого рынка в России может вместить от 9 до 12 тыс. автоматизированных почтовых станций, т.к. доставка с их помощью сможет весьма существенно оптимизировать издержки на «последней миле» для всех участников рынка интернет-торговли.

Тем не менее, проблемой для логистов и интернет-магазинов является то, что этот способ не слишком развит в России. По данным Алексея Жукова, в России сегодня действует чуть более тысячи почтоматов. Это согласуется и с данными исследования J’son & Partners, согласно которым по итогам 2015 года количество почтоматов в РФ составляло 1070 штук. Отметим, что в день старта проекта «Магнита» и Pulse Express это число уменьшилось еще примерно на треть, т.к. 380 почтоматов Яндекс.Маркета, которыми оперировала компания InPost, прекратили свою работу в связи с уходом этого оператора из России.

Зачем «Магниту» почтоматы?

Решение: концепция «почтомата у дома»

Ранее эксперименты с почтоматами проводила «Почта России» - сейчас будущее этой программы неясно. Отметим, что еще одним игроком этого рынка может стать санкт-петербургская компания TelePort, объявившая о старте своего почтоматного проекта летом 2016 года.

На сегодняшний день на российском рынке помимо Pulse Express фактически присутствует только один игрок – это компания Pick Point, располагающая сетью почтоматов и ПВЗ (пунктами выдачи заказов) общим числом 1800 штук (по экспертным оценкам, более половины из этого числа составляют именно ПВЗ). Однако, по мнению руководства PulseExpress, два этих проекта не конкурируют между собой из-за принципиально разных концепций размещения. Так, Pulse Express изначально ориентируется на высокую («шаговую) доступность почтоматов, позиционируя себя как сеть «почтоматов у дома» и опираясь на крупнейшую сеть магазинов «у дома», какой является «Магнит».

В Pulse Express говорят, что технологии геомаркетинга, используемые «Магнитом» при выборе локаций для своих магазинов позволяют им размещать свои почтоматы в местах, которые, в отличие от торговых центров (где, по большей части, располагаются устройства их коллег по рынку), хотя и располагают меньшим по объему трафиком, имеют гораздо более высокую частоту посещения и гораздо большую доступность для населения. При этом Pulse Express, в отличие от других почтоматных сетей, принципиально намерен опираться не на столичный рынок, а на регионы (где силен и «Магнит»).

Согласно планам, представленным руководством Pulse Express в день старта проекта, к февралю следующего года (т.е. за полтора месяца) в магазинах «Магнит» формата «у дома», расположенных в 127 городах России, планируется установить как минимум 200 почтоматов (для сравнения, вся сеть почтоматов Яндекс. Маркет, которой управляла ушедшая с рынка InPost, насчитывает 380 устройств). Исходя из презентованной бизнес-стратегии PulseExpress, темп расширения сети будет поддерживаться на уровне 1500 инсталлированных устройств в год. Предполагается, что к 2020 году в «Магнитах» по всей стране (называлась цифра в 2253 населённых пункта) будет установлено 6200 почтоматов.  

Зачем «Магниту» почтоматы?

Учитывая, что Pulse Express, как было заявлено ее руководством на пресс-конференции, ориентируется именно на магазины этой сети формата «у дома» (которых у «Магнита», по данным на 31 октября, насчитывалось 10213) это означает, что примерно половина всех «Магнитов» в стране (даже с учетом дальнейшего расширения сети) будет к этому времени оснащена автоматизированными почтовыми станциями для получения отправлений из интернет-магазинов. При этом, как было заявлено самой компанией, она будет ориентироваться на преимущественное развитие в регионах, а уже работающие 20 почтоматов Pulse Express в столичных «Магнитах» являются в большей мере «тестовыми».

По данным инвестора – швейцарского инвестфонда ULS Express Europe S.A. – суммарные вложения в проект развития федеральной сети почтоматов Pulse Express в «Магнитах» составят, по предварительным оценкам, порядка 800 млн рублей до 2020 года.

Технические особенности B2C-решения и бизнес-модель для B2B

Почтоматы Pulse Express в «Магнитах» будут располагаться в закассовой зоне магазина. Они выкрашены в белый цвет (что является достаточно необычным цветовым решением для почтоматов) и брендированы оператором. Почтоматы в «Магнитах» – модульные, с возможностью добавления или уменьшения количества стоек с ячейками. Судя по фотографиям, стандартная компоновка предусматривает 4 стойки – одну с консолью управления и 4 – с ячейками четырех разных размеров – для разногабаритных отправлений. Общие габариты каждой стойки, судя по приведенным в презентационных материалах компании данным, составляют 36,5 х 107 х 42,5 см (Ш-В-Г).  Внизу почтомата также расположены так называемые «складские» ячейки, которые призваны решить проблему с посылками нестандартно больших размеров или служить «резервом» на случай переполнения основных ячеек.

Зачем «Магниту» почтоматы?

Схема B2C-использования почтоматов предполагает, что при выборе клиентом интернет-магазина (для этого Pulse Express необходимо интегрироваться с информационными системами самого магазина или логистического оператора) способа доставки «в почтомат Pulse Express», он получит по электронной почте или в СМС-сообщении индивидуальный код, который, будучи введен вместе с номером мобильного телефона получателя, разблокирует ячейку (если оплата уже произведена).

Оплату можно произвести и на месте. Ожидаемо, что с учетом высокой популярности схемы оплаты cash-ondelivery среди российских интернет-покупателей почтоматы Pulse Express в «Магнитах» оснащены купюроприемниками и встроенными ПИН-падами для приема оплаты с помощью банковских карт. В случае оплаты наличными, если сумма превышает требуемую, сдача, как во многих платежных терминалах, зачисляется на счет мобильного телефона пользователя.

Что касается B2B-направления, компания-оператор планирует предлагать возможности своей расширяющейся сети устройств в «Магнитах» небольшим интернет-магазинам (для самостоятельной закладки отправлений на «первой миле»), а также логистическим операторам для оказания услуг «последней мили» (для чего на сайте оператора реализован сервис личного кабинета для таких клиентов). Кроме стандартных схем работы, по словам руководства Pulse Express, возможен и вариант аренды логистическим оператором ячеек почтомата на постоянной основе. Непосредственно в день старта проекта Pulse Express подписала и первое соглашение о стратегическом партнерстве – с компанией Pony Express.

Интерес сети «Магнит»: трафик и арендная плата

По мнению экспертов рынка логистики, с которыми удалось пообщаться Retail.ru, основных факторов, которые могли заинтерсовать «Магнит» в данном совместном проекте – два. Это повышение окупаемости конкретных торговых точек – за счет более эффективного использования закассового пространства (сеть взимает с компании-оператора почтоматов арендную плату, размер который стороны не раскрывают), а также привлечение в магазин дополнительного трафика (как постоянных, так и новых клиентов) в регионах. Ряд экспертов также высказывают мнение, что наличие почтоматов может являться дополнительным фактором конкурентоспособности магазинов «Магнит» в новых для сети регионах, а также в регионах с наличием сильных и активных конкурентов, таких как «Пятёрочка».

 

Автор: Антон Прокофьев

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Зачем «Магниту» почтоматы?

15 декабря представители компании Pulse Express объявили о запуске новой федеральной сети почтоматов. Эксклюзивным партнером нового логистического проекта на рынке интернет-торговли стала торговая сеть «Магнит». В отличие от существующих российских и международных почтоматных сетей Pulse Express в полне осознанно делает ставку на жесткую привязку своих автоматов для выдачи и приема посылок к самой большой в стране сетке «магазинов у дома», видя в этом свое главное конкурентное преимущество.

почтомат_ввод кода (2).jpg

Проблема «последней мили» и емкость рынка почтоматов в России

Как сообщил журналистам в ходе пресс-конференции, посвященной запуску нового логистического проекта, генеральный директор Pulse Express Алексей Жуков, сегодня в России у интернет-магазинов существует проблема доступности сервисов доставки для своих пользователей. По его данным, эффективность курьерской доставки из интернет-магазинов (измеряемая в количестве доставленных заказов в сутки) в России в несколько раз ниже, чем в странах Западной Европы.

По его словам, такое положение дел объяснимо несколькими факторами, в том числе и относительно небольшой, в сравнении с европейскими странами, плотностью населения (что непосредственно влияет на объем заказов и стоимость доставки), и большими временем, затрачиваемым на личный контакт с получателем (включая оплату, примерку и пр.). Кроме того, российский потребитель, очевидно, испытывает потребность в более гибком для него способе доставки, при котором он мог бы забирать отправление в удобное ему время, не затрачивая при этом большого количества времени – часто и курьерская доставка, и сети ПВЗ не обеспечивают такого уровня комфортности.

Таким образом, на рынке B2C способ доставки интернет-заказов с помощью закладки отправления в почтоматы является весьма перспективным и востребованным: по мнению руководства Pulse Express емкость этого рынка в России может вместить от 9 до 12 тыс. автоматизированных почтовых станций, т.к. доставка с их помощью сможет весьма существенно оптимизировать издержки на «последней миле» для всех участников рынка интернет-торговли.

Тем не менее, проблемой для логистов и интернет-магазинов является то, что этот способ не слишком развит в России. По данным Алексея Жукова, в России сегодня действует чуть более тысячи почтоматов. Это согласуется и с данными исследования J’son & Partners, согласно которым по итогам 2015 года количество почтоматов в РФ составляло 1070 штук. Отметим, что в день старта проекта «Магнита» и Pulse Express это число уменьшилось еще примерно на треть, т.к. 380 почтоматов Яндекс.Маркета, которыми оперировала компания InPost, прекратили свою работу в связи с уходом этого оператора из России.

Зачем «Магниту» почтоматы?

Решение: концепция «почтомата у дома»

Ранее эксперименты с почтоматами проводила «Почта России» - сейчас будущее этой программы неясно. Отметим, что еще одним игроком этого рынка может стать санкт-петербургская компания TelePort, объявившая о старте своего почтоматного проекта летом 2016 года.

На сегодняшний день на российском рынке помимо Pulse Express фактически присутствует только один игрок – это компания Pick Point, располагающая сетью почтоматов и ПВЗ (пунктами выдачи заказов) общим числом 1800 штук (по экспертным оценкам, более половины из этого числа составляют именно ПВЗ). Однако, по мнению руководства PulseExpress, два этих проекта не конкурируют между собой из-за принципиально разных концепций размещения. Так, Pulse Express изначально ориентируется на высокую («шаговую) доступность почтоматов, позиционируя себя как сеть «почтоматов у дома» и опираясь на крупнейшую сеть магазинов «у дома», какой является «Магнит».

В Pulse Express говорят, что технологии геомаркетинга, используемые «Магнитом» при выборе локаций для своих магазинов позволяют им размещать свои почтоматы в местах, которые, в отличие от торговых центров (где, по большей части, располагаются устройства их коллег по рынку), хотя и располагают меньшим по объему трафиком, имеют гораздо более высокую частоту посещения и гораздо большую доступность для населения. При этом Pulse Express, в отличие от других почтоматных сетей, принципиально намерен опираться не на столичный рынок, а на регионы (где силен и «Магнит»).

Согласно планам, представленным руководством Pulse Express в день старта проекта, к февралю следующего года (т.е. за полтора месяца) в магазинах «Магнит» формата «у дома», расположенных в 127 городах России, планируется установить как минимум 200 почтоматов (для сравнения, вся сеть почтоматов Яндекс. Маркет, которой управляла ушедшая с рынка InPost, насчитывает 380 устройств). Исходя из презентованной бизнес-стратегии PulseExpress, темп расширения сети будет поддерживаться на уровне 1500 инсталлированных устройств в год. Предполагается, что к 2020 году в «Магнитах» по всей стране (называлась цифра в 2253 населённых пункта) будет установлено 6200 почтоматов.  

Зачем «Магниту» почтоматы?

Учитывая, что Pulse Express, как было заявлено ее руководством на пресс-конференции, ориентируется именно на магазины этой сети формата «у дома» (которых у «Магнита», по данным на 31 октября, насчитывалось 10213) это означает, что примерно половина всех «Магнитов» в стране (даже с учетом дальнейшего расширения сети) будет к этому времени оснащена автоматизированными почтовыми станциями для получения отправлений из интернет-магазинов. При этом, как было заявлено самой компанией, она будет ориентироваться на преимущественное развитие в регионах, а уже работающие 20 почтоматов Pulse Express в столичных «Магнитах» являются в большей мере «тестовыми».

По данным инвестора – швейцарского инвестфонда ULS Express Europe S.A. – суммарные вложения в проект развития федеральной сети почтоматов Pulse Express в «Магнитах» составят, по предварительным оценкам, порядка 800 млн рублей до 2020 года.

Технические особенности B2C-решения и бизнес-модель для B2B

Почтоматы Pulse Express в «Магнитах» будут располагаться в закассовой зоне магазина. Они выкрашены в белый цвет (что является достаточно необычным цветовым решением для почтоматов) и брендированы оператором. Почтоматы в «Магнитах» – модульные, с возможностью добавления или уменьшения количества стоек с ячейками. Судя по фотографиям, стандартная компоновка предусматривает 4 стойки – одну с консолью управления и 4 – с ячейками четырех разных размеров – для разногабаритных отправлений. Общие габариты каждой стойки, судя по приведенным в презентационных материалах компании данным, составляют 36,5 х 107 х 42,5 см (Ш-В-Г).  Внизу почтомата также расположены так называемые «складские» ячейки, которые призваны решить проблему с посылками нестандартно больших размеров или служить «резервом» на случай переполнения основных ячеек.

Зачем «Магниту» почтоматы?

Схема B2C-использования почтоматов предполагает, что при выборе клиентом интернет-магазина (для этого Pulse Express необходимо интегрироваться с информационными системами самого магазина или логистического оператора) способа доставки «в почтомат Pulse Express», он получит по электронной почте или в СМС-сообщении индивидуальный код, который, будучи введен вместе с номером мобильного телефона получателя, разблокирует ячейку (если оплата уже произведена).

Оплату можно произвести и на месте. Ожидаемо, что с учетом высокой популярности схемы оплаты cash-ondelivery среди российских интернет-покупателей почтоматы Pulse Express в «Магнитах» оснащены купюроприемниками и встроенными ПИН-падами для приема оплаты с помощью банковских карт. В случае оплаты наличными, если сумма превышает требуемую, сдача, как во многих платежных терминалах, зачисляется на счет мобильного телефона пользователя.

Что касается B2B-направления, компания-оператор планирует предлагать возможности своей расширяющейся сети устройств в «Магнитах» небольшим интернет-магазинам (для самостоятельной закладки отправлений на «первой миле»), а также логистическим операторам для оказания услуг «последней мили» (для чего на сайте оператора реализован сервис личного кабинета для таких клиентов). Кроме стандартных схем работы, по словам руководства Pulse Express, возможен и вариант аренды логистическим оператором ячеек почтомата на постоянной основе. Непосредственно в день старта проекта Pulse Express подписала и первое соглашение о стратегическом партнерстве – с компанией Pony Express.

Интерес сети «Магнит»: трафик и арендная плата

По мнению экспертов рынка логистики, с которыми удалось пообщаться Retail.ru, основных факторов, которые могли заинтерсовать «Магнит» в данном совместном проекте – два. Это повышение окупаемости конкретных торговых точек – за счет более эффективного использования закассового пространства (сеть взимает с компании-оператора почтоматов арендную плату, размер который стороны не раскрывают), а также привлечение в магазин дополнительного трафика (как постоянных, так и новых клиентов) в регионах. Ряд экспертов также высказывают мнение, что наличие почтоматов может являться дополнительным фактором конкурентоспособности магазинов «Магнит» в новых для сети регионах, а также в регионах с наличием сильных и активных конкурентов, таких как «Пятёрочка».

 

Автор: Антон Прокофьев

магнит, почтоматыЗачем «Магниту» почтоматы?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/zachem-magnitu-pochtomaty/2017-08-13


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052