Крупные мировые ритейлеры
1 декабря 2003, 00:00 4527 просмотров

Второе пришествие рынков

© Влад Гринкевич, Новости Торговли, N11-2003

Быстро растущий рынок бытовой техники и электроники становится объектом жесткой конкуренции розничных игроков. В Москве борьба развернулась не только между отдельными компаниями. Долю столичного рынка оспаривают друг у друга два основных канала реализации – сети по продаже бытовой электроники и специализированные рынки. Последние, взяв на вооружение маркетинговые приемы своих конкурентов, пытаются вернуть позиции, казалось безнадежно утраченные еще два года назад.

Рынок бытовой техники Москвы и крупных городов продолжает демонстрировать высокие темпы роста. По данным аналитической компании «ГфК-Русь», за первые шесть месяцев 2003 года рост продаж крупной бытовой техники составил 87%, продажи в сегменте аудио- и видеотехники увеличились на 30%.

Причем, по словам руководителя маркетинговых исследований аналитической компании «ГфК-Русь» Натальи Моржовой, московский рынок уникален, – ни в одном из регионов столичным сетям не приходится сталкиваться со столь мощной конкуренцией со стороны открытых рынков. «Горбушка», «Электронный рай» «Рижский» вопреки многочисленным пессимистическим прогнозам в этом году не только сохранили сильные позиции, но в отдельных товарных группах продемонстрировали рост оборота, почти вдвое превышающий темпы увеличения продаж специализированных сетей.

Преждевременное погребение

Позиции открытых рынков всерьез пошатнулись в 2001 году: в начале года, по данным «ГфК-Русь», чуть более 1/3 крупной бытовой техники приобреталось в специализированных сетях, 1/3 продаж приходилась на рынки, а остальное — на независимые магазины, а к концу того же года уже более 43% рынка принадлежало сетям.

«В 2001-2002 годах была настоящая истерия, — рассказывает генеральный директор компании Sitronics Владимир Левченко, — эксперты уверяли, что рынок бытовой техники достиг того уровня, кода цена уже не играет решающей роли, и предрекали скорый крах рынков, и многие всерьез хоронили этот сегмент». А настоящие маркетинговые войны, разгоревшиеся между крупнейшими сетями, служили лишним тому подтверждением.

Тем не менее, как отмечает Наталья Моржова, этот канал реализации оказался на удивление жизнеспособным и гибким. В первой половине 2003 года в сегменте крупной бытовой техники именно рынки продемонстрировали наибольший рост продаж – 157%, у сетей этот показатель составил 67%.

Правда, применять к той же «Горбушке» или «Электронному раю» термин «открытые рынки», по ее мнению уже не корректно, с учетом изменившихся форматов эти предприятия правильнее было бы называть «специализированными рынками».

Владимир Левченко, убежден, что с точки зрения макроэкономики, наблюдаемая сейчас тенденция перераспределения долей между каналами реализации бытовой техники, была вполне прогнозируема. «Дело в том, — поясняет гендиректор Sitronics, — что рост благосостояния различных социальных групп идет неравномерно. Первыми оправились после кризиса представители обеспеченных слоев населения, в том, числе те, кого принято называть средним классом. Именно они помогли сетевым ритейлерам добиться роста продаж в 2001 году». Сейчас же о покупке техники задумываются люди с более низким уровнем доходов, формирующие вторую волну потребительского спроса. Этот многочисленный контингент ориентирован на недорогие покупки, следовательно, становится потенциальным клиентом специализированных рынков. Разделяет это мнение и Наталья Моржова из «ГфК-Русь»: «На рынки идут люди, доходы которых уже позволяют приобрести холодильник или стиральную машину, но с серьезными ограничениями по цене, а некоторые виды крупной бытовой техники на рынке могут стоить на $50 меньше, чем в сетевых магазинах». По словам Владимира Левченко, это объясняется тем, что небольшим компаниям гораздо легче варьировать ценами, нежели крупным сетям, которые к тому же в условиях экстенсивного развития имеют острую потребность в финансах.

Впрочем, один из игроков полагает, что вести агрессивную ценовую политику операторам рынков помогает прежде всего использование «серых» схем ввоза товара, в то время как все крупные сети работают исключительно «в белую».

Однако справедливости ради стоит отметить, что мнение о тотальной дешевизне рынков не всегда соответствует действительности. По данным «ГфК-Русь», например, цены на некоторые дорогие модели холодильников (стоимостью свыше $800) в сетях оказываются на 2%-10% дешевле, чем на рынках.

Чудесное превращение

Еще одним фактором роста популярности специализированных рынков, по словам заместителя генерального директора компании «Рубин» Игоря Токаря, является трансформация их в торговые комплексы.

Например, наиболее популярные московские рынки, такие как «Горбушкин двор», «Электронный рай», «Центр электроники на Пресне», размещаются в многоэтажных зданиях с полным техническим оснащением, на их территории работают кафе, рядом оборудованы парковки.

«Сегодня называть «Горбушкин двор» рынком неправильно. Пройдя серьезный эволюционный путь, он преобразован в современный торгово-развлекательный комплекс. Мы привлекли крупнейшие оптовые компании. На нашей территории работает гипермаркет «Эльдорадо», у нас открыли свои представительские брэнд-шопы гранды мировой электроники — Sony, Panasonic, Pioneer, Aiva, Toshiba, Samsung, LG, Philips», — говорит Игорь Токарь.

Одновременно с обретением цивилизованных черт, рынки с успехом берут на вооружение маркетинговые приемы сетевиков, которые те еще недавно считали своими главными конкурентными преимуществами.

Компании, работающие на рынках, последовав примеру сетей, предлагают своим покупателям бесплатную доставку товара, в «Электронном рае» и «Горбушкином дворе» покупатель может получить потребительский кредит, вдобавок ему обеспечат гарантийное и постгарантийное обслуживание на тех же условиях, что и в сетевых магазинах. Проводятся специальные рекламные и промоушн-акции, презентации новых товаров и т.д.

Владимир Левченко считает, что разговоры сетевиков о более высоком по сравнению с рынками уровне сервиса, не более чем маркетинговый ход: «В период развития любой сети сервис не являлся для нее первостепенной сферой инвестиций, основные средства направляются на открытие новых магазинов, развитие инфраструктуры, ИТ-технологии».

Квалифицированный персонал также уже не является эксклюзивным преимуществом сетевых ритейлеров. Большинство участников признают, что в искусстве продаж и общения с клиентами работники рынков подчас могут дать огромную фору линейному персоналу сетей. Тоже касается профессионализма и знания своей товарной группы, по крайней мере в среднем и нижнем ценовом сегменте.

Обреченные выжить

Представители сетевой розницы имеют свой взгляд на ситуацию, сложившуюся на рынке бытовой техники. Руководитель пресс-службы компании «М.видео» Мария Белан, признавая фактор «второй волны», настаивает на том, что высокие показатели роста продаж крупной бытовой техники специализированными рынками объясняются, прежде всего, низкой стартовой отметкой, с которой этот рост начался. «Прежде техника данного сегмента практически не была представлена на открытых рынках — она требует профессиональной установки, а мелкие компании эту услугу предложить не могли», — поясняет Мария Белан. В подтверждение своих слов она приводит расклад в нише аудио- и видеотехники, где сети и рынки являются давними конкурентами.

Действительно, по данным «ГфК-Русь» московские сети становятся все более популярным местом покупки аудио- и видеоаппаратуры. За первые шесть месяцев 2003 года доля продаж этой продукции в сетях выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года с 32% до 42%, тогда как на рынках она снизилась с 60% до 53%.

«Значительный процент покупателей здесь, — комментирует ситуацию Наталья Моржова, — интересуется техническими новинками, а продавец рыночной точки, просто в силу недостатка торговой площади, не может продемонстрировать большое количество образцов, в то время, как на полках крупноформатного магазина выставляется более сотни единиц телевизоров или музыкальных центров, и покупателю проще выбрать понравившуюся модель».

Представители сетевой розницы убеждены, что если рынки и выбились вперед в отдельно взятой ценовой категории (все подсчеты весьма относительны), то это временное явление. Сети обладают целым рядом некопируемых преимуществ, главным из которых является наличие единой концепции зонирования и выкладки товара, а также наличие единой информационно-справочной службы, что значительно облегчает процедуру выбора товара. «В сетевом магазине все расставлено по зонам, внутри зон — по группам, внутри групп — по брендам или по цене, на рынке же, который представляет собой хаотичное скопление мелких магазинчиков, покупателю надо обойти десятки или сотни точек, только чтобы ознакомиться с ассортиментом», — говорит менеджер московской сети, пожелавший остаться неизвестным. Уже в ближайшей перспективе, по его мнению, доля нецивилизованной розницы в продажах бытовой техники неминуемо начнет снижаться, как снизилась она на рынках продуктов и одежды. В то же время полностью эти каналы реализации вряд ли исчезнут, по крайней мере, в течение ближайших 10 лет, так как подобная форма торговли близка менталитету определенной части российского общества.

Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Второе пришествие рынков

© Влад Гринкевич, Новости Торговли, N11-2003

Быстро растущий рынок бытовой техники и электроники становится объектом жесткой конкуренции розничных игроков. В Москве борьба развернулась не только между отдельными компаниями. Долю столичного рынка оспаривают друг у друга два основных канала реализации – сети по продаже бытовой электроники и специализированные рынки. Последние, взяв на вооружение маркетинговые приемы своих конкурентов, пытаются вернуть позиции, казалось безнадежно утраченные еще два года назад.

Рынок бытовой техники Москвы и крупных городов продолжает демонстрировать высокие темпы роста. По данным аналитической компании «ГфК-Русь», за первые шесть месяцев 2003 года рост продаж крупной бытовой техники составил 87%, продажи в сегменте аудио- и видеотехники увеличились на 30%.

Причем, по словам руководителя маркетинговых исследований аналитической компании «ГфК-Русь» Натальи Моржовой, московский рынок уникален, – ни в одном из регионов столичным сетям не приходится сталкиваться со столь мощной конкуренцией со стороны открытых рынков. «Горбушка», «Электронный рай» «Рижский» вопреки многочисленным пессимистическим прогнозам в этом году не только сохранили сильные позиции, но в отдельных товарных группах продемонстрировали рост оборота, почти вдвое превышающий темпы увеличения продаж специализированных сетей.

Преждевременное погребение

Позиции открытых рынков всерьез пошатнулись в 2001 году: в начале года, по данным «ГфК-Русь», чуть более 1/3 крупной бытовой техники приобреталось в специализированных сетях, 1/3 продаж приходилась на рынки, а остальное — на независимые магазины, а к концу того же года уже более 43% рынка принадлежало сетям.

«В 2001-2002 годах была настоящая истерия, — рассказывает генеральный директор компании Sitronics Владимир Левченко, — эксперты уверяли, что рынок бытовой техники достиг того уровня, кода цена уже не играет решающей роли, и предрекали скорый крах рынков, и многие всерьез хоронили этот сегмент». А настоящие маркетинговые войны, разгоревшиеся между крупнейшими сетями, служили лишним тому подтверждением.

Тем не менее, как отмечает Наталья Моржова, этот канал реализации оказался на удивление жизнеспособным и гибким. В первой половине 2003 года в сегменте крупной бытовой техники именно рынки продемонстрировали наибольший рост продаж – 157%, у сетей этот показатель составил 67%.

Правда, применять к той же «Горбушке» или «Электронному раю» термин «открытые рынки», по ее мнению уже не корректно, с учетом изменившихся форматов эти предприятия правильнее было бы называть «специализированными рынками».

Владимир Левченко, убежден, что с точки зрения макроэкономики, наблюдаемая сейчас тенденция перераспределения долей между каналами реализации бытовой техники, была вполне прогнозируема. «Дело в том, — поясняет гендиректор Sitronics, — что рост благосостояния различных социальных групп идет неравномерно. Первыми оправились после кризиса представители обеспеченных слоев населения, в том, числе те, кого принято называть средним классом. Именно они помогли сетевым ритейлерам добиться роста продаж в 2001 году». Сейчас же о покупке техники задумываются люди с более низким уровнем доходов, формирующие вторую волну потребительского спроса. Этот многочисленный контингент ориентирован на недорогие покупки, следовательно, становится потенциальным клиентом специализированных рынков. Разделяет это мнение и Наталья Моржова из «ГфК-Русь»: «На рынки идут люди, доходы которых уже позволяют приобрести холодильник или стиральную машину, но с серьезными ограничениями по цене, а некоторые виды крупной бытовой техники на рынке могут стоить на $50 меньше, чем в сетевых магазинах». По словам Владимира Левченко, это объясняется тем, что небольшим компаниям гораздо легче варьировать ценами, нежели крупным сетям, которые к тому же в условиях экстенсивного развития имеют острую потребность в финансах.

Впрочем, один из игроков полагает, что вести агрессивную ценовую политику операторам рынков помогает прежде всего использование «серых» схем ввоза товара, в то время как все крупные сети работают исключительно «в белую».

Однако справедливости ради стоит отметить, что мнение о тотальной дешевизне рынков не всегда соответствует действительности. По данным «ГфК-Русь», например, цены на некоторые дорогие модели холодильников (стоимостью свыше $800) в сетях оказываются на 2%-10% дешевле, чем на рынках.

Чудесное превращение

Еще одним фактором роста популярности специализированных рынков, по словам заместителя генерального директора компании «Рубин» Игоря Токаря, является трансформация их в торговые комплексы.

Например, наиболее популярные московские рынки, такие как «Горбушкин двор», «Электронный рай», «Центр электроники на Пресне», размещаются в многоэтажных зданиях с полным техническим оснащением, на их территории работают кафе, рядом оборудованы парковки.

«Сегодня называть «Горбушкин двор» рынком неправильно. Пройдя серьезный эволюционный путь, он преобразован в современный торгово-развлекательный комплекс. Мы привлекли крупнейшие оптовые компании. На нашей территории работает гипермаркет «Эльдорадо», у нас открыли свои представительские брэнд-шопы гранды мировой электроники — Sony, Panasonic, Pioneer, Aiva, Toshiba, Samsung, LG, Philips», — говорит Игорь Токарь.

Одновременно с обретением цивилизованных черт, рынки с успехом берут на вооружение маркетинговые приемы сетевиков, которые те еще недавно считали своими главными конкурентными преимуществами.

Компании, работающие на рынках, последовав примеру сетей, предлагают своим покупателям бесплатную доставку товара, в «Электронном рае» и «Горбушкином дворе» покупатель может получить потребительский кредит, вдобавок ему обеспечат гарантийное и постгарантийное обслуживание на тех же условиях, что и в сетевых магазинах. Проводятся специальные рекламные и промоушн-акции, презентации новых товаров и т.д.

Владимир Левченко считает, что разговоры сетевиков о более высоком по сравнению с рынками уровне сервиса, не более чем маркетинговый ход: «В период развития любой сети сервис не являлся для нее первостепенной сферой инвестиций, основные средства направляются на открытие новых магазинов, развитие инфраструктуры, ИТ-технологии».

Квалифицированный персонал также уже не является эксклюзивным преимуществом сетевых ритейлеров. Большинство участников признают, что в искусстве продаж и общения с клиентами работники рынков подчас могут дать огромную фору линейному персоналу сетей. Тоже касается профессионализма и знания своей товарной группы, по крайней мере в среднем и нижнем ценовом сегменте.

Обреченные выжить

Представители сетевой розницы имеют свой взгляд на ситуацию, сложившуюся на рынке бытовой техники. Руководитель пресс-службы компании «М.видео» Мария Белан, признавая фактор «второй волны», настаивает на том, что высокие показатели роста продаж крупной бытовой техники специализированными рынками объясняются, прежде всего, низкой стартовой отметкой, с которой этот рост начался. «Прежде техника данного сегмента практически не была представлена на открытых рынках — она требует профессиональной установки, а мелкие компании эту услугу предложить не могли», — поясняет Мария Белан. В подтверждение своих слов она приводит расклад в нише аудио- и видеотехники, где сети и рынки являются давними конкурентами.

Действительно, по данным «ГфК-Русь» московские сети становятся все более популярным местом покупки аудио- и видеоаппаратуры. За первые шесть месяцев 2003 года доля продаж этой продукции в сетях выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года с 32% до 42%, тогда как на рынках она снизилась с 60% до 53%.

«Значительный процент покупателей здесь, — комментирует ситуацию Наталья Моржова, — интересуется техническими новинками, а продавец рыночной точки, просто в силу недостатка торговой площади, не может продемонстрировать большое количество образцов, в то время, как на полках крупноформатного магазина выставляется более сотни единиц телевизоров или музыкальных центров, и покупателю проще выбрать понравившуюся модель».

Представители сетевой розницы убеждены, что если рынки и выбились вперед в отдельно взятой ценовой категории (все подсчеты весьма относительны), то это временное явление. Сети обладают целым рядом некопируемых преимуществ, главным из которых является наличие единой концепции зонирования и выкладки товара, а также наличие единой информационно-справочной службы, что значительно облегчает процедуру выбора товара. «В сетевом магазине все расставлено по зонам, внутри зон — по группам, внутри групп — по брендам или по цене, на рынке же, который представляет собой хаотичное скопление мелких магазинчиков, покупателю надо обойти десятки или сотни точек, только чтобы ознакомиться с ассортиментом», — говорит менеджер московской сети, пожелавший остаться неизвестным. Уже в ближайшей перспективе, по его мнению, доля нецивилизованной розницы в продажах бытовой техники неминуемо начнет снижаться, как снизилась она на рынках продуктов и одежды. В то же время полностью эти каналы реализации вряд ли исчезнут, по крайней мере, в течение ближайших 10 лет, так как подобная форма торговли близка менталитету определенной части российского общества.

техники, бытовой, рынки, рынков, продаж, компании, года, сети, рост, рынках, данным, реализации, ростаВторое пришествие рынков
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/vtoroe-prishestvie-rynkov/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052