Законодательство в торговле
Качество, безопасность, госрегулирование
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
24 августа 2018, 12:00 15223 просмотра

Торговля на колесах готовится получить права

Мобильная торговля в России до сих пор не имеет четкого правового статуса. Федеральное законодательство игнорирует торговлю на колесах, поэтому она вынуждена подчиняться общим правилам нестационарной торговли, а также региональным и муниципальным нормативно-правовым актам. Отсутствие единой юридической базы становится головной болью как для предпринимателей, так и для чиновников на местах. Хотя все участники рынка единогласно утверждают, что развозная торговля доросла до самостоятельности.

Минпромторг намерен расставить все точки над i и внести поправки, регулирующие мобильную торговлю, в Госдуму уже в конце сентября. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, все разногласия сняты и проект поправок проходит финальное согласование в Правительстве РФ. Тем временем предприниматели, затаив дыхание, ждут введения мобильной торговли в правовое поле.

Важное звено вне закона

Первая и наиболее важная задача, которую поможет решить «легализация» и развитие торговли на колесах, — дефицит помещений для торговли. Сегодня в стране на 1000 человек приходится 700 квадратных метров торговых площадей. В Европе в два раза больше — от полутора тысяч. Сложность оформления недвижимости из жилой в коммерческую, недостаток разноформатных площадей теоретически должны делать развозную торговлю замечательной альтернативой традиционным формам. Тем не менее, мобильная торговля в городах почти отсутствует. Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечает, что полной статистики по количеству автолавок сейчас нет. По оценкам Ассоциации, по всей стране насчитывается несколько сотен фудтраков и несколько сотен торговых машин.

При этом, министр промышленности РФ Денис Мантуров считает, что мобильная торговля — «важное звено продовольственной безопасности». «Такой формат помогает развитию малого торгового, сервисного бизнеса, общепита. Для фермеров это просто находка. Специализированные колбасные, молочные, мясные автомагазины, как и автокафе, прочие высокотехнологичные и интересные мобильные торговые объекты создадут удобную инфраструктуру для потребителей и предпринимателей.

Торговля на колесах готовится получить права

Разные форматы торговли нормально развиваются и совершенствуются, когда государство обеспечивает всем им право на свободное существование. Рынок сам выстроит нормальный баланс между крупными и малыми торговыми форматами», — говорит чиновник в одном из интервью.

Поддерживает развитие торговли на колесах и глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров: «Мне кажется, правильнее было бы узаконить в Москве использование фудтраков — кафе на колесах. Но только чтобы они не врастали на отведенном месте, как было когда-то, а приехала, скажем, машина к пляжу в жаркий день, полтора часа поторговала прохладительными напитками и уехала. Потом на смену ей пришла другая. Точно так же можно организовать обслуживание и в парках. Там ведь тоже сейчас ничего капитального строить нельзя. Но пить-есть людям надо. А для фудтраков ни кабели электрические тянуть не нужно, ни водоснабжение — это все тоже в мобильном варианте может быть».

В первую очередь, эксперты отмечают широкие возможности, которые дает мобильный бизнес в условиях городской среды. Содержание магазина на колесах обычно обходится дешевле стационарной торговой точки. Автолавка может работать по мере необходимости и их количество можно регулировать в зависимости от сезонности и спроса. Автофургон может выступать как основным, так и дополнительным каналом реализации продукции. Отдельно можно отметить маркетинговые преимущества мобильного бизнеса: брендированный фургон сам по себе является мощным инструментом рекламы. Поэтому достаточно забрендировать свои автолавки и кататься по городу и крупным мероприятиям, одновременно работая и рекламируя. Сегодня наличие автолавок становится неотъемлемой частью крупных фестивалей и выставок.

Для стартапа мобильный бизнес интересен невысокими стартовыми вложениями. А действующий предприниматель может расширить свое дело за счет мобильности, увеличив рынок сбыта или диверсифицировав бизнес.

Торговля на колесах готовится получить права

Регионы поддерживают и ждут поддержки

Особую значимость мобильная торговля имеет для регионов. Зачастую в отдаленных районах, где нет стационарной торговли, где магазины и даже НТО нерентабельны, автолавка — единственный способ доставки продуктов и предметов первой необходимости до потребителя.  «Нужно понимать, что Россия с ее огромными пространствами и большим количеством малонаселенных деревень — это особая страна. В России существует нехватка помещений для торговли, именно поэтому здесь так востребована нестационарная и мобильная торговля», — говорит Владлен Максимов.

Региональные власти, сталкивающиеся с проблемой организации торговли на удаленных территориях, активно поддерживают развитие автолавок. Лучшие практики поддержки  нестационарной (в том числе и мобильной) торговли были представлены на Неделе российского ритейла в рамках стратегической сессии «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики». Например, в некоторых населенных пунктах Сахалина совсем нет торговых объектов, зато есть целых две программы поддержки мобильной торговли. Региональное правительство приобрело свыше десятка автолавок и передало их в пользование сельхозтоваропроизводителям на условии, что они будут реализовывать продукцию в том числе и на удаленных территориях. Параллельно регион запустил лизинговую программу, позволяющую приобретать средства мобильной торговли на льготных условиях.

Таким образом, Сахалин увеличил число автолавок на 60 %. Сейчас торговля ведется с колес 105 машин.

Башкортостан закупил 10 автолавок и передал их в муниципальную собственность. В свою очередь, муниципалитеты распределили между предпринимателями права аренды автолавок на конкурсной основе. 

Торговля на колесах готовится получить права

Поддержкой мобильного формата занимаются регионы, в которых востребована социальная функция развозной торговли. Вместе с этим, региональные власти уповают на федеральный центр и ждут, что к развитию автолавок подключатся на федеральном уровне.  

«В Оренбургской области порядка тысячи малодоступных, малонаселенных пунктов, — рассказывает Анастасия Миронова, заместитель министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам Оренбургской области. — Есть территории, где размещены 10–15 дворов. О какой торговле здесь можно говорить? В регионе действует программа, которая направлена на поддержку торговли именно на селе. Мы возмещаем стоимость ГСМ тем предпринимателям-производителям, которые доставляют собственную продукцию в отдаленные районы. Кроме этого, субсидируем стоимость приобретаемых автомобилей, на которых осуществляется мобильная торговля. Региональная поддержка — это, конечно, хорошо. И все же, если на уровне федерального центра заинтересуются, мы будем очень благодарны».

Торговля на колесах готовится получить права

Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова в своем выступлении отметила, что регионам остро не хватает единого понятного регламента. «Мы много говорим о нестационарной, мобильной, развозной, разносной торговле. Все эти понятия нуждаются в федеральном нормативно-правовом регулировании. Сейчас каждый регион работает с этой сферой по-своему и регулирование у всех разное. Ростовская область в части мобильной торговли использует схему размещения нестационарных торговых объектов.  Но нам хотелось бы упростить этот порядок для мобильной торговли, поскольку размещение автолавок в городской среде несет одну функцию, в сельской местности — совсем другую, больше социальную функцию».

Все решается на месте

Проект поправок, который подготовило Минпромторг, выделяет мобильную торговлю в отдельный сегмент, прописывает юридическую базу и регулирует принципы работы автолавок. При этом, основная роль в регулировании по-прежнему отводится муниципалитетам. Замглавы департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов, выступая в рамках II медиафорума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), перечислил основные положения законопроекта. Министерство предлагает дать бизнесу право заключать договоры на организацию мобильной торговли на срок от 5 лет. При этом, оставляя возможность пролонгировать договорные отношения без проведения аукциона.

Никаких требований к внешнему оформлению автолавок министерство не предъявляет, оставляя решение этого вопроса в компетенции муниципальных властей. Кроме этого, местные власти будут определять зону парковки и ночной стоянки фудтраков и автолавок, а также составлять схемы маршрутов, по которым они будут курсировать.  

Разработчики объясняют, что смысл законопроекта в том, чтобы гарантировать малому бизнесу право торговать в мобильном формате. При этом местные власти смогут устанавливать рамочные требования к внешнему виду павильонов, но они не должны будут меняться на время действия договора, то есть минимум пять лет.

По расчетам авторов законопроекта, его принятие приведет к тому, что на дороги городов и сел выйдут не менее 50 тысяч автолавок и фудтраков.

Торговля на колесах готовится получить права

«Совокупные частные инвестиции в покупку автомобилей, автолавок, автокафе и фудтраков, в создание сопутствующей инфраструктуры будут порядка 220 млрд рублей», — сказал Кузнецов.

Нерешенным пока остается вопрос о санитарных требованиях, которые разрабатывает Роспотребнадзор. Вероятнее всего, они будут готовы уже после того, как законопроект попадет в Госдуму.

По мнению Владлена Максимова, у законопроекта есть все перспективы оказаться на рассмотрении депутатов. Тем не менее, поправки «кружат» и никак не могут дойти до законодателей уже больше года. «Есть комплекс причин, связанных не с мобильной торговлей, а  с другими предложениями, содержащимися в законопроекте, которые блокируются частью влиятельных регионов, — говорит Владлен Максимов.  Кроме того, мобильная торговля у многих региональных властей тоже не вызывает восторга, как портящая „облик“ крупных городов.

Катерина Дегтярева, Retail.ru

Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка

Минпромторг намерен расставить все точки над i и внести поправки, регулирующие мобильную торговлю, в Госдуму уже в конце сентября. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, все разногласия сняты и проект поправок проходит финальное согласование в Правительстве РФ. Тем временем предприниматели, затаив дыхание, ждут введения мобильной торговли в правовое поле.

Важное звено вне закона

Первая и наиболее важная задача, которую поможет решить «легализация» и развитие торговли на колесах, — дефицит помещений для торговли. Сегодня в стране на 1000 человек приходится 700 квадратных метров торговых площадей. В Европе в два раза больше — от полутора тысяч. Сложность оформления недвижимости из жилой в коммерческую, недостаток разноформатных площадей теоретически должны делать развозную торговлю замечательной альтернативой традиционным формам. Тем не менее, мобильная торговля в городах почти отсутствует. Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечает, что полной статистики по количеству автолавок сейчас нет. По оценкам Ассоциации, по всей стране насчитывается несколько сотен фудтраков и несколько сотен торговых машин.

При этом, министр промышленности РФ Денис Мантуров считает, что мобильная торговля — «важное звено продовольственной безопасности». «Такой формат помогает развитию малого торгового, сервисного бизнеса, общепита. Для фермеров это просто находка. Специализированные колбасные, молочные, мясные автомагазины, как и автокафе, прочие высокотехнологичные и интересные мобильные торговые объекты создадут удобную инфраструктуру для потребителей и предпринимателей.

Торговля на колесах готовится получить права

Разные форматы торговли нормально развиваются и совершенствуются, когда государство обеспечивает всем им право на свободное существование. Рынок сам выстроит нормальный баланс между крупными и малыми торговыми форматами», — говорит чиновник в одном из интервью.

Поддерживает развитие торговли на колесах и глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров: «Мне кажется, правильнее было бы узаконить в Москве использование фудтраков — кафе на колесах. Но только чтобы они не врастали на отведенном месте, как было когда-то, а приехала, скажем, машина к пляжу в жаркий день, полтора часа поторговала прохладительными напитками и уехала. Потом на смену ей пришла другая. Точно так же можно организовать обслуживание и в парках. Там ведь тоже сейчас ничего капитального строить нельзя. Но пить-есть людям надо. А для фудтраков ни кабели электрические тянуть не нужно, ни водоснабжение — это все тоже в мобильном варианте может быть».

В первую очередь, эксперты отмечают широкие возможности, которые дает мобильный бизнес в условиях городской среды. Содержание магазина на колесах обычно обходится дешевле стационарной торговой точки. Автолавка может работать по мере необходимости и их количество можно регулировать в зависимости от сезонности и спроса. Автофургон может выступать как основным, так и дополнительным каналом реализации продукции. Отдельно можно отметить маркетинговые преимущества мобильного бизнеса: брендированный фургон сам по себе является мощным инструментом рекламы. Поэтому достаточно забрендировать свои автолавки и кататься по городу и крупным мероприятиям, одновременно работая и рекламируя. Сегодня наличие автолавок становится неотъемлемой частью крупных фестивалей и выставок.

Для стартапа мобильный бизнес интересен невысокими стартовыми вложениями. А действующий предприниматель может расширить свое дело за счет мобильности, увеличив рынок сбыта или диверсифицировав бизнес.

Торговля на колесах готовится получить права

Регионы поддерживают и ждут поддержки

Особую значимость мобильная торговля имеет для регионов. Зачастую в отдаленных районах, где нет стационарной торговли, где магазины и даже НТО нерентабельны, автолавка — единственный способ доставки продуктов и предметов первой необходимости до потребителя.  «Нужно понимать, что Россия с ее огромными пространствами и большим количеством малонаселенных деревень — это особая страна. В России существует нехватка помещений для торговли, именно поэтому здесь так востребована нестационарная и мобильная торговля», — говорит Владлен Максимов.

Региональные власти, сталкивающиеся с проблемой организации торговли на удаленных территориях, активно поддерживают развитие автолавок. Лучшие практики поддержки  нестационарной (в том числе и мобильной) торговли были представлены на Неделе российского ритейла в рамках стратегической сессии «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики». Например, в некоторых населенных пунктах Сахалина совсем нет торговых объектов, зато есть целых две программы поддержки мобильной торговли. Региональное правительство приобрело свыше десятка автолавок и передало их в пользование сельхозтоваропроизводителям на условии, что они будут реализовывать продукцию в том числе и на удаленных территориях. Параллельно регион запустил лизинговую программу, позволяющую приобретать средства мобильной торговли на льготных условиях.

Таким образом, Сахалин увеличил число автолавок на 60 %. Сейчас торговля ведется с колес 105 машин.

Башкортостан закупил 10 автолавок и передал их в муниципальную собственность. В свою очередь, муниципалитеты распределили между предпринимателями права аренды автолавок на конкурсной основе. 

Торговля на колесах готовится получить права

Поддержкой мобильного формата занимаются регионы, в которых востребована социальная функция развозной торговли. Вместе с этим, региональные власти уповают на федеральный центр и ждут, что к развитию автолавок подключатся на федеральном уровне.  

«В Оренбургской области порядка тысячи малодоступных, малонаселенных пунктов, — рассказывает Анастасия Миронова, заместитель министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам Оренбургской области. — Есть территории, где размещены 10–15 дворов. О какой торговле здесь можно говорить? В регионе действует программа, которая направлена на поддержку торговли именно на селе. Мы возмещаем стоимость ГСМ тем предпринимателям-производителям, которые доставляют собственную продукцию в отдаленные районы. Кроме этого, субсидируем стоимость приобретаемых автомобилей, на которых осуществляется мобильная торговля. Региональная поддержка — это, конечно, хорошо. И все же, если на уровне федерального центра заинтересуются, мы будем очень благодарны».

Торговля на колесах готовится получить права

Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова в своем выступлении отметила, что регионам остро не хватает единого понятного регламента. «Мы много говорим о нестационарной, мобильной, развозной, разносной торговле. Все эти понятия нуждаются в федеральном нормативно-правовом регулировании. Сейчас каждый регион работает с этой сферой по-своему и регулирование у всех разное. Ростовская область в части мобильной торговли использует схему размещения нестационарных торговых объектов.  Но нам хотелось бы упростить этот порядок для мобильной торговли, поскольку размещение автолавок в городской среде несет одну функцию, в сельской местности — совсем другую, больше социальную функцию».

Все решается на месте

Проект поправок, который подготовило Минпромторг, выделяет мобильную торговлю в отдельный сегмент, прописывает юридическую базу и регулирует принципы работы автолавок. При этом, основная роль в регулировании по-прежнему отводится муниципалитетам. Замглавы департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов, выступая в рамках II медиафорума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), перечислил основные положения законопроекта. Министерство предлагает дать бизнесу право заключать договоры на организацию мобильной торговли на срок от 5 лет. При этом, оставляя возможность пролонгировать договорные отношения без проведения аукциона.

Никаких требований к внешнему оформлению автолавок министерство не предъявляет, оставляя решение этого вопроса в компетенции муниципальных властей. Кроме этого, местные власти будут определять зону парковки и ночной стоянки фудтраков и автолавок, а также составлять схемы маршрутов, по которым они будут курсировать.  

Разработчики объясняют, что смысл законопроекта в том, чтобы гарантировать малому бизнесу право торговать в мобильном формате. При этом местные власти смогут устанавливать рамочные требования к внешнему виду павильонов, но они не должны будут меняться на время действия договора, то есть минимум пять лет.

По расчетам авторов законопроекта, его принятие приведет к тому, что на дороги городов и сел выйдут не менее 50 тысяч автолавок и фудтраков.

Торговля на колесах готовится получить права

«Совокупные частные инвестиции в покупку автомобилей, автолавок, автокафе и фудтраков, в создание сопутствующей инфраструктуры будут порядка 220 млрд рублей», — сказал Кузнецов.

Нерешенным пока остается вопрос о санитарных требованиях, которые разрабатывает Роспотребнадзор. Вероятнее всего, они будут готовы уже после того, как законопроект попадет в Госдуму.

По мнению Владлена Максимова, у законопроекта есть все перспективы оказаться на рассмотрении депутатов. Тем не менее, поправки «кружат» и никак не могут дойти до законодателей уже больше года. «Есть комплекс причин, связанных не с мобильной торговлей, а  с другими предложениями, содержащимися в законопроекте, которые блокируются частью влиятельных регионов, — говорит Владлен Максимов.  Кроме того, мобильная торговля у многих региональных властей тоже не вызывает восторга, как портящая „облик“ крупных городов.

Катерина Дегтярева, Retail.ru

Торговля на колесах готовится получить права
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Торговля на колесах готовится получить права
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/torgovlya-na-kolesakh-gotovitsya-poluchit-prava/2022-08-11

10:00

#ЭкспедицияRetail 2022 от Урала до Дальнего Востока продолжает свою работу в Кемерово!

Источник: shutterstock

Источник: shutterstock

Команда Экспедиции посетит торговые сети «Красный яр» и «Командор»!

Несколько дней назад стало известно, что Х5 договорилась о стратегическом альянсе с «Красным Яром» и «Слатой» 

Читайте на портале: 

ГК «Красный Яр»: как ритейлер реагирует на новые вызовы рынка?

«Командор»: пекарни остались прибыльными, внедрив производство заморозки.

Также недавно  «Командор», «Красный Яр» и другие торговые сети поделились опытом, «Как развивать собственное производство в новых реалиях?»


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052