Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
4 июля 2007, 13:59 17737 просмотров

SPAR – Пензе товарищ

Вера Шипунова Точка продаж http://www.tp.eaim.ru

В Пензе – вся история России, Вся ее таинственная даль. Если меня в Пензу пригласили, Это – как почетная медаль.  Евгений Евтушенко

Свою заявку на «почетную медаль» в Пензе озвучили уже многие сети. Выполнив  программу-минимум по городам-миллионерам, они обратили внимание на города «второго эшелона». Емкость рынка здесь, конечно, меньше, зато потенциал пока не исчерпан. Считается, что потребитель в таких городах уже «вырос» из открытых рынков и хочет себе позволить покупки в торговых центрах и супермаркетах. Местный ритейл, слегка сонный до недавнего времени, встрепенулся и готовится к обороне.

Внимание крупных сетей к Пензе до последнего времени было не слишком навязчивым. Ведь Пензенская область является одной из самых бедных в европейской части России. Средняя заработная плата на сегодняшний день составляет всего 6 – 7 тысяч рублей. Однако есть и такие предприятия, где люди получают по 400 – 500 рублей, а зарплата не выплачивается по нескольку месяцев. Стоимость минимального набора продуктов питания составляет 1296 рублей.

Бурный рост промышленности во время войны привел к троекратному увеличению Пензы. Последствия этого «расхлебываются» и сейчас: это узкие дороги, неразвитые коммуникации.  А некоторое время назад в городе остановили свою работу сразу несколько крупнейших заводов На сегодняшний день, говоря академическим языком, Пензенская область называется «стабильным нереципиентом». Получая реальную финансовую поддержку из федерального бюджета, пензенцы попросту проедают ее, не направляя на развитие местных ресурсов.

 Оптимистические прогнозы есть!

Торговая недвижимость Пензы развивается с отставанием от Москвы на 6 – 7 лет. Но прогноз развития – весьма оптимистический. Этот региональный рынок растет довольно высокими темпами. За последние два года он переживает фазу активного строительства торговых центров и экспансии федеральных сетей. Самыми интенсивными темпами развивается формат супермаркетов. Реконструируются бывшие дома быта и универсамы. В Пензе заявлено о строительстве как минимум пяти современных торгово-развлекательных центров, хотя сегодня в городе только одна торгово-развлекательная площадка, стремящаяся к европейским стандартам, – ТЦ «Суворовский».

Вдоль дорожного полотна федеральной трассы «Москва – Челябинск» вытянулся ТК «Мега-Пенза». В нем расположился гипермаркет строительных и отделочных материалов «Вектор». Площадь торгового центра – 4,5 тыс. кв. м. Доставка покупателей осуществляется бесплатными автобусами. Директор «Вектора» Денис Котунов сообщил, что скоро помимо строймаркета в «Мега-Пенза» откроются гипермаркет продуктов питания, ресторан, кафе, магазин бытовой техники, автолюбительский салон. А также  мебельный центр, спортивный магазин и гостиница. Аналитики прогнозируют, что пик активного строительства в Пензе начнется в ближайшие два-три года, и в 2009 – 2010 гг. здесь стоит ждать значительного объема ввода качественных помещений.

Местные игроки

На сегодняшний день в Пензенской области работает около 6 тыс. предприятий розничной торговли. В прошлом, 2006 году  в Пензе было открыто 37 новых магазинов. Рост товарооборота и положительная динамика развития потребительского рынка обеспечена благодаря развитию местных розничных сетей и приходу в область крупных сетевых компаний. Как выразился генеральный директор консалтинговой компании «СТТ» Борис Симановский, «Пенза сейчас стоит одной ногой в прошлом, а другой – в будущем. Есть еще довольно много предприятий, где торгуют по старинке: ведь поменять оборудование или обшить сайдингом фасад гораздо проще, чем изменить человеческий менталитет, сам подход к торговле».

Бесспорным лидером розницы в Пензе выступает сеть «Товарищ». Из года в год она является одним из крупнейших и динамично развивающихся ритейлеров Поволжья. Только в Пензе насчитывается 17 магазинов сети. По оценкам экспертов, она занимает на сегодняшний день около 30 % пензенского рынка. Формат торговли «Товарища» близок к классическому дискаунтеру. В общем объеме продаваемой в сети продукции до 70 % занимают товары местных производителей. Основными конкурентами являются магазины сети «Магнит» и супермаркеты «Патэрсон». Недавно сеть «Товарищ» приобрела сублицензию у компании «Спар Централ Раша», держателя франшизы голландской SPAR International. Бренд SPAR в регионах довольно плохо известен, поэтому смысл покупки франшизы –  приобретение не торговой марки, а, скорее, технологий работы сети. Получив лицензию, компания планирует повысить качество услуг и расширить ассортимент товара. По словам совладельца сети «Товарищ» Сергея Новикова, к концу 2007 года все магазины сети сменят вывеску «Товарищ» на SPAR. Ребрендинг, конечно, подразумевает не только смену вывески. Сеть намерена расширить круг покупателей и привлечь к себе людей со средними и высокими доходами. Вместе с тем  для потребителей с невысоким доходом, привыкших к демократичной ценовой политике «Товарища», в SPAR разработана специальная программа ценовой лояльности.

Широко представлен в SPAR ассортимент продукции собственного производства. Управляющая универсамом SPAR Ольга Дмитриева рассказала, что недавно для удобства покупателей в магазине ввели услугу – бесплатную нарезку и упаковку продуктов. «Эта услуга очень действенная, покупатели довольны», – говорит Ольга Дмитриева. А Лариса Кудикова, исполнительный директор ОАО «СПАР Поволжье», спросила: «Гранат чищенный где-нибудь в Москве продают? А у нас продают! Мы привезли это из Лондона и недавно внедрили у себя. Чистим руками и продаем в маленьких упаковках, и очень даже успешно продаем. Большим спросом пользуется и свежевыжатый сок, который мы выжимаем каждое утро, разливаем в небольшие бутылочки и храним на льду. Конкуренция сейчас большая, и покупателя нужно завоевывать».

Второй по количеству магазинов является местная сеть «Караван». Сегодня в областном центре работают 14 магазинов сети.

В марте 2006 года в Пензе создан торговый союз под названием «Магазин моего района», в который вошли магазины «Василек», «Два гуся», «Восток», «Зима», «Проспект» и «Крокус». Главной целью этого объединения стала защита интересов местных товаропроизводителей и противостояние иногородним операторам. Ирина Расходчикова, управляющая двумя магазинами «Два гуся», поделилась с нами планами развития союза: «Сейчас в каждом магазине сети есть свой управляющий. Раз в две недели мы собираемся, обсуждаем коммерческие контракты, вносим свои предложения. У нас действуют общие дисконтные карточки, проводим совместные акции, каждые две недели снижаем цены на определенную группу товаров. Около 20 % закупок мы делаем по совместным контрактам. Ассортимент практически во всех магазинах схож, он у нас достаточно широкий – около 25 тыс. позиций в товарной матрице. Очень хорошо продвигаем продукцию местных производителей. Молочный пензенский комбинат занимает у нас 60 % из всего полочного пространства в своей товарной категории. Есть также майонезы, кетчупы, колбасы, которые выпускаются в Пензе и области. Широко представлена замечательная кондитерская фабрика, продвигаем местную водку компании «Спиртпром». «Два гуся» в ближайшее время затевает создание винно-водочных бутиков. А вот общего управления в союзе  нет, это пока только в планах».

 «Заявка на медаль»

Местные ритейлеры с тревогой ждут прихода федеральных и иностранных розничных сетей. И не зря. В небогатой Пензе решающим фактором покупки остается по-прежнему доступная цена. А крупные сети вполне могут себе позволить массированные скидочные кампании, чтобы переманить к себе покупателей. В Пензе уже работают несколько федеральных розничных сетей, но к своему мощному оружию пока не прибегают, ориентируясь на обеспеченных местных покупателей.

Первой национальной «ласточкой» на пензенском рынке стал супермаркет сети «Патэрсон». Он открылся еще в 2003 году. На сегодняшний день в городе насчитывается пять универсамов этой сети, в текущем году планируется открытие шестого. Директор филиала в Пензе Андрей Солониченко рассказал нашему корреспонденту: «Жизненный уровень жителей Пензы потихоньку повышается. За последний год средний чек вырос на 25 %. Но растет и конкуренция». На рынке «Патэрсон» имеет репутацию одной из самых дорогих сетей России. И ни для кого не является секретом тот факт, что он всегда стремится снять сливки в большинстве регионов до прихода конкурентов. Только вот слой «сливок» в небогатой Пензе оказался слишком тонким… Сергей Новиков рассказал, что «в Пензе только 2 – 3 % населения можно назвать элитой. Около 12 % составляет так называемый средний класс. Совершенно плохо с деньгами у 23 % населения. Оставшийся процент покупателей довольно сложно подвести под какое-либо определение».

Весной прошлого года в Пензе был открыт супермаркет «Перекресток», ставший продуктовым якорем в ТЦ «Суворовский». Интересен магазин тем, что как нигде в городе здесь хорошо представлены фрукты и овощи. Работает собственная пекарня и открытая линия горячих прилавков. Ассортимент достигает 40 позиций, из которых 30 стабильных, а 10 варьируется ежедневно. «Все тепленькое, горяченькое, – говорит Светлана Бочкарева, директор «Перекрестка» – Горячий хлеб остывает на поддонах прямо в зале. Покупатели идут именно за нашим хлебом, за нашими пирогами». Магазин обслуживает 4 тысячи посетителей в день. За год, прошедший со дня открытия, число покупателей выросло на 30 %. Средний чек – 240 рублей. Для Пензы это очень неплохо. Закрепилась в городе географически всеядная краснодарская сеть «Магнит». Конкурентное преимущество данной сети – максимально низкие цены за счет огромного объема закупок у поставщиков. Средний чек тут, пожалуй, самый низкий по городу –  всего 80 – 90 рублей. Большим плюсом для развития является также отлаженная система логистики и качественная работа распределительных центров.

Пущать или не пущать?

Областные власти намерены проводить политику защиты интересов местных товаропроизводителей на региональном рынке. Управление потребительского рынка Пензы совместно с предприятиями организовало рекламную кампанию поддержки пензенских товаропроизводителей «Покупай пензенское!». Существует мнение, что местные товаропроизводители обладают достаточными мощностями для того, чтобы обеспечить областной рынок местными товарами на 60 %.

Качество продукции местных производителей зачастую не уступает раскрученным брендам. Немалого стоит  в данном случае  и фактор полезности. Ведь не секрет, что при производстве импортных продуктов питания все чаще внедряются трансгенные технологии, а местные производители используют натуральные продукты. Но абсолютное большинство предпринимателей действует по принципу «и так сойдет». Экономят на упаковке, оформлении, а главное, на рекламе. Кроме того, местным производителям трудно выживать в конкурентной борьбе с крупными федеральными компаниями, которые предоставляют бонусы и скидки.

Хотя природные условия Пензенской области благоприятны для ведения сельского хозяйства, жители часто не желают работать на земле после многолетнего запустения и крушения социализма. Часть пензенских полей не обрабатывается по 8 и более лет. Остается надеяться только на фермеров и коммерсантов из других отраслей. Так, предприниматель Олег Тоцкий собирается восстанавливать в Шемышейском районе две животноводческие фермы. Он планирует открыть в Пензе первый супермаркет продуктов, выращенных на пензенской земле. Благоприятное сочетание природных условий для развития земледелия могут позволить области быть достаточно независимой в продовольственном отношении.

Однако необходимо осознавать, что защита местных производителей может послужить им во вред.  «Это классика жанра – «защитим родной город!» – копирование того, что происходит во всех абсолютно городах. Но у нормального бизнесмена всегда возникает вот такой вопрос: «Как нашему местному производителю, который вдруг стал производить больше, продвигаться в другой город? Каким образом этот производитель будет развиваться, если там сидят такие же люди, которые так же яро защищают рынок?» – вопрошает управляющий партнер компании Management Development Group  Дмитрий Потапенко. ВРЕЗ.

К середине восемнадцатого века русские землепроходцы подошли к реке Пензе, где она впадает в реку Суру. Здесь по указу царя Алексея Михайловича в 1663 году был основан город Пенза. В судьбе первых жителей сплелись два начала – крестьянский труд и оборона рубежей от набегов кочевников.

В современных границах Пензенская область образована 4 февраля 1939 года. Лежит она в 700 километрах к юго-востоку от Москвы. Находится в умеренно-географическом поясе, на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон. Входит в состав Приволжского Федерального округа. Пензенская область граничит с Саратовской областью на юге, на востоке – с Ульяновской. На западе – с Рязанской и Тамбовской областями. А на севере – с Республикой Мордовией. Административный центр – город Пенза (520 тысяч жителей).

В целом наибольший удельный вес имеют обрабатывающие производства – 28 %, сельское хозяйство – 14 % и строительство – 11 %.

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
SPAR – Пензе товарищ

Вера Шипунова Точка продаж http://www.tp.eaim.ru

В Пензе – вся история России, Вся ее таинственная даль. Если меня в Пензу пригласили, Это – как почетная медаль.  Евгений Евтушенко

Свою заявку на «почетную медаль» в Пензе озвучили уже многие сети. Выполнив  программу-минимум по городам-миллионерам, они обратили внимание на города «второго эшелона». Емкость рынка здесь, конечно, меньше, зато потенциал пока не исчерпан. Считается, что потребитель в таких городах уже «вырос» из открытых рынков и хочет себе позволить покупки в торговых центрах и супермаркетах. Местный ритейл, слегка сонный до недавнего времени, встрепенулся и готовится к обороне.

Внимание крупных сетей к Пензе до последнего времени было не слишком навязчивым. Ведь Пензенская область является одной из самых бедных в европейской части России. Средняя заработная плата на сегодняшний день составляет всего 6 – 7 тысяч рублей. Однако есть и такие предприятия, где люди получают по 400 – 500 рублей, а зарплата не выплачивается по нескольку месяцев. Стоимость минимального набора продуктов питания составляет 1296 рублей.

Бурный рост промышленности во время войны привел к троекратному увеличению Пензы. Последствия этого «расхлебываются» и сейчас: это узкие дороги, неразвитые коммуникации.  А некоторое время назад в городе остановили свою работу сразу несколько крупнейших заводов На сегодняшний день, говоря академическим языком, Пензенская область называется «стабильным нереципиентом». Получая реальную финансовую поддержку из федерального бюджета, пензенцы попросту проедают ее, не направляя на развитие местных ресурсов.

 Оптимистические прогнозы есть!

Торговая недвижимость Пензы развивается с отставанием от Москвы на 6 – 7 лет. Но прогноз развития – весьма оптимистический. Этот региональный рынок растет довольно высокими темпами. За последние два года он переживает фазу активного строительства торговых центров и экспансии федеральных сетей. Самыми интенсивными темпами развивается формат супермаркетов. Реконструируются бывшие дома быта и универсамы. В Пензе заявлено о строительстве как минимум пяти современных торгово-развлекательных центров, хотя сегодня в городе только одна торгово-развлекательная площадка, стремящаяся к европейским стандартам, – ТЦ «Суворовский».

Вдоль дорожного полотна федеральной трассы «Москва – Челябинск» вытянулся ТК «Мега-Пенза». В нем расположился гипермаркет строительных и отделочных материалов «Вектор». Площадь торгового центра – 4,5 тыс. кв. м. Доставка покупателей осуществляется бесплатными автобусами. Директор «Вектора» Денис Котунов сообщил, что скоро помимо строймаркета в «Мега-Пенза» откроются гипермаркет продуктов питания, ресторан, кафе, магазин бытовой техники, автолюбительский салон. А также  мебельный центр, спортивный магазин и гостиница. Аналитики прогнозируют, что пик активного строительства в Пензе начнется в ближайшие два-три года, и в 2009 – 2010 гг. здесь стоит ждать значительного объема ввода качественных помещений.

Местные игроки

На сегодняшний день в Пензенской области работает около 6 тыс. предприятий розничной торговли. В прошлом, 2006 году  в Пензе было открыто 37 новых магазинов. Рост товарооборота и положительная динамика развития потребительского рынка обеспечена благодаря развитию местных розничных сетей и приходу в область крупных сетевых компаний. Как выразился генеральный директор консалтинговой компании «СТТ» Борис Симановский, «Пенза сейчас стоит одной ногой в прошлом, а другой – в будущем. Есть еще довольно много предприятий, где торгуют по старинке: ведь поменять оборудование или обшить сайдингом фасад гораздо проще, чем изменить человеческий менталитет, сам подход к торговле».

Бесспорным лидером розницы в Пензе выступает сеть «Товарищ». Из года в год она является одним из крупнейших и динамично развивающихся ритейлеров Поволжья. Только в Пензе насчитывается 17 магазинов сети. По оценкам экспертов, она занимает на сегодняшний день около 30 % пензенского рынка. Формат торговли «Товарища» близок к классическому дискаунтеру. В общем объеме продаваемой в сети продукции до 70 % занимают товары местных производителей. Основными конкурентами являются магазины сети «Магнит» и супермаркеты «Патэрсон». Недавно сеть «Товарищ» приобрела сублицензию у компании «Спар Централ Раша», держателя франшизы голландской SPAR International. Бренд SPAR в регионах довольно плохо известен, поэтому смысл покупки франшизы –  приобретение не торговой марки, а, скорее, технологий работы сети. Получив лицензию, компания планирует повысить качество услуг и расширить ассортимент товара. По словам совладельца сети «Товарищ» Сергея Новикова, к концу 2007 года все магазины сети сменят вывеску «Товарищ» на SPAR. Ребрендинг, конечно, подразумевает не только смену вывески. Сеть намерена расширить круг покупателей и привлечь к себе людей со средними и высокими доходами. Вместе с тем  для потребителей с невысоким доходом, привыкших к демократичной ценовой политике «Товарища», в SPAR разработана специальная программа ценовой лояльности.

Широко представлен в SPAR ассортимент продукции собственного производства. Управляющая универсамом SPAR Ольга Дмитриева рассказала, что недавно для удобства покупателей в магазине ввели услугу – бесплатную нарезку и упаковку продуктов. «Эта услуга очень действенная, покупатели довольны», – говорит Ольга Дмитриева. А Лариса Кудикова, исполнительный директор ОАО «СПАР Поволжье», спросила: «Гранат чищенный где-нибудь в Москве продают? А у нас продают! Мы привезли это из Лондона и недавно внедрили у себя. Чистим руками и продаем в маленьких упаковках, и очень даже успешно продаем. Большим спросом пользуется и свежевыжатый сок, который мы выжимаем каждое утро, разливаем в небольшие бутылочки и храним на льду. Конкуренция сейчас большая, и покупателя нужно завоевывать».

Второй по количеству магазинов является местная сеть «Караван». Сегодня в областном центре работают 14 магазинов сети.

В марте 2006 года в Пензе создан торговый союз под названием «Магазин моего района», в который вошли магазины «Василек», «Два гуся», «Восток», «Зима», «Проспект» и «Крокус». Главной целью этого объединения стала защита интересов местных товаропроизводителей и противостояние иногородним операторам. Ирина Расходчикова, управляющая двумя магазинами «Два гуся», поделилась с нами планами развития союза: «Сейчас в каждом магазине сети есть свой управляющий. Раз в две недели мы собираемся, обсуждаем коммерческие контракты, вносим свои предложения. У нас действуют общие дисконтные карточки, проводим совместные акции, каждые две недели снижаем цены на определенную группу товаров. Около 20 % закупок мы делаем по совместным контрактам. Ассортимент практически во всех магазинах схож, он у нас достаточно широкий – около 25 тыс. позиций в товарной матрице. Очень хорошо продвигаем продукцию местных производителей. Молочный пензенский комбинат занимает у нас 60 % из всего полочного пространства в своей товарной категории. Есть также майонезы, кетчупы, колбасы, которые выпускаются в Пензе и области. Широко представлена замечательная кондитерская фабрика, продвигаем местную водку компании «Спиртпром». «Два гуся» в ближайшее время затевает создание винно-водочных бутиков. А вот общего управления в союзе  нет, это пока только в планах».

 «Заявка на медаль»

Местные ритейлеры с тревогой ждут прихода федеральных и иностранных розничных сетей. И не зря. В небогатой Пензе решающим фактором покупки остается по-прежнему доступная цена. А крупные сети вполне могут себе позволить массированные скидочные кампании, чтобы переманить к себе покупателей. В Пензе уже работают несколько федеральных розничных сетей, но к своему мощному оружию пока не прибегают, ориентируясь на обеспеченных местных покупателей.

Первой национальной «ласточкой» на пензенском рынке стал супермаркет сети «Патэрсон». Он открылся еще в 2003 году. На сегодняшний день в городе насчитывается пять универсамов этой сети, в текущем году планируется открытие шестого. Директор филиала в Пензе Андрей Солониченко рассказал нашему корреспонденту: «Жизненный уровень жителей Пензы потихоньку повышается. За последний год средний чек вырос на 25 %. Но растет и конкуренция». На рынке «Патэрсон» имеет репутацию одной из самых дорогих сетей России. И ни для кого не является секретом тот факт, что он всегда стремится снять сливки в большинстве регионов до прихода конкурентов. Только вот слой «сливок» в небогатой Пензе оказался слишком тонким… Сергей Новиков рассказал, что «в Пензе только 2 – 3 % населения можно назвать элитой. Около 12 % составляет так называемый средний класс. Совершенно плохо с деньгами у 23 % населения. Оставшийся процент покупателей довольно сложно подвести под какое-либо определение».

Весной прошлого года в Пензе был открыт супермаркет «Перекресток», ставший продуктовым якорем в ТЦ «Суворовский». Интересен магазин тем, что как нигде в городе здесь хорошо представлены фрукты и овощи. Работает собственная пекарня и открытая линия горячих прилавков. Ассортимент достигает 40 позиций, из которых 30 стабильных, а 10 варьируется ежедневно. «Все тепленькое, горяченькое, – говорит Светлана Бочкарева, директор «Перекрестка» – Горячий хлеб остывает на поддонах прямо в зале. Покупатели идут именно за нашим хлебом, за нашими пирогами». Магазин обслуживает 4 тысячи посетителей в день. За год, прошедший со дня открытия, число покупателей выросло на 30 %. Средний чек – 240 рублей. Для Пензы это очень неплохо. Закрепилась в городе географически всеядная краснодарская сеть «Магнит». Конкурентное преимущество данной сети – максимально низкие цены за счет огромного объема закупок у поставщиков. Средний чек тут, пожалуй, самый низкий по городу –  всего 80 – 90 рублей. Большим плюсом для развития является также отлаженная система логистики и качественная работа распределительных центров.

Пущать или не пущать?

Областные власти намерены проводить политику защиты интересов местных товаропроизводителей на региональном рынке. Управление потребительского рынка Пензы совместно с предприятиями организовало рекламную кампанию поддержки пензенских товаропроизводителей «Покупай пензенское!». Существует мнение, что местные товаропроизводители обладают достаточными мощностями для того, чтобы обеспечить областной рынок местными товарами на 60 %.

Качество продукции местных производителей зачастую не уступает раскрученным брендам. Немалого стоит  в данном случае  и фактор полезности. Ведь не секрет, что при производстве импортных продуктов питания все чаще внедряются трансгенные технологии, а местные производители используют натуральные продукты. Но абсолютное большинство предпринимателей действует по принципу «и так сойдет». Экономят на упаковке, оформлении, а главное, на рекламе. Кроме того, местным производителям трудно выживать в конкурентной борьбе с крупными федеральными компаниями, которые предоставляют бонусы и скидки.

Хотя природные условия Пензенской области благоприятны для ведения сельского хозяйства, жители часто не желают работать на земле после многолетнего запустения и крушения социализма. Часть пензенских полей не обрабатывается по 8 и более лет. Остается надеяться только на фермеров и коммерсантов из других отраслей. Так, предприниматель Олег Тоцкий собирается восстанавливать в Шемышейском районе две животноводческие фермы. Он планирует открыть в Пензе первый супермаркет продуктов, выращенных на пензенской земле. Благоприятное сочетание природных условий для развития земледелия могут позволить области быть достаточно независимой в продовольственном отношении.

Однако необходимо осознавать, что защита местных производителей может послужить им во вред.  «Это классика жанра – «защитим родной город!» – копирование того, что происходит во всех абсолютно городах. Но у нормального бизнесмена всегда возникает вот такой вопрос: «Как нашему местному производителю, который вдруг стал производить больше, продвигаться в другой город? Каким образом этот производитель будет развиваться, если там сидят такие же люди, которые так же яро защищают рынок?» – вопрошает управляющий партнер компании Management Development Group  Дмитрий Потапенко. ВРЕЗ.

К середине восемнадцатого века русские землепроходцы подошли к реке Пензе, где она впадает в реку Суру. Здесь по указу царя Алексея Михайловича в 1663 году был основан город Пенза. В судьбе первых жителей сплелись два начала – крестьянский труд и оборона рубежей от набегов кочевников.

В современных границах Пензенская область образована 4 февраля 1939 года. Лежит она в 700 километрах к юго-востоку от Москвы. Находится в умеренно-географическом поясе, на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон. Входит в состав Приволжского Федерального округа. Пензенская область граничит с Саратовской областью на юге, на востоке – с Ульяновской. На западе – с Рязанской и Тамбовской областями. А на севере – с Республикой Мордовией. Административный центр – город Пенза (520 тысяч жителей).

В целом наибольший удельный вес имеют обрабатывающие производства – 28 %, сельское хозяйство – 14 % и строительство – 11 %.

пенза, сеть, местный, магазин, год, город, рынок, область, покупатель, центр, производитель, компания, федеральный, детьSPAR – Пензе товарищ
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/spar-penze-tovarishch/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052