Декоративное изображение
62

Регулирование БАД: как изменились законодательство и рынок в 2025 году

Рынок биологически активных добавок к пище растет в России двузначными темпами: если в 2019 году он оценивался в 67 млрд рублей, то за девять месяцев 2025 года достиг почти 130 млрд рублей, по данным DSN Group. Рост популярности таких продуктов связан с популяризацией ЗОЖ, растущим интересом к превентивной медицине и цифровизацией каналов продаж. Но вместе с ростом усиливается и внимание государства: в 2025–2026 годах отрасль ждут крупнейшие за последние годы изменения регулирования. Их задача – переход к более комплексной нормативной рамке и повышение прозрачности сегмента. Какие ключевые регуляторные изменения ожидаются на рынке и как комментируют ситуацию производители – разбираемся в статье.

Фото: ballero/Shutterstock/Fotodom

Рост рынка и объема реализации в онлайн-канале

К сентябрю 2025 года рынок БАДов в России достиг 129,8 млрд рублей, увеличившись на 24,9% относительно аналогичного периода в 2024 году, по данным DSM Group. За пять лет (с 2018 по 2023 год) совокупный годовой темп роста добавок достиг 18% в стоимостном выражении и 6% – в натуральном. В структуре продаж лидером стал высокий ценовой сегмент, который вырос за год на 6,2%. Дорожает и сам продукт: за последние пять лет цена упаковки увеличилась почти вдвое.

Если анализировать каналы продаж, то активнее остальных усиливается онлайн: в 2024 году интернет-продажи выросли на 46%. Выбор маркетплейсов не случаен: там потребитель часто выбирает более бюджетные продукты менее известных брендов. Разница в цене отчасти объясняется политикой ценообразования: маркетплейсы регулируют цену на товар независимо от рекомендованной продавцом и активно практикуют политику скидок.

Борьба с нелегальной продукцией

Чем популярнее становятся БАДы, тем пристальнее внимание регуляторов к такой продукции и тем чаще возникают разговоры о неэффективности действующего законодательства. В частности, обращение контрафактной (подделки и нелегальный импорт) и фальсифицированной (содержащей ложные сведения) продукции через маркетплейсы. По различным оценкам, уже в 2022 году доля «серой» продукции составляла 20–45% от общего оборота БАДов.

1. Маркировка БАДов. Первым шагом государства по обеспечению прозрачности рынка стало внедрение в 2023 году системы маркировки. Однако решение не искоренило проблему полностью: согласно результатам проверок, в первом полугодии 2025 года 26 из 32 компаний (около 80%) передавали недостоверные сведения в систему и не имели реального производства.

Артур Валиев, генеральный директор Sun Pharma: «Изначально компания Sun Pharma начала строить свой бизнес с выпуска биологически активных добавок. Поэтому мы были очень рады, когда система маркировки была распространена, в том числе и на БАДы. Для нас очевидно, что маркировка – первый шаг для упорядочивания реализации БАДов, особенно в сегменте онлайн-торговли, где раньше циркулировало множество добавок с непонятным составом и статусом регистрации. Она позволит нам, как производителю, четче понимать структуру рынка и каналы реализации продукции. Конечно, есть и неудобство: маркировка БАДов работает в отдельной системе, отличной от маркировки фармацевтических препаратов. В идеале хотелось бы видеть единую систему, она значительно упростила бы работу. Но уже сейчас, на мой взгляд, на рынке БАДов складывается позитивная ситуация».

По материалам конференции «Что происходит на рынке БАД», Retail.ru

 

2. Внедрение закона о платформенной экономике. Частично решить эту проблему должен закон о платформенной экономике, который вступит в силу 1 октября 2026 года. Он обяжет маркетплейсы не допускать к публикации карточки БАДов, не прошедших государственной регистрации. Также закон фиксирует требование к операторам платформ самостоятельно информировать покупателей, что продукт подлежит маркировке.

Олег Комаров, генеральный директор «Квадрат-С»: «На маркетплейсах продается много фальсификата. Мы делали контрольные закупки разных иностранных брендов, которые на онлайн-площадках стоят дешевле рыночной цены. После анализа их в наших лабораториях выяснили, что это “пустышки”. Например, взяли на проверку БАД, которая содержит витамины D3 и К2 в дозировке 10 000 единиц. У нее красивая этикетка, есть маркировка и данные о производителе. Заходим в “Честный знак”, пробиваем маркировку и видим, что продукт есть, а указания количества единиц действующего вещества нет. Дальше смотрим свойства, проваливаемся в номер регистрации и видим, что она аннулирована. То есть свидетельство о государственной регистрации, которое указано на продукте, аннулировано, а код маркировки выдан какому-то ИП.

Но механизм не должен пускать на рынок фальсификат, а мы видим, к сожалению, в течение двух лет резкий рост продаж БАДов на маркетплейсах и небольшой отток из аптечных сетей. Так потребитель видит и приобретает на маркетплейсах препараты с большими дозировками, которые официально не разрешены. Причем на онлайн-площадках продавцов таких продуктов почти никто не проверяет, зато в физических аптеках идут регулярные проверки».

 

Александр Черниченко, генеральный директор «Мьюз Медиа»: «Сосредоточение серого рынка находится на маркетплейсах, ведь цены там необоснованно низкие. Если разобраться с серым рынком, то мы увидим, что потребитель постепенно уйдет в белый».

По материалам конференции «Что происходит на рынке БАД», Retail.ru

 

3. Контроль производителей БАД. Еще один документ, направленный на решение проблемы нелегальной продукции, – это проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам мониторинга производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», текст которого был подготовлен в сентябре. Он вводит более строгий контроль за производителями БАД для выявления тех, кто оформляет нелегально ввезенную из-за рубежа продукцию как товар отечественного производства.

Минпромторг отмечает, что рост нелегального оборота связан, в том числе, с отсутствием механизмов проверки наличия реальных производственных площадок. Это способствует тому, что нелегально ввезенные в Россию БАДы продаются как российские с поддельными сертификатами. Мониторинг производств добавок будет проводиться как очно (посещение места производства с возможностью фото-, видеофиксации и аудиозаписи), так и дистанционно (посредством дистанционного наблюдения через приложение «Инспектор»). В ходе проверок будут смотреть на наличие фактического производства, штата сотрудников и необходимого оборудования.

Галина Орлова, генеральный директор «Консумед»: «Если говорить о сером рынке, то основная проблема здесь в цене, которая отличается от аналогов. Стоит уделять больше внимания не запретам, а ценовому регулированию рынка и его переводу из серого в белый или параллельный. И те бренды, которые ушли в свое время из официальной реализации, смогут продолжить продавать продукты российскому потребителю, но уже по той цене, которая будет соответствовать принятому в стране уровню».

По материалам конференции «Что происходит на рынке БАД», Retail.ru

 

Фото: Moon Safari/Shutterstock/Fotodom

Назначение БАДов врачами

Ключевым событием 2025 года для рынка стало принятие Федерального закона от 07.06.2025 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Темой поправок стало регулирование БАДов, в частности их качества, безопасности и порядка применения. Законом установлена правовая рамка для интеграции биодобавок в систему здравоохранения и избавления рынка от недобросовестных игроков. Эти изменения вступили в силу с 1 сентября 2025 года.

Для реализации закона № 150-ФЗ Минздрав подготовил проект приказа о порядке назначения таких препаратов медработниками. Согласно документу, специалисты сферы здравоохранения смогут выписывать зарегистрированные добавки из перечня при наличии соответствующих показаний. Назначение добавок будет осуществляться согласно схемам их применения, установленным методическими рекомендациями Минздрава по согласованию с Роспотребнадзором. Сведения о таких назначениях должны будут вноситься в медкарту пациента.

Кроме того, закон вводит для врачей ограничения при взаимодействии с производителями добавок. В частности, они будут не вправе получать от компаний-разработчиков и производителей подарки, денежные средства, а также вознаграждение в виде оплаты поездок и участия в развлекательных мероприятиях за счет бизнеса. Кроме этого, медработники не смогут заключать соглашения о назначении или рекомендации конкретных БАДов и получать их образцы для передачи пациентам.

Екатерина Беляева, директор по коммуникациям ЗАО «Эвалар»: «Мне кажется, позитивные тренды, которые в перспективе дадут возможность рынку расти, – разработка подзаконных актов к ФЗ-150 и активное внедрение врачебного сообщества. И этот разворот официальной медицины в сторону категории БАД вселяет оптимизм и дает надежду. До этого БАДы фигурировали в риторике как некая маргинальная сущность, поле деятельности блогеров и различных фантазеров. А сейчас на уровне Татьяны Голиковой заявляется, что в приоритете медицина активного долголетия и нутритивная поддержка пациентов. В этом случае добавки становятся важным инструментом, а врачебное сообщество призывают к разработке, в том числе, критериев применения БАДов при тех или иных заболеваниях. При этом процесс будет долгим, но это, несомненно, позитивный тренд, который поможет рынку развиваться».

По материалам конференции «Что происходит на рынке БАД», Retail.ru

 

Однако, согласно опросу сервиса «Актион Медицина», в котором приняло участие более 500 врачей, 17,2% из них уже регулярно назначают БАДы, а еще 46,2% иногда дополняют ими основные назначения. В качестве мотива 30% опрошенных заявили, что не видят угрозы в их применении, если добавки имеют маркировку «Честный знак». При этом около 40% считают, что БАДы из реестра Минздрава будут проходить особую проверку, поэтому их можно назначать, не опасаясь навредить пациенту. Кстати, лояльность к таким продуктам со стороны медработников высокая – около 70% врачей сами принимают БАДы.

Олег Комаров, генеральный директор «Квадрат-С»: «В России внедряется много разного рода законодательных инициатив, направленных на регуляцию отрасли. С нашей точки зрения, это хорошо, но есть свои “но”. Например, в ближайшее время будет принят закон о назначении БАДов. Но, мне кажется, его нужно было назвать по-другому, потому что врачи их уже часто назначают и никто им не мешает. Возможно, речь здесь идет о том, что государство собирается выделить какие-то деньги на финансирование этой отрасли, чтобы больницы могли покупать БАДы. Потому что у нас была такая ситуация в период ковида: к нам обратилась больница с просьбой продать препараты с витамином D и цинком. Но БАДы они закупить не могли, только лекарственные препараты, а таких лекарств на рынке не было. То есть сейчас, по прошествии пяти лет, начинают приниматься законы, которые разрешат системе здравоохранения закупать такую продукцию».

 

Артур Валиев, «Sun Pharma Евразия»: Дать врачам право назначать БАДы – еще один шаг к развитию рынка. Но вопрос всегда в деталях: как это будет происходить на практике, ведь БАД – это не лекарство, и предъявлять к нему те же критерии было бы неправильно. Поэтому я надеюсь, что в этом вопросе будет соблюден баланс, который позволит врачам, фельдшерам в каких-то случаях, отдельно закрепленных, назначать БАДы. И здесь хочется добавить также про систему стандартов: еще пару лет назад на рынке начали говорить о том, что нужно вводить стандарты для производства БАДов по типу GMP. Причем существуют успешные кейсы в этой области – например, Евросоюз работает по этой системе с 2018 года. Что мешает нам применить эти практики и для наших национальных стандартов?»

По материалам конференции «Что происходит на рынке БАД», Retail.ru

 

Эффективность и перевод БАДов в статус безрецептурного лекарства

Минздрав ведет активную работу по утверждению показателей качества и эффективности БАДов, на основе которых будет формироваться перечень добавок, назначаемых врачами. Недавно был повторно опубликован для общественного обсуждения проект постановления правительства, утверждающий эти критерии. В случае принятия они вступят в силу с 1 марта 2026 года.

По сравнению с первоначальной версией проекта требования к качеству БАДов сокращены до двух критериев вместо пяти и включают наличие госрегистрации добавки, проведенной согласно техническому регламенту Таможенного союза, а также отсутствие нарушений санитарных норм и правил за последние три года.

Показателями эффективности могут стать:

  • наличие научных обзоров и публикаций, подтверждающих эффективность компонентов;

  • включение биологически активного вещества в действующие клинические рекомендации;

  • проведение собственными силами производителя доказательных исследований положительного воздействия продукта на здоровье.

Производителям необходимо будет соответствовать хотя бы двум показателям эффективности и всем критериям качества.

Одновременно с этим на рынке ведутся разговоры об изменении дозировок в БАДах. Цель – повысить обоснованность их назначения пациентам и гарантировать их эффективность.

Ольга Глазкова, генеральный директор «Альфасигма Рус»: «Наша компания производит в первую очередь рецептурные препараты. При этом мы не можем зарегистрировать в рабочих дозировках некоторые наши же продукты, например, с L-карнитином. Он оказывает лечебный эффект на репродуктивную систему, но в дозировке, в два раза превышающей ту, которую можно зарегистрировать в нашей стране.

Получается, что врачи-репродуктологи поставлены сегодня в довольно сложную ситуацию. Они знают о результатах клинических исследований, о внесении вещества в схемы лечения бесплодия в Европе и Америке, но не могут его назначить, не вступив в противоречие с инструкцией по приему препарата. То же касается пробиотиков: мы понимаем, как работает микробиота, и одновременно видим предельные концентрации пробиотиков, которые зафиксированы сегодня регуляторами.

Поэтому я, как врач по основному образованию, поддерживаю пересмотр предельных дозировок действующих веществ в БАДах. Это позволит врачам рекомендовать такие препараты пациентам, и, возможно, в будущем необходимость в каких-то дополнительных регуляторных ограничениях исчезнет».

 

Галина Орлова, «Консумед»: «В следующем году, после введения возможности назначения БАДов врачами, лояльность к таким препаратам со стороны медработников и потребителей должна вырасти.

Мне еще кажется, что увеличение дозировок или перевод ряда БАДов в OTC-статус (безрецептурное лекарство. – Прим. ред.) поможет поднять лояльность потребителя с точки зрения эффективности. Потому что не секрет, что в рамках БАДов мы в инструкции ограничены даже количеством приема. Например, там указана только одна капсула в день, хотя даже по проведенным исследованиям мы знаем, что необходимо принимать препарат три раза в день. И это невозможно вписать сейчас в инструкцию к продукту.

При этом, повышение допустимых дозировок приведет к росту цен, потому что будет затрачено определенные суммы на регистрацию, перерегистрацию, изменение упаковки и исследования. С другой стороны, это приблизит рынок БАДов к рынку OTC. И часть продуктов перетечет в статус безрецептурных препаратов. Знаю многих иностранных производителей, которые неоднократно свои продукты переводили из OTC в статус БАДа и наоборот».

По материалам конференции «Что происходит на рынке БАД», Retail.ru

 

От точечного контроля к комплексному регулированию рынка

Несмотря на то что закон № 150-ФЗ уже вступил в силу, полноценное регулирование заработает только с 1 марта 2026 года. В целом новые инициативы показывают: государство намерено перейти от точечного контроля к комплексному регулированию отрасли. Формируется правовая конфигурация, в которой требования к БАДам частично сближаются с некоторыми из фармацевтических стандартов. Это должно повысить прозрачность рынка и гарантировать потребителям доступ к продукции, качество и безопасность которой подтверждены документально.

Активное участие бизнеса в разработке норм уже доказало свою эффективность: обсуждение проектов на федеральных площадках позволило смягчить ряд требований и сделать их более реалистичными для отрасли. Однако дальнейшая корректировка потребует как продолжения диалога с государством, так и инвестиций в исследования, качество производства и подтверждение эффективности.

По мере вступления норм в силу крупные игроки смогут укрепить свои позиции за счет возможностей соблюдать более строгие требования, тогда как часть небольших производителей окажется под давлением. В связи с высокой долей серого рынка некоторые компании сами поддерживают продолжение ужесточения правил внутри национальной юрисдикции. Для государства это означает необходимость сохранять баланс между контролем и поддержкой конкуренции.

В итоге успех новой модели регулирования будет зависеть от того, насколько скоординированно смогут взаимодействовать государство и бизнес. Если механизмы контроля, подтверждения качества и работы с рисками будут внедрены последовательно и с учетом возможностей рынка, отрасль может получить устойчивый рост, снижение доли некачественной продукции и повышение доверия потребителей.

Валерий Афанасьев, Жанна Логачева, Baikal Communications Group

Интервью
Декоративное изображение

Олег Карпович, «Сервис Плюс»: «Ритейл готов вкладываться в то, что быстро окупается, поэтому работаем именно над такими решениями»

Про КСО и гибриды, промо-дисплеи и медиасистемы внутри магазинов, роботов-уборщиков и другие технологии.

Декоративное изображение
Декоративное изображение