Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Прогноз будущего e-grocery и торговли продуктами питания
Стремительные и глубокие изменения в ритейле с приходом электронной коммерции и формированием «омни»-подхода в наименьшей степени пока коснулись самого крупного розничного рынка – продуктов питания. Это формирует большие ожидания, приводящие к инвестициям (порой с быстрым ростом капитализации, как, например, в случае с Instacart), поглощениям (Whole Foods, приобретённый Amazon – еще один набивший оскомину пример), а также массовым и разнообразным экспериментам и усилиям сетей, включая российские, в области торговли продуктами питания через интернет.
Рискну дать прогноз будущего e-grocery и торговли продуктами питания.
Ключевым фактором, думаю, является то, что «граница» ляжет не между теми, кто ходит в «кирпичные» магазины и теми, кто заказывает онлайн, и вообще не между разными потребителями – в между «скучными» и «интересными» покупками. «Скучные» в основном будут заказывать через интернет, а за «интересными» будут приходить в магазин лично.
Конечно, что считать «скучным», а что «интересным» – вопрос личных предпочтений, и, возможно, со сменой поколений изменится и типичная картина.
Для меня, например, вода, овощи, часть бакалеи и консервации, сопутствующие стиральные порошки и туалетная бумага с мылом и салфетками – скучные товары, а хлеб, кулинария, вино, фрукты, сыр, специалитеты – «интересные», «эмоциональные».
Исходя их этого «товарного», а не «потребительского» разделения, можно сделать несколько важных выводов о будущем.
- «Очень быстрая доставка еды из магазинов» мало кому понадобится. «Скучные» товары можно заказывать заранее, привозить по расписанию и оптимизировать логистику, а за интересными люди сами с удовольствием придут.
- Универсальные сервисы вроде того же Instacart или "Утконоса" переформатируются, исчезнут или займут свои небольшие ниши.
- «Кирпичные» магазины пройдут еще одну волну реконструкций (начиная с крупных городов), резко сократив площадь под «скучные» товары, – например, заменив их картинками с возможностью заказа с доставкой и подняв цены на них в самом магазине, и резко расширят площади для «интересных», «эмоциональных» продуктов, в том числе - самостоятельно или с партнёрами — открывая мини-кухни для кулинарии и уголки fast casual. В свою очередь, это потребует развития новых компетенций у сетей, включая создание «экосистемы партнёрств», и откроет перспективы роста для малых и средних компаний.
- Крупные сети изменят логистику так, чтобы развозить «скучные» (они же часто тяжёлые и объемные) товары с доставкой сразу из РЦ, принимая заказы заранее и оптимизируя маршруты.
- Новая структура логистики может стать отдельным бизнесом, предлагая доставку «сторонних» заказов из интернет-магазинов до дома с феноменально низкой стоимостью последней мили. С другой стороны, кто-то их крупных логистов наверняка предложит «3PL 2.0», включающий операции на РЦ и доставку до дома с фокусом на «скучные» товары и дополнительные доставки из электронных магазинов.
- Текущие усилия грандов food retail'а в области e-grocery по продвижению доставок «широким фронтом по всему ассортименту» окажутся не очень эффективны.
- Pick-up, наиболее востребованный сегодня, может выжить и «в долгую» как альтернатива доставке «скучных товаров», но, с учетом низкой стоимости логистики, скорее, будет нишевым предложением.
Наконец, залогом успеха на этом по-новому структурированном рынке для крупных сетей станет, прежде всего, переопределение логистики и цепочек поставки – задача не менее сложная и более затратная, чем создание хорошего сайта. Это может означать, что игроки, не приготовившиеся заранее, могут быть вынуждены передать логистику на аутсорсинг под угрозой ухода с рынка, что приведёт к существенному падению рентабельности и гибкости.
Это значит, что e-grocery 2.0 – при почти что не родившемся e-grocery 1.0 – может значительно изменить рыночный расклад и позиции лидеров.

Про прибыль, персонализацию мобильного приложения, адаптацию офлайн-ассортимента под онлайн-покупателей и многое другое.