Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажа маркируемых товаров и интеграция с торговыми площадками в 1С
В последние годы отмечается стабильный рост дистанционных продаж через торговые площадки. Продажи маркируемых товаров дистанционным способом имеют ряд особенностей в сравнении с классической розничной торговлей.
В этой статье эксперты фирмы «1С» рассказали, на что обратить внимание при продаже маркируемых товаров при использовании интеграции с торговыми площадками в программах «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.5), «1С:Комплексная автоматизация 8» (ред. 2.5), «1С:Управление торговлей 8» (ред. 11.5).
Фото: THICHA SATAPITANON/Shutterstock/Fotodom
Продажи на торговых площадках (маркетплейсах) являются частным случаем дистанционных продаж, а значит, на них распространяются требования к дистанционным продажам, зафиксированным в правилах маркировки товаров. Правила маркировки утверждаются отдельно по каждой товарной группе маркируемой продукции соответствующим постановлением правительства РФ. Принципы, зафиксированные в этих правилах, во многом аналогичны. В частности, при розничной продаже товаров дистанционным способом закреплена обязанность участника оборота внести в информационную систему мониторинга сведения о выводе товаров из оборота одним из двух способов:
- через ККТ – с передачей данных ОФД (самостоятельно или через уполномоченных представителей);
- самостоятельно не позднее трех рабочих дней передать в ГИС МТ сведения о выводе из оборота с причиной ввода «Продажа дистанционным способом».
Такие требования зафиксированы, в частности, в следующих нормативных правовых актах:
- в пункте 81 Правил маркировки обувных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 №860;
- в пункте 76 Правил маркировки товаров легкой промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 №1956;
- в пункте 103 Правил маркировки биологически активных добавок (БАД), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 №886.
Модели работы на торговых площадках
Торговые площадки предлагают продавцам различные модели работы, которые отличаются по степени вовлечения торговой площадки в оборот товара. В самом простом случае торговая площадка предоставляет только витрину и не является участником оборота маркируемых товаров, а доставка товара, прием оплаты, выдача чека остаются на стороне продавца, который самостоятельно передает сведения о выводе из оборота любым указанным способом. При этом необходимо учитывать общие требования по выставлению чека при розничных продажах, закрепленные в Федеральном законе от 22.05.2003 №54-ФЗ о ККТ, и, в частности, требования по указанию кодов маркировки в чеке при розничной продаже, которые в том числе актуальны и для дистанционного способа продаж, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.02.2019 №174 и приказом ФНС России от 14.09.2020 №ЕД-7-20/662@.
Модели работы торговых площадок могут предполагать, что функцию приема оплаты и печати чека при дистанционном способе продаж в качестве агента выполняет торговая площадка, которой нужно заблаговременно передать код маркировки для указания в чеке. В частности, это модель FBS – Fulfillment by seller, предполагающая складское хранение и сборку заказов продавцом с последующей передачей в пункте приема заказов торговой площадке для доставки покупателю.
Также торговая площадка предоставляет модель работы, при которой продавец передает товар на склады торговой площадки, которая затем осуществляет складское хранение, сборку заказов и все взаимодействие с покупателем. При передаче маркируемых товаров на склад торговой площадки продавец передает посредством электронного документооборота (ЭДО) универсальный передаточный документ (УПД) со статусом «2» (далее – УПД-2) с указанием кодов маркировки, и торговая площадка становится владельцем кодов маркировки и участником оборота. Такое требование закреплено, в частности п. 64 Правил маркировки обуви, утв. Постановлением №860; п.59 Правил маркировки товаров легкой промышленности и одежды, утв. Постановлением №1956; п. 92 Правил маркировки БАД, утв. Постановлением №886.
Роли торговой площадки и продавца в различных моделях работы представлены в таблице.
Модель работы |
Торговая площадка |
Продавец |
«Витрина» – маркетплейс предоставляет только витрину, логистика и печать чека на стороне продавца. |
Не участвует в обороте маркированных товаров. |
Выдает покупателю чек с указанием кода маркировки. |
FBS – маркетплейс принимает оплату, формирует чек покупателю. |
Формирует чек с колом маркировки. |
Выводит коды маркировки из оборота при передаче товара в доставку. Передает торговой площадке сведения о переданных в доставку товарах и кодах маркировки для чека. |
FBO/FBY – складское хранение и практически все взаимодействие с покупателем ведутся на стороне площадки. |
Получает товары по УПД-2. Выводит товар из оборота и указывает код маркировки в чеке. |
Продавец при передаче товаров на склады торговой площадки отправляет по ЭДО УПД-2 с указанием кодов маркировки. УПД-2 может формировать торговая площадка. |
За нарушение правил маркировки предусмотрены штрафы для участника оборота. Причем в договоре с торговыми площадками, как правило, предусматривается положение, согласно которому, если торговая площадка получает штраф, то она удерживает его из прибыли продавца. Таким образом, ответственность в любом случае ложится на продавца, который должен:
- контролировать сохранность кодов маркировки, статус «В обороте»;
- указывать коды маркировки в модели FBS при отгрузке и своевременно передавать сведения торговой площадке, оформлять вывод из оборота;
- своевременно передавать УПД со статусом при отгрузке товаров по модели FBO/FBY.
Коды маркировки и интеграция с торговыми площадками в 1С
Указание кодов маркировки при отгрузке – это часть типовых сценариев работы в программах 1С:
- коды маркировки указываются в документах отгрузки (Реализация товаров и услуг/Передача на комиссию);
- для ордерных складов отгрузка выполняется в рабочем месте Склад и доставка – Ордерный склад – Отгрузка с использованием документа Расходный ордер на товары.
В рамках функциональности интеграции с торговыми площадками в программах 1С предусмотрены дополнительные проверки для выполнения требований и процедур торговой площадки в части указания кодов для маркируемых товаров в необходимых случаях. Например, в функциональности обмена с торговой площадкой Ozon контролируется указание кодов перед оформлением документов отгрузки (рис. 1).
При отгрузке на склады торговых площадок по моделям FBO/FBY, как правило, шаблон УПД-2 формирует торговая площадка после принятия и проверки товаров на своем складе. Полученный шаблон УПД-2 от торговой площадки можно загрузить, сверить коды, указанные в УПД, с кодами, указанными в информационной базе в момент проверки, отправить УПД-2 по ЭДО (рис. 2, 3).
В дистанционной продаже покупатель при получении товара может отказаться от него. В таком случае факта продажи и чека не было. В 1С необходимо отразить документ «Возврат в оборот ИС МП» с видом операции «Возврат в оборот при дистанционном способе продажи».
Также покупатель, который изначально получил товар, может его вернуть. При возврате оформляется чек, в котором может указываться код маркировки. Если код маркировки указан, то код автоматически возвращается в оборот по данным ОФД. Если в чеке на возврат код не указывался, то необходимо оформить документ «Возврат в оборот ИС МП» с видом операции «Возврат в оборот при дистанционном способе продажи».
На торговых площадках могут осуществляться продажи юридическим лицам и ИП. Такие продажи требуется отражать отдельно. Если покупатель – юрлицо или ИП – не является участником оборота/приобретает товары для собственных нужд, продаж, то отразить продажу в 1С следует одним из двух способов:
- оформить операцию посредством ЭДО УПД со статусом «1» с указанием кодов маркировки и признаком вывода из оборота;
- отразить документ контура интеграции с ГИС МТ («Честный знак») «Вывод из оборота» с указанием операции «Для собственных нужд предприятия».
Buh.ru

Об истории развития, стратегии и перспективах питерской сети кафе-кондитерских.