Тему изменений в ФЗ-54 не обсудили только ленивые. Однако, как показывает практика, закон превратился в городскую легенду: вокруг него появились многочисленные слухи, преувеличения и откровенные несоответствия действительности. Группа компаний «Пилот» специально для читателей Retail.ru решила развенчать в цикле статей появившиеся мифы о законе об онлайн-кассах, а также ответить на самые важные для представителей бизнеса вопросы.
Миф №1: сроки действия
Когда закон подразумевает поэтапное внедрение новых требований, немудрено запутаться. Особенно, когда неверное восприятие информации «подогревается» искусственно. Именно так и произошло с законом об онлайн-кассах. Как показало время, у ритейлеров отложилось в голове, что они обязаны перейти на новый режим работы уже с 1 февраля 2017 года. Ряд интеграторов подпитывал это убеждение, торопя магазины как можно скорее переводить бизнес-процессы новые ККТ.
Действительно, 1 февраля текущего года стало своеобразной точкой отчета: под запретом оказывалась регистрация/перерегистрация в налоговой кассовой техники старого образца. Говоря простым языком, старые устройства нельзя было поставить на учет в ФНС по старым правилам. Но если контрольно-кассовая техника (ККТ) находится в работоспособном состоянии и была зарегистрирована ранее, до 1 февраля 2017, то ритейлеры имеют право ее использовать вплоть до 1 июля 2017 года. А вот после этой даты старая техника попадает под табу, на ее место приходит модернизированная кассовая техника.
Это не означает, что нужно тянуть до последнего дня и внедрять новую ККТ в магазине 30 июня. Как говорится, кто успел, того и тапки. Вовремя развернуть пилотный проект и отладить все бизнес-процессы с участием новой техники — разумное и самое верное решение. Но в данном случае возникла совсем другая ситуация: некоторые ритейлеры, посчитавшие, что до 1 февраля нужно перевести бизнес на новые правила работы, поспешили устанавливать новую ККТ. В тот момент еще не были должным образом прописаны технические требования к закону, а устройства, вошедшие в реестр ККТ, не прошли необходимую проверку работоспособности. Как следствие, устройства функционировали с большим количеством ошибок, что отрицательно сказывалось на бизнесе магазинов. Например, наши модели ККТ — POSprint FP410-Ф и POSprint FP510-Ф — преодолели две экспертизы, подтверждающие их полное соответствие требованиям ФЗ-54 и готовность к работе в реальных условиях
К слову, также в результате «подогревания» рынка возник ажиотаж на фискальные накопители (ФН), которые являются неотъемлемым атрибутом передачи данных в налоговую. В результате цена на эти устройства превысила рекомендованную, а значит ритейлерам пришлось нести дополнительные расходы.
Миф №2: онлайн не такой уж онлайн
Этому мифу мы обязаны благодаря прозвищу ФЗ-54, которое тот получил в отечественных СМИ — закон об онлайн-кассах. Оно появилось потому, что в тексте закона говорится о необходимости онлайн-передачи данных в налоговую.
Однако, если разобраться, контролирующий орган вовсе не требует, чтобы ритейлер передавал данные о продажах в режиме реального времени. Конечно, это желательно, но вовсе не обязательно согласно требованиям закона, касса может работать в офлайн режиме до 30 дней (после чего КК автоматически блокируется), но, согласно пожеланиям, высказанным в ФНС, данные должны отправиться в течение трех дней. Но и по истечению трех дней никто не придет закрывать магазин. У ритейлера остается время устранить возникшую проблему. На это дается 30 дней с момента проведения продажи. А вот если и после этого срока ККТ не начала передавать данные в ФНС, то она будет заблокирована. Что ведет к полной, либо частичной приостановке деятельности ритейлера.
Миф №3: электронный чек на телефон или почту покупателя
ФЗ-54 плотно касается ритейлеров, но почти незаметен для покупателей. Одна из немногих видимых для них перемен — возможность получить на электронную почту или мобильный телефон электронную версию чека.
Однако не многие обратили внимание на то, что в тексте закона говорится, что магазин сделает это «при наличии технической возможности». Во-первых, клавиатура, установленная на кассе, должна быть снабжена кнопкой @, которая позволит ввести электронный адрес покупателя. Эту услугу предоставляют ОФД, но кассовое программное обеспечение нужно научить передавать данные в ОФД через ККТ. Если ритейлер хочет самостоятельно заниматься данной рассылкой, тогда ПО нужно научить работать с различными системами смс или e-mailрассылок. Например, наше фронтальное решение «Профи-Т» это уже умеет, однако многие разработчики еще продолжают «допиливать» свой софт.
В-третьих, не стоит думать, что ритейлеры так уж будут рады отправлять чеки покупателям. Дело в том, что им за это придется в любом случае заплатить или сервису смс-рассылки, или оператору фискальных данных (ОФД), который предоставляют данную услугу.
Миф №4: ФЗ-54 обойдет интернет стороной
Не стоит думать, что нормам ФЗ-54 придется следовать только офлайн-торговле и ресторанному бизнесу. Пересмотреть свои бизнес-процессы предстоит также интернет-магазинам и интернет-сервисам, предоставляющим услуги.
Для их работы предусмотрены специальные модели ККТ — в реестре налоговой они помечены как (ФА). Особенность этих устройств в том, что они не обязаны распечатывать бумажный чек — вполне достаточно его электронного аналога.
Если у вас остались вопросы о том, как ваш бизнес должен будет работать по правилам ФЗ-54, присылайте их на почту marketing@pilot.ru. Из ответов на них мы подготовим заключенную статью цикла, посвященного онлайн-кассам. А пока же приглашаем вас принять участие в бесплатном вебинаре «Вся правда о ФЗ-54 за 40 минут», который 14 марта в 11:00 проведут специалисты ГК «Пилот». Для этого необходимо оставить заявку на сайте.