Маркировка товаров
E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Аптечный ритейл. Оптика
Законодательство в торговле
Общеотраслевое
Fashion. Одежда. Обувь. Аксессуары
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Спортивный ритейл. Туризм. Хобби
Автоматизация на 1С
2 марта 2020, 13:20 16004 просмотра

Масштабная маркировка товаров в 2020 году

С 1 марта 2020 года вступил в силу запрет на оборот немаркированной обуви. Список товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, в ближайшие годы будет стремительно расширяться: по планам правительства, в 2025 году путь каждого товара в России будет виден в единой системе прослеживаемости. Легальному бизнесу это несет как преимущества – защита от недобросовестной конкуренции, так и новые трудности – приходится существенно корректировать многие бизнес-процессы и вкладываться в оборудование и автоматизацию. В этом материале мы предлагаем обзор ключевых этапов внедрения и перспектив развития новых видов маркировки товаров. 

Масштабная маркировка
Коллаж: Retail.ru 

Вслед за первопроходцами

Первопроходцем в масштабном проекте национальной системы прослеживаемости товаров стал рынок меховых изделий, где обязательная маркировка была запущена в августе 2016 года. И уже за первые пять месяцев с начала проекта легальная розничная продажа меховых изделий, по данным Минпромторга, превысила показатели 2015 года более чем в пять раз. По оценке ФНС, к концу 2017 года оборот легальной продукции вырос в 7 раз – с 8,5 млрд до 60 млрд руб. На февраль 2020 года в системе зарегистрировалось более 13,5 тыс. участников оборота шуб, промаркировано более 21,3 млн изделий.

В ближайшие годы маркировку товаров распространят на отдельные категории ювелирной, пищевой, текстильной, автомобильной, авиационной, топливной, химической, электронной продукции, строительных материалов, детских товаров и машиностроения.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ о единой информационной системе маркировки товаров с использованием контрольных (идентификационных) знаков, которая создана на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1955 утверждены правила доступа к системе и перечень сведений, которые должны в нее вноситься. На начало марта 2020 года в информационной системе зарегистрировано более 196 тысяч компаний и выпущено более 10,6 млрд кодов.

Расширение пространства обязательной маркировки

В течение 2019 года была введена обязательная маркировка:

  • табачной продукции;

  • обуви;

  • лекарств высокозатратных нозологий (ВЗН).

Для табачной продукции с 1 марта 2019 года стала обязательной регистрация в национальной системе маркировки всех без исключения участников оборота. С 1 июля производители были обязаны наносить коды маркировки на каждую пачку. Остатки немаркированных сигарет разрешено реализовывать до 1 июля 2020 года, однако производители предупреждают, что рознице нужно быть готовой к продаже маркированной продукции заранее: как только в розницу начнет поступать маркированная продукция, продавцы должны будут выводить коды из оборота при продаже (остатки немаркированной продукции на складах производителей и оптовиков могут закончиться раньше указанного срока). Важно учитывать, что компаниям, участвующем в обороте табачной продукции не обойтись без использования электронного документооборота (ЭДО): универсальный придаточный документ (УПД) через ЭДО является единственным разрешенным способом передачи маркированной продукции между юридическими лицами.

Дорожная карта маркировки обуви выглядит так: с 1 июля до 1 октября 2019 года – регистрация участников, с 1 октября 2019 – добровольная передача данных участниками в систему, с 1 марта 2020 года запрещены производство, импорт и продажа немаркированных обувных товаров (отрасль ждет постановления правительства с переносом сроков). Товары, приобретенные до 1 марта 2020 года, возможно импортировать до 1 апреля 2020 года (их необходимо промаркировать строго до 1 апреля). Также до 1 мая можно маркировать кодами остатков товары, заказанные до 1 марта при наличии документов, подтверждающих срок приобретения. Однако, недавно правительство выступило с предложением продлить период производства, импорта и оптовой продажи обуви без маркировки до 1 июня 2020 года, а маркировать остатки, заказанные до 1 июня, можно будет до 1 августа.

До 2020 года маркировка была обязательной только для жизненно необходимых лекарственных препаратов, предназначенных для обязательного лечения высокозатратных нозологий, но с 1 января 2020 года маркировкой должны снабжаться все выпускаемые медикаменты вне зависимости от назначения. 1 июля 2020 года оборот немаркированых лекарств будет запрещен.

По данным ЦРПТ, в марте 2020 года в системе маркировка табака было зарегистрировано более 56 тыс. участников (производители, оптовики, розничные компании и импортеры), выпущено более 8,4 млрд кодов. В системе маркировки обуви зарегистрировано более 48 тысяч участников, выпущено более 1,6 млрд кодов; в системе лекарств ВЗН – более 57 тыс. участников, выпущено 492 млн кодов.

К началу 2020 года в список товаров, подлежащих маркировке, уже входили:

  • меховые изделия

  • табак

  • обувь

  • лекарственные препараты

  • молочная продукция

  • кресла-коляски

  • велосипеды

  • фотоаппараты

  • шины

  • товары легкой промышленности (одежда)

  • духи, парфюмерная вода

Обязательная маркировка товаров в 2020 году

В конце 2019 года Правительство РФ утвердило порядок и правила маркировки четырех новых товарных групп – парфюмерии, шин и покрышек, одежды, текстиля, белья, фототехники. Пилотные проекты по всем этим товарным группам завершились 30 ноября 2019 года.

Внедрение маркировки товаров для этих групп началось 8 января 2020 года и будет проводиться поэтапно.

Запрет на оборот продукции без маркировки для этих групп наступает в разные сроки.

  • Для парфюмерной продукции — с 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка производимой и импортируемой продукции, реализация немаркированных остатков возможна до 20 сентября 2021 года (маркировка остатков не предусматривается), участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 31 марта 2020 года.

  • Для шин и покрышек — с 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участникам оборота, работающим напрямую с производителями и импортерами. Маркировка остатков, не проданных до 1 ноября 2020 года, возможна до 1 марта 2021 года. Полный запрет на оборот немаркированных шин вступает в силу 1 марта 2021 года.

  • Для товаров нескольких групп легкой промышленности – с 1 января 2021 года (напомним, ранее Минпромторг планировал перевести одежду на обязательную маркировку с 1 июля 2020 года). До 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 января 2021 года.

  • Для фототехники (фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек) запрет на оборот немаркированной продукции наступит с 1 октября 2020 года, остатки нужно промаркировать до 1 декабря 2020 года. Все участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 29 февраля 2020 года.

В настоящее время идут эксперименты по внедрению маркировки в следующих товарных группах: кресла-коляски (до 1 июля 2021 года), молочные товары (до 29 февраля 2020), велосипеды (до 31 мая 2020 года). После окончания экспериментов начнется внедрение обязательной маркировки в этих категориях товаров. На первом этапе участникам оборота нужно будет зарегистрироваться в системе, сроки других этапов будут известны позднее. Больше всего полемики развернулось вокруг молочной продукции, правительство регулярно выступает с предложениями новых дат и сроков.

Перестройка бизнес-процессов

Система маркировки товаров пронизывает весь цикл оборота продукта, а значит, затрагивает всех участников рынка: производителей, импортеров, оптовых поставщиков, торговую розницу, операторов информационных систем и фискальных данных, производителей ККТ и ПО, логистические, транспортные, сервисные, ИТ-компании и др., – и требует перестройки бизнес-процессов.

Каждый этап жизненного цикла маркируемой продукции прослеживается, так как все участники оборота должны сообщать в информационную систему маркировки и мониторинга. В розничных компаниях в работе с системой оказываются задействованными практически все отделы – коммерческий, логистики, финансовый, юридический, продаж, IT, маркетинга и так далее.

При этом значительное изменение бизнес-процессов и учета маркированных товаров требует специального обучения сотрудников.

В условиях неполной ясности

Рынку крайне необходимы четкие и понятные правовые акты, правила, определения средств идентификации и зон ответственности.

Создание государственной системы прослеживаемости товаров – динамичный процесс, требующий корректировки деятельности государственных органов и операторов, что, как правило, находит свое отражение в изменении законодательства. Поэтому предварительные расчеты расходов на покупку метки, приобретение и поддержку оборудования и программного обеспечения делать очень сложно. Кроме того, предполагаются расходы на дополнительный штат и производственные процессы.

При этом следует учитывать, что каждая отрасль имеет характерные детали и нюансы учета товаров. Что делать ритейлеру в этих условиях? Ответ: участвовать в пилотных проектах, добровольных экспериментах, чтобы лучше подготовиться и проходить все стадии внедрения в режиме пилота.

Цели пилотных проектов – проверка полноты, достаточности и эффективности механизмов маркировки, целесообразность перехода, готовность производственных линий, тестирование решений для всех участников рынка, разработка предложений. Участие в эксперименте дает бизнесу возможность без спешки освоить работу в системе, а разработчикам программных решений – учесть отраслевые особенности.

Участники эксперимента должны зарегистрироваться в системе маркировки на ресурсе оператора ЦРПТ, получить усиленную квалифицированную электронную подпись, иметь необходимое оборудование и обновить программное обеспечение.

Затраты и бенефиты

Игроков ожидают значительные временные и финансовые затраты на автоматизацию процессов, изменение кассовых программ, логистической инфраструктуры, модернизацию ИТ-систем и т.д. Производителям, поставщикам и ритейлерам требуется новое оборудование, в частности, специальные принтеры, сканеры для ярлыков с кодами маркировки как на складах, так и в магазинах.

На время эксперимента производители получают коды идентификации бесплатно, но с запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата, установленная в зависимости от категории товара.

Производителей, поставщиков и продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение информации.

Будут и преимущества – более точный и прозрачный учет, оптимизация внутренних бизнес-процессов, общее для участников рынка описание товаров, единые правила игры и стандарты. Ритейлеры начнут получать часть потребительской аудитории, которая сейчас покупает контрафактные товары. Развиваются информационные сервисы и программные решения, помогающие в управлении процессами.

По данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», снижение доли незаконной продукции на 50–60% приводит к росту выручки легальных производителей: от 50-100 млрд руб. на отрасль (при доле незаконного оборота 5–10%) до 200–250 млрд руб. (при доле 45–50%). Таким образом через год-два затраты на оборудование должны окупиться.

В программе «1С:Бухгалтерия» есть функционал, позволяющий обмениваться данными с ГИС прямо из информационной базы «1С». Он ранее уже был реализован при работе с меховыми изделиями, а теперь поддерживает работу с маркированной табачной продукцией и обувью.  «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) поддерживает обмен данными с ГИС МП на всех этапах движения маркированной продукции:

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Масштабная маркировка товаров в 2020 году

С 1 марта 2020 года вступил в силу запрет на оборот немаркированной обуви. Список товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, в ближайшие годы будет стремительно расширяться: по планам правительства, в 2025 году путь каждого товара в России будет виден в единой системе прослеживаемости. Легальному бизнесу это несет как преимущества – защита от недобросовестной конкуренции, так и новые трудности – приходится существенно корректировать многие бизнес-процессы и вкладываться в оборудование и автоматизацию. В этом материале мы предлагаем обзор ключевых этапов внедрения и перспектив развития новых видов маркировки товаров. 

Масштабная маркировка
Коллаж: Retail.ru 

Вслед за первопроходцами

Первопроходцем в масштабном проекте национальной системы прослеживаемости товаров стал рынок меховых изделий, где обязательная маркировка была запущена в августе 2016 года. И уже за первые пять месяцев с начала проекта легальная розничная продажа меховых изделий, по данным Минпромторга, превысила показатели 2015 года более чем в пять раз. По оценке ФНС, к концу 2017 года оборот легальной продукции вырос в 7 раз – с 8,5 млрд до 60 млрд руб. На февраль 2020 года в системе зарегистрировалось более 13,5 тыс. участников оборота шуб, промаркировано более 21,3 млн изделий.

В ближайшие годы маркировку товаров распространят на отдельные категории ювелирной, пищевой, текстильной, автомобильной, авиационной, топливной, химической, электронной продукции, строительных материалов, детских товаров и машиностроения.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ о единой информационной системе маркировки товаров с использованием контрольных (идентификационных) знаков, которая создана на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1955 утверждены правила доступа к системе и перечень сведений, которые должны в нее вноситься. На начало марта 2020 года в информационной системе зарегистрировано более 196 тысяч компаний и выпущено более 10,6 млрд кодов.

Расширение пространства обязательной маркировки

В течение 2019 года была введена обязательная маркировка:

  • табачной продукции;

  • обуви;

  • лекарств высокозатратных нозологий (ВЗН).

Для табачной продукции с 1 марта 2019 года стала обязательной регистрация в национальной системе маркировки всех без исключения участников оборота. С 1 июля производители были обязаны наносить коды маркировки на каждую пачку. Остатки немаркированных сигарет разрешено реализовывать до 1 июля 2020 года, однако производители предупреждают, что рознице нужно быть готовой к продаже маркированной продукции заранее: как только в розницу начнет поступать маркированная продукция, продавцы должны будут выводить коды из оборота при продаже (остатки немаркированной продукции на складах производителей и оптовиков могут закончиться раньше указанного срока). Важно учитывать, что компаниям, участвующем в обороте табачной продукции не обойтись без использования электронного документооборота (ЭДО): универсальный придаточный документ (УПД) через ЭДО является единственным разрешенным способом передачи маркированной продукции между юридическими лицами.

Дорожная карта маркировки обуви выглядит так: с 1 июля до 1 октября 2019 года – регистрация участников, с 1 октября 2019 – добровольная передача данных участниками в систему, с 1 марта 2020 года запрещены производство, импорт и продажа немаркированных обувных товаров (отрасль ждет постановления правительства с переносом сроков). Товары, приобретенные до 1 марта 2020 года, возможно импортировать до 1 апреля 2020 года (их необходимо промаркировать строго до 1 апреля). Также до 1 мая можно маркировать кодами остатков товары, заказанные до 1 марта при наличии документов, подтверждающих срок приобретения. Однако, недавно правительство выступило с предложением продлить период производства, импорта и оптовой продажи обуви без маркировки до 1 июня 2020 года, а маркировать остатки, заказанные до 1 июня, можно будет до 1 августа.

До 2020 года маркировка была обязательной только для жизненно необходимых лекарственных препаратов, предназначенных для обязательного лечения высокозатратных нозологий, но с 1 января 2020 года маркировкой должны снабжаться все выпускаемые медикаменты вне зависимости от назначения. 1 июля 2020 года оборот немаркированых лекарств будет запрещен.

По данным ЦРПТ, в марте 2020 года в системе маркировка табака было зарегистрировано более 56 тыс. участников (производители, оптовики, розничные компании и импортеры), выпущено более 8,4 млрд кодов. В системе маркировки обуви зарегистрировано более 48 тысяч участников, выпущено более 1,6 млрд кодов; в системе лекарств ВЗН – более 57 тыс. участников, выпущено 492 млн кодов.

К началу 2020 года в список товаров, подлежащих маркировке, уже входили:

  • меховые изделия

  • табак

  • обувь

  • лекарственные препараты

  • молочная продукция

  • кресла-коляски

  • велосипеды

  • фотоаппараты

  • шины

  • товары легкой промышленности (одежда)

  • духи, парфюмерная вода

Обязательная маркировка товаров в 2020 году

В конце 2019 года Правительство РФ утвердило порядок и правила маркировки четырех новых товарных групп – парфюмерии, шин и покрышек, одежды, текстиля, белья, фототехники. Пилотные проекты по всем этим товарным группам завершились 30 ноября 2019 года.

Внедрение маркировки товаров для этих групп началось 8 января 2020 года и будет проводиться поэтапно.

Запрет на оборот продукции без маркировки для этих групп наступает в разные сроки.

  • Для парфюмерной продукции — с 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка производимой и импортируемой продукции, реализация немаркированных остатков возможна до 20 сентября 2021 года (маркировка остатков не предусматривается), участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 31 марта 2020 года.

  • Для шин и покрышек — с 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участникам оборота, работающим напрямую с производителями и импортерами. Маркировка остатков, не проданных до 1 ноября 2020 года, возможна до 1 марта 2021 года. Полный запрет на оборот немаркированных шин вступает в силу 1 марта 2021 года.

  • Для товаров нескольких групп легкой промышленности – с 1 января 2021 года (напомним, ранее Минпромторг планировал перевести одежду на обязательную маркировку с 1 июля 2020 года). До 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 января 2021 года.

  • Для фототехники (фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек) запрет на оборот немаркированной продукции наступит с 1 октября 2020 года, остатки нужно промаркировать до 1 декабря 2020 года. Все участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 29 февраля 2020 года.

В настоящее время идут эксперименты по внедрению маркировки в следующих товарных группах: кресла-коляски (до 1 июля 2021 года), молочные товары (до 29 февраля 2020), велосипеды (до 31 мая 2020 года). После окончания экспериментов начнется внедрение обязательной маркировки в этих категориях товаров. На первом этапе участникам оборота нужно будет зарегистрироваться в системе, сроки других этапов будут известны позднее. Больше всего полемики развернулось вокруг молочной продукции, правительство регулярно выступает с предложениями новых дат и сроков.

Перестройка бизнес-процессов

Система маркировки товаров пронизывает весь цикл оборота продукта, а значит, затрагивает всех участников рынка: производителей, импортеров, оптовых поставщиков, торговую розницу, операторов информационных систем и фискальных данных, производителей ККТ и ПО, логистические, транспортные, сервисные, ИТ-компании и др., – и требует перестройки бизнес-процессов.

Каждый этап жизненного цикла маркируемой продукции прослеживается, так как все участники оборота должны сообщать в информационную систему маркировки и мониторинга. В розничных компаниях в работе с системой оказываются задействованными практически все отделы – коммерческий, логистики, финансовый, юридический, продаж, IT, маркетинга и так далее.

При этом значительное изменение бизнес-процессов и учета маркированных товаров требует специального обучения сотрудников.

В условиях неполной ясности

Рынку крайне необходимы четкие и понятные правовые акты, правила, определения средств идентификации и зон ответственности.

Создание государственной системы прослеживаемости товаров – динамичный процесс, требующий корректировки деятельности государственных органов и операторов, что, как правило, находит свое отражение в изменении законодательства. Поэтому предварительные расчеты расходов на покупку метки, приобретение и поддержку оборудования и программного обеспечения делать очень сложно. Кроме того, предполагаются расходы на дополнительный штат и производственные процессы.

При этом следует учитывать, что каждая отрасль имеет характерные детали и нюансы учета товаров. Что делать ритейлеру в этих условиях? Ответ: участвовать в пилотных проектах, добровольных экспериментах, чтобы лучше подготовиться и проходить все стадии внедрения в режиме пилота.

Цели пилотных проектов – проверка полноты, достаточности и эффективности механизмов маркировки, целесообразность перехода, готовность производственных линий, тестирование решений для всех участников рынка, разработка предложений. Участие в эксперименте дает бизнесу возможность без спешки освоить работу в системе, а разработчикам программных решений – учесть отраслевые особенности.

Участники эксперимента должны зарегистрироваться в системе маркировки на ресурсе оператора ЦРПТ, получить усиленную квалифицированную электронную подпись, иметь необходимое оборудование и обновить программное обеспечение.

Затраты и бенефиты

Игроков ожидают значительные временные и финансовые затраты на автоматизацию процессов, изменение кассовых программ, логистической инфраструктуры, модернизацию ИТ-систем и т.д. Производителям, поставщикам и ритейлерам требуется новое оборудование, в частности, специальные принтеры, сканеры для ярлыков с кодами маркировки как на складах, так и в магазинах.

На время эксперимента производители получают коды идентификации бесплатно, но с запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата, установленная в зависимости от категории товара.

Производителей, поставщиков и продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение информации.

Будут и преимущества – более точный и прозрачный учет, оптимизация внутренних бизнес-процессов, общее для участников рынка описание товаров, единые правила игры и стандарты. Ритейлеры начнут получать часть потребительской аудитории, которая сейчас покупает контрафактные товары. Развиваются информационные сервисы и программные решения, помогающие в управлении процессами.

По данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», снижение доли незаконной продукции на 50–60% приводит к росту выручки легальных производителей: от 50-100 млрд руб. на отрасль (при доле незаконного оборота 5–10%) до 200–250 млрд руб. (при доле 45–50%). Таким образом через год-два затраты на оборудование должны окупиться.

В программе «1С:Бухгалтерия» есть функционал, позволяющий обмениваться данными с ГИС прямо из информационной базы «1С». Он ранее уже был реализован при работе с меховыми изделиями, а теперь поддерживает работу с маркированной табачной продукцией и обувью.  «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) поддерживает обмен данными с ГИС МП на всех этапах движения маркированной продукции:

маркировка, автоматизация, эдо, упд, правила маркировки, 1сМасштабная маркировка товаров в 2020 году
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/masshtabnaya-markirovka/2020-11-26


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052