Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Интернет торговля – новый этап инвесторов
Венчурные инвесторы потеряли интерес к российскому рынку интернет-торговли, офлайн-ритейлеры заняли их место

700436
С точки зрения инвестиций прошедший год стал весьма противоречивым для российского рынка интернет-торговли: с одной стороны продолжался спад венчурных и прямых инвестиций, с другой – ряд офлайн-ритейлеров активно запускали e-commerce проекты.
В 2015 г. венчурные инвестиции достигли своего исторического минимума. Согласно предварительным оценкам компании RMG Partners’, было заключено лишь 42 сделки на общую сумму $137 млн, для сравнения в 2014 году было закрыто 68 сделок на сумму $390 млн. По итогам 2015 г. интернет-магазины, торгующие материальными товарами, получили $104 млн в ходе 15-ти инвестиционных сделок - годом ранее таких сделок было 36, а объем инвестиций составил $319 млн.
Период между 2010 и 2014 годами можно назвать золотым временем для вложений в электронную коммерцию: отрасль была основным получателем венчурных инвестиций в России. Самыми крупными сделками стали инвестиции в Lamoda - $130 млн в июне 2013 года, и $150 млн в Ozon весной 2014 года.
Такие компании, как KupiVIP и Wikimart также получили значительное финансирование около $100 млн и более в общем для каждой из этих компаний в 2010 – 2014 гг.
kupivip
Ситуация на рынке в то время была весьма благоприятной, вспоминает Александра Рассказова, советник немецко-американского фонда e.Ventures. Фонд вложился в несколько российских интернет-компаний, в том числе в Sapato и Teamo.ru. “Так как многие бизнес-модели (например, Zappos) не были выведены на российский рынок, то конкуренция была сравнительно низкой; и всё это на фоне стабильного роста показателя проникновения Интернета и покупательской способности населения.”
Неблагоприятные условия
Сегодня условия для инвестирования кардинально изменились: “Большинство успешных западных бизнес-моделей уже выведены на российский рынок - а те, что всё еще не опробованы, попросту не интересны для венчурных инвесторов, так как не смогут достичь требуемого уровня доходов, как минимум $100 млн за 4-5 лет. В то же время, венчурные инвесторы стали лучше понимать специфику российского e-commerce рынка, конкретные проблемы интернет-магазинов,” отмечает Рассказова.
Запуск и развитие интернет-магазина требуют значительных инвестиций в его инфраструктуру на протяжении длительного времени, при весьма неочевидных перспективах на экзит (продажу проекта).
Затраты на маркетинг e-commerceпроектов в сфере услуг и нематериальных товаров весьма высоки, а рынок - не очень велик. “Пример с продажей компании Avito в несколько ином сегменте является скорее исключением, чем правилом, для российского рынка”, - говорит Рассказова. Основанная в 2007 году, эта онлайн-платформа объявлений была продана в 2015 г. международной группе Naspers при оценке в $2.7 млрд.
d76311d9-a8e6-438b-b86b-76c32b1cb0d4
Текущий кризис стал причиной еще большей неуверенности в ближайшем будущем рынка: “Сейчас сложно предсказать, какими будут покупательские решения населения”, - отмечает Рассказова.
Давид Варокье из Mangrove Capital Partners - компании, которая вложилась в KupiVIP и Oktogo – главные проблемы в инвестициях в российский e-commerceвидит в “нехватке перспективных для инвестирования проектов на поздних, а тем более экзит стадиях.” Этого достаточно, чтобы отпугнуть большинство инвесторов ранних стадий.
Международное напряжение, которое все возрастало с начала украинского кризиса в 2014 году, “естественно, не помогает, - отмечает Варокье.- За крайне редкими исключениями международные инвесторы приостановили свои инвестиционные проекты в России до тех пор, пока ситуация не стабилизируется”.
“Западные биржи полностью закрыты для российских компаний на данный момент”, - подтверждает другой международный инвестор, который считает фантазией планы "Юлмарта" выходить на западную биржу в 2016-2017 гг.
IMG_0099.JPG
Российские инвесторы и сами отвернулись от местного рынка, массово предпочитая международные стартапы. Так, фонд ru-Net сделал несколько вложений в индийские и турецкие e-commerceкомпании. Были и сделки с российскими компаниями, например, Esky и TrendsBrands в 2013 году - но на более скромные суммы.Венчурные и прямые инвестиции в российский e-commerceв 2015/2014 гг
Источник: RMG Partners, Russia Venture Report 2016Количество сделок
Сегмент |
2015 |
2014 |
По сравнению с прошлым годом |
E-commerce материальных товаров |
15 |
36 |
- 58% |
Цифровой e-commerce |
13 |
23 |
- 43% |
Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании |
14 |
9 |
+ 56% |
В общем |
42 |
68 |
- 38% |
Объемы
Сегмент |
2015 |
2014 |
По сравнению с прошлым годом |
E-commerce материальных товаров |
$104,53 млн |
$319,52 млн |
- 67% |
Цифровой e-commerce |
$4,27 млн |
$8,57 млн |
- 50% |
Инфраструктура e-commerce, ITи сервисные компании |
$28,28 млн |
$61,84 млн |
- 54% |
В общем |
$137,08 млн |
$389,93 млн |
- 65% |
- Этот анализ включает данные о росте капитала Ozonна $150 млн в апреле 2014 года; не включает данные о поглощении онлайн-платформы объявлений Avitoв октябре 2015 года.
- Ежегодное уменьшение объемов инвестирования последних лет происходит отчасти по причине обесценивания российского рубля (почти 62 рубля за доллар в 2015 году и 38 рублей за доллар в 2014).
Светлое будущее?
Однако, как считают Рассказова и Варокье, ситуация, вероятно, в будущем улучшится, так как степень проникновения онлайн-ритейла в России вырастет, а уровень потребления снова повысится после кризиса.
В то время, как большие российские корпорации, возможно, с большим интересом будут покупать стартапы, иностранные игроки будут видеть российский рынок в более благоприятном свете, как только международное напряжение спадет.
“С точки зрения e-commerce, Россия остается достаточно привлекательным рынком. Большинство крупных интернет-магазинов показали значительный рост прибыли в 2015 году, особенно те, которые удовлетворяли самые простые потребительские запросы, работали с массовым рынком, к примеру, в сегменте одежды,” отмечает Варокье, ссылаясь на пример KupiVip. В 2015 г. проект стал прибыльным с ростом продаж 50%.
Варокье также не исключает новые инвестиции Mangrove Capital Partners в российские компании в недалеком будущем: “Мы тщательно мониторим развитие рынка и продолжаем общаться с российскими стартапами, особенно с теми, которые могут и хотят выйти на международный рынок. Мы до сих пор открыты для хороших инвестиционных проектов”.
Офлайн ритейлеры идут в онлайн
В то же время, офлайн ритейлеры, из FMCG сегмента, снова демонстрируют интерес к развитию онлайн продаж. “Это впечатляющая новая волна,” - говорит основатель Data Insight Борис Овчинников, комментируя новости от ряда крупнейших игроков. Например, Перекресток (X5 Group) недавно заявил о перезапуске e-commerce проекта, в то время как «Магнит» начал тестировать онлайн-заказы. Другая розничная сеть – Лента – может запустить онлайн-продажи уже в этом году.
лента
O’КЕЙ также активно работает над своим e-commerce проектом после пробного периода в прошлом году. “По объёму трафика, этот сайт уже является вторым после «Утконоса», главного игрока в этом сегменте,” - отмечает Овчинников.
Стагнация продаж в офлайне сделала дальнейшее развитие традиционных ритейл-сетей не столь прибыльным делом. В результате, у этих ритейлеров появилось больше ресурсов для e-commerce проектов, объясняет Овчинников.
В тоже время, в некоторых сегментах, не относящихся к продовольствию, кризис привел к тому, что некоторые игроки вновь фокусируются на офлайн-каналах, отмечает эксперт.
Демонстрируя, несмотря ни на что, твердую веру в будущее, некоторые многоканальные игроки продолжают инвестировать в гигантские фулфилмент центры. В 2015 году «Леруа Мерлен» начал строительство склада (100,000 квадратных метров) в Домодедово. Он станет самым большим центром дистрибуции для розничной торговли в истории России - и самой большой сделкой в сегменте складской недвижимости в мире в 2015 году, согласно Radius Group, американской компании, которая ведет этот проект.
леруа
В то же время, в конце 2015 года «Юлмарт» запустил центр выполнения заказов (25,500 квадратных метров) в Санкт-Петербурге. Компания планирует открыть два дополнительных логистических центра в ближайшем будущем в Мытищах и Домодедово на окраинах Москвы.
Не менее 30 логистических центров понадобится, чтобы достичь амбициозную цель компании - оборот от 300 до 500 млрд рублей (от $4 млрд до $6.8 млрд по текущему курсу), как недавно заявил в интервью глава «Юлмарт» Дмитрий Костыгин.
Адриана Хенни, главный редактор East West DIgital News

Евгений Дутов, «Дикси»: «В формате у дома сервис должен соответствовать запросам покупателей»
Об изменениях в операционных процессах, эффективности сотрудников, текучести кадров и о том, чего хотят клиенты.