Онлайн растет
По результатам исследования Fashion Consulting Group, крупные ритейлеры все больше ориентируют продажи и продвижение в сторону онлайн. Рынок электронной коммерции растет опережающими темпами. Прогнозная оценка динамики роста составляет до 12% за период 2017-2018 гг. В онлайн-торговле одежда и обувь находятся на втором месте после бытовой техники и электроники и занимают около четверти на локальном рынке и около трети на международном.
Объем локального рынка интернет-торговли одежды, обуви и аксессуаров в России в 2017 году составил 2-8% от всего fashion -рынка и оценивается в пределах 189 млрд руб.
В 2018 году собственные интернет-магазины имеют более 60% сетевых Fashion-ритейлеров в России, по сравнению с 17% 2016 года.
Самая большая категория покупок внутри fashion-сегмента – одежда, эта категория составляет более 60% Доля онлайн-продаж в выручке:
- Baon – 20%
- Обувь России – 10-12%
- Finn Flare – 19%
- Button Blue – 10%
- Orby – 10%
- Kary – 3%
Рациональный покупатель
Теперь посетителями магазинов стали «рациональные покупатели». 85% жителей России до 45 лет сравнивают цены в интернете перед покупкой товаров, 36% населения России готовы покупать одежду и обувь исключительно при наличии скидок, 82% посетителей ТЦ точно знают, какую сумму они готовы будут потратить в день визита. Для покупателей стало важно экономить свое время, усилия и деньги.
Усиление конкуренции
С 2014 года в РФ пришли более 50 международных Fashion-брендов, ушли 18. Российские города занимают более половины строчек в рейтинге самых насыщенных торговыми центрами городов в Европе. Из 15 лидеров - 8 городов - российские. Однако после кризиса 2014 г. зарубежные компании стали расти быстрее российских. Это стимулирует участников рынка повышать эффективность и образованность.
Новые технологии
Конкуренция усиливается, в том числе и за счет того, что международные бренды привносят свои жесткие технологии продвижения
Основные векторы развития технологий в Fashion-индустрии:
- Маркирование продукции с использованием криптографических протоколов (RFID);
- Технологии маркетинга и big data для оценки спроса и трендов на рынке одежды;
- Использование искусственного интеллекта (AI) в дизайне одежды;
- Технологии 3D-печати для кастомизации одежды и обуви в ритейле;
- Новые средства для ухода за одеждой и обувью;
- Мобильные приложения для рынка одежды;
- Интерактивные технологии для offline-ритейла;
- Виртуальная и дополненная реальности для продажи одежду и обуви – виртуальные примерочные, сканнеры размеров одежды и обуви.
Иммунитет к рекламе
Современный покупатель уже приобрел иммунитет к массированной прямой рекламе и даже при использовании интернета умеет блокировать рекламные сообщения. Он выбирает «глазами» и требует к себе персонального подхода и обратной связи.
Экологичность
Еще один новый тренд – экологичность продукта. Покупатели начинают думать о том, как они будут утилизировать товары. Появляются новые ресурсы и по обмену вещей, нацеленные на то, чтобы дать одежде и обуви «вторую жизнь». Производители в свою очередь задумываются, не наносит ли их производство вред окружающей среде.