Маркировка товаров
Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Бизнес мнения
Законодательство в торговле
Качество, безопасность, госрегулирование
Общеотраслевое
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
6 декабря 2019, 14:50 18197 просмотров

Что ждет малоформатную торговлю в ближайшие 5 лет?

В начале 2020 года Минпромторг намерен представить на утверждение Правительству «Стратегию развития торговли до 2025 года». В ней особое внимание уделяется малому бизнесу и торговле разнообразных, в том числе уличных, форматов. Что сегодня мешает развитию малого бизнеса и как его регулировать, предприниматели и чиновники обсудили на форуме «Малый и средний ритейл», проведенном Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией малоформатной торговли в Москве 3 декабря.

Что ждет малоформатную торговля в ближайшие 5 лет?

Как Минпромторг планирует развивать малые торговые форматы?

Проект стратегии был опубликован Минпромторгом в сентябре этого года. В целом стратегия развития торговли до 2025 года направлена на создание комфортной среды для граждан и предпринимателей через развитие торговли разных форматов. В проекте рассматриваются возможности для развития малого бизнеса, нестационарной, мобильной торговли, рынков, ярмарок, интернет-торговли и прочих.

Презентуя стратегию, директор департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов отметил, что 60% малого бизнеса в России занято в торговле, а если прибавить к нему бытовые услуги и общепит, то можно сказать, что малый бизнес — это и есть торговля:

«Если мы стремимся развивать малый бизнес, нужно поддерживать развитие торговли разных форматов. Сейчас необходимо максимально освободить торговлю от административного гнета. Малый бизнес — ключевой элемент комфортной потребительской среды — просто «погребен» под административным давлением. Понятно, что у торговли всех форматов общие проблемы, но для малого бизнеса они стоят особенно остро». 

В числе прочего стратегия предусматривает возрождение уличной торговли или стрит-ритейла. Поскольку жилая застройка в российских городах плохо для этого подходит, в стратегии предлагается создание пешеходных торговых улиц и возведение торговых галерей. Мипромторг выпустил на этот счет специальные методические рекомендации для региональных властей о том, как наполнить торговлей улицы городов и как регулировать этот сектор.

«Малый бизнес — важнейшее звено нашей экономики. Хочется, чтобы наконец, был принят многострадальный закон о регулировании нестационарной и развозной торговли, но нам еще предстоит вести работу в этом направлении, — прокомментировал стратегию Виктор Евтухов, замминистра торговли и промышленности РФ. — Однако благодаря тому, что мы много «раскачиваем» эту тему, проблема была сдвинута с мертвой точки, ситуация с малой торговлей и мелкой неформатной розницей меняется. Во многих регионах были приняты новые законы, которые способствуют развитию предпринимательства».  

Также замминистра подчеркнул, что одно из важных направлений стратегии — развитие ярмарочной торговли. Так, правительство уже поддержало проект компании «Русские ярмарки» по созданию сети ярмарочных комплексов по всей стране и готово поддержать любые рабочие проекты по развитию ярмарок.

Представители Минпромторга на форуме отметили, что крупные розничные сети поддерживают проекты по развитию малоформатной розницы, понимая, что это формирует здоровую конкурентную среду и готовы оказывать посильную поддержку. «Да, крупным компаниям легче справляться с регуляторной нагрузкой, чем мелким, но все предприятия торговли очень зависят от законодательных изменений, мы все в одной лодке — отметил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ), выступая на форуме. — Стратегия развития торговли до 2025 года нам нравится, но хочется, чтобы в документе были отражены конкретные меры по снижению регуляторной нагрузки. И важно, чтобы в дальнейшем законодательные акты принимались в соответствии со стратегией, а не наоборот. Чтобы через два года стратегия не стала неактуальной, повторив судьбу многих других аналогичных стратегий».

Запретов стало слишком много

Что ждет малоформатную торговля в ближайшие 5 лет?

Пока же мелкий и средний бизнес сталкивается с огромным количеством сложностей. На форуме представители бизнеса, региональных властей и эксперты обсуждали целый пласт проблем, которые приходится решать предпринимателям: от массового сноса торговых объектов в регионах, избыточных регуляторных требований, проверок до ассортиментных ограничений и угрозы новых ограничительных законопроектов.

«Иногда может показаться, что каждое отдельное требование или нововведение несущественно. Например, насколько сильно может повлиять на бизнес запрет на продажу безалкогольных энергетиков несовершеннолетним, который сегодня уже действует в половине регионов России? Их доля в обороте невелика, — прокомментировал модератор форума Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА». — Но если мы сложим все ограничения — запрет на торговлю алкоголем и табаком в малых точках, маркировку, новые требования по выкладке молочной продукции и многое другое, — то на фоне многолетнего падения доходов населения картина формируется довольно депрессивная».

Ситуация с энергетиками привлекла внимание Минпромторга, потому что научных оснований для запрета оборота этой продукции не существует (это подтверждает в официальном письме в московскую ТПП главный психиатр-нарколог Минздрава России Е. А. Брюн.) Эксперты министерства считают историю с энергетиками опасной, поскольку это первое вторжение государства в розничную торговлю за пределами регулирования оборота подакцизных товаров.

А вот про подакцизные товары разговор получился подробный. Василий Груздев, директор по работе  с органами государственной власти крупнейшего табачного производителя «Дж.Т.И. Россия» напомнил о том , что сигареты в России это крупнейшая категория товаров повседневного спроса, а  табачная отрасль — вторая (после нефти и газа) по объему налоговых платежей в федеральный бюджет.

Самая острая проблема — рост нелегальной торговли табаком в стране, доля которой уже превышает 15% от всего рынка. Это означает выпадение доходов федерального бюджета минимум на 100 млрд рублей, удар по легальной рознице, и беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табачной продукции.

«Многолетний рост ставок акцизов в России привел к значительному разрыву в уровнях ставок акцизов и, соответственно, цен на табачную продукцию в странах-членах ЕАЭС, с которыми нет таможенных границ. Это является ключевым фактором роста нелегальной торговли табаком, борьба с которой пока носит несистемный характер и не приносит весомых результатов», — добавил спикер. При этом Груздев положительно оценил законопроекты, направленные на борьбу с нелегальным табаком: увеличение штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение единой минимальной цены табачной продукции, установление ограничений на перемещение немаркированной табачной продукции физлицами для личного потребления.

Константин Райнот, управляющий по взаимодействию с органами власти «Филип Моррис» предупредил, что розница мало готова к запрету оборота немаркированной продукции, который вступит в силу 1 июля 2020 года.

И пока легальная розница инвестирует в подготовку к работе с маркированной продукцией (покупает оборудование, устанавливает программное обеспечение), нелегальные торговцы наращивают оборот контрафакта, а проблема нелегальных сигарет только усугубляется.

Участники форума сошлись во мнении, что победить проблему контрафакта при помощи только одной системы цифровой маркировки, призванной стать действенным инструментом против черного рынка, нельзя. Ее позитивный эффект на ситуацию с оборотом нелегального табака может проявиться гораздо позже запланированных сроков. Именно поэтому необходимо волевое решение властей разобраться с проблемой нелегальных сигарет в России: активная борьба с производителями, складами и распространителями нелегальной продукции.

Обратная сторона регулирования

В то же время некоторые законодательные инициативы, направленные на борьбу с нелегальным бизнесом, вполне могут нанести сокрушительный удар по честному малому бизнесу. Так, в первом чтении уже принят законопроект об ограничении продаж алкогольной продукции в точках общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах (МКЖД). Его цель — избавить граждан от псевдо-общепита, так называемых «наливаек», в которых по ночам продают алкоголь. Однако положения законопроекта могут затронуть огромное число легальных предпринимателей, работающих в тех же жилых домах, а значит, спровоцировать еще большее развитие нелегальной торговли. Участников рынка также очень обеспокоило предложение наделить региональные власти правом вводить ограничения на продажи в объектах общепита в МКЖД, которое может повлечь избыточные ограничения и коррупционные риски.

Присутствующие на форуме представители региональных властей, кстати, согласились, что иногда в регионах тема торговли, особенно алкоголем, приобретает популистский характер и спекулируется политическими движениями в ущерб интересам бизнеса.

Наконец на форуме обсудили проблемы регулирования полки. Новое требование размещать отдельно молочную продукцию с содержанием молочного жира и без уже повлекло массовые проверки Роспотребнадзора и штрафы, а также ударило по небольшим производителям. Новый законопроект, предусматривающий обязательное выделение на полке российских вин также крайне негативно встречен бизнес-сообществом и раскритикован Минпромторгом. Исполнительный директор АКОРТ Евгений Адашев призвал участников форума совместно работать над оценкой фактического воздействия этих инициатив и делиться информацией, которая поможет привлечь внимание к возникающим проблемам и изменить ситуацию.

«Устранять барьеры и не создавать новые — вот, что нужно для развития торговли, малого и среднего бизнеса в стране, это должно стать приоритетом в работе общественных организаций и власти» — резюме форума, конечно, звучит оптимистично, но насколько реально могут помочь публичные обсуждения и стратегии?

«Через стратегии происходит продвижение нужных подходов. Это очень важно, — подытожил Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП „ОПОРА“. — Начиная с 2014 года, когда проблемами малого бизнеса начала заниматься команда замминистра Виктора Евтухова, многое изменилось. Раньше на встречах в рамках Недели российского ритейла вставали руководители из регионов и отчитывались о том, как они «душили, душили» мелкую торговлю. Теперь таких уже нет, пришли люди с другим взглядом и пониманием. И все больше появляется руководителей в регионах, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это все результат в том числе разработки, обсуждений и продвижения таких стратегий. Главное — не останавливаться».

Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Что ждет малоформатную торговлю в ближайшие 5 лет?

В начале 2020 года Минпромторг намерен представить на утверждение Правительству «Стратегию развития торговли до 2025 года». В ней особое внимание уделяется малому бизнесу и торговле разнообразных, в том числе уличных, форматов. Что сегодня мешает развитию малого бизнеса и как его регулировать, предприниматели и чиновники обсудили на форуме «Малый и средний ритейл», проведенном Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией малоформатной торговли в Москве 3 декабря.

Что ждет малоформатную торговля в ближайшие 5 лет?

Как Минпромторг планирует развивать малые торговые форматы?

Проект стратегии был опубликован Минпромторгом в сентябре этого года. В целом стратегия развития торговли до 2025 года направлена на создание комфортной среды для граждан и предпринимателей через развитие торговли разных форматов. В проекте рассматриваются возможности для развития малого бизнеса, нестационарной, мобильной торговли, рынков, ярмарок, интернет-торговли и прочих.

Презентуя стратегию, директор департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов отметил, что 60% малого бизнеса в России занято в торговле, а если прибавить к нему бытовые услуги и общепит, то можно сказать, что малый бизнес — это и есть торговля:

«Если мы стремимся развивать малый бизнес, нужно поддерживать развитие торговли разных форматов. Сейчас необходимо максимально освободить торговлю от административного гнета. Малый бизнес — ключевой элемент комфортной потребительской среды — просто «погребен» под административным давлением. Понятно, что у торговли всех форматов общие проблемы, но для малого бизнеса они стоят особенно остро». 

В числе прочего стратегия предусматривает возрождение уличной торговли или стрит-ритейла. Поскольку жилая застройка в российских городах плохо для этого подходит, в стратегии предлагается создание пешеходных торговых улиц и возведение торговых галерей. Мипромторг выпустил на этот счет специальные методические рекомендации для региональных властей о том, как наполнить торговлей улицы городов и как регулировать этот сектор.

«Малый бизнес — важнейшее звено нашей экономики. Хочется, чтобы наконец, был принят многострадальный закон о регулировании нестационарной и развозной торговли, но нам еще предстоит вести работу в этом направлении, — прокомментировал стратегию Виктор Евтухов, замминистра торговли и промышленности РФ. — Однако благодаря тому, что мы много «раскачиваем» эту тему, проблема была сдвинута с мертвой точки, ситуация с малой торговлей и мелкой неформатной розницей меняется. Во многих регионах были приняты новые законы, которые способствуют развитию предпринимательства».  

Также замминистра подчеркнул, что одно из важных направлений стратегии — развитие ярмарочной торговли. Так, правительство уже поддержало проект компании «Русские ярмарки» по созданию сети ярмарочных комплексов по всей стране и готово поддержать любые рабочие проекты по развитию ярмарок.

Представители Минпромторга на форуме отметили, что крупные розничные сети поддерживают проекты по развитию малоформатной розницы, понимая, что это формирует здоровую конкурентную среду и готовы оказывать посильную поддержку. «Да, крупным компаниям легче справляться с регуляторной нагрузкой, чем мелким, но все предприятия торговли очень зависят от законодательных изменений, мы все в одной лодке — отметил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ), выступая на форуме. — Стратегия развития торговли до 2025 года нам нравится, но хочется, чтобы в документе были отражены конкретные меры по снижению регуляторной нагрузки. И важно, чтобы в дальнейшем законодательные акты принимались в соответствии со стратегией, а не наоборот. Чтобы через два года стратегия не стала неактуальной, повторив судьбу многих других аналогичных стратегий».

Запретов стало слишком много

Что ждет малоформатную торговля в ближайшие 5 лет?

Пока же мелкий и средний бизнес сталкивается с огромным количеством сложностей. На форуме представители бизнеса, региональных властей и эксперты обсуждали целый пласт проблем, которые приходится решать предпринимателям: от массового сноса торговых объектов в регионах, избыточных регуляторных требований, проверок до ассортиментных ограничений и угрозы новых ограничительных законопроектов.

«Иногда может показаться, что каждое отдельное требование или нововведение несущественно. Например, насколько сильно может повлиять на бизнес запрет на продажу безалкогольных энергетиков несовершеннолетним, который сегодня уже действует в половине регионов России? Их доля в обороте невелика, — прокомментировал модератор форума Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА». — Но если мы сложим все ограничения — запрет на торговлю алкоголем и табаком в малых точках, маркировку, новые требования по выкладке молочной продукции и многое другое, — то на фоне многолетнего падения доходов населения картина формируется довольно депрессивная».

Ситуация с энергетиками привлекла внимание Минпромторга, потому что научных оснований для запрета оборота этой продукции не существует (это подтверждает в официальном письме в московскую ТПП главный психиатр-нарколог Минздрава России Е. А. Брюн.) Эксперты министерства считают историю с энергетиками опасной, поскольку это первое вторжение государства в розничную торговлю за пределами регулирования оборота подакцизных товаров.

А вот про подакцизные товары разговор получился подробный. Василий Груздев, директор по работе  с органами государственной власти крупнейшего табачного производителя «Дж.Т.И. Россия» напомнил о том , что сигареты в России это крупнейшая категория товаров повседневного спроса, а  табачная отрасль — вторая (после нефти и газа) по объему налоговых платежей в федеральный бюджет.

Самая острая проблема — рост нелегальной торговли табаком в стране, доля которой уже превышает 15% от всего рынка. Это означает выпадение доходов федерального бюджета минимум на 100 млрд рублей, удар по легальной рознице, и беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табачной продукции.

«Многолетний рост ставок акцизов в России привел к значительному разрыву в уровнях ставок акцизов и, соответственно, цен на табачную продукцию в странах-членах ЕАЭС, с которыми нет таможенных границ. Это является ключевым фактором роста нелегальной торговли табаком, борьба с которой пока носит несистемный характер и не приносит весомых результатов», — добавил спикер. При этом Груздев положительно оценил законопроекты, направленные на борьбу с нелегальным табаком: увеличение штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение единой минимальной цены табачной продукции, установление ограничений на перемещение немаркированной табачной продукции физлицами для личного потребления.

Константин Райнот, управляющий по взаимодействию с органами власти «Филип Моррис» предупредил, что розница мало готова к запрету оборота немаркированной продукции, который вступит в силу 1 июля 2020 года.

И пока легальная розница инвестирует в подготовку к работе с маркированной продукцией (покупает оборудование, устанавливает программное обеспечение), нелегальные торговцы наращивают оборот контрафакта, а проблема нелегальных сигарет только усугубляется.

Участники форума сошлись во мнении, что победить проблему контрафакта при помощи только одной системы цифровой маркировки, призванной стать действенным инструментом против черного рынка, нельзя. Ее позитивный эффект на ситуацию с оборотом нелегального табака может проявиться гораздо позже запланированных сроков. Именно поэтому необходимо волевое решение властей разобраться с проблемой нелегальных сигарет в России: активная борьба с производителями, складами и распространителями нелегальной продукции.

Обратная сторона регулирования

В то же время некоторые законодательные инициативы, направленные на борьбу с нелегальным бизнесом, вполне могут нанести сокрушительный удар по честному малому бизнесу. Так, в первом чтении уже принят законопроект об ограничении продаж алкогольной продукции в точках общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах (МКЖД). Его цель — избавить граждан от псевдо-общепита, так называемых «наливаек», в которых по ночам продают алкоголь. Однако положения законопроекта могут затронуть огромное число легальных предпринимателей, работающих в тех же жилых домах, а значит, спровоцировать еще большее развитие нелегальной торговли. Участников рынка также очень обеспокоило предложение наделить региональные власти правом вводить ограничения на продажи в объектах общепита в МКЖД, которое может повлечь избыточные ограничения и коррупционные риски.

Присутствующие на форуме представители региональных властей, кстати, согласились, что иногда в регионах тема торговли, особенно алкоголем, приобретает популистский характер и спекулируется политическими движениями в ущерб интересам бизнеса.

Наконец на форуме обсудили проблемы регулирования полки. Новое требование размещать отдельно молочную продукцию с содержанием молочного жира и без уже повлекло массовые проверки Роспотребнадзора и штрафы, а также ударило по небольшим производителям. Новый законопроект, предусматривающий обязательное выделение на полке российских вин также крайне негативно встречен бизнес-сообществом и раскритикован Минпромторгом. Исполнительный директор АКОРТ Евгений Адашев призвал участников форума совместно работать над оценкой фактического воздействия этих инициатив и делиться информацией, которая поможет привлечь внимание к возникающим проблемам и изменить ситуацию.

«Устранять барьеры и не создавать новые — вот, что нужно для развития торговли, малого и среднего бизнеса в стране, это должно стать приоритетом в работе общественных организаций и власти» — резюме форума, конечно, звучит оптимистично, но насколько реально могут помочь публичные обсуждения и стратегии?

«Через стратегии происходит продвижение нужных подходов. Это очень важно, — подытожил Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП „ОПОРА“. — Начиная с 2014 года, когда проблемами малого бизнеса начала заниматься команда замминистра Виктора Евтухова, многое изменилось. Раньше на встречах в рамках Недели российского ритейла вставали руководители из регионов и отчитывались о том, как они «душили, душили» мелкую торговлю. Теперь таких уже нет, пришли люди с другим взглядом и пониманием. И все больше появляется руководителей в регионах, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это все результат в том числе разработки, обсуждений и продвижения таких стратегий. Главное — не останавливаться».

Retail.ru

амарт, малый бизнес, средний бизнес, регулирование, развитие сети, маркировка, контрафактЧто ждет малоформатную торговлю в ближайшие 5 лет?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/chto-zhdet-maloformatnuyu-torgovlya-v-blizhayshie-5-let-/2020-03-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052