3 июля 2015, 01:00 3669 просмотров

Интеллектуальный экспорт

Есть ли спрос в ЕС на украинские бренды?

Украинцы уже привыкли к многочисленным иностранным брендам, работающим в стране. Часть из них пришла на условиях франчайзинга – соглашения, по которому местная компания покупает право использовать иностранный бренд.

На таких условиях в Украине работает большинство западных компаний по продаже одежды, обуви, аксессуаров, некоторые рестораны быстрого питания.

А возможен ли вариант, когда иностранные компании интересуются украинскими брендами и готовы развивать их, в частности – в Европе?

По крайней мере несколько украинских компаний не только удачно вышли на европейские рынки, но и готовы продвигаться дальше, используя механизмы франчайзинга.

«Европейская правда» рассказывает об украинских компаниях, которые достигли успеха на рынках стран ЕС.

В центре Варшавы работает кафе с вполне польским названием – «Краковская мастерская шоколада». Но украинцы опознают этот логотип как свой – ведь заведение было открыто львовской сетью.

По словам основательницы сети кофеен «Львівська майстерня шоколаду» Наталии Дубовой, сейчас в Польше действуют три подобных заведения: два в Кракове и один в Варшаве. «Смена названия была обусловлена тем, что они ориентированы на туристов, которым нужна, прежде всего, местная экзотика, в частности – краковская. Однако ситуация с Польшей особая – по нашим оценкам, украинскую продукцию там зачастую воспринимают даже лучше, чем местную», – рассказывает она.

Хотя львовская компания работает на условиях франчайзинга и в Украине, польские заведения она открыла самостоятельно.

Уже в ближайшем будущем компания планирует распространить свою деятельность на Чехию, открыв там заведения под названием «Пражская мастерская шоколада». Эти заведения будут работать уже на условиях франчайзинга – их развитием будет заниматься местная компания, а владелец бренда будет следить за соблюдением стандартов.

По словам Наталии, их компания уже получила несколько предложений об открытии заведений на условиях франчайзинга. В частности, есть предложения открыть подобные кофейни в Великобритании, США, Канаде и даже в Катаре.

Наталия Дубовая признает: «Это очень амбициозные планы, которые мы не смогли бы реализовать самостоятельно. Тем более, как показал опыт нашей работы в Польше, выход на рынки другой страны – дело нелегкое. А франшиза позволяет переложить эти трудности на местную компанию, которая намного лучше знает свой рынок».

Нужно признать – пример «Львовской мастерской шоколада» не является образцово-показательным, ведь будущие партнеры сами вышли на львовян с предложением.

Это не единственная украинская компания, имеющая собственный стиль, который может пользоваться спросом и за рубежом. Еще один пример - украинская сеть парикмахерских «Экспресс Стрижка».

«У нас четыре точки в Варшаве, из которых три наши, а одна – на условиях франчайзинга. Кроме того, на этих же условиях работают еще две точки в Кракове и во Вроцлаве», – рассказывает директор компании Ирина Погодина.

По ее словам, компания одновременно работала над выходом на польский рынок и над продажей там франшизы. Выход на польский рынок был необходим, чтобы достичь узнаваемости, ведь это – одно из главных условий успеха франчайзинга.

Первых покупателей франшизы заманивали скидками. «В сентябре прошлого года мы приняли участие в ярмарке франчайзинга в Варшаве, нашли первых партнеров», – рассказывают в компании.

«Партнер получит не только торговую марку, но и действующую модель работы бизнеса – там расписано все до мелочей. Также партнер получает нашу поддержку, а значит, защищает себя от ошибок. Накануне выхода на польский рынок мы много работали там, занимаясь адаптацией нашей модели, работающей в Украине, к местным условиям», – объясняет Ирина Погодина.

Сейчас в «Экспресс Стрижке» занимаются подобной работой, пытаясь адаптировать украинскую бизнес-модель в Германии и Испании. «Мы заинтересованы прежде всего в продаже франчайзинга в широком круге стран. Для этого мы продолжаем работу, изучая другие рынки и создавая бизнес-планы для них.

Можно ли ожидать подобного выхода на европейские рынки и других украинских компаний?

На польском рынке нет предубежденности перед украинскими компаниями. Наоборот, есть потенциальный интерес ко всему новому, конечно, если оно сопровождается еще и высоким качеством.

«Европа пресыщена, а поэтому для успеха нужна не только качественная продукция, но и «изюминка», которой нет у конкурентов», – так формулируют свой секрет успеха в «Львовской мастерской шоколада».

«Вы должны предлагать уже готовую модель, полностью адаптированную для зарубежного рынка. Это требует много работы, но финансово оправдывает усилия», – добавляют в «Экспресс Стрижке».

Однако стоит отметить – это требует очень тщательной работы над своими правами интеллектуальной собственности. Ведь мало создать работающую и эффективную бизнес-модель – необходимо также защитить свои интеллектуальные права. А с этим в Украине всегда были проблемы.

Именно поэтому пока мы говорим лишь о единичных случаях выхода украинских компаний на европейский рынок.

Впрочем, времена меняются, и украинский бизнес постепенно учится работать по европейским стандартам. В том числе – предлагая на экспорт не только товары, но и интеллектуальную собственность.

Юрий Панченко, «Европейская правда»

Статья относится к тематикам: Актуально, Зарубежный опыт, Франчайзинг
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Интеллектуальный экспортУкраина, франчайзинг, Европа, ЕС