Баннер ФЗ-54
28.02.2012 28 февраля 2012, 00:00 3166 просмотров

Сети идут за Урал

Времена бурного роста организованной розничной торговли в России прошли. Новым игрокам все труднее выйти на рынок из-за усиливающейся конкуренции. При этом снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения не обещает быстрого увеличения оборота розничной торговли. Однако, несмотря на объективные проблемы, многие ритейлеры смотрят в будущее с оптимизмом, планируя усиливать позиции в регионах и осваивать рынок за Уралом.

Согласно последнему исследованию Ernst and Young, среди основных проблем розничного рынка респонденты отмечают общие экономические условия (67%), неблагоприятное законодательство (53%), а также проблемы нехватки квалифицированного персонала (47%). Доля компаний, считающих общие проблемы в экономике основной угрозой развития отрасли, практически не изменилась по сравнению с результатами исследования, проводившегося в 2009 году в разгар кризиса (66% в 2009 году). Между тем недовольство опрошенных по поводу законодательства возросло с 43% в 2009 году до 53% в 2011 году. Большинство респондентов (57%) ожидают дальнейшего ужесточения требований законодательства, регулирующего розничную торговлю.

С завершением острой фазы финансового кризиса внутренние проблемы компаний заметно изменились. Если в период кризиса основное беспокойство вызывали снижение покупательского спроса и высокие процентные ставки, то сейчас на первое место вышли проблемы, связанные с наймом персонала, а также с использованием недвижимости (рост арендных ставок и недостаток качественных объектов для открытия новых магазинов).

Тем не менее большинство компаний планируют дальнейшее увеличение количества магазинов как за счет повышения уровня проникновения в те регионы, где у них уже имеются магазины, так и путем освоения новых.

«Чтобы обеспечить рост компании через 3-5 лет теми же темпами, что и сейчас, нужно начинать думать о выходе в новые большие регионы за Уралом, – считает президент компании »Дикси« Илья Якубсон. – Конечно, это не вопрос этого года и даже не следующего, но об этом нужно задуматься уже сейчас. Такое расширение капиталоемко и требует много времени, но это того стоит».

Кроме того, некоторые участники рынка считают необходимым наладить отношения с производителями. По их мнению, это позволит усилить конкурентные преимущества перед иностранными игроками, прихода которых ожидают в связи с вступлением России в ВТО.

«Вступление России в ВТО наконец развернет нашу розницу лицом к производителям, – уверен учредитель компании »Панорама Ритейл« Владимир Бохан. – Наши конкурентные преимущества консолидируются в регионах. Мы видим много примеров, когда продовольственный ритейл начинает находить точки соприкосновения с производителями, начинает делать совместные проекты. Это одно из серьезнейших направлений, развивая которое мы можем увеличить конкурентоспособность отечественной розницы».

Несмотря на то что многие участники рынка (64%) ожидают прихода иностранных игроков, представители иностранных розничных сетей говорят о снизившемся интересе к российскому рынку из-за падения темпов его роста и усиления конкуренции.

«В прошлом году у многих ведущих сетей было зафиксировано рекордное количество открытий новых магазинов, – говорит Илья Якубсон. – В связи с этим сумма среднего чека будет уменьшаться, потому что если открывается магазин напротив, неважно, хороший или плохой, в любом случае он отберет у вас какое-то количество покупателей. Если мы посмотрим на статистику Европы, то там уже давно нет такого трафика, какой имеет средний российский магазин. Сейчас растет количество площадей и соответственно происходит насыщение, но до конца этого насыщения еще очень далеко».

Согласно прогнозам минэкономразвития, рост оборота розничной торговли в 2012 году ожидается на уровне 5,5%. Однако, по словам самих участников рынка, точные темпы роста пока предсказать невозможно. В 2012 году стоит ожидать как незначительного роста в пределах 5%, так и увеличения на 15-20%.

«В этом году ритейл покажет неплохой рост, – считает директор по связям с инвесторами компании »Магнит« Олег Гончаров. – К тому же от 2012 года мы ждем некоего прорыва с точки зрения регуляторного доминирования государства. Одним из результатов принятия закона о торговле явилось то, что мы стали значительно больше внимания уделять разговорам с производителями, потому что произошли изменения, направленные на большую открытость и информированность».

Рост рынка и экспансия сетей позволят крупным и средним игрокам укрепить свое положение. Участники рынка говорят о необходимости развивать бизнес в регионах, создавать собственную инфраструктуру логистики и повышать уровень присутствия как в уже освоенных, так и в новых регионах.

Выходить на российский розничный рынок с каждым годом будет все сложнее. Новых участников ждет конкуренция с сильными игроками, среди которых не только лидеры отрасли, но и менее крупные региональные сети, имеющие устойчивые позиции на локальных рынках. В условиях ужесточающейся конкуренции окажутся также и производители.

«Региональным поставщикам нужно становиться федеральными игроками или оставаться работать в своем регионе, закрепляя конкурентное преимущество в конкретном продукте или же там, где можно »зацепить« локальную лояльность и не пускать на свой локальный рынок конкурентов, – советует председатель Руспродсоюза Максим Протасов. – Есть еще третий путь – стать производителем частных марок для розницы, как для локальной, так и для федеральной в сегменте собственных торговых марок».

Ожидаемая конкуренция будет происходить не только с российскими игроками, но и в связи с вступлением России в ВТО, усилится конкуренция и с иностранными.

«Цель вступления в ВТО – снятие барьеров для экспортной торговли, поэтому те сектора экономики, которые по большей части не являются экспортерами, при вступлении в ВТО будут находиться в ущемленном состоянии, – считает Максим Протасов. – Конечно, хорошо, когда ты умеешь выживать в жесткой конкурентной борьбе, но все же меры господдержки, особенно в первое время, очень нужны, и мы на них рассчитываем».

«Российская Бизнес-газета» №837 (8)
Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Фоторепортаж 9-го магазина в России
75
Как адаптируются покупатели и сети к новой реально...
48
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
954
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1954
Сколько стоит доработать шаблонное ПО, усмирить «з...
43
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
739

Времена бурного роста организованной розничной торговли в России прошли. Новым игрокам все труднее выйти на рынок из-за усиливающейся конкуренции. При этом снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения не обещает быстрого увеличения оборота розничной торговли. Однако, несмотря на объективные проблемы, многие ритейлеры смотрят в будущее с оптимизмом, планируя усиливать позиции в регионах и осваивать рынок за Уралом.

Согласно последнему исследованию Ernst and Young, среди основных проблем розничного рынка респонденты отмечают общие экономические условия (67%), неблагоприятное законодательство (53%), а также проблемы нехватки квалифицированного персонала (47%). Доля компаний, считающих общие проблемы в экономике основной угрозой развития отрасли, практически не изменилась по сравнению с результатами исследования, проводившегося в 2009 году в разгар кризиса (66% в 2009 году). Между тем недовольство опрошенных по поводу законодательства возросло с 43% в 2009 году до 53% в 2011 году. Большинство респондентов (57%) ожидают дальнейшего ужесточения требований законодательства, регулирующего розничную торговлю.

С завершением острой фазы финансового кризиса внутренние проблемы компаний заметно изменились. Если в период кризиса основное беспокойство вызывали снижение покупательского спроса и высокие процентные ставки, то сейчас на первое место вышли проблемы, связанные с наймом персонала, а также с использованием недвижимости (рост арендных ставок и недостаток качественных объектов для открытия новых магазинов).

Тем не менее большинство компаний планируют дальнейшее увеличение количества магазинов как за счет повышения уровня проникновения в те регионы, где у них уже имеются магазины, так и путем освоения новых.

«Чтобы обеспечить рост компании через 3-5 лет теми же темпами, что и сейчас, нужно начинать думать о выходе в новые большие регионы за Уралом, – считает президент компании »Дикси« Илья Якубсон. – Конечно, это не вопрос этого года и даже не следующего, но об этом нужно задуматься уже сейчас. Такое расширение капиталоемко и требует много времени, но это того стоит».

Кроме того, некоторые участники рынка считают необходимым наладить отношения с производителями. По их мнению, это позволит усилить конкурентные преимущества перед иностранными игроками, прихода которых ожидают в связи с вступлением России в ВТО.

«Вступление России в ВТО наконец развернет нашу розницу лицом к производителям, – уверен учредитель компании »Панорама Ритейл« Владимир Бохан. – Наши конкурентные преимущества консолидируются в регионах. Мы видим много примеров, когда продовольственный ритейл начинает находить точки соприкосновения с производителями, начинает делать совместные проекты. Это одно из серьезнейших направлений, развивая которое мы можем увеличить конкурентоспособность отечественной розницы».

Несмотря на то что многие участники рынка (64%) ожидают прихода иностранных игроков, представители иностранных розничных сетей говорят о снизившемся интересе к российскому рынку из-за падения темпов его роста и усиления конкуренции.

«В прошлом году у многих ведущих сетей было зафиксировано рекордное количество открытий новых магазинов, – говорит Илья Якубсон. – В связи с этим сумма среднего чека будет уменьшаться, потому что если открывается магазин напротив, неважно, хороший или плохой, в любом случае он отберет у вас какое-то количество покупателей. Если мы посмотрим на статистику Европы, то там уже давно нет такого трафика, какой имеет средний российский магазин. Сейчас растет количество площадей и соответственно происходит насыщение, но до конца этого насыщения еще очень далеко».

Согласно прогнозам минэкономразвития, рост оборота розничной торговли в 2012 году ожидается на уровне 5,5%. Однако, по словам самих участников рынка, точные темпы роста пока предсказать невозможно. В 2012 году стоит ожидать как незначительного роста в пределах 5%, так и увеличения на 15-20%.

«В этом году ритейл покажет неплохой рост, – считает директор по связям с инвесторами компании »Магнит« Олег Гончаров. – К тому же от 2012 года мы ждем некоего прорыва с точки зрения регуляторного доминирования государства. Одним из результатов принятия закона о торговле явилось то, что мы стали значительно больше внимания уделять разговорам с производителями, потому что произошли изменения, направленные на большую открытость и информированность».

Рост рынка и экспансия сетей позволят крупным и средним игрокам укрепить свое положение. Участники рынка говорят о необходимости развивать бизнес в регионах, создавать собственную инфраструктуру логистики и повышать уровень присутствия как в уже освоенных, так и в новых регионах.

Выходить на российский розничный рынок с каждым годом будет все сложнее. Новых участников ждет конкуренция с сильными игроками, среди которых не только лидеры отрасли, но и менее крупные региональные сети, имеющие устойчивые позиции на локальных рынках. В условиях ужесточающейся конкуренции окажутся также и производители.

«Региональным поставщикам нужно становиться федеральными игроками или оставаться работать в своем регионе, закрепляя конкурентное преимущество в конкретном продукте или же там, где можно »зацепить« локальную лояльность и не пускать на свой локальный рынок конкурентов, – советует председатель Руспродсоюза Максим Протасов. – Есть еще третий путь – стать производителем частных марок для розницы, как для локальной, так и для федеральной в сегменте собственных торговых марок».

Ожидаемая конкуренция будет происходить не только с российскими игроками, но и в связи с вступлением России в ВТО, усилится конкуренция и с иностранными.

«Цель вступления в ВТО – снятие барьеров для экспортной торговли, поэтому те сектора экономики, которые по большей части не являются экспортерами, при вступлении в ВТО будут находиться в ущемленном состоянии, – считает Максим Протасов. – Конечно, хорошо, когда ты умеешь выживать в жесткой конкурентной борьбе, но все же меры господдержки, особенно в первое время, очень нужны, и мы на них рассчитываем».

«Российская Бизнес-газета» №837 (8)
Сети идут за Уралretailer, retail, ритейл, ритейлеры, экспансия, торговые сети, розничная торговля
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Сети идут за Урал
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/61561/2017-05-30