15 августа 2008, 00:007355 просмотров

Мэтры розницы. Доходность украинского ретейла снижается

Надежда ГОНЧАРУК, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ, Контракты

Крупные розничные сети вынуждены диверсифицировать бизнес, отдавая предпочтение высокорента-бельному строительству торговых центров. Прибыльность украинского ретейла падает из-за постоянно растущих ставок аренды торговых площадей, они только за последний год увеличились как минимум на 25-30%.

Владелец «Великої Кишені» Роман Лунин создал девелоперскую компанию VK Development. Девелопер намерен инвестировать в строительство коммерческих объектов $500 млн и к 2011 году планирует управлять торговыми центрами общей площадью 675 тыс. кв. м. Амбициозные планы подкреплены портфелем земельных участков: сейчас VK Development владеет примерно 80 га земли.

Собственник супермаркета «Фуршет» Игорь Баленко продал часть акций сети всемирно известному французскому розничному оператору Auchan. Но взамен получил больше — стратегического партнера в лице транснациональной торговой компании, вместе с ней владелец Фуршета будет строить в Украине сеть крупных торгово-развлекательных комплексов. Игорь Баленко недавно стал еще и совладельцем девелоперского холдинга «Трускавец-Курортсервис», но уже без помощи французов.

Синергия ретейла и девелопмента — общемировая тенденция. Правда, большинству крупных западных ретейлеров понадобилось почти полвека, чтобы осознать выгоду совмещения торговли и управления недвижимостью. Украинским розничным операторам для этого хватило всего 10 лет.

Проблемы роста

Годовые обороты крупнейших украинских ретейлеров уже превышают $1 млрд, выручка компаний растет быстрее, чем розничный товарооборот в стране. Тем не менее маржа в розничном бизнесе снижается. Прибыльность украинского ретейла падает из-за постоянно растущих ставок аренды торговых площадей, они только за последний год увеличились как минимум на 25-30%. «Торговля — один из наиболее интенсивно растущих рынков. Розничные сети стремительно развиваются за счет арендованных площадей (поскольку на строительство собственных магазинов уходит гораздо больше времени. — Прим. Контрактов). Но качественных объектов торговой недвижимости, соответствующих стандартам крупных операторов, в Украине практически нет. В результате дефицит площадей и высокие ставки аренды снижают эффективность розничного бизнеса», — объясняет тенденцию Контрактам финансовый директор компании «О’КЕЙ Украина» Владислав Малинин. Развитие же сети за счет поглощения мелких бизнесов в последние годы тоже стало неоправданно дорогим удовольствием — владельцы малых сетей или отдельных торговых точек, спекулируя на высоком спросе, завышают на них цены.

Мест нет Количество торговых площадей на 1 тыс. жителей, 2007 г.

Аналитики Knight Frank уже подсчитали, что совокупная площадь всех качественных торговых центров Киева достигает 683,1 тыс. кв. м, при этом доля вакантных площадей, которые на данный момент можно арендовать, составляет мизерные 1-3%, или 7-20 тыс. кв. м.

Падение прибыльности торговли вынуждает собственников продуктовых сетей искать новые источники доходов в других отраслях. «Наиболее эффективные инвестиции для ретейлеров — в смежные рынки. Поэтому стремление розничных торговцев вкладывать средства в коммерческую недвижимость вполне оправданы», — замечает Юрий Наврузов, управляющий партнер Netton CG, профессор менеджмента МИМ-Киев. По словам эксперта, рентабельность продаж в рознице составляет 3-7% от оборота, в то время как девелопмент может принести прибыль, соизмеримую с размером вложенных в объект инвестиций. Хотя суммарный доход в торговле, как правило, выше — за счет масштабности сетей.

Стройка века

«Создание ретейлером собственной девелоперской компании, строящей торговые центры и сдающей площади в аренду, решает сразу две задачи: диверсифицирует бизнес торговой сети и обеспечивает последовательное развитие основного направления — ретейла», — объясняет генеральный директор инвестиционно-девелоперской компании Global Solutions Сергей Тумасов.

Девелопмент коммерческой недвижимости считается одним из самых высокодоходных бизнесов на развивающихся рынках стран Восточной Европы. К примеру, по данным Forbes, в прошлом году российское подразделение шведского мебельного концерна IKEA ( основной вид деятельности — производство и продажа мебели в магазинах собственной сети) заработало около $1,2 млрд на сдаче в аренду 1,3 млн кв. м торговых площадей.

Еще одно преимущество девелопмента на развивающихся рынках — рост арендных ставок. Если в странах Западной Европы стоимость аренды квадратного метра может не меняться годами, то в Украине ставки растут ежегодно, обеспечивая девелоперу прирост выручки минимум на 20% в год. Местные девелоперы могут себе позволить ежеквартально повышать арендные ставки — в Украине дефицит качественных объектов. По данным Knight Frank, в начале 2008 года якорные операторы платили украинским рантье $180-480 за кв. м в год, а операторы торговой галереи — $960-3600. За последние семь лет ставки в среднем выросли в пять раз.

«Рентабельность ретейла невысока, но этот бизнес приносит стабильный доход, формируя высокую стоимость компании в долгосрочной перспективе. Доходность девелопмента выше, но он не столь существенно увеличивает цену компании», — объясняет Владислав Малинин.

Общее построение

Строительная компания Immochan, входящая в холдинг французского торгового оператора Auchan управляет 268 торговыми центрами общей площадью 1,45 млн кв. м в 12 странах мира. Французы сдают свою недвижимость в аренду 9 тысячам торговых операторов — в прошлом году компания заработала на недвижимости EUR393 млн.

Шведская IKEA начала заниматься девелопментом в России и сейчас переносит российский опыт на другие рынки. «Я посещал один из их последних моллов «Мега» в Москве, — рассказывает Артем Новиков, инвестиционный консультант, партнер консалтинговой компании «Диалог-Классик». — Это крупнейший торговый центр площадью 270 тыс. кв. м, в него инвестировано около $400 млн. Основным якорем «Мега» выступает мебельный гипермаркет IKEA, но при этом шведы также сотрудничают с гипермаркетом OBI и другими торговыми операторами».

Одной из первых транснациональных розничных компаний, начавшей зарабатывать на аренде площадей в Восточной Европе, была McDonald’s. Компания получала в пользование землю и строила офисные центры в России еще во времена СССР — в начале 1990-х. Тогда вывозить капитал за границу было проблематично и невыгодно. Американцы не конвертировали рубли в валюту, а инвестировали доходы от ресторанов быстрого питания в недвижимость. Арендаторы принадлежащих McDonald’s бизнес-центров расплачивались долларами. Когда проблема с вывозом капитала была решена, McDonald’s выставила на продажу три офисных здания в Москве. «В Киеве компании принадлежат один из деловых центров в центральной части города (Крещатик Плаза. — Прим. Контрактов) и ряд других коммерческих объектов, — говорит Артем Новиков. — McDonald’s владеет высококлассной недвижимостью, ее рестораны обычно располагаются в удобных местах с интенсивными автомобильными и пешеходными потоками». Сегодня основатель McDonald’s System Inc. Рэй Крок не устает повторять, что его основной бизнес не гамбургеры, а недвижимость. Первоначальный план широкомасштабной продажи франшиз создал гигантский бизнес, но так и не дал его автору значительного дохода. Дорого продавать права на торговую марку было невозможно: это застопорило бы рост сети. А дешевизна франшизы приводила к тому, что основную выгоду от раскрутки бизнеса получал ее покупатель. В результате оборот сети его ресторанов увеличивался значительно быстрее, нежели доход самого Крока. И тогда он несколько модифицировал идею. McDonald’s System Inc. начала зарабатывать не столько на продаже прав на использование ТМ, сколько на недвижимости.

Украинские торговые операторы начали заниматься девелопментом только в начале нынешнего десятилетия. «Нас привлекла доходность и перспективность этого вида бизнеса», — объясняет Сергей Сидоренко, директор по маркетингу «Край Проперті», начинавшей бизнес с розничной торговли. Компании принадлежат торгово-развлекательные центры «Магелан», где якорными арендаторами выступает принадлежащий «Край Проперті» гипермаркет «Країна». Сейчас в управлении компании находится около 45 тыс. кв. м торговых площадей, средняя ежемесячная арендная ставка составляет $50-250 за кв. м. К 2010 году в портфеле девелопера будет уже 300 тыс. кв. м торговых площадей, построенных на собственной земле.

Еще один пример этого бизнеса, выросшего на базе торговли, — торгово-развлекательный центр «Караван» в Киеве. Владельцам одного из наиболее успешных столичных ТРЦ принадлежит одноименный гипермаркет в составе торгово-развлекательного комплекса. Ежемесячные арендные ставки в Караване давно достигли отметки в $200 за кв. м.

«Концепция ТРЦ «Караван» является лучшей из представленных в Украине. Неплохо под руководством компании «Край» развивается сеть «Магелан». Сеть «Эпицентр» размещает свои строительные гипермаркеты в самостоятельно построенных ТЦ с очень правильным зонированием», — оценивает девелоперские проекты ретейлеров Сергей Тумасов из Global Solutions.

Концепция прибыльности

Любой построенный в Украине торговый центр будет приносить стабильный доход — площади в качественных объектах арендаторы бронируют еще до ввода объекта в эксплуатацию. У неудачных проектов возрастает срок окупаемости, но и они все равно прибыльны. Кроме того, под строительство коммерческого объекта ретейлеру проще взять кредит или привлечь средства, чем получить займ на развитие сети. Например, в ноябре 2006 года VK Development привлекла $37 млн путем размещения 23% акций среди западных инвесторов.

Продуктовый супер- или гипермаркет (принадлежащий ретейлеру-девелоперу) в качестве «якоря» торгового центра обеспечивает высокую посещаемость объекту. «Торговые центры, строящиеся ретейлерами, имеют важное преимущество. У них уже есть якорный арендатор, а это существенно облегчает сдачу в аренду остальных площадей центра», — отмечает Сергей Тумасов. «Крупный гипермаркет с широким ассортиментом и высокими стандартами обслуживания, как правило, обеспечивает большой поток посетителей для всего ТРЦ. В этом заинтересованы и остальные арендаторы, поэтому арендные ставки для них выше, чем для якоря, — добавляет Владислав Малинин. — Большое количество собственных объектов (ТРЦ) повышает эффективность (прибыльность) компании, ее стабильность, делает независимой от арендных ставок, но при этом требует больших вложений (инвестиций)».

Впрочем, необходимость крупных вложений не пугает ретейлеров, сделавших ставку на девелопмент, — игра стоит свеч. «Мы самостоятельно управляем своими объектами и размещаем в Магеланах в качестве «якорей» собственные гипермаркеты «Країна», — рассказывает Сергей Сидоренко. — Руководство приняло решение, что в украинских реалиях эффективнее и надежнее владеть недвижимостью, чем ее арендовать», хотя наши магазины работают и на арендованных площадях в других ТЦ».

Синергию ретейл-девелопмент может нарушить лишь нехватка квалифицированных кадров. «Чтобы развиваться разносторонне, необходимо иметь хороший штат менеджеров, — утверждает аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Алексей Зеркалов. — Пока нет показательных примеров компании, одновременно компетентной в вопросах недвижимости, розничной торговли, ресторанном и отельном бизнесах. Если компания успешна в одном направлении, это не значит, что она будет успешна и в другом».

Специфика украинского рынка в том, что у большинства украинских ретейлеров, диверсифицирующих бизнес, нет еще ярко выраженной стратегии. «Ни один из отечественых операторов пока не является крупным девелопером во всеукраинском масштабе, — соглашается Артем Новиков. — Тем не менее розничный оператор, выступая в роли девелопера, при профессионально разработанном проекте может рассчитывать на успех, так как дефицит качественных объектов коммерческой недвижимости наблюдается в большинстве крупных городов. Если в Украине все же случится экономический кризис или какие-то существенные изменения на розничном рынке, тогда можно будет оценить, какая стратегия была более эффективной — развитие одного ретейла или в связке с девелопментом».

Продажа как спасение

Но даже при нехватке кадров, способных грамотно управлять торговым центром, владелец розничной сети может по окончании строительства или на начальном этапе эксплуатации ТЦ выгодно продать объект. «Инвестиции в строительство одного квадратного метра торговой площади составляют $800-900, а цена продажи — $2,5-3 тыс. Рентабельность достигает 212%», — приводит пример расчета прибыльности девелопмента Алексей Зеркалов.

«Экономическая целесообразность требует разделения этих двух бизнес-направлений. Если по каждому из них формируется хороший менеджмент, торговый центр не обязательно продавать, — рассуждает Юрий Наврузов. — Но на практике менеджмент часто смешан, и со временем собственнику приходится определяться: управлять объектом недвижимости или розницей. Как правило, владелец останавливается на ретейле как на своем родном бизнесе».

Впрочем, пока ни один из украинских ретейлеров не отказался от развития и девелоперского направления. Зато противоположный пример, когда торговый оператор продает свои магазины и сосредотачивается на девелопменте, уже есть. В июле собственники компании «Амстор» выставили на продажу розничное подразделение, планируя выручить за сеть одноименных продуктовых гипермаркетов $500-600 млн. При этом будет сохранено подразделение «Амстор», занимающееся коммерческой недвижимостью. «Девелопмент как бизнес гораздо проще, чем розничная торговля, поэтому недвижимостью сейчас занимаются даже непрофильные компании», — объясняет Алексей Зеркалов.

В краткосрочной перспективе инвестиции в ретейл являются более доходными, поскольку практически вся украинская розница работает с поставщиками с отсрочкой платежа. Девелопмент выгоден при инвестицях на пять и более лет. «По сравнению с прибыльностью ретейла девелопмент особенно выгоден, если речь идет о сделке по продаже построенного торгового центра. Но такой сценарий несет определенную угрозу для ретейлера, заключающуюся в том, что у нового владельца могут быть свои взгляды на пул арендаторов, в который бывший собственник торгового объекта может и не входить», — рассказывает Сергей Тумасов.

«Сила крупной розничной сети — в генерировании значительного денежного потока, хорошей узнаваемости бренда и способности привлекать большое количество покупателей. Уязвимые места — низкая маржинальность и незначительный объем основных средств, — резюмирует Владислав Малинин. — Девелоперский бизнес связан с управлением активами, рыночная стоимость которых постоянно повышается. Маржинальность этого бизнеса намного выше, чем у ретейла, но генерируемый денежный поток значительно ниже. Таким образом эти два направления, сосредоточенные в одном портфеле, взаимно дополняют друг друга».

ЭКСПЕРТИЗА

Французский связной

Основатель торговой сети «Фуршет» Игорь Баленко рассчитывает, что сотрудничество с французской Auchan  позволит его компании выйти в лидеры украинского ретейла

Почему крупные украинские ретейлеры начали активно инвестировать в коммерческую недвижимость, производство, отельный и ресторанный бизнес — снизилась доходность торговли?

— Это желание не топ-менеджеров компаний, а их владельцев. Они одновременно участвуют в других бизнесах и хотят развивать все перспективные направления. У каждой компании много собственников и каждый занимается тем, что ему нравится. Мы, например, сотрудничаем с группой Auchan, строящей в Украине гипермаркеты и торгово-развлекательные центры. В то же время менеджмент розничной сети управляет своим бизнесом и, в принципе, не заинтересован в его диверсификации.

По данным открытых источников, вы владеете 39% акций девелоперской компании «Трускавец-Курортсервис» (ТКС), 68% акций гостиничного оператора Clubhouse Group Holding (сеть трехзвездочных отелей «7 дней») и 25% сети ресторанов «Грылица». ЗАО «Фуршет» объединяет все эти направления?

— Нет, к Фуршету они прямого отношения не имеют. Но я действительно являюсь одним из совладельцев перечисленных компаний.

Будет ли ТКС предоставлять площадки под строительство гостиниц «7 дней», ведь у ТКС и Clubhouse Group Holding общие акционеры?

— Да. Если это будет выгодно обеим компаниям, потому что у них разные цели и задачи. Предлагать партнерам участки ТКС будет в первую очередь, но по рыночным ценам и на общих основаниях.

Вы собираетесь до 2012 года открыть 30 ресторанов, до 2014 года — 9 отелей, а с Auchan и ТКС построить 5 торгово-развлекательных центров. Почему вы решили развивать именно эти направления?

— Они очень перспективные с точки зрения доходности, и мне это интересно. Изначально мы занимались коммерческой недвижимостью, но использовали ее для своих нужд: арендовали, покупали торговые помещения под магазины «Фуршет». Теперь решили строить и сдавать в аренду офисные, жилые и развлекательные центры.

Коммерческая недвижимость прибыльнее торговли?

— Смотря, какую цель ставить перед собой. Торговля — более рискованный бизнес: большинство площадей арендуется, многое зависит от формата, от действий команды управляющих менеджеров. Девелопмент считается более стабильным, чем оперативный бизнес. Здесь главное найти хорошую площадку в центре города, придумать концепцию для будущего торгового или офисного центра — и это всегда будет работать. Но доходность на вложенный капитал намного ниже, чем в ретейле.

Другими словами, вам все равно, как зарабатывать миллион в год: в виде 3% от 100 миллионов оборота супермаркетов, или 30% от 1 миллиона, вложенного в строительство коммерческой недвижимости?

— Да.

Почему вы заинтересовались отельным бизнесом, ведь гостиницы окупаются гораздо дольше торговых центров или офисов?

— Потому что эта ниша свободна. У нас есть либо отели очень высокого класса с заоблачными ценами, либо дешевые гостиницы с низким качеством обслуживания. Современных гостиниц с недорогими номерами в Украине нет. Поэтому мы решили развивать сеть трехзвездочных отелей, с номерами за $60-100 в сутки. «7 дней» рассчитаны на путешествующих по стране украинцев — отправившихся в поездку по делам или отдыхающих.

Каждый ресторан «Грылица» обходится в $280 тысяч, гостиница «7 дней» в $20 миллионов, торговый центр от ТКС — $25 млн. В какое направление вы инвестируете больше всего?

— В развитие розницы, потому что она требует крупных инвестиций.

Сколько планируете вложить в открытие новых Фуршетов в Украине и Молдове в 2008-м?

— $100 миллионов. 30-40% — собственные средства, остальные — заемные. Мы развиваемся в соответствии с планом — до конца года откроем около 30 новых супермаркетов и выйдем на оборот в $1,24 миллиарда.

Вы активно пользуетесь кредитными средствами. В конце 2007 года ЕБРР выдал вам займ на $90 миллионов. Сколько всего долговых обязательств у Фуршета?

— Это коммерческая тайна. Долгов много — мы пользуемся всеми возможными кредитными ресурсами для развития сети. Но по сравнению с нашими оборотами в сотни миллионов долларов и размерами компании они невелики. Крупные сети могут брать в долг миллиарды гривен и чувствовать себя спокойно, потому что у них значительные оборотные средства и прибыль. Мы никогда не создаем кризисную ситуацию, когда не можем отдать кредит в оговоренный срок.

Продав часть акций на зарубежной фондовой бирже, можно не только рассчитаться с кредиторами, но и привлечь средства для развития. Вы не планируете IPO?

— Сейчас нет, поскольку уже продали 20% акций группе компаний Auchan. Фуршет рассчитывает на стабильное и долгосрочное сотрудничество с сильным партнером. В ближайшие пять лет мы не планируем IPO, потом — посмотрим.

По информации агентства «Интерфакс», 2007-й ЗАО «Фуршет» закончило с убытком в 966,6 тысяч гривен, хотя еще год назад прибыль составляла 549,7 тысяч гривен — почему?

— У вас неверные сведения. Мы только заканчиваем аудит, после чего официально опубликуем результаты своей деятельности. По моим предположениям, финансовый год Фуршет закончил без потерь.

По обороту Фуршет в 2007 году занял третье место среди украинских ретейлеров — после Fozzy Group и Metro C&C. Вас устраивает эта позиция?

— Да, потому что быть лидером — значит попасть в тройку. Мы считаем, что это нормальная ситуация, но стремимся к первенству. Думаю, что совместно с группой Auchan через два года станем компанией номер один на розничном рынке, поскольку у нас будет консолидированная отчетность и будут учитываться обороты украинского подразделения Auchan и Фуршета.

Кстати, о партнерстве: кто, кроме вас, владеет ЗАО «Фуршет»?

— Это закрытая информация. Нашим акционером был ЕБРР, но он продал свою долю Auchan (ЕБРР продал 15% акций ЗАО «Фуршет». — Прим. Контрактов). Мы поменяли финансовых партнеров на стратегических.

Auchan и Фуршет конкурируют между собой?

— Нет. Формат Фуршета — супермаркеты до семи тысяч квадратных метров торговой площади. Auchan строит гипермаркеты — свыше семи тысяч.

В супермаркетах закупаются на день или два, в гипермаркетах — на всю неделю — у нас разные форматы и стратегии продаж. Думаю, мы можем быть лидерами на рынке и не конкурировать, а наоборот помогать друг другу.

В чем отличие «стратегии продаж» Фуршета и украинского Auchan?

— У гипермаркетов иная ценовая политика и ассортиментный ряд. В основном они зарабатывают не на продуктах питания, а на товарах категории non-food. В гипермаркетах можно купить мебель, бытовую технику, мобильные телефоны и т. д., а Фуршет основной доход получает от продажи пищевых продуктов.

У альянса есть готовые площадки под строительство семи гипермаркетов Auchan?

— Да, они находятся в собственности Ашан-Украина.

Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке организованной торговли?

— Доля организованной розницы пока не очень высока — менее 50% по всей стране. Конкуренция наблюдается только в крупных городах, иногда в некоторых городских районах, в целом в Украине она невелика. Так что когда Антимонопольный комитет называет нас, розничные сети, монополистами — это звучит смешно. Кроме того, у каждой торговой точки, независимо от формата и наценок, своя аудитория. Розница привязана к дому — никто не станет ездить в супермаркет из одной части города в другую. Кстати, я не считаю, что в Киеве большая конкуренция, потому что в столице очень мало свободных площадок под супермаркеты. Думаю, действительно серьезная борьба за покупателя среди сетевых магазинов начнется через 3-5 лет.

Тем не менее даже на таком низкоконкурентном рынке почти не развиваются российские сети. Украинские Патэрсоны проданы. Прекратил развивать бизнес в Украине «Перекресток». Он следующий кандидат на поглощение?

— Насколько я знаю, «Перекресток» будет сотрудничать с компанией «XXI Век» — открывать супермаркеты в ее торговых центрах. Собственник «Перекрестков» — российская Х5 Retail Group — большая компания. Она не сдастся. Планы у нее значительны, и я не думаю, что украинский рынок им неинтересен.

На открытие торгового центра уходит несколько лет. Можно предположить, что «Перекресток» даже в сотрудничестве с XXI Веком не сможет угнаться за лидерами рынка, открывающими по 20-30 супермаркетов за год.

— Значит, «Перекресток» будет развиваться пассивно.

Портрет ретейлера

ЗАО «Фуршет» владеет сетью одноименных супермаркетов. 100% акций компании принадлежат британской Anthousa Ltd., около 80% из них — основателю Фуршета Игорю Баленко и его партнерам, 20% — Auchan.

Оборот сети в 2007 году составил $870,7 млн, данные RetailStudio. Количество торговых точек в июне 2008-го — 86. Весной прошлого года, после продажи 20% акций Anthousa Ltd. французской группе Auchan, при участии французов были созданы две компании. Первая — «Ашан-Украина» (66% акций принадлежит Auchan, 19% — ЗАО «Фуршет», 15% — председателю наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Баленко). Эта компания будет открывать гипермаркеты и координировать операционную деятельность подразделений ретейла. Вторая — девелоперская компания «Иммошан-Украина» (50% акций принадлежит Auchan, 40% — Баленко, а 10% — третьему финансовому партнеру).

Торговать — не строить

Владимир Костельман, президент Fozzy Group, украинского ретейлера № 1, не собирается развивать девелоперское направление

Планируете ли вы строить торговые центры для продажи и сдачи площадей в аренду, как это делают другие крупные ретейлеры?

— Думаю, на данный момент бизнес группы достаточно диверсифицирован. Кроме торговых сетей «Сільпо», «Фора» и оптовых гипермаркетов Fozzy C&C, у нас есть промышленные активы, развиваем ресторанное направление и несколько других видов бизнеса.

Какое из всех ваших подразделений наиболее прибыльное?

— Ключевую роль в бизнесе группы играет торговое направление. По сравнению с другими предприятиями наиболее прибыльна торговая сеть «Сільпо». По данным GfK, доля супермаркетов «Сільпо» в организованной продуктовой рознице составляет 12% по всей Украине.

Прибыль Fozzy Group в 2006-м по EBITDA составила $46 млн, а сколько в 2007-м?

— Рентабельность EBITDA группы компаний Fozzy Group в 2007 году была на уровне 6% (конкретную сумму прибыли до амортизации, вычета налогов и выплат по кредитам Владимир Костельман назвать отказался. — Прим. Контрактов).

Удастся ли достичь запланированного группой на 2008 год оборота в $2,8 млрд?

— Fozzy Group развивается в соответствии с планами, поставленными в начале года. Мы предполагаем, что по сравнению с прошлым годом сможем увеличить выручку почти вдвое.

В 2007-м вы потратили на поглощение сетей и открытие новых супермаркетов $128 млн. Сколько планируете инвестировать в 2008-м?

— В целом за год на развитие группы рассчитываем потратить около $230 млн. Сколько намечено инвестировать в сделки с другими сетями, сейчас оценить сложно, поскольку для их заключения требуется участие еще как минимум одной стороны.

Четыре года назад вы не сумели закрепиться на рынке Москвы — пришлось закрыть магазины «Сільпо». Не было желания в отместку купить киевские Патэрсоны, которые российский ретейлер в итоге продал компании «ЕКО», владеющей сетью супермаркетов «ЕКО-Маркет»?

— Нет, хотя нам и предложили купить эту сеть. Но локации магазинов Патэрсон в Киеве нас не заинтересовали.

Вы отказались от IPO — не хотите терять контроль над компанией?

— Да, мы не будем использовать этот инструмент — планируем развиваться, сохраняя существующую частную структуру собственности. Средства для развития можно найти и в других источниках. Fozzy Group реинвестирует прибыль, но также успешно привлекает заемный капитал. Это в основном традиционные долговые инструменты: облигации, кредиты.

Сегодня доля заемного капитала у вас достигает 50% по отношению к собственным средствам. Планируете ли уменьшить объемы долгов?

— Компания считается финансово успешной, если заемные и собственные средства в структуре капитала уравновешены. Развиваться только за счет реинвестирования собственных средств непродуктивно, потому что в этом случае увеличивается стоимость инвестиций в долгосрочной перспективе. Поэтому в ближайшие несколько лет мы планируем привлекать заемные средства. В среднем долговая нагрузка сохранится в существующих пределах.

С приходом в Украину западных сетей станет ли Fozzy Group более лояльной к местным поставщикам?

— Перед тем как попасть на полки наших магазинов, каждый товар проходит отбор. Критериев несколько: продукция должна пользоваться популярностью у потребителя, а тот в свою очередь обязан обеспечивать оговоренные объемы поставок. Мы лояльны ко всем международным, национальным или региональным поставщикам, которые могут обеспечить выполнение этих двух критериев.

Портрет ретейлера

Fozzy Group основана в 1997 году, объединяет бизнесы различных направлений, ключевым из которых является розничная торговля. Оборот компании в 2007 году составил около $1,5 млрд. Торговое направление Fozzy Group представлено сетями различных форматов: супермаркеты «Сільпо» (147), магазины у дома «Фора» (124), оптовые гипермаркеты Fozzy C&C (4). С декабря 2006 года Fozzy Group продает в своих сетях товары под собственной торговой маркой «Премія». Промышленные активы компании: Нежинский консервный комбинат (ТМ «Нежин»), Малинский мясоперерабатывающий завод, птицефабрика «Варто» и компания «Эко-Сервис Украина». Другие направления деятельности группы компаний Fozzy Group: сеть аптек «Будь здоровий» (22), интернет-магазин GONZA. Ресторанный бизнес: ресторан чешской кухни «У Хромого Пола» и ресторан Prad-A-Cafе’. Fozzy Group имеет собственные распределительный центр, логистические ресурсы и службу грузоперевозок. Количество сотрудников группы — 40 тыс. Одним из совладельцев сети является президент корпорации Владимир Костельман, другие акционеры не разглашаются.

Три вопроса лидеру

Как шведы под Москвой

Самым успешным российским девелопером в прошлом году журнал Forbes признал... оператора одноименной сети мебельных гипермаркетов IKEA. Компания заработала $1,188 млрд только на сдаче в аренду коммерческих площадей.

Концерн IKEA имеет шведские корни и поддерживает имидж шведской компании в маркетинговых целях. IKEA принадлежит нидерландскому фонду Stichting Ingka Foundation. Штаб-квартира крупнейшего холдинга по производству мебели находится в Лейдене, Южная Голландия.

Визитная карточка IKEA в России — крупноформатные торгово-развлекательные моллы «Мега», площадь каждого — 150-300 тыс. кв. м. В конце прошлого года компания сдавала в аренду 1,3 млн кв. м торговых площадей. В 2007-м IKEA открыла в Москве первый из шести корпусов бизнес-парка «Химки».

Первый мебельный магазин IKEA (около 30 тыс. кв. м, инвестиции — порядка $40 млн) в Москве открылся в марте 2000-го, а молл «Мега» (150 тыс. кв. м, $200 млн) — в декабре 2002 года. IKEA объявляла о намерении инвестировать $2,7 млрд в открытие не менее 18 торговых центров «Мега».

Компания пыталась зайти в Украину еще в начале 2000-х, но ей долго не удавалось подружиться с украинскими властями. Правительство отказало IKEA в участке под Киевом, выбранном шведами под строительство первой украинской «Мега». В конце прошлого года шведы купили участок площадью 18 га в столице на вторичном рынке. Правда, на нем они собираются построить торговый центр всего на 80 тыс. кв. м. Компания также рассматривает вариант строительства ТРЦ площадью 170 тыс. кв. м в Днепропетровске.

Пэр КАУФМАН, генеральный директор IКЕА в России и СНГ

1 IKEA строит и сдает в аренду торговые центры только в России или это стратегия компании по всему миру?

— Раньше IKEA в значительно меньшей степени развивала девелоперское направление в других странах. Но сейчас девелопмент становится основной стратегией развития компании в целом. Это значит, что мы будем открывать магазины IKEA вместе с торговыми центрами везде, где это будет возможно.

2 Forbes подсчитал, что в прошлом году компания заработала на аренде площадей в России более $1 млрд. Какой из двух бизнесов — ретейл или девелопмент — более доходный?

— Поскольку IKEA является частной компанией, мы предпочитаем не разглашать объемы продаж и финансовые результаты своей деятельности. Эти два направления — девелопмент и ретейл — сильно отличаются, поэтому мы предпочитаем вообще их не сравнивать. Можно сказать, что одно усиливает другое.

3 Больше инвестируете в строительство моллов «Мега» или в развитие мебельных магазинов IKEA?

— Строительство торгового центра «Мега» требует больших инвестиций, чем открытие магазина IKEA. В настоящее время в России работает 11 семейных торговых центров. Однако в масштабе деятельности компании IKEA в целом инвестиции в магазины выше, чем в торговые центры.

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Или «Подводные камни» 54-ФЗ в российском e-commerc...
1801
Тренды рынка и влияние новых законов
2154
Интервью с Эльвирой Агурбаш, ставшей известной пос...
492
Сергей Гончаров, генеральный директор ООО «Агро-Сп...
1002
Мэтры розницы. Доходность украинского ретейла снижаетсямэтры, розница, доходность, украинский, ритейлер, сеть