Баннер ФЗ-54
12 августа 2008, 00:00 4318 просмотров

Фокус с "Копейкой"

Нина Данилина, Журнал «Секрет Фирмы» № 31(263)

Сеть "Копейка" распалась на две юридически не связанные компании — ОАО "ТД "Копейка"" и ООО "Копейка-Поволжье". По мнению владельца сети Николая Цветкова, благодаря этому шансы привлечь публичный капитал у ритейлера подрастут.

Согласно презентации сети, подготовленной для аналитиков инвестбанков, Николай Цветков выкупил у ОАО "Торговый дом "Копейка"" региональные магазины в Воронеже и Самаре за $25 млн. Теперь их развитием по франшизе займется новая компания "Копейка-Поволжье", а ТД "Копейка" сосредоточится на Центральном регионе. Обе компании на 100% принадлежат самому Николаю Цветкову.

Отношение долга сети к EBITDA еще в начале 2007-го зашкаливало за 13 (средний по отрасли показатель — 3). Лишь благодаря снижению затрат на запуск новых магазинов и росту прибыли в уже открытых точках "Копейке" удалось снизить мультипликатор до 7 — вполне приемлемое для отрасли значение. Между тем показатели эффективности региональных магазинов всегда были ниже, чем у московских. К примеру, годовая выручка с 1 кв. м столичных магазинов составляла $12,5-13 тыс., региональных — $7,5-8 тыс. Похоже, в компании сочли, что проще избавиться от региональных точек, нежели работать над ростом их оборотов.

А в 2009 году сеть планирует разместить 25% акций ОАО "ТД "Копейка"" в ходе IPO. Так что, разделив "Копейку", Цветков убивает двух зайцев: повышает рентабельность и получает деньги для снижения долговой нагрузки.

"К реструктуризации ритейлеры прибегают довольно часто,— говорит аналитик ИГ "Капиталъ" Марина Самохвалова.— Так, сеть "О'Кей" выделила сегмент строительства недвижимости в отдельное подразделение для увеличения прозрачности компании и ее денежных потоков. Были заявления и о возможной реструктуризации в "Ленте".

Есть и оборотная сторона медали: именно за счет регионов "Копейка" демонстрировала быстрый рост в последние годы. Похоже, Цветков решил, что инвесторам важнее эффективность сети, нежели скорость ее развития и масштабы бизнеса. "Кроме того, потенциальных инвесторов может насторожить большое количество дочерних и зависимых компаний, что иногда позволяет скрывать денежные потоки",— замечает Марина Самохвалова.

Вряд ли пути "Копеек" разошлись навсегда. По заявлениям самой компании, после IPO ТД "Копейка" может выкупить "Копейку-Поволжье". Вопрос только в том, польстятся ли вновь приобретенные миноритарии сети на не слишком эффективный региональный актив. Видимо, для объединения компаний Цветкову придется изобретать еще какой-нибудь хитроумный фокус.

Статья относится к тематикам: Актуально
Поделиться публикацией:
Каждый пятый покупатель нашей планеты - китаец
1180
За 5 месяцев 2017 года финансовые показатели «Сити...
4015
Александр Пахомов, сеть из 43 кафе-мороженых Tutti...
1458
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
3539
KIKO MILANO: мастер-класс во флагманском магазине ...
5667
Кейс агропромышленной компании «Лето»
550
Новая разработка - собственное мобильное приложени...
4265

Нина Данилина, Журнал «Секрет Фирмы» № 31(263)

Сеть "Копейка" распалась на две юридически не связанные компании — ОАО "ТД "Копейка"" и ООО "Копейка-Поволжье". По мнению владельца сети Николая Цветкова, благодаря этому шансы привлечь публичный капитал у ритейлера подрастут.

Согласно презентации сети, подготовленной для аналитиков инвестбанков, Николай Цветков выкупил у ОАО "Торговый дом "Копейка"" региональные магазины в Воронеже и Самаре за $25 млн. Теперь их развитием по франшизе займется новая компания "Копейка-Поволжье", а ТД "Копейка" сосредоточится на Центральном регионе. Обе компании на 100% принадлежат самому Николаю Цветкову.

Отношение долга сети к EBITDA еще в начале 2007-го зашкаливало за 13 (средний по отрасли показатель — 3). Лишь благодаря снижению затрат на запуск новых магазинов и росту прибыли в уже открытых точках "Копейке" удалось снизить мультипликатор до 7 — вполне приемлемое для отрасли значение. Между тем показатели эффективности региональных магазинов всегда были ниже, чем у московских. К примеру, годовая выручка с 1 кв. м столичных магазинов составляла $12,5-13 тыс., региональных — $7,5-8 тыс. Похоже, в компании сочли, что проще избавиться от региональных точек, нежели работать над ростом их оборотов.

А в 2009 году сеть планирует разместить 25% акций ОАО "ТД "Копейка"" в ходе IPO. Так что, разделив "Копейку", Цветков убивает двух зайцев: повышает рентабельность и получает деньги для снижения долговой нагрузки.

"К реструктуризации ритейлеры прибегают довольно часто,— говорит аналитик ИГ "Капиталъ" Марина Самохвалова.— Так, сеть "О'Кей" выделила сегмент строительства недвижимости в отдельное подразделение для увеличения прозрачности компании и ее денежных потоков. Были заявления и о возможной реструктуризации в "Ленте".

Есть и оборотная сторона медали: именно за счет регионов "Копейка" демонстрировала быстрый рост в последние годы. Похоже, Цветков решил, что инвесторам важнее эффективность сети, нежели скорость ее развития и масштабы бизнеса. "Кроме того, потенциальных инвесторов может насторожить большое количество дочерних и зависимых компаний, что иногда позволяет скрывать денежные потоки",— замечает Марина Самохвалова.

Вряд ли пути "Копеек" разошлись навсегда. По заявлениям самой компании, после IPO ТД "Копейка" может выкупить "Копейку-Поволжье". Вопрос только в том, польстятся ли вновь приобретенные миноритарии сети на не слишком эффективный региональный актив. Видимо, для объединения компаний Цветкову придется изобретать еще какой-нибудь хитроумный фокус.

Фокус с "Копейкой"фокус, Копейка
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Фокус с "Копейкой"
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/28970/2017-07-21