Баннер ФЗ-54
16.06.2003 16 июня 2003, 00:00 3148 просмотров

Универсам превратился в торговый комплекс

Не секрет, что типовые универсамы, построенные еще в советское время, несколько лет назад устарели. Большинство из них сегодня реконструированы — это позволило старым предприятиям найти свое место в новых рыночных условиях. Магазины меняют облик и превращаются в современные торговые центры, при этом у каждого — свой путь и свои сроки реконструкции. Предлагаем вашему вниманию пример реорганизации торгового пространства «Фрунзенского» универсама, расположенного в Петербурге, на Бухарестской улице. Реконструкция здания продолжалась на протяжении 3 лет (2000-2003 гг.), причем за все это время магазин не закрывался ни на один день. В итоге его общая площадь увеличилась до 5300 кв. м (против 3000 кв. м), площадь торгового зала — до 1800 кв. м (с 1200 кв. м). Кроме этого, появились площади, которые администрация теперь сдает в аренду, а также уютное кафе.

Переоборудование

Полной реконструкции «Фрунзенского» предшествовало его переоборудование. Первые изменения универсам претерпел в 1985 году, когда морально и физически устаревшее оборудование было заменено на новое — венгерского производства.

- Правда, венгерское оборудование работало у нас лишь до начала 90-х, — поясняет директор универсама Геннадий Айсин. — К сожалению, по качеству и надежности оно значительно уступало продукции финских, немецких и итальянских заводов, которая появилась на рынке торгового оборудования в тот период. В 1992-м мы приобрели холодильное оборудование финской фирмы NORPE, а позже докупали итальянское оборудование Surfrigo, которое по дизайну хорошо сочетается с финским. Поставщиками оборудования выступали представительство компании NORPE и петербургская фирма «Роса».

Соображениями экономии объясняется переход в те же годы с водяного на воздушное охлаждение агрегатов. В магазине используются выносные агрегаты немецкой фирмы BITZER, которые отличают экономичность и низкий уровень шума.

- В то же время в зале было установлено неохлаждаемое стеллажное оборудование итальянской компании CHEFLA, — говорит Михаил Маслов, инженер по оборудованию «Фрунзенского», — и приобретена фруктовая горка Storebest (Германия). Расчеты с покупателями осуществлялись с помощью кассовых терминалов IPC-POS (Япония), приобретенных на смену аппаратам «Oка-400». Было установлено современное весовое оборудование CAS (Южная Корея). Поставщиком весового, кассового оборудования и системы автоматизации выступила компания «Кристалл-Сервис».

Кроме этого, руководство универсама решило оборудовать столовую для персонала. Эта работа была доверена компании «Мастер». Приобретение соковыжималок Santos (Италия) позволило предложить покупателям свежевыжатые соки. А благодаря появлению 2 грилей в ассортимент была включена курица-гриль. Уже упомянутая компания занималась и оснащением кафе на 30 мест, открывшимся в начале этого года.

Реконструкция

- Проведя переоборудование, мы практически полностью сменили технологическую начинку универсама, — говорит Геннадий Айсин. — Однако его внешний вид не соответствовал современным требованиям, да и внутренние интерьеры требовали серьезного ремонта. В 1999 году совет директоров «Фрунзенского» принял решение провести полную реконструкцию универсама. Мы доверили ее «Управлению строительными проектами». Архитектором выступал Рошад Ахметханов.

Одной из целей реконструкции было расширение площадей предприятия. Для этого были сооружены пристройки с боковых сторон здания и перед главным фасадом.

В процессе реконструкции «Фрунзенский» приобрел современный стеклянный фасад. Кстати, при выборе внешнего оформления здания не обошлось без экспериментов. Так, часть пристройки выполнена в камне, но этот вариант не очень понравился руководству универсама. Потому-то фасадная часть, выходящая на Бухарестскую улицу, решена в либерте (металлические кассеты со специальным креплением). Для оформления еще одной пристройки были использованы металлические листы.

Большой объем работ проводился и внутри здания. Например, перетягивался электрокабель, менялись системы подводки холодной и горячей воды (за 30 лет трубы насквозь проржавели). Была обновлена и система вентиляции. Плюс к этому, полностью перестилались полы как в торговом зале, так и в подсобных помещениях. В зале был установлен подвесной потолок. Новая система освещения проектировалась на основании расчетов оптимальной яркости в торговом помещении. Использование подвесных потолков и экономичных светильников дало экономию расходов электроэнергии на освещение на 26 кВт.

Последним этапом, уже к юбилею города, благоустраивали прилегающую к универсаму территорию: приводили в порядок подъездные пути, укладывали перед зданием тротуарную плитку, сделали отдельные въезды и выезды в «карман».

- В процессе реконструкции нам удалось решить три важные задачи, — резюмирует Сергей Тимохин, главный инженер «Управления строительными проектами». — За счет пристройки и сокращения подсобных помещений мы значительно увеличили метраж, приносящий универсаму прибыль. Причем ставка делалась на то, чтобы получить большие площади для последующей сдачи в аренду. Напомню, что в современном универсаме подсобки должны, в оптимальном варианте, занимать не более 15% площадей. В типовом советском универсаме на них приходилось 60%.

Благодаря новому фасаду повысилась визуальная привлекательность универсама: через стекло прохожий теперь может наблюдать, что происходит внутри, что стимулирует его посетить магазин.

Еще одна особенность проекта реконструкции «Фрунзенского» — установка эскалатора для транспортировки покупателей на 2 этаж. Это позволило эффективнее распределить покупательские потоки в универсаме. Согласно статистике, только 4 из 10 посетителей универсама добираются до второго этажа. Руководство магазина очень грамотно подошло к ситуации, понимая, что установка эскалатора поможет увеличить это число как минимум вдвое.

- С расширением площадей у нас появилась возможность оказывать ряд дополнительных услуг, — обращает внимание г-н Айсин. — Наши покупатели теперь могут приобрести живые цветы, попутно внести плату за пользование мобильными телефонами. Есть магазин игрушек, аптека. На втором этаже мы сдали площади в аренду фирмам, торгующим одеждой и обувью. Здесь же открыто уютное кафе, где можно пообедать или просто выпить чашечку кофе. В перспективе рассчитываем ввести в перечень дополнительных услуг ремонт обуви и химчистку одежды. В общем, предложим полный комплекс услуг.

Планы

Несмотря на масштабы проведенных работ, останавливаться на сделанном руководство «Фрунзенского» не собирается. В настоящее время готовится проект реконструкции ряда помещений под собственное производство. Заметим, что небольшой цех полуфабрикатов здесь появился еще несколько лет назад. Благодаря умениям его работников универсам может предложить покупателям такие кулинарные изыски, как лосось в беконе, филе куриное в беконе, паста с белыми грибами и многое другое. Расширение площадей под собственное производство и приобретение необходимого оборудования даст возможность включить в ассортимент салаты, выпечные изделия, готовую продукцию.

Г-н Маслов сказал, что его «вотчиной» в ближайшее время планируется приобретение комбинированного варианта «5-уровневая горка плюс ванная» для гастрономии. Линия будет установлена вдоль одной из стен. Подобный вариант отличается увеличенными объемами выкладки. Он также отметил, что со временем хотелось бы приобрести более современные модели POS-терминалов.

Ассортимент

В настоящее время в ассортименте «Фрунзенского» — около 10 тысяч наименований. 50% оборота дают гастрономический и винный отделы. Широко представлены кондитерские изделия таких производителей, как «Север», «Тройка», «Карат Плюс» и «Камея».

- В последнее время мы активно расширяем выбор сопутствующих товаров, — рассказывает Лариса Виноградова, коммерческий директор «Фрунзенского». — В этом году взяли на реализацию детский трикотаж, на лето предлагаем резиновые шлепанцы для дачи. Кстати, тапочками, которые в отделе сопутствующих товаров также можно увидеть, мы начали торговать первыми в городе из универсамов. Сегодня их не предлагает только ленивый. Еще один новый вид продукции — DVD-диски. Есть интересные тематические подборки товара — например, «Все для праздника» или «Все для бани».

Некоторые товары в универсаме сопровождают занятные вывески. Например, на табуретке для примерки обуви висит табличка «Пожалуйста, присядьте». Инвентарь для уборки собран под «шапкой» «Все для ваших рук». Такое ненавязчивое общение с покупателем помогает ему чувствовать себя в магазине уютнее.

Методы привлечения покупателей универсам использует вполне традиционные. «Должно быть 50-100 позиций, которые человек может приобрести по сниженным ценам, — отмечает Лариса Виноградова. — Только так можно завоевать лояльность покупателей». Один из ходов, нацеленных на повышение узнаваемости, — вступление в петербургское объединение Max Mix, члены которого проводят ряд совместных маркетинговых акций.

Персонал

Персонал «Фрунзенского» является таким же предметом гордости руководства, как и его история. В штате есть несколько сотрудников, которые работают в магазине по 20-25 лет. О проблеме текучести кадров, говорит Геннадий Айсин, здесь знают лишь понаслышке.

- У нас стабильный штат, — отмечает он. — Если мы выучили сотрудника и в дальнейшем он у нас работает, добросовестно относясь к своему делу, не вижу причин с ним расставаться. Кстати, тем сотрудникам, которые, отработав определенное время у нас, ушли на пенсию, мы ежемесячно выплачиваем некоторую сумму. Таким образом, люди, покинув наш коллектив, не чувствуют своей оторванности от него.

Схема 1  1-й этаж до реконструкции

1 — торговый зал (1200 кв. м) 2 — хранение товара (1200 кв. м) 3 — приемка товара (100 кв. м) 4 — хранение товара (120 кв. м) 5 — одноэтажная пристройка для хранения товара.

Схема 2  1-й этаж после реконструкции

1 — площади, сдаваемые в аренду (на рисунке отмечены черным) 2 — пристройка (на рисунке отмечена серым) (1150 кв. м) 3 — эскалатор 4 — вход 5 — торговый зал (1800 кв. м) 6 — хранение товара (800 кв. м) 7 — приемка товара (100 кв. м) 8 — хранение товара (120 кв. м) 9 — одноэтажная пристройка для хранения товара.

Схема 3  2-й этаж до реконструкции

1 — офисные помещения (650 кв. м) 2 — чердак.

Схема 4  2-й этаж после реконструкции

1 — офисные помещения (700 кв. м) 2 — чердак 3 — площади, сдаваемые в аренду (на рисунке отмечены черным) 4 — кафе (140 кв. м) 5 — эскалатор, ведущий с 1 на 2 этаж 6 — пристройка (на рисунке отмечена серым) - (1150 кв. м)

Итоги

Геннадий Айсин отмечает, что, к счастью, длительная реконструкция не привела к переходу покупателей в другие торговые точки. Исследования, проведенные по ее завершении, показали, что число покупателей увеличилось на 7-8%; соответственно, возрос и товарооборот. Основной покупатель «Фрунзенского» — жители микрорайона, представители самых разных социальных слоев. Но есть и те, кто, переехав жить в другой район, по старой памяти отовариваются здесь. Постоянные покупатели с благодарностью восприняли перемены, произошедшие во «Фрунзенском».

- Вот вам лишь один пример, — говорит Геннадий Айсин. — Несколько лет назад в торговом зале ко мне подошла женщина и посетовала, что дверь — очень тяжелая и неудобная. Руки заняты сумками, и приходится ее открывать чуть ли не ногами. После реконструкции, когда мы установили автоматически открывающуюся дверь, она подошла ко мне и сказала только одно слово: «Спасибо!» Мы поняли друг друга без лишних слов.

Установленное в торговом зале оборудование:

1) Кассовые терминалы IPC-POS (Япония) 2) Неохлаждаемые стеллажи Cehfla (Италия) 3) Морозильные ванны Norpe (Финляндия) и Surfrigo (Италия) 4) Фруктовая горка Storebest (Германия) 5) Холодильные витрины Surfrigo (Италия) 6) Холодильные витрины Norpe (Финляндия) 7) Пристенные горки с ванной Norpe (Финляндия) 8) Холодильные шкафы Helkama (Финляндия) 9) Холодильные ванны Surfrigo (Италия). В зале также установлены:

  • Салат-бар Afinox (Италия)
  • Кондитерские витрины Norpe (Финляндия)
  • Весы CAS (Южная Корея)
  • Соковыжималки Santos (Италия)
  • Грили Roller-Grill (Франция).

Справка

Первый в СССР

«Фрунзенский» принял первых посетителей в сентябре 1970 года. Для них определенно были в новинку большая площадь торгового зала (1200 кв. м), а самое главное — то, что большая часть товара находилась на открытом доступе. До тех пор в СССР практиковалась форма торговли только «через прилавок». «Фрунзенский» стал первым магазином, организованным в новом формате торговли, открыв в стране эру магазинов самообслуживания. Новый универсам был оснащен итальянским и американским оборудованием. За основу проектировщики взяли итальянский супермаркет.

- Это был настоящий фурор, — рассказывает директор универсама Геннадий Айсин. — Делегации торговых и руководящих работников приезжали во «Фрунзенский» со всей страны. В 1972 году первый советский универсам был награжден Почетным вымпелом в честь 50-летия образования СССР, позже — знаменами ЦК КПСС, Совмина, ВЦСПС, ЦК комсомола… Подобные награды присуждались промышленным и коммерческим предприятиям за особо выдающиеся заслуги. Причем награжденных можно пересчитать по пальцам одной руки.

Поделиться публикацией:
Прогнозирует Антон Титов, директор группы компаний...
126
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1464
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
918
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1919
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
697
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
674

Не секрет, что типовые универсамы, построенные еще в советское время, несколько лет назад устарели. Большинство из них сегодня реконструированы — это позволило старым предприятиям найти свое место в новых рыночных условиях. Магазины меняют облик и превращаются в современные торговые центры, при этом у каждого — свой путь и свои сроки реконструкции. Предлагаем вашему вниманию пример реорганизации торгового пространства «Фрунзенского» универсама, расположенного в Петербурге, на Бухарестской улице. Реконструкция здания продолжалась на протяжении 3 лет (2000-2003 гг.), причем за все это время магазин не закрывался ни на один день. В итоге его общая площадь увеличилась до 5300 кв. м (против 3000 кв. м), площадь торгового зала — до 1800 кв. м (с 1200 кв. м). Кроме этого, появились площади, которые администрация теперь сдает в аренду, а также уютное кафе.

Переоборудование

Полной реконструкции «Фрунзенского» предшествовало его переоборудование. Первые изменения универсам претерпел в 1985 году, когда морально и физически устаревшее оборудование было заменено на новое — венгерского производства.

- Правда, венгерское оборудование работало у нас лишь до начала 90-х, — поясняет директор универсама Геннадий Айсин. — К сожалению, по качеству и надежности оно значительно уступало продукции финских, немецких и итальянских заводов, которая появилась на рынке торгового оборудования в тот период. В 1992-м мы приобрели холодильное оборудование финской фирмы NORPE, а позже докупали итальянское оборудование Surfrigo, которое по дизайну хорошо сочетается с финским. Поставщиками оборудования выступали представительство компании NORPE и петербургская фирма «Роса».

Соображениями экономии объясняется переход в те же годы с водяного на воздушное охлаждение агрегатов. В магазине используются выносные агрегаты немецкой фирмы BITZER, которые отличают экономичность и низкий уровень шума.

- В то же время в зале было установлено неохлаждаемое стеллажное оборудование итальянской компании CHEFLA, — говорит Михаил Маслов, инженер по оборудованию «Фрунзенского», — и приобретена фруктовая горка Storebest (Германия). Расчеты с покупателями осуществлялись с помощью кассовых терминалов IPC-POS (Япония), приобретенных на смену аппаратам «Oка-400». Было установлено современное весовое оборудование CAS (Южная Корея). Поставщиком весового, кассового оборудования и системы автоматизации выступила компания «Кристалл-Сервис».

Кроме этого, руководство универсама решило оборудовать столовую для персонала. Эта работа была доверена компании «Мастер». Приобретение соковыжималок Santos (Италия) позволило предложить покупателям свежевыжатые соки. А благодаря появлению 2 грилей в ассортимент была включена курица-гриль. Уже упомянутая компания занималась и оснащением кафе на 30 мест, открывшимся в начале этого года.

Реконструкция

- Проведя переоборудование, мы практически полностью сменили технологическую начинку универсама, — говорит Геннадий Айсин. — Однако его внешний вид не соответствовал современным требованиям, да и внутренние интерьеры требовали серьезного ремонта. В 1999 году совет директоров «Фрунзенского» принял решение провести полную реконструкцию универсама. Мы доверили ее «Управлению строительными проектами». Архитектором выступал Рошад Ахметханов.

Одной из целей реконструкции было расширение площадей предприятия. Для этого были сооружены пристройки с боковых сторон здания и перед главным фасадом.

В процессе реконструкции «Фрунзенский» приобрел современный стеклянный фасад. Кстати, при выборе внешнего оформления здания не обошлось без экспериментов. Так, часть пристройки выполнена в камне, но этот вариант не очень понравился руководству универсама. Потому-то фасадная часть, выходящая на Бухарестскую улицу, решена в либерте (металлические кассеты со специальным креплением). Для оформления еще одной пристройки были использованы металлические листы.

Большой объем работ проводился и внутри здания. Например, перетягивался электрокабель, менялись системы подводки холодной и горячей воды (за 30 лет трубы насквозь проржавели). Была обновлена и система вентиляции. Плюс к этому, полностью перестилались полы как в торговом зале, так и в подсобных помещениях. В зале был установлен подвесной потолок. Новая система освещения проектировалась на основании расчетов оптимальной яркости в торговом помещении. Использование подвесных потолков и экономичных светильников дало экономию расходов электроэнергии на освещение на 26 кВт.

Последним этапом, уже к юбилею города, благоустраивали прилегающую к универсаму территорию: приводили в порядок подъездные пути, укладывали перед зданием тротуарную плитку, сделали отдельные въезды и выезды в «карман».

- В процессе реконструкции нам удалось решить три важные задачи, — резюмирует Сергей Тимохин, главный инженер «Управления строительными проектами». — За счет пристройки и сокращения подсобных помещений мы значительно увеличили метраж, приносящий универсаму прибыль. Причем ставка делалась на то, чтобы получить большие площади для последующей сдачи в аренду. Напомню, что в современном универсаме подсобки должны, в оптимальном варианте, занимать не более 15% площадей. В типовом советском универсаме на них приходилось 60%.

Благодаря новому фасаду повысилась визуальная привлекательность универсама: через стекло прохожий теперь может наблюдать, что происходит внутри, что стимулирует его посетить магазин.

Еще одна особенность проекта реконструкции «Фрунзенского» — установка эскалатора для транспортировки покупателей на 2 этаж. Это позволило эффективнее распределить покупательские потоки в универсаме. Согласно статистике, только 4 из 10 посетителей универсама добираются до второго этажа. Руководство магазина очень грамотно подошло к ситуации, понимая, что установка эскалатора поможет увеличить это число как минимум вдвое.

- С расширением площадей у нас появилась возможность оказывать ряд дополнительных услуг, — обращает внимание г-н Айсин. — Наши покупатели теперь могут приобрести живые цветы, попутно внести плату за пользование мобильными телефонами. Есть магазин игрушек, аптека. На втором этаже мы сдали площади в аренду фирмам, торгующим одеждой и обувью. Здесь же открыто уютное кафе, где можно пообедать или просто выпить чашечку кофе. В перспективе рассчитываем ввести в перечень дополнительных услуг ремонт обуви и химчистку одежды. В общем, предложим полный комплекс услуг.

Планы

Несмотря на масштабы проведенных работ, останавливаться на сделанном руководство «Фрунзенского» не собирается. В настоящее время готовится проект реконструкции ряда помещений под собственное производство. Заметим, что небольшой цех полуфабрикатов здесь появился еще несколько лет назад. Благодаря умениям его работников универсам может предложить покупателям такие кулинарные изыски, как лосось в беконе, филе куриное в беконе, паста с белыми грибами и многое другое. Расширение площадей под собственное производство и приобретение необходимого оборудования даст возможность включить в ассортимент салаты, выпечные изделия, готовую продукцию.

Г-н Маслов сказал, что его «вотчиной» в ближайшее время планируется приобретение комбинированного варианта «5-уровневая горка плюс ванная» для гастрономии. Линия будет установлена вдоль одной из стен. Подобный вариант отличается увеличенными объемами выкладки. Он также отметил, что со временем хотелось бы приобрести более современные модели POS-терминалов.

Ассортимент

В настоящее время в ассортименте «Фрунзенского» — около 10 тысяч наименований. 50% оборота дают гастрономический и винный отделы. Широко представлены кондитерские изделия таких производителей, как «Север», «Тройка», «Карат Плюс» и «Камея».

- В последнее время мы активно расширяем выбор сопутствующих товаров, — рассказывает Лариса Виноградова, коммерческий директор «Фрунзенского». — В этом году взяли на реализацию детский трикотаж, на лето предлагаем резиновые шлепанцы для дачи. Кстати, тапочками, которые в отделе сопутствующих товаров также можно увидеть, мы начали торговать первыми в городе из универсамов. Сегодня их не предлагает только ленивый. Еще один новый вид продукции — DVD-диски. Есть интересные тематические подборки товара — например, «Все для праздника» или «Все для бани».

Некоторые товары в универсаме сопровождают занятные вывески. Например, на табуретке для примерки обуви висит табличка «Пожалуйста, присядьте». Инвентарь для уборки собран под «шапкой» «Все для ваших рук». Такое ненавязчивое общение с покупателем помогает ему чувствовать себя в магазине уютнее.

Методы привлечения покупателей универсам использует вполне традиционные. «Должно быть 50-100 позиций, которые человек может приобрести по сниженным ценам, — отмечает Лариса Виноградова. — Только так можно завоевать лояльность покупателей». Один из ходов, нацеленных на повышение узнаваемости, — вступление в петербургское объединение Max Mix, члены которого проводят ряд совместных маркетинговых акций.

Персонал

Персонал «Фрунзенского» является таким же предметом гордости руководства, как и его история. В штате есть несколько сотрудников, которые работают в магазине по 20-25 лет. О проблеме текучести кадров, говорит Геннадий Айсин, здесь знают лишь понаслышке.

- У нас стабильный штат, — отмечает он. — Если мы выучили сотрудника и в дальнейшем он у нас работает, добросовестно относясь к своему делу, не вижу причин с ним расставаться. Кстати, тем сотрудникам, которые, отработав определенное время у нас, ушли на пенсию, мы ежемесячно выплачиваем некоторую сумму. Таким образом, люди, покинув наш коллектив, не чувствуют своей оторванности от него.

Схема 1  1-й этаж до реконструкции

1 — торговый зал (1200 кв. м) 2 — хранение товара (1200 кв. м) 3 — приемка товара (100 кв. м) 4 — хранение товара (120 кв. м) 5 — одноэтажная пристройка для хранения товара.

Схема 2  1-й этаж после реконструкции

1 — площади, сдаваемые в аренду (на рисунке отмечены черным) 2 — пристройка (на рисунке отмечена серым) (1150 кв. м) 3 — эскалатор 4 — вход 5 — торговый зал (1800 кв. м) 6 — хранение товара (800 кв. м) 7 — приемка товара (100 кв. м) 8 — хранение товара (120 кв. м) 9 — одноэтажная пристройка для хранения товара.

Схема 3  2-й этаж до реконструкции

1 — офисные помещения (650 кв. м) 2 — чердак.

Схема 4  2-й этаж после реконструкции

1 — офисные помещения (700 кв. м) 2 — чердак 3 — площади, сдаваемые в аренду (на рисунке отмечены черным) 4 — кафе (140 кв. м) 5 — эскалатор, ведущий с 1 на 2 этаж 6 — пристройка (на рисунке отмечена серым) - (1150 кв. м)

Итоги

Геннадий Айсин отмечает, что, к счастью, длительная реконструкция не привела к переходу покупателей в другие торговые точки. Исследования, проведенные по ее завершении, показали, что число покупателей увеличилось на 7-8%; соответственно, возрос и товарооборот. Основной покупатель «Фрунзенского» — жители микрорайона, представители самых разных социальных слоев. Но есть и те, кто, переехав жить в другой район, по старой памяти отовариваются здесь. Постоянные покупатели с благодарностью восприняли перемены, произошедшие во «Фрунзенском».

- Вот вам лишь один пример, — говорит Геннадий Айсин. — Несколько лет назад в торговом зале ко мне подошла женщина и посетовала, что дверь — очень тяжелая и неудобная. Руки заняты сумками, и приходится ее открывать чуть ли не ногами. После реконструкции, когда мы установили автоматически открывающуюся дверь, она подошла ко мне и сказала только одно слово: «Спасибо!» Мы поняли друг друга без лишних слов.

Установленное в торговом зале оборудование:

1) Кассовые терминалы IPC-POS (Япония) 2) Неохлаждаемые стеллажи Cehfla (Италия) 3) Морозильные ванны Norpe (Финляндия) и Surfrigo (Италия) 4) Фруктовая горка Storebest (Германия) 5) Холодильные витрины Surfrigo (Италия) 6) Холодильные витрины Norpe (Финляндия) 7) Пристенные горки с ванной Norpe (Финляндия) 8) Холодильные шкафы Helkama (Финляндия) 9) Холодильные ванны Surfrigo (Италия). В зале также установлены:

  • Салат-бар Afinox (Италия)
  • Кондитерские витрины Norpe (Финляндия)
  • Весы CAS (Южная Корея)
  • Соковыжималки Santos (Италия)
  • Грили Roller-Grill (Франция).

Справка

Первый в СССР

«Фрунзенский» принял первых посетителей в сентябре 1970 года. Для них определенно были в новинку большая площадь торгового зала (1200 кв. м), а самое главное — то, что большая часть товара находилась на открытом доступе. До тех пор в СССР практиковалась форма торговли только «через прилавок». «Фрунзенский» стал первым магазином, организованным в новом формате торговли, открыв в стране эру магазинов самообслуживания. Новый универсам был оснащен итальянским и американским оборудованием. За основу проектировщики взяли итальянский супермаркет.

- Это был настоящий фурор, — рассказывает директор универсама Геннадий Айсин. — Делегации торговых и руководящих работников приезжали во «Фрунзенский» со всей страны. В 1972 году первый советский универсам был награжден Почетным вымпелом в честь 50-летия образования СССР, позже — знаменами ЦК КПСС, Совмина, ВЦСПС, ЦК комсомола… Подобные награды присуждались промышленным и коммерческим предприятиям за особо выдающиеся заслуги. Причем награжденных можно пересчитать по пальцам одной руки.

Универсам превратился в торговый комплексреконструкции, Фрунзенского, товара, универсама, время, оборудование, Италия
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Универсам превратился в торговый комплекс
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/18720/2017-05-29