27.03.2008 11:36:00 27 марта 2008, 11:36 4919 просмотров

Сколько стоят ценные кадры

Журнал «Новости Торговли» Наталия Кузнецова

С ростом розничной торговли растет и потребность в квалифицированных кадрах, которые могли бы эффективно развивать этот бизнес, и, соответственно, вместе с этим увеличивается оплата труда ценного для компании персонала. Кто же сколько стоит сегодня на рынке персонала в ретейле?

Заработные платы в розничных сетях выросли у персонала всех уровней. Об этом, в частности, свидетельствуют данные исследования «Рынок труда в сфере розничных сетей», проведенного «Агентством Контакт» в 2006 году в Москве. Это, в свою очередь, является прямым отражением бурного развития ретейла и потребности отрасли в квалифицированных кадрах. «По нашим данным, средние темпы роста в розничной торговле, одном из самых активно растущих сегментов российского рынка, составляют около 50% в год. В настоящий момент центры этого роста имеют тенденцию к смещению из Москвы и Санкт-Петербурга в региональные центры, где сейчас открывается большинство сетевых магазинов», — рассказывает руководитель направления по работе с предприятиями розничной торговли кадрового холдинга «АНКОР» Анастасия Свешникова. И если с нехваткой линейного персонала и ростом оплаты труда этой категории сотрудников ситуация практически не меняется (персонал всегда в дефиците, зарплаты на этих позициях постоянно растут, и каждые 500 руб. могут послужить стимулом для перехода работников низшего звена в другую компанию), то с менеджерами первого и второго звена дела обстоят несколько иначе. Специалисты отмечают, что спрос на менеджеров первого и второго звена существенно вырос – оказалось, что их тоже катастрофически не хватает. «В ретейле сейчас огромный спрос на менеджеров по букингу, байеров, менеджеров по ведению ключевой розницы», – говорит старший партнер консалтинговой группы «ИМИКОР» Нина Карелина.

В связи с дефицитом кадров зарплаты растут очень быстро – неоправданно быстро, по мнению специалистов. «Достаточная молодость российского розничного рынка в сочетании с высокими темпами роста ведет к нехватке профессионалов, и эта ситуация обуславливает тот факт, что компании зачастую готовы платить зарплату, превышающую «реальную» стоимость менеджеров», – считает партнер, руководитель департамента «Рекрутмент для розничных сетей» «Агентства Контакт» Марина Тарнопольская.

Топы по зарплатам. Специалисты считают, что спрос на менеджеров взмыл до небес. Причина – необходимость эффективного развития бизнеса. Что касается топ-менеджеров в ретейле, то, по мнению Нины Карелиной, к самым дефицитным (по количеству спроса на них или по качеству работы, что в принципе взаимосвязано) позициям в ретейле можно отнести сферы коммерции и маркетинга – коммерческие директоры и директоры по маркетингу. Каких топ-менеджеров хотят владельцы бизнеса? «Главное требование, которое выставляют заказчики, – это результат. Для них не имеют особого значения бывшие проекты соискателя – конечно, опыт важен, но самое главное – важен результат: чего он добился, какой процент рентабельности, какая эффективность, насколько он снизил себестоимость, за счет чего, при помощи каких технологий, насколько грамотно сформировал команду», — рассказывает Нина Карелина. То есть, говоря о функционале, к примеру, директор по маркетингу в ретейловой продуктовой сети – это второе лицо в компании после генерального директора. «Директор по маркетингу не имеет существенных отличий в должностном функционале в зависимости от отрасли, в которой работает, но в ретейле у директора по маркетингу находятся в подчинении байеры, категорийные менеджеры – в зависимости от этого функционал будет меняться», – считает эксперт. Поэтому директор по маркетингу должен заниматься постоянным мониторингом рынка, конкурентов, продвижением торговой марки, отлично разбираться в ценообразовании и участвовать в снижении себестоимости за счет маркетинговых акций. «Если маркетологи говорят о потребностях, тенденциях рынках, то коммерческие директора – о том, у кого они закупают те или иные продукты, кто будет их поставщиками, на каких условиях, в какие сроки, – отмечает Нина Карелина. – Основная задача коммерческого директора – организация службы продаж, байеров, грамотная коммуникация между клиентами, поставщиками и сетью». Поэтому, если говорить о коммерческом директоре сети магазинов, то он должен понимать всю ситуацию: в каком районе, городе какой товар лучше продается, какая категория товара туда должна поставляться и по какой цене. При выходе на рынок нового продукта, появлении новых конкурентов именно коммерческий директор отвечает за то, чтобы не понизился рейтинг и не упали доходы компании.

Стоимость кандидатов – если говорить об уровне совокупного дохода – колеблется, по данным «ИМИКОР», от $15 до $20 тыс. в месяц – у генеральных директоров розничной продуктовой сети. По данным «Агентства Контакт», занимающие эти должности могут получать от $7 до $25 тыс. Стоимость кандидатов на позицию коммерческий директор несколько разнится — от $5 до $10 тыс. (по данным «ИМИКОР») или от $4 до $12 тыс. (по данным «Агентства Контакт»). Директор отдельно стоящего магазина может зарабатывать в месяц, по данным «ИМИКОР», от $3 до $4 тыс., если это отдельное юридическое лицо. Если это директор магазина в сети или куста магазинов в сети – от $3 до $5 тыс. Результаты исследования «Агентства Контакт» показали, что зарплата директора гипермаркета составляет от $3,5 до $6 тыс., директора супермаркета – от $2 до $4 тыс., директора отдельно взятого магазина или бутика – от $1,2 до $4,5 тыс. По данным кадрового холдинга «АНКОР», директор магазина в Москве получает от 40 до 120 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – от 25 до 80 тыс. руб., в Екатеринбурге – от 25 до 60 тыс. руб. «Д иректор по маркетингу в рознице, имеющий опыт работы в этой сфере более трех лет, меньше $3 тыс. не получает. А директор по маркетингу в рознице с широким бэкграундом получает немногим меньше генерального – от $12 до $15 тыс., так как директор по маркетингу – это одна из ключевых фигур в компании, непосредственно связанная с развитием компании и бренда компании на рынке», – рассказывает Нина Карелина. Специалисты «Агентства Контакт» приводят следующую статистику: директор по маркетингу может получать от $4 до $12 тыс.

«В целом, по многим позициям наблюдается существенный разброс в заработных платах. Так, управляющему розничной сетью могут платить и $5 тыс., и $15 тыс., в зависимости от многих факторов. В частности, чем больше сеть, тем больше заработная плата. Такая пропорция вполне очевидна, ведь большее число магазинов означает большую ответственность и объем работы. Генеральные директоры гипермаркетов получают больше, чем управляющие небольших розничных сетей. Количество персонала, рабочие площади и оборот в гипермаркете во много раз превышают аналогичные показатели некоторых сетей, так что и заработная плата выше. Эта тенденция прослеживается и в отношении директоров по персоналу, директоров по маркетингу и рекламе, главных бухгалтеров и других специалистов», – отмечает Марина Тарнопольская. «Если рассматривать российские и западные розничные компании с позиций кандидата, то можно отметить, что в среднем уровень совокупного дохода у сотрудников на менеджерских позициях выше в отечественных сетях. Однако западные компании обеспечивают больший набор опций в социальном пакете», – говорит Анастасия Свешникова.

Кто же такие топы по зарплатам? «В нашей практике мы считаем, что топ начинается где-то с $85 тыс. годового дохода. При этом верхняя планка легко переходит сумму в $1 млн, включая опционы», – говорит Нина Карелина. Оплата зависит от отрасли. И ретейл входит в ведущую пятерку отраслей наряду с нефтью и газом, инвестиционной сферой, девелопментом и энергетикой, в которой заработки топ-менеджеров находятся в интервале $15-35 тыс. в месяц (данные «ИМИКОР»).

«Что касается роста заработных плат по Москве за 2007 год на топ-менеджеров сектора ретейла, то он составил от 20 до 25%. Рост вызван расширением крупных ретейловых сетей и финансовых инвестиционных вливаний. Рынок требует изменений, топ-менеджеры понимают свою нужность на рынке, а за это с каждым днем будут требовать все больше и больше. По мнению специалистов «ИМИКОР», если ситуация не изменится, и собственники и руководители компаний будут продолжать поощрять требования топов, то доходы топов вырастут к концу 2008 года на 40-50%», – считает Нина Карелина. Также эксперт отмечает, что по-настоящему результативный топ никогда не хочет жестко привязывать себя к фиксированной зарплате, а хочет во многом зависеть от процентов, скапливаемых за счет результатов поставленных и выполняемых задач. «Поэтому топы, как правило, рассматривают минимум от 50 до 80% «фикса», все остальное – бонусы», – говорит Нина Карелина.

Потребность в менеджерах. Зарплаты менеджеров, которые, по данным «ИМИКОР», являются наиболее востребованными в данный момент, распределяются следующим образом. По информации, предоставленной «Агентством Контакт», б айер/менеджер по закупкам может получать от $2 до $4 тыс., по данным «АНКОР» – от 40 до 80 тыс. руб. – в Москве, 30-60 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, 26-35 тыс. руб. – в Екатеринбурге. Зарплата продукт-менеджера, по данным «Агентства Контакт», составляет $1,5-3,5 тыс., б ренд-менеджера – $3-10 тыс., менеджера по работе с сетями – $2-10 тыс. По данным «АНКОР», з аместитель директора магазина, в обязанности которого входит руководство торговым персоналом (25-100 человек), решение операционных вопросов и работа с клиентами, получает в Москве 25-70 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 20-50 тыс. руб., в Екатеринбурге – 20-40 тыс. руб. «У величились как спрос на специалистов подобного рода, так и их зарплаты. У администраторов, управляющих магазинов, рассчитанных на массового покупателя, зарплата в среднем повысилась на 20-30%», – говорит д иректор «Агентства Ваш Статус» (Ростов-на-Дону) Виктория Чердакова .

Заработные платы линейного персонала, по консолидированному мнению экспертов, практически везде одинаковые. По информации кадрового холдинга «АНКОР», зарплата продавца-консультанта составляет от 11 до 15 тыс. руб. в Москве, до 14 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, от 8,5 до 11 тыс. руб. – в Екатеринбурге; кассира – 12-13,5 тыс. руб. в Москве, 11-13 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, 8,5-11,5 тыс. руб. – в Екатеринбурге . «Для сотрудников, занятых на рядовых позициях, как российские, так и западные компании предлагают в среднем одинаковые условия оплаты труда», – добавляет Анастасия Свешникова. «С другой стороны, по соответствующим позициям компании стараются привлечь к себе линейный персонал при помощи дополнительных бонусов, но система мотивации пока недостаточно разработана, что является одной из причин значительной текучести кадров. Ведь разница в заработной плате в 500 руб. –1 тыс. руб. зачастую способствует переходу сотрудника на новое место работы», – считает Марина Тарнопольская. «Спрос на активных менеджеров по продажам максимален – это общая тенденция. Уровень их доходов вырос в среднем на 20%», – говорит Виктория Чердакова. «Однако постоянный рост заработной платы линейного персонала для компании невозможен, поэтому нужна грамотно построенная система мотивации», – уверена Марина Тарнопольская.

Интеграция западных систем. Система компенсаций и льгот постепенно интегрируется на российском рынке, причем не только в зарубежных компаниях, но и все больше – в российских. «2007 год стал неким переходным в процессе осознания важности и значимости четко простроенной и структурированной системы компенсаций и льгот. Многие ретейловые сети пришли к тому, что взяли за основу западные модели построения компенсаций и адаптировали их под российскую действительность», – считает Нина Карелина. «Если говорить о политике C & B в целом, то в российских компаниях, в отличие от западных, эта система еще недоработана. Приходя на российский рынок, западная сеть уже имеет устоявшуюся корпоративную культуру, которая диктуется из головного офиса. Только у 41% опрошенных российских компаний построена система мотивации. Такие общие характеристики, как премии и питание присутствуют практически во всех компаниях. Сама мотивационная политика в компаниях сейчас находится на стадии разработки, изменяется в процессе укрупнения сети», – уверена Марина Тарнопольская. По данным «АНКОР», все большее число компаний предоставляют разного рода компенсации и льготы: мобильную связь, автомобиль компании, оплату питания, добровольное медицинское страхование. «Компенсацию за использование мобильной связи предоставляют от 93 до 98% компаний от общего числа участников в зависимости от региона, автомобиль компании либо компенсируют использование собственного – от 57 до 66% компаний, добровольное медицинское страхование – от 52 до 64% компаний, оплату питания – 50-64%», – рассказывает Анастасия Свешникова. Продолжают оставаться непопулярными, по данным исследования «АНКОР», программы дополнительного пенсионного страхования – их применяют 4-9% от общего числа участников исследования.

Еще одна важная тенденция – переход к «белой» зарплате и национальной валюте. «Руководители ушли о того, что заработная плата должна выдаваться в конверте», – подтверждает Нина Карелина. «Еще два года назад валюта, в которой устанавливалась заработная плата, делилась примерно пополам между российским рублем и долларом США. Укрепление российской валюты позволило рынку окончательно определиться. По результатам последнего исследования, заработную плату в рублях номинируют 80% компаний», – рассказывает Анастасия Свешникова. Поэтому подавляющее большинство компаний во всех регионах России устанавливает заработную плату в рублях. По данным «АНКОР», в Москве таких компаний – 79%, в Центральном регионе России – 87%, на северо-западе страны – 77%, в Поволжье – 81%, на юге – 79%, на Урале – 83%, в Сибири – 85%, на Дальнем Востоке – 81%. Эти данные в равной мере относятся как к сфере ретейла, так и к другим отраслям бизнеса.

Что касается разницы доходов в Москве и регионах, то заработные платы в регионах резко отличаются от доходов в Москве по большинству позиций. «К примеру, совокупные доходы топов в ретейле в Санкт-Петербурге меньше на 30%, в Волгограде – на 40%, в Краснодаре – на 50%. Но в городах-миллионниках, таких как Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск и ряде других, доходы близки к московским стандартам», – говорит Нина Карелина. По данным «АНКОР», зарплаты на северо-западе страны составляют 75% от уровня московских, на Дальнем Востоке – 66%, на юге России – 60%, на Урале – 54%, в Поволжье – 51%, в Сибири – 50%, в центральной части России – 42%. Исследование показало максимальное отставание от Москвы по заработным платам у руководителей среднего звена: в Петербурге: зарплаты у этой категории сотрудников составляют 43% от московских, на Дальнем Востоке – 33%, на юге и в Сибири – 31%. Наименьший разрыв у рядовых сотрудников отдела продаж: 77% от уровня московских зарплат имеют сотрудники в Северо-Западном регионе, 70% – на Дальнем Востоке, 67% – на Урале и 65% – на юге России.

ВЫНОСЫ

Если собственники и руководители компаний будут продолжать поощрять требования топов, то доходы последних вырастут к концу 2008 года на 40-50%.

В ретейле отмечается огромный спрос на менеджеров по букингу, байеров, менеджеров по ведению ключевой розницы.

Компании стараются привлечь к себе линейный персонал при помощи дополнительных бонусов, но система мотивации пока недостаточно разработана, что является одной из причин значительной текучести кадров.

Статья относится к тематикам: Торговый персонал
Поделиться публикацией:
Фоторепортаж с тверского склада онлайн-ритейлера
413
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
476
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1568
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
435
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
530

Журнал «Новости Торговли» Наталия Кузнецова

С ростом розничной торговли растет и потребность в квалифицированных кадрах, которые могли бы эффективно развивать этот бизнес, и, соответственно, вместе с этим увеличивается оплата труда ценного для компании персонала. Кто же сколько стоит сегодня на рынке персонала в ретейле?

Заработные платы в розничных сетях выросли у персонала всех уровней. Об этом, в частности, свидетельствуют данные исследования «Рынок труда в сфере розничных сетей», проведенного «Агентством Контакт» в 2006 году в Москве. Это, в свою очередь, является прямым отражением бурного развития ретейла и потребности отрасли в квалифицированных кадрах. «По нашим данным, средние темпы роста в розничной торговле, одном из самых активно растущих сегментов российского рынка, составляют около 50% в год. В настоящий момент центры этого роста имеют тенденцию к смещению из Москвы и Санкт-Петербурга в региональные центры, где сейчас открывается большинство сетевых магазинов», — рассказывает руководитель направления по работе с предприятиями розничной торговли кадрового холдинга «АНКОР» Анастасия Свешникова. И если с нехваткой линейного персонала и ростом оплаты труда этой категории сотрудников ситуация практически не меняется (персонал всегда в дефиците, зарплаты на этих позициях постоянно растут, и каждые 500 руб. могут послужить стимулом для перехода работников низшего звена в другую компанию), то с менеджерами первого и второго звена дела обстоят несколько иначе. Специалисты отмечают, что спрос на менеджеров первого и второго звена существенно вырос – оказалось, что их тоже катастрофически не хватает. «В ретейле сейчас огромный спрос на менеджеров по букингу, байеров, менеджеров по ведению ключевой розницы», – говорит старший партнер консалтинговой группы «ИМИКОР» Нина Карелина.

В связи с дефицитом кадров зарплаты растут очень быстро – неоправданно быстро, по мнению специалистов. «Достаточная молодость российского розничного рынка в сочетании с высокими темпами роста ведет к нехватке профессионалов, и эта ситуация обуславливает тот факт, что компании зачастую готовы платить зарплату, превышающую «реальную» стоимость менеджеров», – считает партнер, руководитель департамента «Рекрутмент для розничных сетей» «Агентства Контакт» Марина Тарнопольская.

Топы по зарплатам. Специалисты считают, что спрос на менеджеров взмыл до небес. Причина – необходимость эффективного развития бизнеса. Что касается топ-менеджеров в ретейле, то, по мнению Нины Карелиной, к самым дефицитным (по количеству спроса на них или по качеству работы, что в принципе взаимосвязано) позициям в ретейле можно отнести сферы коммерции и маркетинга – коммерческие директоры и директоры по маркетингу. Каких топ-менеджеров хотят владельцы бизнеса? «Главное требование, которое выставляют заказчики, – это результат. Для них не имеют особого значения бывшие проекты соискателя – конечно, опыт важен, но самое главное – важен результат: чего он добился, какой процент рентабельности, какая эффективность, насколько он снизил себестоимость, за счет чего, при помощи каких технологий, насколько грамотно сформировал команду», — рассказывает Нина Карелина. То есть, говоря о функционале, к примеру, директор по маркетингу в ретейловой продуктовой сети – это второе лицо в компании после генерального директора. «Директор по маркетингу не имеет существенных отличий в должностном функционале в зависимости от отрасли, в которой работает, но в ретейле у директора по маркетингу находятся в подчинении байеры, категорийные менеджеры – в зависимости от этого функционал будет меняться», – считает эксперт. Поэтому директор по маркетингу должен заниматься постоянным мониторингом рынка, конкурентов, продвижением торговой марки, отлично разбираться в ценообразовании и участвовать в снижении себестоимости за счет маркетинговых акций. «Если маркетологи говорят о потребностях, тенденциях рынках, то коммерческие директора – о том, у кого они закупают те или иные продукты, кто будет их поставщиками, на каких условиях, в какие сроки, – отмечает Нина Карелина. – Основная задача коммерческого директора – организация службы продаж, байеров, грамотная коммуникация между клиентами, поставщиками и сетью». Поэтому, если говорить о коммерческом директоре сети магазинов, то он должен понимать всю ситуацию: в каком районе, городе какой товар лучше продается, какая категория товара туда должна поставляться и по какой цене. При выходе на рынок нового продукта, появлении новых конкурентов именно коммерческий директор отвечает за то, чтобы не понизился рейтинг и не упали доходы компании.

Стоимость кандидатов – если говорить об уровне совокупного дохода – колеблется, по данным «ИМИКОР», от $15 до $20 тыс. в месяц – у генеральных директоров розничной продуктовой сети. По данным «Агентства Контакт», занимающие эти должности могут получать от $7 до $25 тыс. Стоимость кандидатов на позицию коммерческий директор несколько разнится — от $5 до $10 тыс. (по данным «ИМИКОР») или от $4 до $12 тыс. (по данным «Агентства Контакт»). Директор отдельно стоящего магазина может зарабатывать в месяц, по данным «ИМИКОР», от $3 до $4 тыс., если это отдельное юридическое лицо. Если это директор магазина в сети или куста магазинов в сети – от $3 до $5 тыс. Результаты исследования «Агентства Контакт» показали, что зарплата директора гипермаркета составляет от $3,5 до $6 тыс., директора супермаркета – от $2 до $4 тыс., директора отдельно взятого магазина или бутика – от $1,2 до $4,5 тыс. По данным кадрового холдинга «АНКОР», директор магазина в Москве получает от 40 до 120 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – от 25 до 80 тыс. руб., в Екатеринбурге – от 25 до 60 тыс. руб. «Д иректор по маркетингу в рознице, имеющий опыт работы в этой сфере более трех лет, меньше $3 тыс. не получает. А директор по маркетингу в рознице с широким бэкграундом получает немногим меньше генерального – от $12 до $15 тыс., так как директор по маркетингу – это одна из ключевых фигур в компании, непосредственно связанная с развитием компании и бренда компании на рынке», – рассказывает Нина Карелина. Специалисты «Агентства Контакт» приводят следующую статистику: директор по маркетингу может получать от $4 до $12 тыс.

«В целом, по многим позициям наблюдается существенный разброс в заработных платах. Так, управляющему розничной сетью могут платить и $5 тыс., и $15 тыс., в зависимости от многих факторов. В частности, чем больше сеть, тем больше заработная плата. Такая пропорция вполне очевидна, ведь большее число магазинов означает большую ответственность и объем работы. Генеральные директоры гипермаркетов получают больше, чем управляющие небольших розничных сетей. Количество персонала, рабочие площади и оборот в гипермаркете во много раз превышают аналогичные показатели некоторых сетей, так что и заработная плата выше. Эта тенденция прослеживается и в отношении директоров по персоналу, директоров по маркетингу и рекламе, главных бухгалтеров и других специалистов», – отмечает Марина Тарнопольская. «Если рассматривать российские и западные розничные компании с позиций кандидата, то можно отметить, что в среднем уровень совокупного дохода у сотрудников на менеджерских позициях выше в отечественных сетях. Однако западные компании обеспечивают больший набор опций в социальном пакете», – говорит Анастасия Свешникова.

Кто же такие топы по зарплатам? «В нашей практике мы считаем, что топ начинается где-то с $85 тыс. годового дохода. При этом верхняя планка легко переходит сумму в $1 млн, включая опционы», – говорит Нина Карелина. Оплата зависит от отрасли. И ретейл входит в ведущую пятерку отраслей наряду с нефтью и газом, инвестиционной сферой, девелопментом и энергетикой, в которой заработки топ-менеджеров находятся в интервале $15-35 тыс. в месяц (данные «ИМИКОР»).

«Что касается роста заработных плат по Москве за 2007 год на топ-менеджеров сектора ретейла, то он составил от 20 до 25%. Рост вызван расширением крупных ретейловых сетей и финансовых инвестиционных вливаний. Рынок требует изменений, топ-менеджеры понимают свою нужность на рынке, а за это с каждым днем будут требовать все больше и больше. По мнению специалистов «ИМИКОР», если ситуация не изменится, и собственники и руководители компаний будут продолжать поощрять требования топов, то доходы топов вырастут к концу 2008 года на 40-50%», – считает Нина Карелина. Также эксперт отмечает, что по-настоящему результативный топ никогда не хочет жестко привязывать себя к фиксированной зарплате, а хочет во многом зависеть от процентов, скапливаемых за счет результатов поставленных и выполняемых задач. «Поэтому топы, как правило, рассматривают минимум от 50 до 80% «фикса», все остальное – бонусы», – говорит Нина Карелина.

Потребность в менеджерах. Зарплаты менеджеров, которые, по данным «ИМИКОР», являются наиболее востребованными в данный момент, распределяются следующим образом. По информации, предоставленной «Агентством Контакт», б айер/менеджер по закупкам может получать от $2 до $4 тыс., по данным «АНКОР» – от 40 до 80 тыс. руб. – в Москве, 30-60 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, 26-35 тыс. руб. – в Екатеринбурге. Зарплата продукт-менеджера, по данным «Агентства Контакт», составляет $1,5-3,5 тыс., б ренд-менеджера – $3-10 тыс., менеджера по работе с сетями – $2-10 тыс. По данным «АНКОР», з аместитель директора магазина, в обязанности которого входит руководство торговым персоналом (25-100 человек), решение операционных вопросов и работа с клиентами, получает в Москве 25-70 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 20-50 тыс. руб., в Екатеринбурге – 20-40 тыс. руб. «У величились как спрос на специалистов подобного рода, так и их зарплаты. У администраторов, управляющих магазинов, рассчитанных на массового покупателя, зарплата в среднем повысилась на 20-30%», – говорит д иректор «Агентства Ваш Статус» (Ростов-на-Дону) Виктория Чердакова .

Заработные платы линейного персонала, по консолидированному мнению экспертов, практически везде одинаковые. По информации кадрового холдинга «АНКОР», зарплата продавца-консультанта составляет от 11 до 15 тыс. руб. в Москве, до 14 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, от 8,5 до 11 тыс. руб. – в Екатеринбурге; кассира – 12-13,5 тыс. руб. в Москве, 11-13 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, 8,5-11,5 тыс. руб. – в Екатеринбурге . «Для сотрудников, занятых на рядовых позициях, как российские, так и западные компании предлагают в среднем одинаковые условия оплаты труда», – добавляет Анастасия Свешникова. «С другой стороны, по соответствующим позициям компании стараются привлечь к себе линейный персонал при помощи дополнительных бонусов, но система мотивации пока недостаточно разработана, что является одной из причин значительной текучести кадров. Ведь разница в заработной плате в 500 руб. –1 тыс. руб. зачастую способствует переходу сотрудника на новое место работы», – считает Марина Тарнопольская. «Спрос на активных менеджеров по продажам максимален – это общая тенденция. Уровень их доходов вырос в среднем на 20%», – говорит Виктория Чердакова. «Однако постоянный рост заработной платы линейного персонала для компании невозможен, поэтому нужна грамотно построенная система мотивации», – уверена Марина Тарнопольская.

Интеграция западных систем. Система компенсаций и льгот постепенно интегрируется на российском рынке, причем не только в зарубежных компаниях, но и все больше – в российских. «2007 год стал неким переходным в процессе осознания важности и значимости четко простроенной и структурированной системы компенсаций и льгот. Многие ретейловые сети пришли к тому, что взяли за основу западные модели построения компенсаций и адаптировали их под российскую действительность», – считает Нина Карелина. «Если говорить о политике C & B в целом, то в российских компаниях, в отличие от западных, эта система еще недоработана. Приходя на российский рынок, западная сеть уже имеет устоявшуюся корпоративную культуру, которая диктуется из головного офиса. Только у 41% опрошенных российских компаний построена система мотивации. Такие общие характеристики, как премии и питание присутствуют практически во всех компаниях. Сама мотивационная политика в компаниях сейчас находится на стадии разработки, изменяется в процессе укрупнения сети», – уверена Марина Тарнопольская. По данным «АНКОР», все большее число компаний предоставляют разного рода компенсации и льготы: мобильную связь, автомобиль компании, оплату питания, добровольное медицинское страхование. «Компенсацию за использование мобильной связи предоставляют от 93 до 98% компаний от общего числа участников в зависимости от региона, автомобиль компании либо компенсируют использование собственного – от 57 до 66% компаний, добровольное медицинское страхование – от 52 до 64% компаний, оплату питания – 50-64%», – рассказывает Анастасия Свешникова. Продолжают оставаться непопулярными, по данным исследования «АНКОР», программы дополнительного пенсионного страхования – их применяют 4-9% от общего числа участников исследования.

Еще одна важная тенденция – переход к «белой» зарплате и национальной валюте. «Руководители ушли о того, что заработная плата должна выдаваться в конверте», – подтверждает Нина Карелина. «Еще два года назад валюта, в которой устанавливалась заработная плата, делилась примерно пополам между российским рублем и долларом США. Укрепление российской валюты позволило рынку окончательно определиться. По результатам последнего исследования, заработную плату в рублях номинируют 80% компаний», – рассказывает Анастасия Свешникова. Поэтому подавляющее большинство компаний во всех регионах России устанавливает заработную плату в рублях. По данным «АНКОР», в Москве таких компаний – 79%, в Центральном регионе России – 87%, на северо-западе страны – 77%, в Поволжье – 81%, на юге – 79%, на Урале – 83%, в Сибири – 85%, на Дальнем Востоке – 81%. Эти данные в равной мере относятся как к сфере ретейла, так и к другим отраслям бизнеса.

Что касается разницы доходов в Москве и регионах, то заработные платы в регионах резко отличаются от доходов в Москве по большинству позиций. «К примеру, совокупные доходы топов в ретейле в Санкт-Петербурге меньше на 30%, в Волгограде – на 40%, в Краснодаре – на 50%. Но в городах-миллионниках, таких как Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск и ряде других, доходы близки к московским стандартам», – говорит Нина Карелина. По данным «АНКОР», зарплаты на северо-западе страны составляют 75% от уровня московских, на Дальнем Востоке – 66%, на юге России – 60%, на Урале – 54%, в Поволжье – 51%, в Сибири – 50%, в центральной части России – 42%. Исследование показало максимальное отставание от Москвы по заработным платам у руководителей среднего звена: в Петербурге: зарплаты у этой категории сотрудников составляют 43% от московских, на Дальнем Востоке – 33%, на юге и в Сибири – 31%. Наименьший разрыв у рядовых сотрудников отдела продаж: 77% от уровня московских зарплат имеют сотрудники в Северо-Западном регионе, 70% – на Дальнем Востоке, 67% – на Урале и 65% – на юге России.

ВЫНОСЫ

Если собственники и руководители компаний будут продолжать поощрять требования топов, то доходы последних вырастут к концу 2008 года на 40-50%.

В ретейле отмечается огромный спрос на менеджеров по букингу, байеров, менеджеров по ведению ключевой розницы.

Компании стараются привлечь к себе линейный персонал при помощи дополнительных бонусов, но система мотивации пока недостаточно разработана, что является одной из причин значительной текучести кадров.

Сколько стоят ценные кадрыданным, компании, маркетингу, Карелина, Москве, Нина, компаний
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Сколько стоят ценные кадры
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/18686/2017-05-22