Баннер ФЗ-54
8 ноября 2007, 19:56 2254 просмотра

Рынок в тумане

Михаил Смирнов Журнал «Деньги» № 43(649)

Даже такие поднаторевшие в торговле эмитенты, как ритейлеры, далеко не всегда способны предложить инвесторам внятную «торговую идею» для своих акций.

Стратегия без роста

Опубликованные в прошлый понедельник результаты работы «Седьмого континента» за третий квартал разделили аналитиков на два лагеря. Первый лагерь, лояльный торговой сети, наконец-то получил положительные новости о компании, в которую его члены верили и которую рекомендовали своим клиентам, хотя сама компания в ответ давала очень немного: рынок акций «Седьмого континента» очень волатилен, и в настоящий момент эти бумаги являются наиболее недооцененными среди представителей продовольственных сетей.

Основной аргумент этого лагеря в том, что «Седьмой континент» является самым рентабельным торговцем, борясь именно за экономическую эффективность своей деятельности, а не только за долю рынка и число торговых точек. Так, по итогам первого полугодия рентабельность по чистой прибыли составила 9% против 2% у «Магнита» и X5 Retail group. Но без динамики выручки только рентабельностью не обойтись, поэтому рост выручки «Седьмого континента» на 34% в прошедшем квартале очень обрадовал поклонников сети.

По итогам девяти месяцев выручка ритейлера составила $983 млн, показав прирост на 32%. Сравнение темпов роста за предыдущие периоды позволяет увидеть даже некоторое их ускорение: так, в первом квартале текущего года по сравнению с итогами 2006-го это ускорение составило 7,5%, во втором квартале по отношению к первому -- уже 11,4%, в третьем квартале по отношению ко второму -- 12,2%.

По итогам года ожидается продолжение тенденции к росту выручки «Седьмого континента», но рассчитывать на взрывной рост не осмеливаются даже самые ярые оптимисты. Тем более что на фоне 50-процентного роста у конкурентов эти цифры все равно очень скромны.

Агрессивный рост конкурентов тоже начнет приносить свои плоды, как только они снизят темпы инвестирования в открытие новых точек и покупку действующих сетей. «Седьмой континент» пока является лидером по прибыльности в секторе, получив за первое полугодие $51,2 млн чистой прибыли по сравнению с $41 млн у Х5 и $38 млн у «Магнита», но вот по темпам роста прибыли уже проигрывает последним. По сравнению с итогами первого полугодия 2006-го рост чистой прибыли «Седьмого континента» составил 61%, тогда как у «Магнита» -- 81,14%, а у Х5 -- 116%.

Теоретически у «Седьмого континента» есть ресурс для быстрого наращивания торговой инфраструктуры, заключающийся в низкой долговой нагрузке. Конкуренты активно использовали заемные средства для финансирования развития, тогда как «Седьмой континент» предпочел увеличить собственный капитал. В результате по итогам 2006 года отношение долга к EBITDA составило для компании всего 1, тогда как у «Магнита» -- 2, а у Х5 -- все 4. Однако менеджмент «Седьмого континента» пока не обозначил направление использования этого ресурса.

Тем временем второй лагерь участников рынка ценных бумаг, более лояльный агрессивным лидерам рынка ритейла -- «Магниту» и Х5, полагает, что «Седьмой континент» теряет последние возможности для того, чтобы занять свое место под потребительским солнцем. Во-первых, ритейлер упорно не идет в регионы, в то время как рост выручки по региональным магазинам у него составляет 83%. Во-вторых, даже на старых рынках «Седьмого континента» он теряет потребителей, которые становятся менее лояльными некогда «элитным» гастрономам. Так, в третьем квартале трафик в магазинах «Седьмого континента» уменьшился на 0,7% (для сравнения: у Х5 этот показатель вырос на 10%, у «Магнита» -- на 1,8%), хотя сеть и зафиксировала увеличение среднего чека на 13%. Аналитики, впрочем, считают этот рост инфляционным.

Как бы то ни было, развитие сети явно идет медленнее, чем этого требует конкурентная обстановка. С начала года «Седьмой континент» открыл лишь два магазина -- один гипермаркет и один супермаркет. Купленная в начале года недвижимость пока еще не «переварена». Как ожидается, в полной мере это произойдет в следующем году, а первые магазины перейдут под вывески «Седьмого континента» только к концу текущего года.

Торможение этого процесса отчасти связано с возникшими юридическими проблемами вокруг недавно приобретенной недвижимости: нынешние арендаторы оспаривают сам факт продажи ритейлеру этих площадей. Активизация этого противостояния, по-видимому, не случайно произошла после того, как появились слухи о возможном приобретении 45% акций «Седьмого континента» фондом TPG Capital. Ритейлеру важно сейчас получить стратегического инвестора, способного придать новый импульс сети, поэтому сеть может оказаться более сговорчивой при обсуждении условий разрешения конфликта.

Возможная сделка TPG Capital уже подняла котировки «Седьмого континента», однако более сильный рост стоит ожидать после официального объявления о сделке. Для инвесторов, уже имеющих акции ритейлера, продажа крупному инвестору акций «Седьмого континента» -- это хорошая возможность заработать на росте курсовой стоимости, после чего зафиксировать прибыль. Есть ли такая возможность у тех, кто еще только присматривается к компании, пока все еще неясно.

Срочно на рынок

Российские компании спешат продать как можно больше своих акций в текущем году. Этой идеей вдохновляются самые разные игроки -- от производителей калийных удобрений до производителей зерна и муки. Очередным событием на этом рынке может стать готовящееся размещение агропромышленной группы «Разгуляй». Как было заявлено, инвесторам будут проданы акции из дополнительной эмиссии и акции, принадлежащие акционеру группы -- компании Ceperlino Trading Limited.

По сути, на подготовку размещения и проведение road show остался месяц, если исходить из заявлений эмитента, обозначившего в качестве предполагаемого срока размещения 1 декабря. С одной стороны, о возможности проведения размещения было известно давно: компания объявила об этом сразу после IPO, проведенного в марте прошлого года (тогда группа привлекла $144 млн). С другой стороны, срок очень короткий, учитывая повышенную активность отечественных компаний потребительского сектора в данном направлении и неустойчивость конъюнктуры на финансовом рынке в целом.

Вместе с тем инвесторов может привлечь то, что группа недавно опубликовала благоприятную финансовую отчетность. В частности, аудированная отчетность по МСФО за первое полугодие зафиксировала рост чистой прибыли до 382 млн руб. против 105 млн руб. убытков за аналогичный период 2006 года.

Также отметим, что агропромышленный бизнес подвержен влиянию погодных факторов, что повышает риск инвестирования. С этой точки зрения важным преимуществом группы «Разгуляй» является диверсификация бизнеса. В составе группы сахарный и зерновой холдинги, которые занимают на своих рынках лидирующие позиции. Так, на рынке свекловичного сахара «Разгуляй» занимает 11,8%, уступая лишь компании «Продимекс», а по мощности элеваторов занимает первое место, контролируя 3,7% этого рынка. Такой расклад позволяет группе быть более устойчивой в сравнении с узкоспециализированными игроками.

Дополнительные преимущества группе дает мощная портовая инфраструктура по экспорту зерна на юге России, которая позволяет «Разгуляю» быть крупнейшим экспортным оператором зерна. Однако это порождает и специфические опасности для бизнеса группы.

Как сообщил генеральный директор компании «Разгуляй» Алексей Иванов на телефонной конференции в конце октября, в период с 15 по 31 января 2008 года может быть введена запретительная пошлина на экспорт зерна из России, которая будет действовать до 1 мая. Поэтому до конца года компания постарается вывезти запланированные товарные объемы зерна, чтобы не попасть под вероятные ограничения.

Другая неприятность для всего агропрома -- начавшаяся кампания по замораживанию цен на продовольственные товары, среди которых и хлеб, и сахар. На фоне растущих цен на удобрения и нефтепродукты это достаточно негативный момент. Хотя, как отмечают аналитики, у поставщиков зерна и муки все-таки больше возможностей для коррекции цен на свою продукцию, чем у хлебозаводов, чья продукция подпадает под прямой ценовой контроль со стороны чиновников.

Кроме того, агрессивный рост в последние годы привел к тому, что группа «Разгуляй» сегодня имеет одну из самых высоких долговых нагрузок в секторе (отношение долга к EBITDA равно 4), что уже мешает компании привлекать деньги с долгового рынка. В этой связи выход на рынок акций -- отчасти вынужденный шаг. Тем более что конкуренты тоже не дремлют: не так давно о планах провести IPO объявила зерновая компания «Аркада». А, как известно, первопроходцы могут рассчитывать на премию по сравнению с текущей справедливой стоимостью, поэтому, видимо, в «Разгуляе» и спешат с размещением.

Для инвесторов вложение средств в акции «Разгуляя» могут быть оправданы только ожиданиями роста курсовой стоимости, так как дивидендной истории у компании просто нет. По итогам прошлого года дивиденды не выплачивались, и вряд ли стоит рассчитывать на это в текущем году, так как компания проводит активную политику на рынке слияний и поглощений, вкладывает большие средства в модернизацию.

В ближайшее время «Разгуляй» намерен увеличить свои доли в Подольском экспериментальном мукомольном заводе и Шипуновском элеваторе, в том числе за счет средств от размещения. Кроме того, аналитики не исключают, что группа будет увеличивать долю собственных площадей сельхозугодий. По итогам первого полугодия она арендовала 190 тыс. га из используемых 212 тыс. га.

Впрочем, отсутствие дивидендов отчасти компенсируется тем, что акции более раннего выпуска достаточно ликвидны для уровня компаний второго эшелона. После размещения ликвидность бумаги возрастет, и если компания не будет задирать цену (во время недавнего размещения «Уралкалий» объявил нижний диапазон цены акции ниже текущих котировок и очень успешно разместил весь объем акций), то акциям обеспечен как краткосрочный спекулятивный, так и долгосрочный рост.

Стоп-кадр

После летних огорчений у акционеров «СТС-Медиа» наконец-то настали радостные времена. Так, если за второй квартал был зафиксирован рост выручки компании всего на 8%, что оказалось более чем в два раза ниже общего роста рынка, то по итогам третьего квартала этот показатель составил уже 33%. На этом фоне аналитики даже спокойно отнеслись к коррекции компанией прогноза выручки по итогам 2007 года с $480 млн до $460 млн.

Вместе с тем за последний квартал компания столкнулась с сокращением доли зрительской аудитории до 10,6% (снижение на 0,3% по сравнению с предыдущим кварталом и на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года). Эта тенденция не будет, скорее всего, переломлена в среднесрочной перспективе, хотя в четвертом квартале некоторые аналитики ожидают хотя бы небольшого роста аудитории к предшествующему периоду. Само же сокращение доли, по мнению экспертов, связано с тем, что интерес зрителей к сериалам угас, и телекомпании было бы правильнее направить усилия на развитие развлекательных и музыкальных программ.

Несмотря на это, доходы «СТС-Медиа» растут и будут расти благодаря общему росту цен на телерекламу, который составляет более 50-60% в годовом выражении. Впрочем, если действия менеджмента не будут достаточно эффективными, то компания сможет извлечь из благоприятной конъюнктуры меньше, чем ее конкуренты.

Также заметим, что котировки «СТС-Медиа» еще не оправились полностью от летнего кризиса и являются привлекательными для покупки. Так, после обнародования финансовых результатов компании ее акции выросли в цене почти на 25%, однако и после этого они стоят на 15% дешевле своего летнего уровня.

Очевидно, что по итогам четвертого квартала компания покажет результаты не хуже, а возможно, и лучше, чем в третьем. Поэтому акции ожидает новый подъем, однако вопрос о стратегии «СТС-Медиа» остается открытым. И от ответа на него будет зависеть возможность долгосрочного роста стоимости бумаг компании.

Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
1028
Концепции настоящего и будущего
3533
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
1973
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1189
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3282
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7042

Михаил Смирнов Журнал «Деньги» № 43(649)

Даже такие поднаторевшие в торговле эмитенты, как ритейлеры, далеко не всегда способны предложить инвесторам внятную «торговую идею» для своих акций.

Стратегия без роста

Опубликованные в прошлый понедельник результаты работы «Седьмого континента» за третий квартал разделили аналитиков на два лагеря. Первый лагерь, лояльный торговой сети, наконец-то получил положительные новости о компании, в которую его члены верили и которую рекомендовали своим клиентам, хотя сама компания в ответ давала очень немного: рынок акций «Седьмого континента» очень волатилен, и в настоящий момент эти бумаги являются наиболее недооцененными среди представителей продовольственных сетей.

Основной аргумент этого лагеря в том, что «Седьмой континент» является самым рентабельным торговцем, борясь именно за экономическую эффективность своей деятельности, а не только за долю рынка и число торговых точек. Так, по итогам первого полугодия рентабельность по чистой прибыли составила 9% против 2% у «Магнита» и X5 Retail group. Но без динамики выручки только рентабельностью не обойтись, поэтому рост выручки «Седьмого континента» на 34% в прошедшем квартале очень обрадовал поклонников сети.

По итогам девяти месяцев выручка ритейлера составила $983 млн, показав прирост на 32%. Сравнение темпов роста за предыдущие периоды позволяет увидеть даже некоторое их ускорение: так, в первом квартале текущего года по сравнению с итогами 2006-го это ускорение составило 7,5%, во втором квартале по отношению к первому -- уже 11,4%, в третьем квартале по отношению ко второму -- 12,2%.

По итогам года ожидается продолжение тенденции к росту выручки «Седьмого континента», но рассчитывать на взрывной рост не осмеливаются даже самые ярые оптимисты. Тем более что на фоне 50-процентного роста у конкурентов эти цифры все равно очень скромны.

Агрессивный рост конкурентов тоже начнет приносить свои плоды, как только они снизят темпы инвестирования в открытие новых точек и покупку действующих сетей. «Седьмой континент» пока является лидером по прибыльности в секторе, получив за первое полугодие $51,2 млн чистой прибыли по сравнению с $41 млн у Х5 и $38 млн у «Магнита», но вот по темпам роста прибыли уже проигрывает последним. По сравнению с итогами первого полугодия 2006-го рост чистой прибыли «Седьмого континента» составил 61%, тогда как у «Магнита» -- 81,14%, а у Х5 -- 116%.

Теоретически у «Седьмого континента» есть ресурс для быстрого наращивания торговой инфраструктуры, заключающийся в низкой долговой нагрузке. Конкуренты активно использовали заемные средства для финансирования развития, тогда как «Седьмой континент» предпочел увеличить собственный капитал. В результате по итогам 2006 года отношение долга к EBITDA составило для компании всего 1, тогда как у «Магнита» -- 2, а у Х5 -- все 4. Однако менеджмент «Седьмого континента» пока не обозначил направление использования этого ресурса.

Тем временем второй лагерь участников рынка ценных бумаг, более лояльный агрессивным лидерам рынка ритейла -- «Магниту» и Х5, полагает, что «Седьмой континент» теряет последние возможности для того, чтобы занять свое место под потребительским солнцем. Во-первых, ритейлер упорно не идет в регионы, в то время как рост выручки по региональным магазинам у него составляет 83%. Во-вторых, даже на старых рынках «Седьмого континента» он теряет потребителей, которые становятся менее лояльными некогда «элитным» гастрономам. Так, в третьем квартале трафик в магазинах «Седьмого континента» уменьшился на 0,7% (для сравнения: у Х5 этот показатель вырос на 10%, у «Магнита» -- на 1,8%), хотя сеть и зафиксировала увеличение среднего чека на 13%. Аналитики, впрочем, считают этот рост инфляционным.

Как бы то ни было, развитие сети явно идет медленнее, чем этого требует конкурентная обстановка. С начала года «Седьмой континент» открыл лишь два магазина -- один гипермаркет и один супермаркет. Купленная в начале года недвижимость пока еще не «переварена». Как ожидается, в полной мере это произойдет в следующем году, а первые магазины перейдут под вывески «Седьмого континента» только к концу текущего года.

Торможение этого процесса отчасти связано с возникшими юридическими проблемами вокруг недавно приобретенной недвижимости: нынешние арендаторы оспаривают сам факт продажи ритейлеру этих площадей. Активизация этого противостояния, по-видимому, не случайно произошла после того, как появились слухи о возможном приобретении 45% акций «Седьмого континента» фондом TPG Capital. Ритейлеру важно сейчас получить стратегического инвестора, способного придать новый импульс сети, поэтому сеть может оказаться более сговорчивой при обсуждении условий разрешения конфликта.

Возможная сделка TPG Capital уже подняла котировки «Седьмого континента», однако более сильный рост стоит ожидать после официального объявления о сделке. Для инвесторов, уже имеющих акции ритейлера, продажа крупному инвестору акций «Седьмого континента» -- это хорошая возможность заработать на росте курсовой стоимости, после чего зафиксировать прибыль. Есть ли такая возможность у тех, кто еще только присматривается к компании, пока все еще неясно.

Срочно на рынок

Российские компании спешат продать как можно больше своих акций в текущем году. Этой идеей вдохновляются самые разные игроки -- от производителей калийных удобрений до производителей зерна и муки. Очередным событием на этом рынке может стать готовящееся размещение агропромышленной группы «Разгуляй». Как было заявлено, инвесторам будут проданы акции из дополнительной эмиссии и акции, принадлежащие акционеру группы -- компании Ceperlino Trading Limited.

По сути, на подготовку размещения и проведение road show остался месяц, если исходить из заявлений эмитента, обозначившего в качестве предполагаемого срока размещения 1 декабря. С одной стороны, о возможности проведения размещения было известно давно: компания объявила об этом сразу после IPO, проведенного в марте прошлого года (тогда группа привлекла $144 млн). С другой стороны, срок очень короткий, учитывая повышенную активность отечественных компаний потребительского сектора в данном направлении и неустойчивость конъюнктуры на финансовом рынке в целом.

Вместе с тем инвесторов может привлечь то, что группа недавно опубликовала благоприятную финансовую отчетность. В частности, аудированная отчетность по МСФО за первое полугодие зафиксировала рост чистой прибыли до 382 млн руб. против 105 млн руб. убытков за аналогичный период 2006 года.

Также отметим, что агропромышленный бизнес подвержен влиянию погодных факторов, что повышает риск инвестирования. С этой точки зрения важным преимуществом группы «Разгуляй» является диверсификация бизнеса. В составе группы сахарный и зерновой холдинги, которые занимают на своих рынках лидирующие позиции. Так, на рынке свекловичного сахара «Разгуляй» занимает 11,8%, уступая лишь компании «Продимекс», а по мощности элеваторов занимает первое место, контролируя 3,7% этого рынка. Такой расклад позволяет группе быть более устойчивой в сравнении с узкоспециализированными игроками.

Дополнительные преимущества группе дает мощная портовая инфраструктура по экспорту зерна на юге России, которая позволяет «Разгуляю» быть крупнейшим экспортным оператором зерна. Однако это порождает и специфические опасности для бизнеса группы.

Как сообщил генеральный директор компании «Разгуляй» Алексей Иванов на телефонной конференции в конце октября, в период с 15 по 31 января 2008 года может быть введена запретительная пошлина на экспорт зерна из России, которая будет действовать до 1 мая. Поэтому до конца года компания постарается вывезти запланированные товарные объемы зерна, чтобы не попасть под вероятные ограничения.

Другая неприятность для всего агропрома -- начавшаяся кампания по замораживанию цен на продовольственные товары, среди которых и хлеб, и сахар. На фоне растущих цен на удобрения и нефтепродукты это достаточно негативный момент. Хотя, как отмечают аналитики, у поставщиков зерна и муки все-таки больше возможностей для коррекции цен на свою продукцию, чем у хлебозаводов, чья продукция подпадает под прямой ценовой контроль со стороны чиновников.

Кроме того, агрессивный рост в последние годы привел к тому, что группа «Разгуляй» сегодня имеет одну из самых высоких долговых нагрузок в секторе (отношение долга к EBITDA равно 4), что уже мешает компании привлекать деньги с долгового рынка. В этой связи выход на рынок акций -- отчасти вынужденный шаг. Тем более что конкуренты тоже не дремлют: не так давно о планах провести IPO объявила зерновая компания «Аркада». А, как известно, первопроходцы могут рассчитывать на премию по сравнению с текущей справедливой стоимостью, поэтому, видимо, в «Разгуляе» и спешат с размещением.

Для инвесторов вложение средств в акции «Разгуляя» могут быть оправданы только ожиданиями роста курсовой стоимости, так как дивидендной истории у компании просто нет. По итогам прошлого года дивиденды не выплачивались, и вряд ли стоит рассчитывать на это в текущем году, так как компания проводит активную политику на рынке слияний и поглощений, вкладывает большие средства в модернизацию.

В ближайшее время «Разгуляй» намерен увеличить свои доли в Подольском экспериментальном мукомольном заводе и Шипуновском элеваторе, в том числе за счет средств от размещения. Кроме того, аналитики не исключают, что группа будет увеличивать долю собственных площадей сельхозугодий. По итогам первого полугодия она арендовала 190 тыс. га из используемых 212 тыс. га.

Впрочем, отсутствие дивидендов отчасти компенсируется тем, что акции более раннего выпуска достаточно ликвидны для уровня компаний второго эшелона. После размещения ликвидность бумаги возрастет, и если компания не будет задирать цену (во время недавнего размещения «Уралкалий» объявил нижний диапазон цены акции ниже текущих котировок и очень успешно разместил весь объем акций), то акциям обеспечен как краткосрочный спекулятивный, так и долгосрочный рост.

Стоп-кадр

После летних огорчений у акционеров «СТС-Медиа» наконец-то настали радостные времена. Так, если за второй квартал был зафиксирован рост выручки компании всего на 8%, что оказалось более чем в два раза ниже общего роста рынка, то по итогам третьего квартала этот показатель составил уже 33%. На этом фоне аналитики даже спокойно отнеслись к коррекции компанией прогноза выручки по итогам 2007 года с $480 млн до $460 млн.

Вместе с тем за последний квартал компания столкнулась с сокращением доли зрительской аудитории до 10,6% (снижение на 0,3% по сравнению с предыдущим кварталом и на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года). Эта тенденция не будет, скорее всего, переломлена в среднесрочной перспективе, хотя в четвертом квартале некоторые аналитики ожидают хотя бы небольшого роста аудитории к предшествующему периоду. Само же сокращение доли, по мнению экспертов, связано с тем, что интерес зрителей к сериалам угас, и телекомпании было бы правильнее направить усилия на развитие развлекательных и музыкальных программ.

Несмотря на это, доходы «СТС-Медиа» растут и будут расти благодаря общему росту цен на телерекламу, который составляет более 50-60% в годовом выражении. Впрочем, если действия менеджмента не будут достаточно эффективными, то компания сможет извлечь из благоприятной конъюнктуры меньше, чем ее конкуренты.

Также заметим, что котировки «СТС-Медиа» еще не оправились полностью от летнего кризиса и являются привлекательными для покупки. Так, после обнародования финансовых результатов компании ее акции выросли в цене почти на 25%, однако и после этого они стоят на 15% дешевле своего летнего уровня.

Очевидно, что по итогам четвертого квартала компания покажет результаты не хуже, а возможно, и лучше, чем в третьем. Поэтому акции ожидает новый подъем, однако вопрос о стратегии «СТС-Медиа» остается открытым. И от ответа на него будет зависеть возможность долгосрочного роста стоимости бумаг компании.

Рынок в туманеконтинента, года, Седьмого, рост, компании, итогам, компания
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Рынок в тумане
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/18676/2017-10-21