02.11.2007 17:29:00 2 ноября 2007, 17:29 1817 просмотров

Негде занять

Елизавета Никитина

www.smoney.ru

Первые жертвы кредитного кризиса — розничные сети, наделавшие долгов

» Фото: Photoxpress

Калининградскую сеть «Вестер» на московском рынке преследуют неудачи. В прошлом году компания наняла бывшего менеджера «Пятерочки», который обокрал ее на пару миллионов долларов путем махинаций с платежами посредникам. Сейчас проблема посерьезнее: экспансия в столицу, судя по всему, заканчивается, не успев начаться. На прошлой неделе сеть решила избавиться от шести московских магазинов, два из которых даже не успела открыть. Их работа была нерентабельной, объясняет президент «Вестера» Олег Болычев. Чтобы выйти на окупаемость, надо было открыть хотя бы 15 точек. За столичную мини-сеть он планирует выручить до $40 млн. Деньги ему как никогда кстати: с финансированием объектов в других регионах тоже проблемы. «Вестер» слишком быстро расширялся и наделал долгов.

увеличить

28% оборота составили долги «Вестера». Приемлемая для инвесторов цифра — 20%

Болычев не исключение: финансовое положение наиболее агрессивно развивающихся сетей становится все менее устойчивым. Пару недель назад агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг «Копейки». На первый взгляд у сети дела идут неплохо. В прошлом году число «Копеек» выросло на 178% и к этому январю достигло 328. Выручка в 2006 г . увеличилась на 51%, до $980 млн. Отличный показатель даже для стремительно растущего российского ритейла. Но из-за долгов «Копейки», которые к концу прошлого года перевалили за $300 млн, аналитики посчитали ее опасным объектом для инвестиций: рейтинг понижен с В- до СС с прогнозом «негативный». По данным S&P, четверть компаний с таким рейтингом в течение года приходит к банкротству.

В мае этого года стало известно о намерении инвестфондов Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture Partners продать свою 72-процентную долю в челябинской сети «Незабудка». Схема все та же. Получив полтора года назад от фондов $19,5 млн и продав западным акционерам за $10 млн свой торговый знак, «Незабудка» почти все деньги вложила в расширение. Число магазинов увеличилось с 43 до 104, выручка в 2006 г . достигла $105 млн, показав 55-процентный рост. И вот вам печальный результат: долг «Незабудки», составлявший в 2005 г . $25,9 млн, вырастет в 2007 г ., по прогнозу МДМ-банка, до $37,2 млн. Весной этого года руководство сети заявило о смене стратегии: отказ от расширения и работа над повышением рентабельности. Вот только заниматься этим будет уже другой собственник.

Личные гарантии

Еще этим летом глава «Вестера» убеждал SM, что он чуть ли не единственный российский ритейлер, умеющий делать высокоэффективные гипермаркеты. За год Болычев собирался открыть 24 новых магазина. Планы уже подверглись корректировке: компания обещает открыть до конца года лишь 21 магазин. Причем неизвестно, насколько она укладывается даже в этот график: почему-то координаты некоторых вроде бы уже открытых точек, например в Белгороде и Тольятти, на сайте «Вестера» до сих пор не указаны. Исток проблем все тот же: денег не хватает, а кредитов уже не дают. «Два банка не выполнили своих обязательств по выдаче кредитов», — жалуется Болычев. Долг «Вестера», по собственным данным компании, в этом году составит $165 млн при обороте $600 млн. Впрочем, владелец сети пока не сдается и надеется привлечь средства за счет своего девелоперского подразделения.

У совладельца «Уралсиба» миллиардера Николая Цветкова свой метод: негативный отзыв S&Р о «Копейке» он попытался нивелировать, заявив на собрании ее инвесторов, что на самом деле не «Уралсиб», а он, Цветков, является владельцем компании и лично отвечает за ее кредитоспособность. Но пессимистичные прогнозы перевешивают хотя бы по количеству. Райффайзенбанк еще в своем отчете к облигационному займу «Копейки» в феврале этого года предупреждал, что, «с точки зрения кредиторов, главным негативным событием 2006 г ., безусловно, станет рост показателя долговой нагрузки долг/EBITDA с 3,2 на начало года до 7 и даже больше на конец 2006 г .», при том что допустимым для розничных сетей считается значение не больше 3. Рост показателя связан и с существенным снижением рентабельности, и с увеличением долга в течение 2006 г . со $113 млн до $306 млн. Шутка сказать, по итогам девяти месяцев 2006 г . на уплату процентов ушло более 80% операционного денежного потока «Копейки». «Процентная нагрузка находится на грани допустимых значений», — писал в своем отчете Райффайзенбанк.

В инвестмеморандуме к займу «Копейка» пообещала в 2007 г . увеличить выручку на 84%, до $1,8 млрд, а долговую нагрузку снизить до той самой «тройки». Райффайзенбанку, однако, и это не понравилось. Такого роста выручки нельзя достичь без существенного увеличения долга, считают в банке, поэтому в 2007 г . соотношение долг/EBITDA останется высоким — около 5.

Еще хуже дела у челябинской «Незабудки»: по данным отчета МДМ-банка, она закончила прошлый год с рентабельностью по EBITDA 0% и убытком $3,4 млн. Этот год, по мнению аналитиков, тоже будет для уральской сети убыточным. Чтобы поддержать сеть на плаву, часть долга перед поставщиками пришлось рефинансировать за счет $25-миллионного кредита ВТБ.

Долги в наследство

Сети погрязли в долгах — а потенциальным покупателям не страшно. Этим летом было решено, что «Гроссмарт», одно из розничных подразделений холдинга «Марта», купит все 104 «Незабудки». Сделка должна завершиться до конца года. «Несмотря ни на что, «Незабудка», сеть в довольно перспективном регионе, представляет собой интересный актив для поглощения, — считает аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. — Если ориентироваться на ожидаемые продажи в 2007 г ., ее стоимость без учета долга должна составить $100-110 млн». В таких условиях вложения иностранных инвестфондов в «Незабудку» нельзя считать такими уж неудачными. «Baring Vostok Capital Partners не рассматривает «Незабудку» как списанные инвестиции», — утверждает Яков Миневич, партнер агентства «Р. И. М. Портер Новелли», сотрудничающего с инвестфондом. Ведь, если верить оценке Бобровской, доход инвестфондов от продажи «Незабудки» с учетом долга составит по меньшей мере 20%.

Олег Болычев тоже делает ставку на продажу части своих активов, правда не розничных. «Мы реструктурировали свое девелоперское подразделение. Я считаю, что оно стоит $1,5 млрд, а продано будет 17%», — говорит Болычев. Без этого он вряд ли справится. «Розничная сеть может развиваться с долговой нагрузкой на уровне 20% от выручки, но где «Вестер» будет привлекать средства при долге в 28% от выручки?» — недоумевает аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова.

И все же на растущем розничном рынке даже это не роковой показатель, считает Мильчакова: «Низкая рентабельность и долги не означают, что у сети нет перспектив». Мильчакова уже предвидит дальнейшие действия калининградского ритейлера: по ее мнению, наиболее реальна продажа либо всей сети, либо части акций крупному розничному игроку или портфельному инвестору. Экспансия продолжится, а подкорректировать стратегию смогут уже новые владельцы. Олег Болычев между тем не собирается отказываться от дальнейшего расширения «Вестера»: в преддверии продажи девелоперского бизнеса уже готов масштабный план развития на следующий год, предполагающий открытие полусотни новых гипер- и супермаркетов.

Активность сделок M&A на рынке сетевой розницы не снижается. В то время как Николай Цветков отчаянно борется за доверие кредиторов «Копейки», лидер российской розницы X5 Retail Group продолжает экстенсивно расширяться. На прошлой неделе группа объявила о покупке липецкой сети «Корзинка». За 22 магазина сети с предполагаемой выручкой в 2007 г . $190 млн X5 заплатила $115 млн. Каковы бы ни были болезни быстрого роста, сейчас все-таки главное — «захватить как можно больше магазинов, способных приносить нормальную выручку с единицы площади», считает Татьяна Бобровская. А как быть с долгами? В крайнем случае их заплатит следующий покупатель. Рейтинги аналитиков его вряд ли испугают.

Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
964
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
860
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
710
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1750
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
575
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
600

Елизавета Никитина

www.smoney.ru

Первые жертвы кредитного кризиса — розничные сети, наделавшие долгов

» Фото: Photoxpress

Калининградскую сеть «Вестер» на московском рынке преследуют неудачи. В прошлом году компания наняла бывшего менеджера «Пятерочки», который обокрал ее на пару миллионов долларов путем махинаций с платежами посредникам. Сейчас проблема посерьезнее: экспансия в столицу, судя по всему, заканчивается, не успев начаться. На прошлой неделе сеть решила избавиться от шести московских магазинов, два из которых даже не успела открыть. Их работа была нерентабельной, объясняет президент «Вестера» Олег Болычев. Чтобы выйти на окупаемость, надо было открыть хотя бы 15 точек. За столичную мини-сеть он планирует выручить до $40 млн. Деньги ему как никогда кстати: с финансированием объектов в других регионах тоже проблемы. «Вестер» слишком быстро расширялся и наделал долгов.

увеличить

28% оборота составили долги «Вестера». Приемлемая для инвесторов цифра — 20%

Болычев не исключение: финансовое положение наиболее агрессивно развивающихся сетей становится все менее устойчивым. Пару недель назад агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг «Копейки». На первый взгляд у сети дела идут неплохо. В прошлом году число «Копеек» выросло на 178% и к этому январю достигло 328. Выручка в 2006 г . увеличилась на 51%, до $980 млн. Отличный показатель даже для стремительно растущего российского ритейла. Но из-за долгов «Копейки», которые к концу прошлого года перевалили за $300 млн, аналитики посчитали ее опасным объектом для инвестиций: рейтинг понижен с В- до СС с прогнозом «негативный». По данным S&P, четверть компаний с таким рейтингом в течение года приходит к банкротству.

В мае этого года стало известно о намерении инвестфондов Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture Partners продать свою 72-процентную долю в челябинской сети «Незабудка». Схема все та же. Получив полтора года назад от фондов $19,5 млн и продав западным акционерам за $10 млн свой торговый знак, «Незабудка» почти все деньги вложила в расширение. Число магазинов увеличилось с 43 до 104, выручка в 2006 г . достигла $105 млн, показав 55-процентный рост. И вот вам печальный результат: долг «Незабудки», составлявший в 2005 г . $25,9 млн, вырастет в 2007 г ., по прогнозу МДМ-банка, до $37,2 млн. Весной этого года руководство сети заявило о смене стратегии: отказ от расширения и работа над повышением рентабельности. Вот только заниматься этим будет уже другой собственник.

Личные гарантии

Еще этим летом глава «Вестера» убеждал SM, что он чуть ли не единственный российский ритейлер, умеющий делать высокоэффективные гипермаркеты. За год Болычев собирался открыть 24 новых магазина. Планы уже подверглись корректировке: компания обещает открыть до конца года лишь 21 магазин. Причем неизвестно, насколько она укладывается даже в этот график: почему-то координаты некоторых вроде бы уже открытых точек, например в Белгороде и Тольятти, на сайте «Вестера» до сих пор не указаны. Исток проблем все тот же: денег не хватает, а кредитов уже не дают. «Два банка не выполнили своих обязательств по выдаче кредитов», — жалуется Болычев. Долг «Вестера», по собственным данным компании, в этом году составит $165 млн при обороте $600 млн. Впрочем, владелец сети пока не сдается и надеется привлечь средства за счет своего девелоперского подразделения.

У совладельца «Уралсиба» миллиардера Николая Цветкова свой метод: негативный отзыв S&Р о «Копейке» он попытался нивелировать, заявив на собрании ее инвесторов, что на самом деле не «Уралсиб», а он, Цветков, является владельцем компании и лично отвечает за ее кредитоспособность. Но пессимистичные прогнозы перевешивают хотя бы по количеству. Райффайзенбанк еще в своем отчете к облигационному займу «Копейки» в феврале этого года предупреждал, что, «с точки зрения кредиторов, главным негативным событием 2006 г ., безусловно, станет рост показателя долговой нагрузки долг/EBITDA с 3,2 на начало года до 7 и даже больше на конец 2006 г .», при том что допустимым для розничных сетей считается значение не больше 3. Рост показателя связан и с существенным снижением рентабельности, и с увеличением долга в течение 2006 г . со $113 млн до $306 млн. Шутка сказать, по итогам девяти месяцев 2006 г . на уплату процентов ушло более 80% операционного денежного потока «Копейки». «Процентная нагрузка находится на грани допустимых значений», — писал в своем отчете Райффайзенбанк.

В инвестмеморандуме к займу «Копейка» пообещала в 2007 г . увеличить выручку на 84%, до $1,8 млрд, а долговую нагрузку снизить до той самой «тройки». Райффайзенбанку, однако, и это не понравилось. Такого роста выручки нельзя достичь без существенного увеличения долга, считают в банке, поэтому в 2007 г . соотношение долг/EBITDA останется высоким — около 5.

Еще хуже дела у челябинской «Незабудки»: по данным отчета МДМ-банка, она закончила прошлый год с рентабельностью по EBITDA 0% и убытком $3,4 млн. Этот год, по мнению аналитиков, тоже будет для уральской сети убыточным. Чтобы поддержать сеть на плаву, часть долга перед поставщиками пришлось рефинансировать за счет $25-миллионного кредита ВТБ.

Долги в наследство

Сети погрязли в долгах — а потенциальным покупателям не страшно. Этим летом было решено, что «Гроссмарт», одно из розничных подразделений холдинга «Марта», купит все 104 «Незабудки». Сделка должна завершиться до конца года. «Несмотря ни на что, «Незабудка», сеть в довольно перспективном регионе, представляет собой интересный актив для поглощения, — считает аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. — Если ориентироваться на ожидаемые продажи в 2007 г ., ее стоимость без учета долга должна составить $100-110 млн». В таких условиях вложения иностранных инвестфондов в «Незабудку» нельзя считать такими уж неудачными. «Baring Vostok Capital Partners не рассматривает «Незабудку» как списанные инвестиции», — утверждает Яков Миневич, партнер агентства «Р. И. М. Портер Новелли», сотрудничающего с инвестфондом. Ведь, если верить оценке Бобровской, доход инвестфондов от продажи «Незабудки» с учетом долга составит по меньшей мере 20%.

Олег Болычев тоже делает ставку на продажу части своих активов, правда не розничных. «Мы реструктурировали свое девелоперское подразделение. Я считаю, что оно стоит $1,5 млрд, а продано будет 17%», — говорит Болычев. Без этого он вряд ли справится. «Розничная сеть может развиваться с долговой нагрузкой на уровне 20% от выручки, но где «Вестер» будет привлекать средства при долге в 28% от выручки?» — недоумевает аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова.

И все же на растущем розничном рынке даже это не роковой показатель, считает Мильчакова: «Низкая рентабельность и долги не означают, что у сети нет перспектив». Мильчакова уже предвидит дальнейшие действия калининградского ритейлера: по ее мнению, наиболее реальна продажа либо всей сети, либо части акций крупному розничному игроку или портфельному инвестору. Экспансия продолжится, а подкорректировать стратегию смогут уже новые владельцы. Олег Болычев между тем не собирается отказываться от дальнейшего расширения «Вестера»: в преддверии продажи девелоперского бизнеса уже готов масштабный план развития на следующий год, предполагающий открытие полусотни новых гипер- и супермаркетов.

Активность сделок M&A на рынке сетевой розницы не снижается. В то время как Николай Цветков отчаянно борется за доверие кредиторов «Копейки», лидер российской розницы X5 Retail Group продолжает экстенсивно расширяться. На прошлой неделе группа объявила о покупке липецкой сети «Корзинка». За 22 магазина сети с предполагаемой выручкой в 2007 г . $190 млн X5 заплатила $115 млн. Каковы бы ни были болезни быстрого роста, сейчас все-таки главное — «захватить как можно больше магазинов, способных приносить нормальную выручку с единицы площади», считает Татьяна Бобровская. А как быть с долгами? В крайнем случае их заплатит следующий покупатель. Рейтинги аналитиков его вряд ли испугают.

Негде занятьсети, года, Болычев, Вестера, долга, сеть, Копейки
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Негде занять
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/18568/2017-05-25