7 марта 2006, 00:00 2515 просмотров

НА ЭТАПЕ КОНСОЛИДАЦИИ

© Елена Ростова, ГЛАВНОЕ | Журнал «Новости торговли», 03.2006

Отечественный сетевой ритейл выходит на новый этап развития. В ближайшие два года актуальными станут проблемы консолидации, концентрации и капитализации розничного бизнеса. Аналитики прогнозируют также активизацию борьбы ритейлеров за потребителя, что будет способствовать снижению розничных цен, падению доходности торговых операций и увеличению маркетинговых бюджетов ритейлеров. Усилится значение торговых концепций и форматов.

Согласно исследованиям консалтинговой компании «А.Т.  Kearney Россия», Россия по-прежнему остается одним из наиболее крупных, динамично развивающихся и относительно свободных рынков. Согласно рейтингу A.T.  Kearney мирового розничного сектора, по итогам 2005 года Россия занимает второе место по привлекательности розничного рынка для инвестиций, на первом месте — Индия. Главным образом, такое положение вещей обусловлено ненасыщенностью рынка сетевой розницей, которая занимает порядка 12–15%  от общего товарооборота страны. Через три-четыре года, согласно прогнозам, доля цивилизованной розницы в стране составит порядка 40–50%. Совокупная доля рынка западных игроков в России остается пока незначительной и составляет около 20%.

По словам управляющего директора по СНГ «А.Т.  Kearney Россия» Руслана Коржа, причины, по которым глобальные игроки не спешат в Россию, — растущие барьеры для входа, дефицит площадей, бюрократия, проблемы с логистикой, низкая платежеспособность населения в регионах. Однако иностранные игроки по-прежнему будут стремиться на российский рынок и, скорее всего, входить через приобретение российских сетей или франшизу. А это означает, что пока у отечественной розницы есть возможность занять позиции с хорошим уровнем роста и концентрации торговых точек.

Поглощение или альянс

Розничный рынок консолидируется во всем мире — это неизбежный процесс. Российским ритейлерам, находящимся на этапе роста, только предстоит пройти этот путь, используя типичные конкурентные стратегии. Крупные отечественные ритейлеры уже демонстрируют стремительное развитие и отлично усвоили инструменты стратегии: объем и экономия масштаба, укрепление бизнес-модели, активное поглощение и выход за пределы «домашних» рынков, развитие франчайзинговых моделей, IPO. Аналитики А.Т.  Kearney объясняют ожидаемое усиление консолидации противодействием глобальным сетям, необходимым давлением на поставщиков и усилением ожиданий от фондового рынка. Через три-четыре года на розничном рынке будет существенно другое распределение игроков. Консолидация проявится на развитых и на региональных рынках, а игроки, не сумевшие нарастить объем, уйдут с рынка.

По словам управляющего директора департамента МСФО PRADO Елены Солдатовой, всего сделок по слияниям и поглощениям за 2005 год с участием российских предприятий было осуществлено на сумму порядка $32 млн. Из них около 9% относилось к производству продуктов питания и розничным сетям. В конце прошлого года выход сети «Седьмой Континент» на рынок Калининграда сопровождался поглощением местной сети «Алтын». Компания «Агроторг», управляющая сетью дискаунтеров «Пятерочка», купила компанию «СРТ», которой принадлежало 25 магазинов, работающих в Московском регионе под брендом «Копейка».

Привычным становится не только поглощение более сильными игроками более мелких, но и создание партнерств для решения бизнес-вопросов. В основе перспектив дружественных слияний и закупочных союзов российских розничных сетей лежит эффективное использование возможностей реализации стратегии роста и выбора основного инструмента для достижения поставленных целей. Так, компании «Перекресток», «Росинтер Ресторантc» и «ВымпелКом» стали участниками некоммерческого партнерства, призванного повышать лояльность покупателей.

«Закупочные союзы диктуют условия крупным производителям, например, отказ от дистрибуторского звена или снижение закупочных цен, - рассказывает Елена Солдатова.- Кроме того, закупочный союз — это единое информационное поле: цены, скидки, бонусы, а также увеличение суммарного месячного товарооборота, потока покупателей и снижение расходов за счет единой логистики». В августе 2005 года договор о создании торгово-закупочного союза подписали розничные сети «Райцентр», «Медведь» и «Калинка» (магазины сетей расположены в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Кстове и Арзамасе). Новая сеть объединит 22 магазина сети «Райцентр» (форматов магазин у дома и супермаркет), 7 магазинов у дома сети «Калинка» и 10 магазинов у дома ТД «Медведь». В созданный в 2004 году закупочный союз «Перекрестка» и «Копейки», весной 2005 года вошла петербургская сеть гипермаркетов «Лента». «Седьмой Континент» и ГК «Виктория» создали закупочный союз для эффективной работы с поставщиками осенью 2005 года. По словам Елены Солдатовой, основными преградами для получения выгод от подобных слияний в будущем могут стать возрастающее давление со стороны российских властей и околовластных структур, стратегические просчеты, сделанные на этапе разработки и внедрения стратегии дальнейшего развития, и другие внешние факторы.

Актуальный капитал

В ситуации усиления консолидации и ожиданий от фондовых рынков лидеры отрасли должны ориентироваться на фундаментальные факторы роста стоимости компании. По данным «А.Т.  Kearney Россия», только 22% крупных компаний мира связывают успешную капитализацию (стоимость компании) с увеличением прибыли, а оставшиеся 78% соотносят это с увеличением масштаба компании. Самыми успешными игроками являются те, кто сочетает прибыльность и обеспечивает рост. В отечественной розничной торговле проявляется такая же тенденция: игроки, которые обеспечивают рост, расширение, экспансию, масштаб, могут похвастаться высокими показателями роста стоимости компании.

Возникает вопрос: какими же темпами нужно расти, чтобы успеть за темпом консолидации? Аналитики «А.Т.  Kearney Россия», основываясь на данных, предоставленных сетевыми ритейлерами России, а также данных «Ренессанс капитал», сделали следующий вывод: чтобы отечественным розничным сетям быть в лидерах, им недостаточно расти вместе с рынком. Если за три прошлых года среднегодовой прирост розничной отрасли составил 29%, то среднегодовой процент прироста, который необходимо иметь, чтобы успевать расти наравне с темпом консолидации, составляет 7%. По результатам исследований «А.Т.  Kearney Россия» за 2003–2005 годы, четыре компании из пятерки лидеров развивались темпами, превосходящими средний темп роста рынка: сеть «Магнит» — 61%, «Перекресток» — 50%, «Ашан» — 49%, «Пятерочка» — 33% и «Метро» — 15%.

Так, в 2005 году ГК «Перекресток» открыла 34 магазина, торговые площади сети увеличились более чем на 53 тыс. кв. м. Новые супермаркеты национальной сети «Перекресток» появились в Москве, городах Подмосковья, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве, Чебоксарах, Тольятти, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Выксе и в Украине. В прошлом году были учреждены два новых региональных филиала — «Татарстан» и «Украина», таким образом, на конец 2005 года в состав Группы компаний «Перекресток» входило 9 филиалов.

Следовательно, основной удар консолидации примут на себя мелкие игроки, не успевающие за темпом роста рынка, мегаслияний в ближайшее время, по мнению аналитиков, не предвидится. Скорее всего, активно заниматься поглощением слабых игроков будет пятерка компаний — лидеров розничного рынка. «Как правило, чем быстрее развивается сеть, тем труднее ей обеспечивать текущую доходность, — говорит председатель совета директоров сети универсамов»АБК«Владислав Егоров.- В течение трех последних лет мы выработали определенный стандарт развития, благодаря которому нам удается расти, сохраняя доходность стабильной». По словам Владислава Егорова, сеть универсамов «АБК» продолжает активно развиваться, и сейчас компания изучает возможности выхода в другие регионы европейской части России. В марте открывается первый не московский универсам «АБК» в городе Балашиха Московской области.

«Тема доходности и стоимости бизнеса безгранична, — говорит член совета директоров сети»Мосмарт«Семен Слуцкий. — Нашей сети всего два с половиной года, и на начало 2006 года у нас было три магазина, расположенных в Москве. В конце февраля мы открываем четвертый магазин в Краснодаре. Заложили самый большой флагманский магазин сети — гипермаркет площадью12 тыс. кв. м, который откроется осенью этого года на Боровском шоссе. Начато строительство гипермаркета в Нижнем Новгороде, в этом году начнем строительство в Рязани и Волгограде. У нас пока не получается расти нужными темпами, но в этом году мы ожидаем прорыв». Помимо этого, у сети «Мосмарт» появился партнер в Тюмени — холдинг «Партнер», купивший франшизу сети гипермаркетов «Мосмарт». По словам Семена Слуцкого, развитие сети тормозят ограничения в девелопменте, но постепенно эта проблема сходит на нет. «Рынок девелопмента гипермаркетов довольно сложен, — говорит Семен Слуцкий. — Однако в 2005 году тенденция изменилась в лучшую сторону: на рынке стали появляться предложения об аренде достойных помещений, региональные девелоперы стали создавать цивилизованные проекты, подходящие под наш концепт. Сейчас мы ведем около 100 проектов».

А пока «Мосмарт» уделяет внимание другим «настройкам» розничного бизнеса, таким как издержки. «Мы стремимся работать в дискаунтере, а для этого должны работать над своими издержками», — говорит Семен Слуцкий.

Выбор формата

В мировой практике для активного роста компании глобальные игроки используют сразу несколько розничных форматов, а западные региональные игроки, работающие на домашних рынках, отмечают, что лучший рост возможен через узкую специализацию. В России — смешение тенденций. В числе лидеров отечественного ритейла есть те, кто развивает несколько форматов, как компании ТД «Перекресток», «Седьмой Континент», а есть и моноформатные сети, например «Ашан», «Копейка», «Пятерочка». Концентрация продаж на московском рынке происходит прежде всего в форматах супермаркет и магазин у дома.

Развитие формата гипермаркет для отечественных ритейлеров в большей степени актуально в регионах, что связано со снижением затрат на логистику. Многие компании, оценивая перспективность мультиформатности при выходе за пределы домашних рынков, стали активно развивать новые для себя форматы. Так, сеть супермаркетов «Патэрсон» сформулировала концепции и приняла решение развивать в регионах два новых формата — гипермаркет и продуктовый бутик. По мнению специалистов компании, новые форматы одновременно с развитием основного формата сети — супермаркета — позволят занять к 2010 году от 40 до 65% рынка региональных городов присутствия «Патэрсон». Первый продуктовый бутик «Патэрсон» должен открыться в начале второго квартала 2006 года в Самаре. Открытие первого гипермаркета запланировано на начало 2007 года (в настоящее время, по поводу открытия гипермаркета ведутся переговоры с пятью регионами). Помимо этого, в середине 2005 года сеть ввела разделение формата супермаркет на подформаты: низкий, средний и высокий. В соответствии с подформатами была составлена единая ассортиментная матрица сети, изменено ценообразование, маркетинг, начато внутреннее переоформление магазинов. Компания считает, что благодаря введению трех подформатов выручка сети возросла в среднем на 15–17%.

Изменения в форматности сетей ритейлеры объясняют ужесточением конкуренции, приходом новых игроков, а также ростом арендных ставок и насыщением рынков Москвы и Петербурга. «Если говорить о мультиформатной сети, то с точки зрения управления это чрезвычайно сложный организм, — говорит Владислав Егоров. — Конечно, если не понимать под ним несколько разобщенных сетей разных форматов, объединенных отвлеченной холдинговой структурой. Некоторые наши ритейлеры взялись за эту задачу, и, как говорится, честь им и хвала. Путь их непрост, но, я думаю, перспективен».

Предполагается, что глобальные изменения произойдут в сегменте дискаунтеров, так как это самая уязвимая с точки зрения ценовой конкуренции группа. Повышение уровня отраслевых стандартов, формируемых под воздействием крупных международных и национальных игроков, приведет к потере потребителей для магазинов с концепциями эконом-класса. Основной конкурент этого формата — магазины у дома, которые наращивают обороты.

«Минувший год прошел для нас под знаком дальнейшего совершенствования формата и повышения эффективности работы сети, — говорит председатель совета директоров сети соседских универсамов «АБК» Владислав Егоров. — Мы существенно, на 40%, увеличили ассортимент, обеспечив тем самым конкурентное преимущество перед дискаунтерами и магазинами эконом-класса. Одновременно в минувшем году был начат поэтапный рестайлинг наших магазинов, чтобы сделать их еще более удобными и привлекательными для наших покупателей». Объем продаж сети столичных соседских универсамов «АБК» в минувшем году составил $48 млн, что на 15% выше аналогичного показателя 2004 года.

Тем не менее, игроки, работающие в сегменте дискаунтеров, считают, что списывать со счетов магазины эконом-класса рановато. «Тезис, что дискаунтеры будут не так активны, востребованы, доходны и популярны, мы отрицаем, — говорит директор управления внешних связей ТД «Копейка» Мария Маркова. — Последние данные исследований «ГфК-Русь» относительно основного места покупок москвичей свидетельствуют об обратном. В магазинах большинства форматов покупателей стало меньше. Так, сокращается число покупателей в супермаркетах, в магазинах с прилавочной торговлей, на открытых рынках. Посещаемость в гипермаркетах увеличивается, а дискаунтер — единственный формат, где проходимость остается на прежних позициях. По данным «Рамин мониторинг», дискаунтер стоит на первом месте как место покупки для москвичей. Самые частые покупки жители столицы совершают в таких сетях, как «Ашан», «Копейка» и «Пятерочка»». По словам Марии Марковой, в январе 2006 года оборот сети «Копейка» на 80% превысил показатели аналогичного периода 2005 года.

«Если говорить о четырех основных форматах — гипермаркет, супермаркет, магазин у дома и дискаунтер, — не думаю, что какой-либо их этих форматов исчерпал свой ресурс на российском рынке, — считает Владислав Егоров. — Каждому из них есть куда двигаться и как развиваться».

Тем не менее, в 2006 году аналитики прогнозируют активизацию борьбы ритейлеров за потребителя, что будет способствовать снижению розничных цен, падению доходности торговых операций и увеличению маркетинговых бюджетов ритейлеров. Усилится значение торговых концепций и форматов магазинов. По прогнозам А.Т.  Kearney, в среднесрочной перспективе распределение игроков на розничном рынке может измениться кардинально. В регионах, в рамках экспансии будут повторяться тенденции, ранее появившиеся на крупных рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Вибрация бизнеса будет зависеть от нескольких факторов: успешного преодоления административно-логистических барьеров, покупательских предпочтений и развития сотрудничества ритейлеров и поставщиков. По словам Руслана Коржа, потенциал у российских сетей высок, и к 2010 году мы можем видеть в первой пятерке преимущественно отечественных игроков. «Мы стоим на пороге конкуренции розничных концепций, — говорит генеральный директор сети универсамов «Патэрсон» Юрий Яковчик. — Победить же в этой конкурентной борьбе сможет только та розничная сеть, которая будет обладать качественно новыми и современными технологиями и понятной покупателю концепцией».

 
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

НА ЭТАПЕ КОНСОЛИДАЦИИсети, года, компании, году, рынка, роста, говорит