2 июля 2007, 12:10 2102 просмотра

Завоевание СНГ: каким путем идти?

Кадочникова Елена

Рынок ритейла в последние годы демонстрирует столь бурный рост, что некоторые компании уже объявили о завершении своего развития на территории РФ. Например, об этом открыто говорит «Евросеть», которая давно уже присмотрелась к потенциалу розничного рынка СНГ и открыла свои магазины в Казахстане, Украине, Белоруссии, Армении, Азербайджане, Киргизии и т.д.

Если в 2005 году розничный рынок демонстрировал свой максимальный рост, то в 2006-2007 годах темпы этого роста уже ощутимо замедлились. Этот факт объясняется тем, что на территории России сегодня осталось не так много мест, где конкуренция еще не развита в полной мере, рынок не насыщен, а покупатель не избалован.

В настоящее время развитие ритейла продолжается за счет регионов России, т.к. розничные компании выбрали почти все возможности городов-миллионников и начали осваивать малые города, с населением не менее 100 000 человек. Кто-то, как «Эльдорадо», «Связной», «Беталинк», даже открывает магазины в городах с численностью населения меньше 50 тысяч человек. Многие сети уже вышли за пределы России и открыли собственные или франчайзинговые точки в странах ближнего зарубежья. А некоторые пошли и дальше, например, уже упомянутая выше «Евросеть», открывает свои  точки в городах с населением от 10 000 человек, инвестируя в открытие каждой несколько десятков тысяч долларов. Кроме того, «Евросеть», планирует развиваться далее в густонаселенных азиатских странах.

Все чаще и чаще мы читаем в новостях сообщения о том, что очередная компания начала свою экспансию на рынок Казахстана, Украины, Белоруссии и т.п. Перечисленные три страны наиболее популярны сегодня среди российских ритейлеров. Благосостояние их населения медленно, но растет, рынок предложения практически свободен, а затраты на освоение – сопоставимы с затратами на региональное развитие. Например, Украина замыкает TOP-5 самых интересных для ритейлеров рынков мира (Россия занимает второе место), по версии  консалтинговой компании A. T. Kearney. «У жителей Казахстана деньги есть», — сказала Лиза Хамхоева, исполнительный директор Консорциума «Беркат» (Казахстан), на бизнес-встрече «Бизнес за пределами Москвы»,  — «но на территории страны их тратить негде».

В Казахстане практически отсутствуют федеральные сетевые игроки. В разных районах страны есть разные небольшие сети, но их объем и оборот очень невелики. Поэтому, по мнению Лизы, российские сетевые операторы имеют высокие шансы на успех в этой стране. Главная проблема, которая может помешать стремительному завоеванию рынка, — это отсутствие торговых площадей. Привычным требованиям операторов пока соответствуют только торговые центры «Мега» в городах Астана и Алма-Ата. Но так как на новые, удобные торговые площади есть спрос, то в ближайшее время ожидается строительный бум в этом направлении. Основной казахский покупатель практически не отличается от российского — это женщина от 25 лет и выше. Средняя заработная плата в Алма-Ате составляет $500-800, в то время как в Астане — $250.

«Мы рассматриваем рынок Казахстана как один из наиболее перспективных, — говорит глава «Finn Flare» Ксения Рясова. – Сейчас в Казахстане бурно развивается retail, чему способствуют стабильная политическая обстановка, рост уровня жизни, развитая банковская система и появление престижных торговых центров. Важным аргументом в пользу Казахстана является и тот интересный факт, что местные покупатели очень любят покупать одежду и в основном предпочитают брендированные вещи. Многие известные марки начинают вхождение в Казахстан, и мы планируем вовремя занять свою нишу».

Особо отметим следующий факт. В России ритейлеров ожидают очень сложные кадровые проблемы в связи с грядущим последствием демографического провала 90-х. А это значит, что стоимость персонала будет расти исключительно под влиянием естественно-экономических факторов. В странах СНГ же с рождаемостью все гораздо лучше. В среднем в каждой молодой семье Казахстана по двое — трое детей.

Конечно, розничный рынок СНГ ограничивается своей фрагментацией и неоднородностью. Кроме того, существуют политические и  экономические риски, связанные с открытием этих направлений торговли. В числе таких рисков можно назвать, прежде всего, влияние административного ресурса и недоразвитость инфраструктуры. Но при всем этом рынок СНГ на сегодня является весьма лакомым кусочком для московских ритейлеров.

«Пятерочка», «Перекресток», «Finn Flare», «Вестер», «Модный континент», «Детский мир», «Росинтер Ресторантс Холдинг», «Mango» — все они уже вышли или собираются выйти на этот рынок в ближайшее время.

Большинство российских ритейлеров, представленных сегодня на рынке СНГ — это одежные сети. Но и крупные федеральные игроки ритейла не отстают. Например, сеть «Вестер» в августе 2007 года откроет на территории Казахстана в Караганде свой первый гипермаркет-компакт «Вестер Гипер». В пресс-службе федеральной розничной сети «Вестер» отмечают, что в настоящее время потребность в европейских торговых форматах и высоком качестве обслуживания покупателей наблюдается не только в России, но и в сопредельных государствах. Именно этим и объясняется решение компании о выходе на рынок Казахстана. Согласно планам развития «Вестер» на рынке Казахстана, торговые объекты федеральной сети будут открыты в таких городах, как Астана, Алма-Ата, Кустанай и другие. Компания также предполагает развивать сеть продовольственного ритейла, открывая гипермаркеты «Вестер Гипер» и супермаркеты «Вестер» в Украине и Белоруссии.

Экспансию на рынок СНГ российские компании осуществляют двумя способами: открытие собственных  фирменных магазинов или развитие сети по франчайзингу. В чем плюсы и минусы каждого из этих способов?

Как мы уже писали выше, компанией «Finn Flare» в 2007 году планируется открытие фирменных точек в Казахстане, Белоруссии и Украине. Все магазины будут открыты по франчайзинговой схеме. «Это наиболее оптимальная схема работы с регионами, — говорит начальник департамента франчайзинга и оптовых продаж Finn Flare Людмила Новова. — С нашими партнерами мы работаем по этой схеме с 2003 года и очень довольны результатами. Франчайзинг — готовый бизнес, проверенный и с минимальными коммерческими рисками, который позволяет в короткие сроки получить достаточно существенную отдачу».

Наряду с такими плюсами продвижения в страны СНГ через франчайзинг, как быстрое развитие, меньшие затраты и заботы, повышение общей стоимости компании на рынке, у этого способа есть и свои минусы. Основные из них это: риск, связанный с нарушением положений договора о франчайзинге, меньшая рентабельность, ограниченная возможность контроля, а при резком росте спроса на  ТМ наибольшая выгода окажется у франчайзи. Кроме того, существует риск потери доли рынка и присутствия в регионе в случаи переориентации франчайзи (продажи сети). В плюсах развития через собственные магазины, можно назвать более эффективный, результативный и управляемый процесс, более высокая рентабельность на кв.м., возможность извлекать дополнительную прибыль из имиджевой составляющей. Но этот способ развития требует больших инвестиций, в том числе и на открытие собственного представительства в странах СНГ, при этом у ритейлера нет возможности открыть так же много магазинов, как при развитии франчайзинга.

Поделиться публикацией:
Космическим ценам – космические ценники!

Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Завоевание СНГ: каким путем идти?рынок, Казахстана, СНГ, сети, Вестер, компании, время